Таврический научный обозреватель www.tavr.science
УДК: 793.31
Карпенко В. Н.
к.п.н., профессор
кафедра теории и методики хореографического искусства Белгородский государственный институт искусств и культуры
Скоморохова А. В.
магистрант
кафедра теории и методики хореографического искусства Белгородский государственный институт искусств и культуры
Карпенко И. А.
доцент
кафедра хореографического творчества, Белгородский государственный институт искусств и культуры
СПЕЦИФИКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье рассматривается постановочная работа с детьми дошкольного возраста в танцевальном коллективе. Авторы приходят к выводу о необходимости исполнения игровых элементов, на занятиях хореографией.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, хореография, постановочная работа, упражнения, педагог-хореограф.
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Каждый год тысячи мальчишек и девчонок приходят в хореографические коллективы. Конечно же, это связанно, прежде всего, с необходимостью ребенка в самовыражении, в поиске своей индивидуальности, которые часто проявляются в танцевальном исполнении.
Хореография — это мир красоты, движения, звуков, световых красок, костюмов, мир волшебного искусства. Занятия танцем способствуют физическому развитию детей, формируют правильную осанку, обогащают духовно, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец считается важным источником воспитательных возможностей ребенка.
«Танец развивался вместе с человеком. Человек развивался вместе с танцем, с его основными направлениями. Танец — искусство отражения эмоций и чувств, выражающихся через пластику, в ритме движений. Язык народа так же неповторим, как и его танец» [4, с. 13].
Для обучения хореографическому искусству требуется много лет, так же большое внимание отдается на физические качества ребенка. У педагога-хореографа много правил в работе с детьми дошкольного возраста, но выделяются несколько значимых:
- уделять точному вниманию движений;
- точная речь педагога;
- эмоционально- выразительная;
- игровая форма урока;
- прививать навыки самостоятельности и т. д. [5, с. 21].
В искусстве развиваются все творческие ветви, но музыка и танец взаимосвязаны по многим критериям закономерности. Пластический язык танца настолько конкретен, что можно назвать музыку и танец как одно целое.
Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
В музыке, как правило, должно быть, содержание и характер данного хореографического произведения. Обучая детей дошкольного возраста искусству танца, необходимо параллельно изучать музыкальное воспитание [2, с. 248].
Для того, чтобы ребенок хорошо слышал музыку педагогу-хореографу необходимо проводить с ним ритмические упражнения, которые основываются на «хлопках» по долям такта, далее, задача упражнений усложняется, изменяется ритмический рисунок. При выполнении ритмических упражнений, можно внести игровые элементы. Например, выстраиваем группу детей на две линии: одна линия из девочек, другая из мальчиков. Педагог-хореограф дает для двух команд одно ритмическое движение. Задача команд поочередно наиболее правильно передать ритм, заданный преподавателем. Далее усложняем упражнение, к хлопкам добавляем такие движения как: притопы, повороты, движения рук, головы, плеч. Все ритмические упражнения переходят в танцевальные этюды. А чтобы детям дошкольного возраста было интересно, необходимо вставлять элементы игры и соревнования [6, с. 72].
Дети дошкольного возраста находятся под влиянием улучшения освоения хореографической программы, это дает им изменение в совершенствовании памяти. Механическая память доминирует у детей этого возраста, поэтому они сравнительно быстро запоминают изученный материал. У отдельных детей наоборот, возникают такие затруднения в познавательной деятельности как: не внимательность, плохая память, не уверенность в себе и т.д. К таким детям преподаватель должен применять наиболее тонкий подход, чем к другим. Так же предотвратить эти затруднения у детей дошкольного возраста можно средствами побуждения к развитию логической памяти.
Главная задача у педагога-хореографа состоит в том, чтобы в хореографической деятельности развить у детей дошкольного возраста произвольную внимательность и формирование восприятия «неинтересного» материала путем игрового приема [3, с. 96].
Как мы уже говорили, в основу обучения детей дошкольного возраста необходимо положить игровое начало. Игра на занятии по хореографии не должна быть отдыхом после нелегкой работы, а, наоборот, во время игры должен возникать труд. Танцевальные игры необходимо правильно подбирать, чтобы у ребенка вызывал интерес к работе на занятии. Специфика обучения детей дошкольного возраста средствами хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа — воспитать у детей влечение к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями и пониманию о прекрасном [1, с. 165].
Можно долго рассуждать на тему постановочной работы с детьми дошкольного возраста и задавать множество вопросов о заключении, но нужно начинать с самых простых для ребят заданий. Дошкольный возраст требует воспитания самостоятельности. Они должны сочинять движения или придумывать свои игры. Но не стоит забывать, что ребенок, который пришел не так давно в коллектив, не сможет придумать, что-то новое без накопленных знаний, для этого требуется определенное количество времени.
Не стоит забывать о сложности танцевальных движений и комбинаций, ребенок дошкольного возраста должен как можно быстрее освоить хореографический материл. Задача преподавателя сделать занятие интересным, познавательным и легким, чтобы ребенку было в удовольствие провести время [7, с. 384].
Если дети готовы к исполнению танца на сцене, то педагог-хореограф проходит танец на той площадке, которой будут выступать, чтобы дети не «потерялись» и были подготовлены. Не забываем о родителях, которых необходимо подготовить к первому выступлению их детей. Ведь многие из них ожидают увидеть слишком многого от первых выступлений, а от них зависит немаловажная миссия — поддержка своих детей. Конкурсы необходимы для стимула в танцевальной работе, приучают к самостоятельности и ответственности.
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
От профессионализма педагога-хореографа зависит успех детей в коллективе. Преподавателям, работающим с детьми дошкольного возраста, так же важно знать физиологические, возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Это имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в хореографическом коллективе. Руководителям хореографических коллективов, работающим с детьми дошкольного возраста, так же важно знать физиологические, возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.
Таким образом, на занятиях хореографии, необходимо развивать интерес к занятиям с учетом потребности детей в выражении своих впечатлений в танце. А также важную роль играет воспитание и развитие дошкольников, большое значение имеет личность воспитателя, а также влияние родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят в решающей мере определяют успех воспитания через хореографию.
Литература
1. Дергунов, Н. И. Дошкольный возраст. Учебное пособие / Н. И. Дергунов. — М. : издательство «Академия», 2005. — 245 с.
2. Аркин, Е. А. Дошкольный возраст. Учебное пособие / Е. А. Аркин. — М. : издательство «Физкультура и спорт», 2008.- 220 с.
3. Барышникова, Т. Азбука хореографии. Учебное пособие / Т. Барышникова. — СПб., 2006. — 392 с.
4. Карпенко, В. Н. Народно-сценический танец: монография / В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко, Ж. Багана. — М. : ИНФРА-М, 2016. — 306 с.
5. Пуляева, Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе. Учебное пособие / Л. Е. Пуляева. — Тамбов: издательство «ТГУ им. Г. Р. Державина», 2001. — 80 с.
6. Руднева, С. Д. Ритмика. Учебное пособие / С. Д. Руднева. — М. : издательство «Просвещение», 1972. — 327 с.
7. Тарасов, Н. И. Классический танец. Учебное пособие / Н. И. Тарасов. — СПб. : издательство «Лань», 2005. — 496 с.