Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ'

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативно-речевая активность / коммуникативность / компетентность / безопасность / речевая задача / communicative-speech activity / communicativeness / competence / safety / speech task

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Агеева Елена Львовна, Давыдова Юлия Юрьевна

В данной статье обсуждается актуальность коммуникативно-речевой активности в решении профессиональных задач современной школы и необходимость ее развития в системе подготовки магистров образования. Авторы анализируют многоплановый характер коммуникативно-речевой активности, ее сущность и виды, что позволяет выделить ее функциональные характеристики в контексте обучения безопасности жизнедеятельности. Предлагаемая методика включает три взаимосвязанных этапа: развитие коммуникативно-речевой активности как взаимодействия, как экстериоризации на основе сотрудничества, как интериоризации. Для каждого этапа определены цели, содержание деятельности, формы и методы, промежуточные результаты. Обоснованы уровни коммуникативно-речевой активности: активность воспроизведения; активность интерпретации; творческая активность. Показано, что необходимым условием реализации предлагаемой методики является умение магистрантов решать коммуникативно-речевые задачи описательно-объяснительного и доказательно-убеждающего характера. Представляя целостный процесс развития коммуникативно-речевой активности, разработанная методика способствует раскрытию личностно-профессионального потенциала будущего учителя безопасности жизнедеятельности в сфере межсубъектного взаимодействия на основе речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Агеева Елена Львовна, Давыдова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the relevance of communicative and speech activity in solving professional tasks of a modern school and the need for its development in the system of training masters of education. The authors analyze the multidimensional nature of communicative-speech activity, its essence and types, which allows us to highlight its functional characteristics in the context of life safety training. The proposed methodology includes three interrelated stages: the development of communicative and speech activity as interaction, as exteriorization based on cooperation, as interiorization. For each stage, the goals, the content of the activity, forms and methods, and intermediate results are defined. The levels of communicative and speech activity are substantiated: reproduction activity; interpretation activity; creative activity. It is shown that a necessary condition for the implementation of the proposed methodology is the ability of undergraduates to solve communicative-speech tasks of descriptive-explanatory and evidencebased.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

- в современных условиях каникулярный период отдыха учащихся общеобразовательных школ обладает преимущественным потенциалом для развития творческих личностных качеств подростков, вовлеченных в коллективную созидательно ориентированную хореографическую деятельность, обладающую практически неограниченным ресурсом в аспекте приобщения подростков к творчеству;

- важным методологическим основанием развития творческой активности подростков может явиться интеграционно-деятельностный подход, предусматривающий синтез различных видов танцевального и смежного с ним видов искусств в форме создания системы хореографическо-творческих ситуаций, включенных в план работы летнего танцевального лагеря;

- важными организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими самостоятельное творчество подростковых хореографических коллективов и достижение их членами определенного уровня исполнительского мастерства, являются формирование специфической воспитательной среды летних танцевальных лагерей, а также обязательное использование элементов игровой деятельности при подготовке и демонстрации танцевальных номеров.

Литература:

1. Буянова, А.Ю. Педагогическая проблема развития творческой активности дошкольников в художественной игре / А.Ю. Буянова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. -2015. - № 1 (3). - С. 66-69

2. Виноградова, Н.В., Киселева Е.А. Творчество в науке и в искусстве: единство в гармонии / Н.В. Виноградова // Евразийский юридическийжурнал,-2020,-№ 12(151).-С. 510-511

3. Дмитриева, A.B. Теоретико-методологические основы развития творческой активности детей /A.B. Дмитриева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 24. - № 181. - С. 120-127

4. Ефимова, Н.Г. От концепции творчества к педагогике творчества / Н.Г. Ефимова // Научное образование. - 2020. -№ 1 (6).-С. 61-65

5. Кипурова, С.Н. К вопросу о развитии творческой активности старшеклассников / С.Н. Кипурова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. -2023. -№ 2. - С. 27-29

6. Мишина, Т.В. Досуговые формы воспитательной деятельности в танцевальном лагере / Т.В. Мишина // Образование и проблемы развития общества. - 2022. - № 3 (20). - С. 50-53

7. Протченко, Е.В. Игра как средство воспитания и перевоспитания детей и подростков / Е.В. Протченко // Научный альманах. -2019. - № 11-1 (61).-С. 188-190

8. Семёнов, С.Н. Проблемы философии творчества на VIII российском философском конгрессе / С.Н. Семёнов // Вестник Российского философского общества. - 2022. - № 3-4 (101-102). - С. 226-234

9. Судакова, М.В. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии / М.В. Судакова // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - № 5-6 (63). - С. 466-468

10. Титова, А.Ю. Летний танцевальный лагерь как предпосылка развития танцевальных способностей детей и подростков / А.Ю. Титова // Педагогика и просвещение. - 2016. - № 3. - С. 313-316

11. Шевченко, Е.П. Методы развития творческой индивидуальности подростков в хореографии / Е.П. Шевченко // Гуманитарный научный вестник. - 2020. - № 6. - С. 169-175

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Агеева Елена Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Давыдова Юлия Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Аннотация. В данной статье обсуждается актуальность коммуникативно-речевой активности в решении профессиональных задач современной школы и необходимость ее развития в системе подготовки магистров образования. Авторы анализируют многоплановый характер коммуникативно-речевой активности, ее сущность и виды, что позволяет выделить ее функциональные характеристики в контексте обучения безопасности жизнедеятельности. Предлагаемая методика включает три взаимосвязанных этапа: развитие коммуникативно-речевой активности как взаимодействия, как экстериоризации на основе сотрудничества, как интериоризации. Для каждого этапа определены цели, содержание деятельности, формы и методы, промежуточные результаты. Обоснованы уровни коммуникативно-речевой активности: активность воспроизведения; активность интерпретации; творческая активность. Показано, что необходимым условием реализации предлагаемой методики является умение магистрантов решать коммуникативно-речевые задачи описательно-объяснительного и доказательно-убеждающего характера. Представляя целостный процесс развития коммуникативно-речевой активности, разработанная методика способствует раскрытию личностно-профессионального потенциала будущего учителя безопасности жизнедеятельности в сфере межсубъектного взаимодействия на основе речевой деятельности.

Ключевые слова: коммуникативно-речевая активность, коммуникативность, компетентность, безопасность, речевая задача.

Annotation. This article discusses the relevance of communicative and speech activity in solving professional tasks of a modern school and the need for its development in the system of training masters of education. The authors analyze the multidimensional nature of communicative-speech activity, its essence and types, which allows us to highlight its functional characteristics in the context of life safety training. The proposed methodology includes three interrelated stages: the development of communicative and speech activity as interaction, as exteriorization based on cooperation, as interiorization. For each stage, the goals, the content of the activity, forms and methods, and intermediate results are defined. The levels of communicative and speech activity are substantiated: reproduction activity; interpretation activity; creative activity. It is shown that a necessary condition for the implementation of the proposed methodology is the ability of undergraduates to solve communicative-speech tasks of descriptive-explanatory and evidence-

Key words: communicative-speech activity, communicativeness, competence, safety, speech task.

Введение. Одним из ведущих факторов успешного решения профессионально-педагогических задач в современной школе является коммуникативно-речевая активность учителя. Особенность профессиональной коммуникативно-речевой активности состоит в том, что она проявляется в педагогической деятельности и представляет собой своего рода «ценностный способ моделирования и самоосуществления личностью деятельности, общения и поведения» (Л.Н. Коган). Особенности педагогической деятельности состоят в постоянном межсубъектном взаимодействии, разнообразном общении, диалоге в динамически меняющихся условиях образовательного процесса. Коммуникативно-активная речевая деятельность отражает уровень профессиональной компетентности педагога и является его базовой характеристикой. В этой связи актуализируется проблема совершенствования коммуникативно-речевой активности на этапе подготовки магистров образования. Выпускники должны понимать ее значение и смысл в личностно-профессиональном становлении, демонстрировать свободное владение коммуникативными и речевыми навыками, желание и готовность активно и творчески участвовать в учебно-воспитательном процессе. Проведенный анализ научной литературы (З.С. Зюкина, Э.И. Ибрагимова, А.И. Крупнов. А.П. Прядин, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Р.Т. Фульга) [3, 7] показал достаточно высокий уровень исследований данной проблемы, позволил уточнить интегративную сущность ключевого понятия (Н.С. Александрова, O.A. Петушкова) [1]. Применительно к говорению, коммуникативно-речевая активность трактуется как свойство личности, которое проявляется в стремлении осуществить речевую деятельность на уровне имеющихся коммуникативных возможностей (А.И. Крупнов и А.П. Прядин). Специфика коммуникативно-речевой активности раскрывается в работах З.С. Зюкиной с позиций: а) проявления волевых усилий и одновременной внутренней готовности человека действовать соответственно конкретной коммуникативно-речевой ситуации; б) динамического интегрального личностного свойства, способного изменить свой характер от воспроизводящего до творческого [2]. В.В. Кузнецова исследует данную проблему в логике культурологического подхода и обосновывает необходимость формирования коммуникативно-речевой культуры на этапе обучения в педвузе[8]. Мы, разделяя позицию Н.Г. Марковой и А.И. Ишимовой, состоящую в обосновании важности рассмотрения коммуникативности учителя как базового компонента профессиональной деятельности и требования профессионального стандарта[9], раскрывали вопросы педагогического взаимодействия при обучении безопасности жизнедеятельности [4, 6]. Вслед за авторами, полагаем также, что эффективность педагогической деятельности определяется содержанием «коммуникативного портрета» будущего учителя, способного выстраивать объект-субъектные и субъект-субъектные отношения в процессе решения педагогических задач. Исследование проблемы развития коммуникативно-речевой активности осуществляется нами на примере образования в области безопасности жизнедеятельности, имеющем в современных условиях исключительно важное и стратегическое значение. Глубокие общественные преобразования сопровождаются угрозами и чрезвычайными ситуациями, разрешение которых возможно лишь на основе объединения общих усилий, путем широкой коммуникации и диалога.

Профессионально-педагогическая коммуникативно-речевая активность обладает сложностью и динамичностью, что делает необходимым ее изучение как многостороннего педагогического явления.

Цель нашего исследования заключалась в анализе интегративной сущности понятия коммуникативно-речевой активности и разработки методики ее развития у магистров образования в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина.

Изложение основного материала статьи. В решении проблемы исследования мы опирались на систему подготовки магистров образования по профилю «Безопасность образовательных систем». В нашем понимании коммуникативно-речевая активность, как важная составляющая профессиональной компетентности педагога, означает способность и готовность к деятельности, обеспечивающей эффективное межсубъектное взаимодействие в образовательном пространстве с целью решения актуальных педагогических задач. Многогранность определяет ее полифункциональный характер, проявляющийся в умении идентифицировать обучающегося, выстраивать позитивные отношения со всеми субъектами образования, проектировать и осуществлять целостный учебно-воспитательный процесс в комфортной обучающей среде. Коммуникативно-речевая активность выступает важнейшим средством информационного обмена и формирования когнитивного компонента усвоения содержания образования [10]. Благодаря применению нестандартных проблемных ситуаций, особых информационных и выразительных приемов, образно-эмоциональной окраски речевого высказывания у обучающихся формируется мотивация к изучению материала, создается благоприятная для учебной деятельности образовательная среда [5]. Убежденность и доказательность объяснений и аргументаций в необходимости обеспечения безопасности служит установкой к созидательному творческо-практическому межсубъектному взаимодействию, анализу его процесса и результатов. По типам коммуникативных установок, способу участия партнеров, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие, осваиваемые магистрами, жанры: эвристическая беседа, рассказ, история, предложение, инструктаж, спор, совет по защите от угроз и рисков, дневник безопасного поведения.

Выстроенная нами этапность развития коммуникативно-речевой активности у магистров представляет собой своеобразный образовательный вектор, способствующий профессиональному саморазвитию личности будущего учителя. В ходе последовательного продвижения по этапам раскрывается личностно-профессиональный потенциал магистранта в отношении осознания смысла и моделирования профессионального общения, способности к решению речевых задач.

Выделено и обосновано три этапа: 1) коммуникативно-речевая активность как взаимодействие; 2) коммуникативно-речевая активность как экстериоризация на основе сотрудничества; 3) коммуникативно-речевая активность как интериоризация. Цель первого этапа «взаимодействие» состоит в достижении у магистрантов мотивации в необходимости и важности взаимной активности посредством согласованной деятельности по решению общих проблем, достижению совместных целей. Важно уяснить ценностно-целевые и смысловые аспекты предстоящей деятельности, состоящие в понимании диалога при обсуждении вопросов безопасности как важнейшей национальной и личностной ценности. При этом акцент делается на индивидуальный подход, предстоящее диалогическое и творческое общение участников, ключевыми моментами которого являются взаимопознание, взаимоотношение, взаимовлияние, взаимные активные действия. Цель второго этапа «экстериоризация» включает магистрантов в совместную творческую деятельность по решению педагогической задачи, организованную на основе сотрудничества, взаимопонимания, уважения, допустимости ошибок и заблуждений, совместным анализом достижений и неудач. В этом случае созданные и оформленные в речевое высказывание индивидуальные мысленные конструкции, предложения, идеи, размышления обсуждаются, формируя зримый образ решения задачи. Происходит переход внутренних (мысленных) действий во внешний план, выражаемый в социальном взаимодействии, технологической карте урока, проекте внеурочного мероприятия, сценария игры, алгоритмов безопасного поведения. Объединяющим стержнем выступает актуальная конкретная профессиональная задача по обеспечению безопасности образовательных систем, в решении приветствуются открытые дискуссии по укрупненным блокам учебного материала, использование современных коммуникативных методов и форм обучения. Цель третьего этапа «интериоризация» заключается в выработке собственного профессионального стиля и способов построения речевой коммуникации на основе усвоения опыта предыдущей социально-педагогической деятельности, сформированного

субъектного опыта. Происходит личностный и профессиональный рост посредством формирования новых качеств и свойств, вырабатывается индивидуальный профессиональный подчерк, способность к саморефлексии.

В соответствии с выделенными этапами и видами рассматриваются уровни коммуникативно-речевой активности: 1) активность воспроизведения; 2) активность интерпретации; 3) творческая активность. Коммуникативно-речевая активность воспроизведения означает осознание, воспроизведение учебного содержания на репродуктивном уровне, выполнение типовых профессионально-педагогических задач по образцу. Данный начальный уровень отличает ситуативное желание и потребность магистранта в овладении компетенциями в области межличностного взаимодействия. При этом, обучающийся не в полной мере владеет арсеналом педагогических средств и способов в убеждении необходимости изучения безопасности жизнедеятельности, организации деятельности школьников на уроках и во внеурочное время, групповых занятий по освоению знаний и способов обеспечения безопасности. Затрудняется в поисках выхода из сложных ситуаций, проведении рефлексии. Коммуникативно-речевая активность интерпретации характеризуется пониманием и объяснением смысла предстоящей работы и ее многоплановости, возможностями применения усвоенных отношений знаний, навыков в новых ситуациях педагогического взаимодействия в. Выявляются новые аспекты моделируемых взаимодействий, причины и следствия, возможности выхода из затруднений путем переговоров, диалога, совместной рефлексии, ориентации на сотрудничество. Творческая коммуникативно-речевая активность отражает инициативность магистров в видении и самостоятельном поиске решения актуальных профессиональных педагогических проблем на базе сформированного субъектного опыта. Проявляется в доброжелательности, позитивности, изобретательности использования коммуникативных методов и форм, индивидуальных нестандартных решений, эффективной рефлексии.

Условием успешного развития коммуникативно-речевой активности в магистерском образовании служит умение решать коммуникативно-речевые задачи описательно-объяснительного и доказательно-убеждающего характера. Как модель монологического общения, образное описание опасностей и способов защиты от них проявляется в виде рассказа, истории, инструкции. Основная функция объяснений состоит в исследовании закономерностей, характерных особенностей, причинно-следственных связей проявления опасностей, возможностей их эффективного изучения. Осваивается в процессе эвристических бесед, групповых дискуссий, круглых столов, вебинаров. Объяснения связаны с доказательствами речевых высказываний, при которых необходимы весомые аргументы правоты высказываемых суждений. Освоение последовательности: тезис-аргумент- иллюстрация необходимы для убедительности своей точки зрения и формирования устойчивых взглядов, обеспечивающих личностно-профессиональную мировоззренческую позицию и культуру безопасного поведения.

Выводы. Развитие коммуникативно-речевой активности у магистров образования рассматривается нами как системный процесс, направленный на решение актуальных профессионально-педагогических задач современной школы. Исследованием подтверждено, что коммуникативно-речевая активность представляет собой сложное и многомерное явление, интегрирующее личностные, коммуникативные, речевые, научно-практические аспекты, и связано с профессиональной компетентностью педагога в сфере обучения безопасности жизнедеятельности. Предлагаемая нами методика, построенная на последовательном прохождении соответствующих этапов, способствует развитию коммуникативно-речевой активности будущего учителя. Овладение субъектным опытом в сфере построения взаимодействий в учебно-воспитательном процессе по безопасности педагог способен создавать комфортную эмоционально-положительную среду и проектировать эффективные модели общения в образовательном пространстве.

Литература:

1. Александрова, Н.С. Ретроспективный анализ понятия коммуникативно-речевой активности дошкольников в психолого-педагогических исследованиях / Н.С. Александрова, O.A. Петушкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/retrospektivnyy-analiz-ponyatiya-kommunikativnO" rechevoy-aktivnosti-doshkolnikov-v-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 05.11.2023)

2. Зюкина, З.С. Повышение коммуникативно-речевой активности будущего педагога в условиях дистанционного образования / З.С. Зюкина // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2022. - Т. 11. - № 5. - С. 29-36

3. Ибрагимова, Э.И. Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования / Э.И. Ибрагимова. - Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. - С. 121-124. -URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13328/ (дата обращения: 05.11.2023)

4. Камерилова, Г.С. Коммуникативная компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности: монография / Г.С.Камерилова, М.А. Картавых, И.В. Прохорова. - М.:ФЛИНТА, 2017. - 212 с.

5. Камерилова, Г.С. Культурно-экологическая образовательная среда вуза в системе личностно-профессионального становления выпускника / Г.С.Камерилова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 254. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6776 (дата обращения: 24.10.2023)

6. Kartavykh, М.А. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers / M.A. Kartavykh, G.S. Kamerilova, B.L. Ageeva, I.A. Gordeeva, N.I. Astashina, Б.М. Ruban. -Bspacios. - 2018. - 39 (29). - 7 p.

7. Козырова, A.A. Коммуникативно-речевые способности учащихся / A.A. Козырова II Вестник КазГУКИ. - 2010. -№2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kommunikativno-rechevye-sposobnosti-uchaschihsya (дата обращения: 05.11.2023)

8. Кузнецова, В.В. Коммуникативно-речевая культура учителя и педагогическая этика / В.В. Кузнецова // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 6 (часть 1) - С. 58-60

9. Маркова, Н.Г. Формирование коммуникативной компетентности будущего педагога как индикатора успешной профессиональной деятельности / Н.Г. Маркова, А.И Ишимова // СНВ. - 2022. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-buduschego-pedagoga-kak-indikatora-uspeshnoy" professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 05.11.2023)

10. Маркова, С.М. Методика исследования содержания профессионального образования / С.М. Маркова, А.К. Наркозиев//Вестник Мининского университета,-2019. - T. 7.-№ 1.-URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2 (дата обращения: 13.11.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.