Научная статья на тему 'РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ'

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

592
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ксенофонтова Алла Николаевна

В статье представлено теоретическое обоснование концептуальных позиций педагогической теории речевой деятельности, выступающей смыслообразующим ядром профессионально-педагогического общения. Проведенное исследование и опыт профессиональной деятельности позволили выделить в статье три типа педагога, представленных в контексте образовательного дискурса профессионально-педагогического общения (традиционный, современный, будущий). Представлена содержательно-логическая связь между данными типами образовательного дискурса и формами речевой деятельности (монолог, диалог, полилог). Доказано, что речевая деятельность в профессионально-педагогическом общении является основным инструментарием деятельности педагога, совершенствование и развитие которого зависит от уровня коммуникативной культуры. Статья раскрывает содержание речевого взаимодействия в профессионально-педагогическом общении в матрице речевого общения «педагог-ученик». Представленные группы речевых умений, уровни взаимодействия и речевые ситуации способствуют развитию речевой деятельности и достижению межсубъектного взаимодействия в образовательном процессе. Автором доказано, что содержание профессионально-педагогического общения зависит, прежде всего, от качественных характеристик речи: ясность, точность, выразительность, богатство, правильность, эмоциональность, образность, логичность. В статье описаны вербальные и невербальные аспекты профессионально-педагогического общения, на основе которых сделан вывод о структуре и содержании данного процесса: аксиологический, неологический, эргологический, деонтологический компоненты. Особое внимание автором уделено интегративной характеристике педагога - «ассертивность», представлена его сущностная характеристика. Распределены по группам стили профессионально-педагогического общения (педагог-Сократ, руководитель групповой дискуссии, педагог-мастер, педагог-генерал, педагог-менеджер, педагог-тренер, педагог-гид). На основе анализа личного научного и профессионального опыта в статье определено, что полемический диалог выступает одним из наиболее эффективных способов организации профессионально-педагогического общения. В результате исследования предложены варианты успешных практик профессионально-педагогического общения (убеждающего, экспрессивного и суггестивного).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH ACTIVITY IS THE BASIS OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMMUNICATION

The article presents a theoretical substantiation of the conceptual positions of the pedagogical theory of speech activity, which is the semantic core of professional pedagogical communication. The conducted research and the experience of professional activity made it possible to distinguish in the article three types of a teacher, presented in the context of the educational discourse of professional and pedagogical communication (traditional, modern, future). The content-logical connection between these types of educational discourse and forms of speech activity (monologue, dialogue, polylogue) is presented. It has been proved that speech activity in professional pedagogical communication is the main toolkit of a teacher's activity, the improvement and development of which depends on the level of communicative culture. The article reveals the content of speech interaction in professional pedagogical communication in the matrix of speech communication "teacher-student". The presented groups of speech skills, levels of interaction and speech situations contribute to the development of speech activity and the achievement of intersubjective interaction in the educational process. The author has proved that the content of professional-pedagogical communication depends, first of all, on the qualitative characteristics of speech: clarity, accuracy, expressiveness, wealth, correctness, emotionality, imagery, consistency. The article describes the verbal and non-verbal aspects of professional-pedagogical communication, on the basis of which a conclusion is made about the structure and content of this process: axiological, neological, ergological, deontological components. The author pays special attention to the integrative characteristic of the teacher - "assertiveness", presents his essential characteristics. Styles of professional and pedagogical communication are divided into groups (teacher-Socrates, head of group discussion, teacher-master, teacher-general, teacher-manager, teacher-trainer, teacher-guide). Based on the analysis of personal scientific and professional experience, the article determines that polemic dialogue is one of the most effective ways of organizing professional and pedagogical communication. As a result of the research, variants of successful practices of professional-pedagogical communication (persuasive, expressive and suggestive) were proposed.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

Теория и методика профессионального образования Theory and methodology of professional education

Научная статья

УДК 378

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-42-55

Алла Николаевна Ксенофонтова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ОГПУ») г. Оренбург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7167-2897 e-mail: kafpvsh@mail.ru

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация: В статье представлено теоретическое обоснование концептуальных позиций педагогической теории речевой деятельности, выступающей смыслооб-разующим ядром профессионально-педагогического общения. Проведенное исследование и опыт профессиональной деятельности позволили выделить в статье три типа педагога, представленных в контексте образовательного дискурса профессионально-педагогического общения (традиционный, современный, будущий). Представлена содержательно-логическая связь между данными типами образовательного дискурса и формами речевой деятельности (монолог, диалог, полилог). Доказано, что речевая деятельность в профессионально-педагогическом общении является основным инструментарием деятельности педагога, совершенствование и развитие которого зависит от уровня коммуникативной культуры. Статья раскрывает содержание речевого взаимодействия в профессионально-педагогическом общении в матрице речевого общения «педагог-ученик». Представленные группы речевых умений, уровни взаимодействия и речевые ситуации способствуют развитию речевой деятельности и достижению межсубъектного взаимодействия в образовательном процессе. Автором доказано, что содержание профессионально-педагогического общения зависит, прежде всего, от качественных характеристик речи: ясность, точность, выразительность, богатство, правильность, эмоциональность, образность, логичность. В статье описаны вербальные и невербальные аспекты профессионально-педагогического общения, на основе которых сделан вывод о структуре и содержании данного процесса: аксиологический, неологический, эргологический, деонтологический компоненты. Особое внимание автором уделено интегративной характеристике педагога - «ассертивность», представлена его сущностная характеристика. Распределены по группам стили профессионально-педагогического общения

(педагог-Сократ, руководитель групповой дискуссии, педагог-мастер, педагог-генерал, педагог-менеджер, педагог-тренер, педагог-гид). На основе анализа личного научного и профессионального опыта в статье определено, что полемический диалог выступает одним из наиболее эффективных способов организации профессионально-педагогического общения. В результате исследования предложены варианты успешных практик профессионально-педагогического общения (убеждающего, экспрессивного и суггестивного).

Ключевые слова: речевая деятельность, речевое общение, речевое взаимодействие, коммуникативная культура, профессионально-педагогическое общение, профессиональная коммуникация, речевые умения, полемический диалог

Для цитирования: Ксенофонтова А.Н. Речевая деятельность - основа профессионально-педагогического общения. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том3 № 6. с. 42-55

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-42-55 Original article

Ksenofontova Alla Nikolaevna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Orenburg State Pedagogical University" (FGBOU VO "OGPU")

Orenburg, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7167-2897 e-mail: kafpvsh@mail.ru

SPEECH ACTIVITY IS THE BASIS OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Abstract: The article presents a theoretical substantiation of the conceptual positions of the pedagogical theory of speech activity, which is the semantic core of professional pedagogical communication. The conducted research and the experience of professional activity made it possible to distinguish in the article three types of a teacher, presented in the context of the educational discourse of professional and pedagogical communication (traditional, modern, future). The content-logical connection between these types of educational discourse and forms of speech activity (monologue, dialogue, polylogue) is presented. It has been proved that speech activity in professional pedagogical communication is the main toolkit of a teacher's activity, the improvement and development of which depends on the level of communicative culture. The article reveals the content of speech interaction in professional pedagogical communication in the matrix of speech communication "teacher-student". The presented groups of speech skills, levels of interaction and speech situations contribute to the development of speech activity and the achievement of intersubjective interaction in the educational process. The author has proved that the content of professional-pedagogical communication depends, first of all, on the qualitative characteristics of speech: clarity, accuracy, expressiveness, wealth, correctness, emotionality, imagery, consistency. The article describes the verbal and non-verbal aspects of professional-pedagogical communication, on the basis of which a

conclusion is made about the structure and content of this process: axiological, neologi-cal, ergological, deontological components. The author pays special attention to the integrative characteristic of the teacher - "assertiveness", presents his essential characteristics. Styles of professional and pedagogical communication are divided into groups (teacher-Socrates, head of group discussion, teacher-master, teacher-general, teacher-manager, teacher-trainer, teacher-guide). Based on the analysis of personal scientific and professional experience, the article determines that polemic dialogue is one of the most effective ways of organizing professional and pedagogical communication. As a result of the research, variants of successful practices of professional-pedagogical communication (persuasive, expressive and suggestive) were proposed.

Keywords: speech activity, speech communication, speech interaction, communicative culture, professional pedagogical communication, professional communication, speech skills, polemical dialogue

For citation: Ksenofontova A.N. Speech activity is the basis of professional and pedagogical communication. Pedagogy: history, prospects. 2020. Volume№ 3. No. 6. Pp 42-55 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-42-55 (In Russ.)

Коммуникативное пространство профессионально-педагогического сообщества в отечественной системе образования на сегодняшний день подвержено изменениям в соответствии с социокультурными и государственными тенденциями модернизации педагогической науки и образовательной практики. Современное открытое сетевое общество «потребителей информации» актуализирует необходимость решения вопросов доступности и вариативности коммуникации и общения, взаимодействия и интеракции в удобном и пространстве и формате. Особо значимым аспектом активизации эффективных коммуникативных процессов в образовании выступает профессионально-педагогическое общение.

Педагогическая профессия обусловливает потребность в непрерывном общении субъектов образования. Речевая деятельность педагога - это основной инструмент педагогической деятельности. Речевой образ педагога (коммуникативный потрет) строится исходя из образовательного дискурса, представляющего собой образцы, средства, атрибутику, образующую целостное представление педагога. Образовательный дискурс педагога подвержен традиционным укладам и государственной политике страны. Условно можно разделить образовательный дискурс на традиционный, современный и перспективный (будущий).

Педагог традиционного образовательного дискурса представляется в академическом классическом стиле, авторитарным, строгим. Основной атрибутикой педагога выступают мел, указка, книги, плакаты на стенах. Эмоционально сдержанная речевая деятельность педагога включает в себя языковые средства воздействующего типа, воспитательный компонент профессионально-педагогической деятельности преобладает над дидактическим. Педагог реализует репродуктивный тип взаимодействия с учеником, транслирует готовые знания, делает акцент на аудиальной подаче учебной информации. В данном образовательном дискурсе профессионально-педагогическое общение представлено монологической формой речевой деятельности: педагог излагает материал, делает

выводы, обобщает коллективные беседы, результаты проведенных студентами опытов и наблюдений.

Педагог современного образовательного дискурса более раскрепощенный, демократичный, свободный в поведении (в рамках педагогической культуры). Основной атрибутикой выступают информационные технологии: смарт-доска, компьютер или ноутбук, лазерная указка, интерактивная доска, проектор и другое мультимедийное оборудование. Современный педагог при построении речевой деятельности акцентирует внимание на визуальном сопровождении: раздаточные материалы, презентации, видео и фото сопровождение речи. В профессионально-педагогической деятельности применяет активные методы обучения, разнообразие дидактических материалов, инновационные формы взаимодействия с обучающимся. Основной формой речевой деятельности у педагога современного образовательного дискурса выступает диалог: педагог задает вопросы, комментирует ответы, дополняет, раздвигая границы ответа, расширяя круг познания.

Педагог будущего кардинально отличается от традиционного и современного образовательного дискурса, поскольку происходящие в образовательной системе изменения носят прогрессивный и динамичный характер. Актуализация цифровизации в России предопределила необходимость в организации и построении новой образовательной среды, развитии новых ключевых качеств педагога, смену образа педагога и обучающегося в условиях трехмерного виртуального образовательного пространства. Педагог будущего - это искусственный интеллект, роботизация, объективность, виртуальная реальность. Погружение образовательной системы в цифровую среду приводит к кардинальной смене образа педагога и ученика, стиля взаимодействия, условий образования и результатов учебной деятельности. Речевая деятельность педагога в профессионально-педагогическом общении организуется в форме полилога(общение нескольких участников).

Речевая деятельность в образовательном дискурсе выступает связующим звеном во взаимодействии с обучающимся, поскольку за счет речевого общения происходит организация совместной деятельности в учебном процессе. Речевая деятельность - это особая специфическая человеческая деятельность, которая выступает определенной формой отношений человека к миру, в которой выражено целенаправленное изменение, преобразование его в интересах людей.

Педагог отбирает содержание учебного материала, управляет процессом обучения, корректирует деятельность обучающихся (индивидуально и коллективно), используя определенные языковые средства. Речевая деятельность во всех трех типах образовательного дискурса выступает основным средством воздействия на обучающегося. Педагог строит свою речевую деятельность через це-леполагание, организацию действий, доведение деятельности до конечного результата. При этом он раскрывает обучающимся цель речевой деятельности, предоставляет ученикам возможность овладения речевыми умениями, поддерживает и сопровождает благоприятное протекание речевой деятельности обучающихся.

Качеством, характеризующим успешность профессионально-педагогического общения, выступает коммуникативная культура педагога, развитие и совершенствование которой базируется на концептуальных основаниях становления языковой личности. Коммуникативная культура рассматривается через совокупность культурообразующих компонентов. Первым среди них является эмоциональная культура, или культура чувств, представляющая собой адек-

ватное реагирование на окружающую действительность. Второй компонент коммуникативной культуры - это культура мышления, предстающая в виде специфических форм познавательной деятельности, направленной на восприятие и порождение текстов, соответствующих замыслу и достоверно отражающих действительность. Законы построения речевых произведений, средства и формы их предъявления, способы извлечения информации и т.п., издавна разрабатывавшиеся в рамках риторики, логики, не должны оставаться за пределами содержания школьного и вузовского образования. Третий компонент коммуникативной культуры - культура речи, являющаяся объектом изучения языкознания, предметом вузовского и частично школьного обучения.

В педагогической теории речевой деятельности сформированы три группы речевых умений, которые взаимообусловлены с уровнями взаимодействия в системе «педагог - ученик» (табл.1). Исследовательский уровень взаимодействия «педагог - ученик» (межсубъектное взаимодействие) является наиболее эффективным и сложным при реализации познавательных задач и организации высокого уровня речевого общения [1].

Таблица 1 - Матрица речевого общения «педагог - ученик» Table 1 - matrix of speech communication "teacher-student»

Группы речевых умений Система взаимодействия Речевая ситуация

Речевые умения «восприятия» Репродуктивный уровень взаимодействия Система воздействий субъекта (педагога) наобъекта (обучающегося), где ученик выступает в роли объектов, воспринимающих информацию и выполняющих роль деятельност-ных исполнителей Ситуации, способствующие пониманию содержания учебного материала и адекватного восприятия информации

Речевые умения «выражения» Частично-поисковый уровень взаимодействия Система воздействия субъекта на объект, где позицию субъекта занимает ученик, а педагог находится в положении объекта его наблюдений, анализа его действий, подражая способу мышления, внешним проявлениям и т.д. При этом педагог не утрачивает своих функций. Ситуации, связанные с эмоциональным восприятием и обогащением экспрессивных сторон речевой деятельности

Речевые умения «воздействия» Исследовательский уровень взаимодействия Система взаимодействия, в которой происходит «синхронизация внутреннего мира общающихся сторон» при сохранении своеобразия решений каждой их них. Ситуации, способствующие обогащению словарного запаса, выражению собственной точки зрения, аргументации, доказательной практики.

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.

Речевая деятельность в педагогическом процессе, с нашей точки зрения, представляет собою совокупность процессов ее восприятия, выражения и воздействия, обеспечивающих познание и общение, способствующих выражению отношений, участвующих в становлении школьника как ее субъекта и определяющих позицию участников деятельности; в более широком смысле речевая деятельность - это форма жизнедеятельности человека, проникающая в его образ жизни, поведение и в любую деятельность.

Речевые умения «восприятия» - это действия по наблюдению за логикой изложения собеседника, соотнесению услышанного с приобретением знаний, осмыслению речевых форм, связыванию конкретных фактов с выводами.

Речевые умения «выражения» - это действия логического и системного изложения содержания, точности выражения - адекватности слова и мысли, ясности изложения, способствующих пониманию речи собеседника, правильности произношения, речевой выразительности (образности, эмоциональности).

Речевые умения «воздействия» - это действия, связанные с воздействующей функцией речи, складываются из ряда таких умений-приемов, как умение размышлять вслух, задавать вопросы, возражать, утверждать свою точку зрения, выражать свое отношение, доказывать и т.д.

Для профессионально-педагогического общения наиболее значимыми выступают речевые умения «воздействия», поскольку с помощью них происходит процесс целенаправленного воздействия на личность обучающегося с целью его изменения. При этом, речевые умения педагога обладают определенной характеристикой, которая раскрывает мастерство профессионально-педагогического общения [2]. Наиболее значимыми качествами педагогической речевой деятельности выступают: ясность, точность, выразительность, богатство словарного запаса, правильность, эмоциональность, образность, логичность содержания.

Содержательность речевой деятельности педагога в профессионально-педагогическом общении зависит, прежде всего, от общественной, научной или художественной ценности информации, ее содержания, а также от способности педагога к речевому общению[3, 4]. Понятность речевой деятельности педагога зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от отношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, знаний и интересов участников речевого общения, с другой. Наиболее понятна та речевая деятельность, которая по содержанию близка интересам и жизненным потребностям всех участников речевого общения. Значимым аспектом профессионально-педагогического общения выступает выразительность речевой деятельности педагога. Она определяется тем, насколько языковая форма речи соответствует ее содержанию, насколько речь обращена к участникам речевого общения и насколько учтены условия (среда речевого общения). Соответствие языковой формы речи ее смысловому содержанию означает нахождение правильных интонаций, правильного членения потока речи на периоды, периодов на фразы, фраз на синтагмы, означает также поиски и нахождение нужных слов, синтаксических структур и стилистических особенностей речи. Всеми этими языковыми признаками и отличается устная речь педагога [5, 6]. Обращенность речи к участникам речевого общения достигается тем, что педагог отдает себе отчет в том, в какой обстановке он говорит, с какой задачей, к кому направлена его речь, каково его собственное положение или отношение к участникам, наконец, что же собственно он сообщает.

Профессионально-педагогическое общение, как и любой вид общения в целом, состоит из вербальной и невербальной формы. Вербальная форма профессионально-педагогического общения включает в себя три составляющих: профессиональная речь (общение посредством предметных терминов в форме монолога или диалога), письменное общение (передача речевой информации в тетрадях, дневниках, журналах (от руки), создание учебного материала на компьютере, образовательное взаимодействие по электронной почте и в мессенджерах) и внутреннее (внутренний диалог, формирование мыслей, планирование занятия, про-говаривание учебной информации). Невербальная форма профессионально-педагогического общения представлена, прежде всего, жестами, мимикой и позами педагога во время проведения занятия или выступления перед коллегами. Кроме того, важными аспектами невербального общения являются: визуальное восприятие (внешний вид, пол, возраст, выражение лица - первое впечатление на аудиторию или собеседника), акустическое невербальное восприятие (оценка голоса: ритм, тембр, громкость, яркость, паузы, слова-паразиты), подвижность (оживление восприятия).

Профессионально-педагогическое общение включает в себя четыре составляющих, раскрывающих его сущность с позиции педагога - мастера речевого высказывания.

Аксиологический компонент предполагает устойчивую мотивацию педагога к речевому общению, совершенствованию речевой деятельности, развитию речевых умений у обучающихся, организации дискуссий, бесед, дебатов на занятиях. Ценностное отношение педагога к речи в данном компоненте предполагает сформированность ценностных установок в форме профессионально значимых ценностей педагогического общения: Общение, Речь, Человек, Язык. Исходя из основ педагогической аксиологии, следует понимать взаимосвязь профессиональной мотивации педагога и ценностного отношения к общению: чем выше профессиональный мотив, тем устойчивее и осознаннее ценностный мир профессионально-педагогического общения.

Неологический компонент профессионально-педагогического общения предполагает наличие определённого комплекса знаний в области лингвистики, филологии, культуры речи, психологии, ораторского мастерства, искусства публичных выступлений. Стержневым знанием профессионально-педагогического общения выступают предметные знания, показывающие уровень владения учебным материалом, профессиональное мастерство педагога, профессиональный кругозор. Профессиональные знания включают в себя педагогические (образовательные, воспитательные и дидактические) знания: принципы обучения и воспитания, функции, способы организации образовательного процесса. Общий кругозор педагога также является неотъемлемой частью успешного профессионально-педагогического общения: начитанность, владение междисциплинарной информацией, связь теории с практикой и др.

Эргологический компонент профессионально-педагогического общения предполагает организацию взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса (учениками, родителями, коллегами, партнерами). Речевая деятельность в данном компоненте реализует принцип постепенного усложнения языковых средств, на основе которого происходит изменение характера речевой деятельности, а вместе с тем меняется позиция объекта на позицию субъекта (активного деятеля).

Деонтологический компонент профессионально-педагогического общения связан с базовыми качествами педагога: профессиональный долг, педагогическая мораль, профессионально-педагогическая культура. Значимой для речевой деятельности характеристикой данного компонента выступает ассертивность педагога (рис.1), которая позволяет конструировать речевые высказывания уверенно. Для ассертивного педагога характерны такие черты, как эмоциональность и экспрессивность речи, противостояние и атака в речевом общении, использование местоимения «Я», принятие похвалы, импровизация.

Ваши потребности

о а>

« Р

s S-

ь г

а> со

о о

Потребности других

Агрессивное поведение

Пассивное поведение

Рисунок 1 - ассертивность педагога Figure 1-teacher's assertiveness

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.

Речь педагога, обладающего ассертивностью, строится на основе фраз:

Я...........

Я могу...........

Я могу......../ не могу...

Я думаю...........

Я думаю...../ не думаю......

Я считаю...........

Я считаю....../ не считаю.....

При ответе на вопросы типа «Каково ваше самое значительное профессиональное достижение?» или «Что вам больше всего в себе нравится как в профессионале?» ассертивным педагогом используются «Я-высказывания». Преобладание качеств ассертивности позволяет распределить стили профессионально-педагогического общения на группы:

1. Педагог-Сократ - организатор споров, дискуссий, провокатор диалога, отстаивает свои позиции и учит отстаивать их обучающихся.

2. Руководитель групповой дискуссии - стремится к достижению согласия и сотрудничества, в дискуссии важным считает достижение консенсуса.

3. Педагог-мастер - образец для подражания не только в профессиональном, но в жизненном аспекте.

4. Педагог-генерал - требовательный, авторитарный, добивается послушания обучающихся и дисциплины на занятиях.

5. Педагог-менеджер - нацелен на достижении эффективности любой деятельности в учебной аудитории, поощряет инициативу и самостоятельность.

6. Педагог-тренер - создает атмосферу кооперации, считает, что каждый обучающийся индивидуален, стремится вдохновить групповые усилия, нацеливает на победу успех.

7. Педагог-гид - лаконичный, точный, сдержанный, обладающий энциклопедическим мышлением, технически безупречный, готов ответить на любые вопросы.

Организация профессионально-педагогического общения педагога возможна при помощи определенных способов, активизирующих речевую деятельность [7]. В практике речевого взаимодействия существует множество технологий, методов и приемов, способствующих эффективности речевого общения. Одной из наиболее перспективных и результативных выступает «полемический диалог». Схематично структура полемического диалога выглядит так (рис. 2):

Рисунок 2 - Структура полемического диалога

Figure 2 - structure of the polemical dialogue

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article.

Назначение полемического диалога состоит в следующем:

- поиск истины;

- опровержение мнения оппонента;

- доказательство правомерности своей точки зрения;

- достижение компромисса;

- достижение соглашения путем переубеждения оппонента;

- выбор и защита доминирующей точки зрения; предложение способа

решения проблемы.

В реальном процессе ведения полемического диалога для быстрейшего достижения победы в споре доказательство - рационально-логическая часть убеждающей речи - дополняется различными психологическими компонентами убеждения, которые оказывают воздействие на чувства и эмоции оппонента [8]. Этим и обусловлено использование в полемике более широкого спектра средств убеждения, чем в других видах спора, - кроме средств, дополняющих аргументацию, нередко применяются разного рода коммуникативные манипуляции. Следовательно, участник полемического диалога должен не только обладать высокой культурой мышления, знать основные правила ведения спора, учитывать особен-

ности психологии общения, но и умело использовать их в процессе построения доказательства или опровержения, то есть владеть тактическими приемами доказательного рассуждения и убеждения и вовремя разоблачать ухищрения своего оппонента.

Рассматривая структуру полемического диалога, следует остановиться на таком ее компоненте как тема или предмет обсуждения. Как показывает анализ, тема в полемическом диалоге удерживается одна на всем его протяжении [9]. Однако она может распадаться на несколько подтем или вопросов. Из этого следует то, что полемический диалог может разворачиваться как в рамках какой-то узкой темы (вопроса), так и в рамках достаточно широкой темы, которая, в свою очередь, распадается на несколько подтем (вопросов). Предметом обсуждения в полемическом диалоге также может стать проблема.

Среди участников полемического диалога, как правило, выделяют несколько основных ролей: ведущего, лидера, контрлидера и участника. Считаем необходимым остановиться более подробно на характеристике каждой их них.

Роль ведущего предполагает, что это место займет человек, пользующийся авторитетом в той области, которая является предметом обсуждения в ходе полемического диалога. В его задачи входит составление плана проведения полемического диалога, выступление с приветственной речью и разъяснение участникам целей и задач совместной мыслительной деятельности, а также предоставление слова выступающим и стимулирование речевой активности участников вопросами, наблюдение за соблюдением регламента, недопущение отклонения участников от темы и нарушения ими правил и норм поведения. При этом ведущему необходимо всегда оставаться объективным. Его речь должна характеризоваться точностью приводимых фактов и формулировок. К функциям ведущего также относится подведение итогов совместной деятельности, то есть заключительное слово. В образовательной практике, на занятии роль лидера может занимать педагог, а в дальнейшем обучающиеся с высоким уровнем языковой и речевой компетенции.

Роль лидера предполагает выступление в начале полемического диалога. Ему первому предоставляется слово. Лидер формулирует сущность обсуждаемой проблемы (темы), выделяет ее главные аспекты и предлагает пути решения. Лидер занимает определенную позицию по обсуждаемому вопросу и в его задачи входит убедить участников полемического диалога в правильности своей точки зрения. Его выступление отличается логичностью и последовательностью построения. Контрлидер в свою очередь занимает противоположную позицию по отношению к лидеру и противостоит ему в своих суждениях. Необходимо также заметить, что в полемическом диалоге может быть не один, а несколько лидеров и контрлидеров.

Роль участника полемического диалога предполагает участие в совместной мыслительной деятельности. Участник следит за ходом полемического диалога и обдумывает свою реплику так, чтобы она была уместна (отвечала нормам и правилам полемического общения), обоснована и доступна для понимания другими участниками полемического диалога. Схематично это можно представить следующим образом (рис. 3):

Коммуникативные роли участников полемического диалога

Рисунок 3 - Классификация коммуникативных ролей участников полемического диалога

Figure 3 - Classification of the communicative roles of participants in a polemical dialogue

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article.

Необходимо также отметить, что, так как профессионально-педагогическое общение носит дискуссионный характер, существует, как правило, две или несколько точек зрения по обсуждаемому вопросу. Тогда сторонников одной точки зрения можно отнести к числу оппонентов (это те участники, которые выражают наиболее распространенные и общепризнанные взгляды, поддерживаемые авторитетными участниками), а сторонников других точек зрения - к числу контроппонентов.

Полемический диалог, лежащий в основе профессионально-педагогического общения, выступает фактором типологического разделения общения педагога:

1. Убеждающее профессионально-педагогическое общение

Цель: вызвать у партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.

Условия организации коммуникации: опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру.

Коммуникативные формы: убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор. Переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентация, «круглые столы».

Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, показывающие преимущества; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументов партнера; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия.

Ожидаемый результат: привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.

2. Экспрессивное профессионально-педагогическое общение

Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию.

Условия организации коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы партнера.

Коммуникативные формы: речи по специальному поводу, презентации; беседы и собрания; митинги; рассказы о ситуации, о человеке; брифинги; мозговой штурм, синектика, демонстрации видео-, кинофрагментов; анализ возможных последствий; лозунги и призывы.

Коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенная, образная лексика; актерское мастерство: улыбка, голос, взгляд; яркость жестикулирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств.

Ожидаемый результат: изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия.

3. Суггестивное профессионально-педагогическое общение

Цель: оказать внушающее воздействие на партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.

Условия организации коммуникации: внушаемость партнера, его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности.

Коммуникативные формы: беседы, митинги, пресс-конференции, брифинги, дебаты, реклама, собрания, консультации, тренинг.

Коммуникативные средства и технологии: разъяснение внушаемых установок; управление эмоциональным напряжением; внушение через приемы: идентификация, ссылки на авторитет, персонификация; психологическое присоединение.

Ожидаемый результат: изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентаций.

Перечисленные виды коммуникации позволяют определить специфику, грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый результат, более эффективно подготовиться к той или иной коммуникативной деятельности, разработать сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации делового общения и учесть особенности делового партнера [10].

Таким образом, теория речевой деятельности особое внимание уделяет вопросам профессионально-педагогического общения, которое служит одним из важнейших показателей духовного богатства педагога, культуры его мышления, является средством формирования творческой личности и рассматривает в качестве содержательной основы и процессуального компонента речевой деятельности. В профессиональной деятельности педагога возникает множество ситуаций,

требующих использования различных стилей языка и речи (деловое, межличностное и другие виды общения). В связи с этим мы выделяем, как одно из условий роста педагогического мастерства, овладение педагогом стилями речевого взаимодействия, кодом переключения речевой информации в зависимости от целей и задач, содержания речевого общения и специфики аудитории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Рахимова, Н.Х. Значение теории речевой деятельности / Н.Х. Рахимова. -Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). -С. 748- 750

2. Синаторов, А.Л. Культура речевой деятельности педагога / А.Л. Синаторов, О.Н. Андреева, Н.А. Степанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). - Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. - С. 110-112

3. Лунева Л.П. Совершенствование профессионально-речевой культуры преподавателя: автореф. дисс. ... док.пед. наук. Самара, 2004. 541 с

4. Горбунова Н.В. Формирование речевой культуры будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2017. С. 103 - 110.

5. Руденко Ю. А. Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 6 (июнь). - С. 221-225.

6. Кузнецова В.В. Коммуникативно-речевая культура учителя и педагогическая этика // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - №6 - 1.

7. Колмогорова И.В. Культурологический подход к формированию педагогической культуры учителя //Известия Уральского государственного университета. - 2008. - №60. - С.163-167.

8. Сидоров Е.В. Порядок текста: монография. М.: Изд-во РГСУ, 2011. 208 с.

9. Боронин А.А., Сологубов А.М. Полиреальность и речевое общение // Вопросы психолингвистики. 2010. № 2 (12). С. 151-158.

10. Ксенофонтова, А.Н. Педагогическая теория речевой деятельности [Электронный ресурс] / А.Н. Ксенофонтова .— М. : Аспект Пресс, 2010. - 327 с. -ISBN 978-5-7567-0378-03. - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/304372

REFERENCES

1. Rakhimova, N.Kh. The value of the theory of speech activity. N. Kh. Rakhimov. -Text: direct. Young scientist. 2016. No. 1 (105). P. 748-750

2. Sinatorov, A.L. Culture of speech activity of the teacher. A. L. Sinatorov, O. N. Andreeva, N. A. Stepanova. - Text: direct .Theory and practice of education in the modern world: materials of the X Intern. scientific. conf. (Chita, April 2018). Chita: Young Scientist Publishing House, 2018. P. 110 - 112.

3. Luneva L.P. Improvement of the teacher's professional speech culture: author. diss. ... doc. ped.sciences. Samara, 2004. 541 p.

4. Gorbunova N.V. Formation of speech culture of future teachers of preschool educational organizations. Problems of modern pedagogical education. Yalta, 2017.P. 103-110.

5. Rudenko Yu. A. Professional speech activity of future educators as a category of

linguodidactics. Scientific-methodical electronic journal "Concept". 2015. No. 6 (June). P. 221-225.

6. Kuznetsova V.V. Communicative speech culture of the teacher and pedagogical ethics ?Modern problems of science and education. 2009. No. 6 - 1.

7. Kolmogorova I.V. A cultural approach to the formation of a teacher's pedagogical culture. Izvestia of the Ural State University. 2008. No. 60. P. 163 - 167.

8. Sidorov E.V. Text order: monograph. Moscow: Publishing house of the Russian State Social University, 2011.208 p.

9. Boronin A.A., Sologubov A.M. Polyreality and speech communication. Questions of psycholinguistics. 2010. No. 2 (12). P. 151-158.

10. Ksenofontova, A.N. Pedagogical theory of speech activity [Electronic resource] A.N. Ksenofontova . M.: Aspect Press, 2010 . 327 p. ISBN 978-5-7567-0378-03. Access mode: https://rucont.ru/efd/304372

Информация об авторе: Ксенофонтова Алла Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики высшей школы ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ОГПУ»).

г. Оренбург, Россия

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7167-2897 E-mail: kafpvsh@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Ksenofontova Alla Nikolaevna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy of Higher Education of the Orenburg State Pedagogical University (FSBEI HE "OGPU"). Orenburg, Russia

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7167-2897 E-mail: kafpvsh@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 07.07.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 11.08.2020

Принята к публикации / Accepted for publication: 23.08.2020

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.