Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГА'

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2002
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / SPEECH ACTIVITY / SPEECH COMMUNICATION / SPEECH INTERACTION / COMMUNICATIVE CULTURE / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMMUNICATION / PROFESSIONAL COMMUNICATION / SPEECH SKILLS / POLEMICAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ксенофонтова Алла Николаевна

Автором данной статьи раскрыто теоретическое представление о процессе профессиональной коммуникации, основанном на концепции речевой деятельности, сущности профессионально-педагогического общения и характеристики речевых умений. Доказано соотношение между уровнем владения коммуникативной компетентностью и организацией образовательного взаимодействия (принцип постепенного усложнения). Приведены характеристики педагогического общения (стили, виды, структура). Педагогические аспекты профессиональной коммуникации педагога представлены с акцентом на полемический характер. Предложены способы эффективной организации профессионально-педагогического общения. Автор приходит к выводу о взаимообусловленности речевой деятельности и профессиональной коммуникации педагога в содержательном и организационном аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS PROFESSIONAL COMMUNICATION TO THE TEACHER

The author of this article reveals a theoretical understanding of the process of professional communication based on the concept of speech activity, the essence of professional and pedagogical communication and the characteristics of speech skills. The relationship between the level of possession of communicative competence and the organization of educational interaction (the principle of gradual complication) has been proved. The characteristics of pedagogical communication (styles, types, structure) are given. The pedagogical aspects of the teacher's professional communication are presented with an emphasis on polemical character. The ways of effective organization of professional-pedagogical communication are offered. The author comes to the conclusion about the interdependence of the teacher's speech activity and professional communication in the content and organizational aspects.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГА»

6. Никогда не слоняйся без дела, ищи поддержку у друзей и близких;

7. Пытайся изучить себя и свой внутренний мир, это очень важно;

8. Читай больше научной литературы, так, когда ты сможешь познать себя изнутри жизнь станет намного проще;

9. Научись понимать себя и слышать свой организм, чувствовать его;

10. Будь вежливым к себе и к другим людям.

Если следовать всем советам, то о панике и слабом психическом состоянии, стрессе можно будет в скором времени забыть, экзамены покажутся тебе обычным днем, научись контролировать собой и своими эмоциями. Будь всегда уверен в том, что ты делаешь, а для этого более детально и тщательно прорабатывай свои мысли. Контролируй себя, думай прежде, чем что - то сделаешь.

Очень важно понимать, что все, что происходит в мире, это лишь залог ваших мыслей. Вы сами программируете свое настроение, строите свой день, планируете распорядок дня. Поэтому, прежде чем что -то сделать, будьте уверенны, что от этого не пострадает ваше эмоциональное состояние. Начинайте ваш день всегда с чего-то доброго, с позитивной мысли, с хорошим настроением, тогда весь ваш день будет проходить с легкостью и приносить вам только радостные известия.

Выводы. Подводя итоги данной статьи, мы рассмотрели влияние психологической установки личности курсанта при сдаче экзаменов по физической культуре. Выявили значимость физической подготовки курсантов, а также для чего нужно формирование здорового образа жизни, укрепления организма, понимание внутренней потребности в развитии своих физических возможностей.

Мы разобрали, такие важные факты, как становление эмоционального состояния в жизни человека, при ощущении им сильного стресса. В нашей статье мы так же попытались дать обобщенные советы по устранению вашего стрессоустойчивого состояния. Это не значит, что они вам обязательно помогут, но однозначно на некоторое время снизят риск вашего душевного страха. Каждый человек - это прежде всего личность. И каждому из нас характерны свои подходы, но мы дали общую картинку борьбы с эмоциональным состоянием.

Таким образом, рассмотрев заявленную тему, мы не претендуем на полный и всеохватывающий анализ затрагиваемых нами вопросов, но однозначно рассматриваемая тема требует к себе постоянного и пристального внимания.

Литература:

1. Барчуков И.С. Физическая культура: учебник для студентов вузов; под ред. Н.Н. Маликова - М.: Академия, 2013.

2. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2007.

3. Титлов А.Ю. Инновационное развитие студенческого спорта / А.Ю. Титлов, М.В. Баканов / В сборнике: Актуальные проблемы профессиональной и учебно-профессиональной деятельности Материалы Всероссийской научно-практической конференции: сборник научных статей.редакторы: А.И. Сафронов, А.А. Зуйкова. 2015.

4. Жабаков В.Е., Жабакова Т.В. Педагогическое мастерство учителя физической культуры. Челябинск, 2016.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Ксенофонтова Алла Николаевна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГА

Аннотация. Автором данной статьи раскрыто теоретическое представление о процессе профессиональной коммуникации, основанном на концепции речевой деятельности, сущности профессионально-педагогического общения и характеристики речевых умений. Доказано соотношение между уровнем владения коммуникативной компетентностью и организацией образовательного взаимодействия (принцип постепенного усложнения). Приведены характеристики педагогического общения (стили, виды, структура). Педагогические аспекты профессиональной коммуникации педагога представлены с акцентом на полемический характер. Предложены способы эффективной организации профессионально-педагогического общения. Автор приходит к выводу о взаимообусловленности речевой деятельности и профессиональной коммуникации педагога в содержательном и организационном аспектах.

Ключевые слова: речевая деятельность, речевое общение, речевое взаимодействие, коммуникативная культура, профессионально-педагогическое общение, профессиональная коммуникация, речевые умения, полемический диалог.

Annotation. The author of this article reveals a theoretical understanding of the process of professional communication based on the concept of speech activity, the essence of professional and pedagogical communication and the characteristics of speech skills. The relationship between the level of possession of communicative competence and the organization of educational interaction (the principle of gradual complication) has been proved. The characteristics of pedagogical communication (styles, types, structure) are given. The pedagogical aspects of the teacher's professional communication are presented with an emphasis on polemical character. The ways of effective organization of professional-pedagogical communication are offered. The author comes to the conclusion about the interdependence of the teacher's speech activity and professional communication in the content and organizational aspects.

Keywords: speech activity, speech communication, speech interaction, communicative culture, professional pedagogical communication, professional communication, speech skills, polemical dialogue.

Введение. Коммуникативное пространство профессионально-педагогического сообщества в отечественной системе образования на сегодняшний день подвержено изменениям в соответствии с социокультурными и государственными тенденциями модернизации педагогической науки и образовательной практики. Современное открытое сетевое общество «потребителей информации»

актуализирует необходимость решения вопросов доступности и вариативности коммуникации и общения, взаимодействия и интеракции в удобном и пространстве и формате. Особо значимым аспектом активизации эффективных коммуникативных процессов в образовании выступает профессионально-педагогическое общение.

Педагогическая профессия обусловливает потребность в непрерывном общении субъектов образования. Речевая деятельность педагога - это основной инструмент педагогической деятельности. Речевой образ педагога (коммуникативный потрет) строится исходя из образовательного дискурса, представляющего собой образцы, средства, атрибутику, образующую целостное представление педагога. Образовательный дискурс педагога подвержен традиционным укладам и государственной политике страны. Условно можно разделить образовательный дискурс на традиционный, современный и перспективный (будущий).

Педагог традиционного образовательного дискурса представляется в академическом классическом стиле, авторитарным, строгим. Основной атрибутикой педагога выступают мел, указка, книги, плакаты на стенах. Эмоционально сдержанная речевая деятельность педагога включает в себя языковые средства воздействующего типа, воспитательный компонент профессионально-педагогической деятельности преобладает над дидактическим. Педагог реализует репродуктивный тип взаимодействия с учеником, транслирует готовые знания, делает акцент на аудиальной подаче учебной информации. В данном образовательном дискурсе профессионально-педагогическое общение представлено монологической формой речевой деятельности: педагог излагает материал, делает выводы, обобщает коллективные беседы, результаты проведенных студентами опытов и наблюдений.

Педагог современного образовательного дискурса более раскрепощенный, демократичный, свободный в поведении (в рамках педагогической культуры). Основной атрибутикой выступают информационные технологии: смарт-доска, компьютер или ноутбук, лазерная указка, интерактивная доска, проектор и другое мультимедийное оборудование. Современный педагог при построении речевой деятельности акцентирует внимание на визуальном сопровождении: раздаточные материалы, презентации, видео и фото сопровождение речи. В профессионально-педагогической деятельности применяет активные методы обучения, разнообразие дидактических материалов, инновационные формы взаимодействия с обучающимся. Основной формой речевой деятельности у педагога современного образовательного дискурса выступает диалог: педагог задает вопросы, комментирует ответы, дополняет, раздвигая границы ответа, расширяя круг познания.

Педагог будущего кардинально отличается от традиционного и современного образовательного дискурса, поскольку происходящие в образовательной системе изменения носят прогрессивный и динамичный характер. Актуализация цифровизации в России предопределила необходимость в организации и построении новой образовательной среды, развитии новых ключевых качеств педагога, смену образа педагога и обучающегося в условиях трехмерного виртуального образовательного пространства. Педагог будущего - это искусственный интеллект, роботизация, объективность, виртуальная реальность. Погружение образовательной системы в цифровую среду приводит к кардинальной смене образа педагога и ученика, стиля взаимодействия, условий образования и результатов учебной деятельности. Речевая деятельность педагога в профессионально-педагогическом общении организуется в форме полилога (общение нескольких участников).

Речевая деятельность в образовательном дискурсе выступает связующим звеном во взаимодействии с обучающимся, поскольку за счет речевого общения происходит организация совместной деятельности в учебном процессе. Речевая деятельность - это особая специфическая человеческая деятельность, которая выступает определенной формой отношений человека к миру, в которой выражено целенаправленное изменение, преобразование его в интересах людей.

Педагог отбирает содержание учебного материала, управляет процессом обучения, корректирует деятельность обучающихся (индивидуально и коллективно), используя определенные языковые средства. Речевая деятельность во всех трех типах образовательного дискурса выступает основным средством воздействия на обучающегося. Педагог строит свою речевую деятельность через целеполагание, организацию действий, доведение деятельности до конечного результата. При этом он раскрывает обучающимся цель речевой деятельности, предоставляет ученикам возможность овладения речевыми умениями, поддерживает и сопровождает благоприятное протекание речевой деятельности обучающихся.

Качеством, характеризующим успешность профессионально-педагогического общения, выступает коммуникативная культура педагога, развитие и совершенствование которой базируется на концептуальных основаниях становления языковой личности. Коммуникативная культура рассматривается через совокупность культурообразующих компонентов. Первым среди них является эмоциональная культура, или культура чувств, представляющая собой адекватное реагирование на окружающую действительность. Второй компонент коммуникативной культуры — это культура мышления, предстающая в виде специфических форм познавательной деятельности, направленной на восприятие и порождение текстов, соответствующих замыслу и достоверно отражающих действительность. Законы построения речевых произведений, средства и формы их предъявления, способы извлечения информации и т.п., издавна разрабатывавшиеся в рамках риторики, логики, не должны оставаться за пределами содержания школьного и вузовского образования. Третий компонент коммуникативной культуры — культура речи, являющаяся объектом изучения языкознания, предметом вузовского и частично школьного обучения.

Цель статьи: раскрыть теоретические основы профессиональной коммуникации педагога с концептуальных позиций речевой деятельности.

Изложение основного материала статьи. В педагогической теории речевой деятельности сформированы три группы речевых умений, которые взаимообусловлены с уровнями взаимодействия в системе «педагог - ученик». Исследовательский уровень взаимодействия «педагог - ученик» (межсубъектное взаимодействие) является наиболее эффективным и сложным при реализации познавательных задач и организации высокого уровня речевого общения [1].

Речевая деятельность в педагогическом процессе, с нашей точки зрения, представляет собою совокупность процессов ее восприятия, выражения и воздействия, обеспечивающих познание и общение, способствующих выражению отношений, участвующих в становлении школьника как ее субъекта и определяющих позицию участников деятельности; в более широком смысле речевая деятельность - это форма жизнедеятельности человека, проникающая в его образ жизни, поведение и в любую деятельность. Речевые умения «восприятия» - это действия по наблюдению за логикой изложения собеседника,

соотнесению услышанного с приобретением знаний, осмыслению речевых форм, связыванию конкретных фактов с выводами. Речевые умения «выражения» - это действия логического и системного изложения содержания, точности выражения - адекватности слова и мысли, ясности изложения, способствующих пониманию речи собеседника, правильности произношения, речевой выразительности (образности, эмоциональности). Речевые умения «воздействия»» - это действия, связанные с воздействующей функцией речи, складываются из ряда таких умений-приемов, как умение размышлять вслух, задавать вопросы, возражать, утверждать свою точку зрения, выражать свое отношение, доказывать и т.д.

Для профессионально-педагогического общения наиболее значимыми выступают речевые умения «воздействия», поскольку с помощью них происходит процесс целенаправленного воздействия на личность обучающегося с целью его изменения. При этом, речевые умения педагога обладают определенной характеристикой, которая раскрывает мастерство профессионально-педагогического общения [2]. Наиболее значимыми качествами педагогической речевой деятельности выступают: ясность, точность, выразительность, богатство словарного запаса, правильность, эмоциональность, образность, логичность содержания.

Содержательность речевой деятельности педагога в профессионально-педагогическом общении зависит, прежде всего, от общественной, научной или художественной ценности информации, ее содержания, а также от способности педагога к речевому общению [3, 4]. Понятность речевой деятельности педагога зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от отношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, знаний и интересов участников речевого общения, с другой. Наиболее понятна та речевая деятельность, которая по содержанию близка интересам и жизненным потребностям всех участников речевого общения. Значимым аспектом профессионально-педагогического общения выступает выразительность речевой деятельности педагога. Она определяется тем, насколько языковая форма речи соответствует ее содержанию, насколько речь обращена к участникам речевого общения и насколько учтены условия (среда речевого общения). Соответствие языковой формы речи ее смысловому содержанию означает нахождение правильных интонаций, правильного членения потока речи на периоды, периодов на фразы, фраз на синтагмы, означает также поиски и нахождение нужных слов, синтаксических структур и стилистических особенностей речи. Всеми этими языковыми признаками и отличается устная речь педагога [5, 6]. Обращенность речи к участникам речевого общения достигается тем, что педагог отдает себе отчет в том, в какой обстановке он говорит, с какой задачей, к кому направлена его речь, каково его собственное положение или отношение к участникам, наконец, что же собственно он сообщает.

Профессионально-педагогическое общение, как и любой вид общения в целом, состоит из вербальной и невербальной формы. Вербальная форма профессионально-педагогического общения включает в себя три составляющих: профессиональная речь (общение посредством предметных терминов в форме монолога или диалога), письменное общение (передача речевой информации в тетрадях, дневниках, журналах (от руки), создание учебного материала на компьютере, образовательное взаимодействие по электронной почте и в мессенджерах) и внутреннее (внутренний диалог, формирование мыслей, планирование занятия, проговаривание учебной информации). Невербальная форма профессионально-педагогического общения представлена, прежде всего, жестами, мимикой и позами педагога во время проведения занятия или выступления перед коллегами. Кроме того, важными аспектами невербального общения являются: визуальное восприятие (внешний вид, пол, возраст, выражение лица - первое впечатление на аудиторию или собеседника), акустическое невербальное восприятие (оценка голоса: ритм, тембр, громкость, яркость, паузы, слова-паразиты), подвижность (оживление восприятия).

Профессионально-педагогическое общение включает в себя четыре составляющих, раскрывающих его сущность с позиции педагога - мастера речевого высказывания.

Аксиологический компонент предполагает устойчивую мотивацию педагога к речевому общению, совершенствованию речевой деятельности, развитию речевых умений у обучающихся, организации дискуссий, бесед, дебатов на занятиях. Ценностное отношение педагога к речи в данном компоненте предполагает сформированность ценностных установок в форме профессионально значимых ценностей педагогического общения: Общение, Речь, Человек, Язык. Исходя из основ педагогической аксиологии, следует понимать взаимосвязь профессиональной мотивации педагога и ценностного отношения к общению: чем выше профессиональный мотив, тем устойчивее и осознаннее ценностный мир профессионально-педагогического общения.

Неологический компонент профессионально-педагогического общения предполагает наличие определённого комплекса знаний в области лингвистики, филологии, культуры речи, психологии, ораторского мастерства, искусства публичных выступлений. Стержневым знанием профессионально-педагогического общения выступают предметные знания, показывающие уровень владения учебным материалом, профессиональное мастерство педагога, профессиональный кругозор. Профессиональные знания включают в себя педагогические (образовательные, воспитательные и дидактические) знания: принципы обучения и воспитания, функции, способы организации образовательного процесса. Общий кругозор педагога также является неотъемлемой частью успешного профессионально-педагогического общения: начитанность, владение междисциплинарной информацией, связь теории с практикой и др.

Эргологический компонент профессионально-педагогического общения предполагает организацию взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса (учениками, родителями,, коллегами, партнерами). Речевая деятельность в данном компоненте реализует принцип постепенного усложнения языковых средств, на основе которого происходит изменение характера речевой деятельности, а вместе с тем меняется позиция объекта на позицию субъекта (активного деятеля).

Деонтологический компонент профессионально-педагогического общения связан с базовыми качествами педагога: профессиональный долг, педагогическая мораль, профессионально-педагогическая культура. Значимой для речевой деятельности характеристикой данного компонента выступает ассертивность педагога, которая позволяет конструировать речевые высказывания уверенно. Для ассертивного педагога характерны такие черты, как эмоциональность и экспрессивность речи, противостояние и атака в речевом общении, использование местоимения «Я», принятие похвалы, импровизация.

Преобладание качеств ассертивности позволяет распределить стили профессионально-педагогического общения на группы: 1. Педагог-Сократ - организатор споров, дискуссий, провокатор диалога, отстаивает свои позиции и учит отстаивать их обучающихся. 2. Руководитель групповой дискуссии - стремится к достижению согласия и сотрудничества, в дискуссии важным считает достижение консенсуса. 3. Педагог-мастер - образец для подражания не только в профессиональном, но в жизненном аспекте. 4. Педагог-генерал

- требовательный, авторитарный, добивается послушания обучающихся и дисциплины на занятиях. 5. Педагог-менеджер - нацелен на достижении эффективности любой деятельности в учебной аудитории, поощряет инициативу и самостоятельность. 6. Педагог-тренер - создает атмосферу кооперации, считает, что каждый обучающийся индивидуален, стремится вдохновить групповые усилия, нацеливает на победу успех. 7. Педагог-гид - лаконичный, точный, сдержанный, обладающий энциклопедическим мышлением, технически безупречный, готов ответить на любые вопросы.

Организация профессионально-педагогического общения педагога возможна при помощи определенных способов, активизирующих речевую деятельность [7]. В практике речевого взаимодействия существует множество технологий, методов и приемов, способствующих эффективности речевого общения. Одной из наиболее перспективных и результативных выступает «полемический диалог». В реальном процессе ведения полемического диалога для быстрейшего достижения победы в споре доказательство - рационально-логическая часть убеждающей речи - дополняется различными психологическими компонентами убеждения, которые оказывают воздействие на чувства и эмоции оппонента [8]. Этим и обусловлено использование в полемике более широкого спектра средств убеждения, чем в других видах спора, - кроме средств, дополняющих аргументацию, нередко применяются разного рода коммуникативные манипуляции. Следовательно, участник полемического диалога должен не только обладать высокой культурой мышления, знать основные правила ведения спора, учитывать особенности психологии общения, но и умело использовать их в процессе построения доказательства или опровержения, то есть владеть тактическими приемами доказательного рассуждения и убеждения и вовремя разоблачать ухищрения своего оппонента.

Рассматривая структуру полемического диалога, следует остановиться на таком ее компоненте как тема или предмет обсуждения. Как показывает анализ, тема в полемическом диалоге удерживается одна на всем его протяжении [9]. Однако она может распадаться на несколько подтем или вопросов. Из этого следует то, что полемический диалог может разворачиваться как в рамках какой-то узкой темы (вопроса), так и в рамках достаточно широкой темы, которая, в свою очередь, распадается на несколько подтем (вопросов). Предметом обсуждения в полемическом диалоге также может стать проблема.

Необходимо также отметить, что, так как профессионально-педагогическое общение носит дискуссионный характер, существует, как правило, две или несколько точек зрения по обсуждаемому вопросу. Тогда сторонников одной точки зрения можно отнести к числу оппонентов (это те участники, которые выражают наиболее распространенные и общепризнанные взгляды, поддерживаемые авторитетными участниками), а сторонников других точек зрения - к числу контроппонентов. Перечисленные виды коммуникации позволяют определить специфику, грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый результат, более эффективно подготовиться к той или иной коммуникативной деятельности, разработать сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации делового общения и учесть особенности делового партнера [10].

Выводы. Таким образом, теория речевой деятельности особое внимание уделяет вопросам профессионально-педагогического общения, которое служит одним из важнейших показателей духовного богатства педагога, культуры его мышления, является средством формирования творческой личности и рассматривает в качестве содержательной основы и процессуального компонента речевой деятельности. В профессиональной деятельности педагога возникает множество ситуаций, требующих использования различных стилей языка и речи (деловое, межличностное и другие виды общения). В связи с этим мы выделяем, как одно из условий роста педагогического мастерства, овладение педагогом стилями речевого взаимодействия, кодом переключения речевой информации в зависимости от целей и задач, содержания речевого общения и специфики аудитории.

Литература:

1. Рахимова, Н.Х. Значение теории речевой деятельности / Н.Х. Рахимова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 748-750

2. Синаторов, А.Л. Культура речевой деятельности педагога / А.Л. Синаторов, О.Н. Андреева, Н.А. Степанова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018.

— С. 110-112

3. Лунева Л.П. Совершенствование профессионально-речевой культуры преподавателя: автореф. дисс. ... док. пед. наук. Самара, 2004. 541 с.

4. Горбунова Н.В. Формирование речевой культуры будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2017. С. 103-110.

5. Руденко Ю.А. Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 6 (июнь). -С. 221-225.

6. Кузнецова В.В. Коммуникативно-речевая культура учителя и педагогическая этика // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 6-1

7. Колмогорова И.В. Культурологический подход к формированию педагогической культуры учителя // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - №60. - С. 163-167.

8. Сидоров Е.В. Порядок текста: монография. М.: Изд-во РГСУ, 2011. 208 с.

9. Боронин А.А., Сологубов А.М. Полиреальность и речевое общение // Вопросы психолингвистики. 2010. № 2 (12). С. 151-158.

10. Ксенофонтова, А.Н. Педагогическая теория речевой деятельности [Электронный ресурс] / А.Н. Ксенофонтова .— М.: Аспект Пресс, 2010. — 327 с. — ISBN 978-5 -7567-0378-03. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/304372

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.