Научная статья на тему 'Особенности естественной речи и методическая модель обучения непринужденному общению студентов вузов'

Особенности естественной речи и методическая модель обучения непринужденному общению студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
773
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ / ОСОБЕННОСТИ НЕПРИНУЖДЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НЕПРИНУЖДЕННОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ В ВУЗЕ / NATURAL SPEECH / FEATURES OF SPONTANEOUS DIALOGUE IN PROFESSIONAL SPHERE / METHODOLOGY OF THE TRAINING SPONTANEOUS SPEECH IN HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бочарова Татьяна Ивановна

Рассматриваются особенности естественной речи в повседневном и профессиональном общении. В данной статье обосновываются основные методические аспекты создания и обучения эффективным непринужденным высказываниям в профессиональной деятельности. Кроме того, в тексте предлагается программа обучения непринужденной коммуникации в профессиональном общении. В данной программе теоретический акцент делается, с одной стороны, на выделении критериев, характеризующих специфику речевого жанра и классификации непринужденного монологического и диалогического высказываний в системе профессионального общения. С другой стороны, практический раздел программы основан на приемах словесного творчества, помогающего моделировать непринужденную ситуацию, создавать собственные тексты. Отмечается, что предложенная методическая модель апробирована в группах студентов гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NATURAL SPEECH AND METHODICAL MODEL OF TEACHING UNIVERSITY STUDENTS TO SPONTANEOUS COMMUNICATION

The features of the natural speech in daily and professional dialogue are considered. In this article the main methodological aspects of the establishment and training of effective spontaneous speech in the professional activity are considered. In addition, the text offers a training program of spontaneous communication in professional communication. In this program, the theoretical emphasis is on the one hand, on the selection of criteria that characterize a specific speech genre and classification of spontaneous monolog and dialog speech in professional communication. On the other hand, the practical section of the program is based on the techniques of verbal creativity, that helps to simulate a relaxed situation, to create their own texts. It is noted that the proposed methodological model is tested in groups of students of the Humanities.

Текст научной работы на тему «Особенности естественной речи и методическая модель обучения непринужденному общению студентов вузов»

УДК 378.02:37.016

Т. И. Бочарова

ОСОБЕННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЧИ И МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ НЕПРИНУЖДЕННОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Рассматриваются особенности естественной речи в повседневном и профессиональном общении. В данной статье обосновываются основные методические аспекты создания и обучения эффективным непринужденным высказываниям в профессиональной деятельности.

Кроме того, в тексте предлагается программа обучения непринужденной коммуникации в профессиональном общении. В данной программе теоретический акцент делается, с одной стороны, на выделении критериев, характеризующих специфику речевого жанра и классификации непринужденного монологического и диалогического высказываний в системе профессионального общения. С другой стороны, практический раздел программы основан на приемах словесного творчества, помогающего моделировать непринужденную ситуацию, создавать собственные тексты. Отмечается, что предложенная методическая модель апробирована в группах студентов гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: естественная речь, особенности непринужденного общения в профессиональной сфере, методика обучения непринужденному высказыванию в вузе.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема живого естественного непосредственного взаимодействия между людьми как в повседневном общении, так и в профессиональной сфере. Действительно, в эпоху значительных экономико-политических противоречий обостряются и проблемы социально-гуманитарного характера, что в свою очередь влечет за собой падение языковой культуры, размывание речевых норм, небрежное отношение к слову. Кроме того, в связи с уменьшением доли гуманитарных дисциплин в вузах снижается уровень речевой подготовки молодежи, что неблагоприятно сказывается и на будущей трудовой деятельности выпускника. Поэтому значительное внимание в образовательном процессе должно уделяться коммуникативной деятельности студентов высших учебных заведений в рамках курсов «Культура речи», «Риторика», «Деловое общение» и др. Особое внимание при этом, на наш взгляд, должно сосредоточиваться на обучении качественному непринужденному общению, которое обеспечит максимально эффективное решение производственных задач в будущей профессиональной деятельности студента.

Естественная (непринужденная) речь встречается в разнообразных сферах человеческой деятельности и бывает различной в зависимости от ситуации, коммуникативного поведения адресата, адресанта, целей и задач общения. Безусловно, преимущественное употребление непринужденной речи возможно в неофициальном бытовом раскрепощенном взаимодействии с родными, близкими, друзьями и т. п.

Однако непринужденное общение является важным элементом и в системе непосредственного делового коммуницирования, которое, как правило, возможно в ситуации демократического или смешанного стилей общения и предполагает доверительные отношения между собеседниками, что в свою очередь ведет к политематичности речи, открытому диалогу, когда каждый говорящий может развивать более одной темы, поддерживая разговор. Это создает позитивные условия для развития дружеских межличностных отношений вообще и формирования условий для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности в частности. То есть феномен непринужденной речи характеризуется достаточной

свободой в общении, отсутствием речевой скованности и строгой официальности. Дружеские (или деловые горизонтальные) отношения между собеседниками имеют, как правило, естественную языковую форму с явными чертами разговорной речи. Все это создает условия для раскованного неформального общения, сближения собеседников, а значит, формирования психологической установки на незакомплексованное взаимодействие, интуитивное включение в естественное общение. Такую форму взаимодействия может приобретать общение с коллегами, клиентами организации, партнерами по бизнесу, особенно если оно способствует эффективному решению производственных задач.

Устная разговорная форма речи, неофициальное непосредственное общение - важнейшие условия естественной коммуникации. Если производственные отношения носят вертикальный характер, то непринужденность в общении как регистр коммуникации задается лицом, стоящим выше в субординационной лестнице, особенно если их взаимоотношения носят дружеский характер. Пример непринужденного полилога в кабинете врача: - У вас что болит? Рука? Левая и нога левая? - Ну да, левая нога, палец. - И кисть? Или рука? Нет? Нет? - А я вас за другую приняла, там у нее... - А что вы ее не пропустили, женщину на костылях? - Да я не знала, моя же очередь, вы бы сказали, я бы пропустила... - А я в карточке написала рука, кисть, смотри че (обращаясь к медсестре), крыша едет!.. - Я уже пятый час без перерыва работаю. Надо хоть чайку попить, ты пойдешь? (Машет целлофановым мешком с бутербродами.) - Я нет, мне еще перевязки и больничные выписывать!

Данный пример подчеркивает строгую ситуационную обусловленность высказывания, включающего элементы профессионального диалога (с пациентом) и естественной речи на смежные с коммуникативной ситуацией темы (с медсестрой).

Кроме того, непринужденность может реализоваться естественно как психологическая особенность коммуникабельной личности, которая выражается в незатрудненном слово-изъявлении на свободные темы на основе личного опыта, фоновых знаний и др. причин. В данном случае речь предполагает такой уровень развития коммуникативных умений, при котором говорящий может свободно выражать свои мысли. С другой стороны, естественность речи может имитироваться тщательной подготовкой. Как правило, в профессиональной деятельности это требуется для того, чтобы речь была незатрудненной, несбивчивой и производила хорошее впечатление.

Следует учесть, что непринужденное высказывание в рамках официальной или частично официальной ситуации при общении с коллегами и топ-менеджерами имеет ряд ограничений, связанных со сложившимся корпоративным регламентом делового этикета организации, а также общими правилами поведения между сотрудниками корпорации.

Непринужденные высказывания в профессиональной деятельности могут возникать как во время неформальных моментов - перерыв на обед, беседы «на отвлеченные темы» во время производственной паузы или в период выполнения непосредственной работы, так и в официальной обстановке, особенно если есть условия для неформального взаимодействия и личность имеет достаточный опыт подобного общения, чувствует себя естественно и психологически комфортно. Это касается и ситуаций так называемого приватного разговора руководителя и подчиненного, когда необходимо решить проблему без участия посторонних лиц. Примером может служить разговор о повышении/понижении в должности, возможных психологических проблемах работника, отрицательно сказывающихся на качестве работы, выплате премии и т. п.

По мнению Е. А. Земской, непринужденность - категория психологическая, и она определяется следующими компонентами внеязыковой ситуации: «У говорящих отсутствует установка на сообщение, имеющее официальный характер (лекция, доклад, выступление

на собрании, ответ на экзамене, научный диспут и т. д.). Отношения между говорящими неофициальные, т. е. близкие (родственные, дружеские) или нейтральные. В ситуации нет элементов, нарушающих неофициальность общения (присутствие посторонних лиц, магнитофон для записи речи и т. п.)» [1, с. 5-6].

С нашей точки зрения, непринужденное (естественное) высказывание, произносимое в рамках монолога или диалога в профессиональной среде, используется в двух значениях.

Во-первых, профессиональное непринужденное высказывание - это нормированная, доведенная до автоматизма речь, звучащая естественно, в основе которой лежат профессиональные речевые навыки, произносимая в официальной ситуации и позволяющая максимально качественно решать производственные задачи [2, с. 12].

Во-вторых, непринужденная речь - это естественная речь, произносимая во время неофициальных пауз корпоративного общения в обстановке, как правило, паритетной коммуникации, предполагающей бытовую тематику или неформальное обсуждение профессиональных вопросов.

Непринужденное профессионально ориентированное общение базируется на нормативных постулатах, служит показателем коммуникативно-развитой интеллектуально организованной личности, связано с требованиями сегодняшнего дня, которые предъявляются к профессиональной компетентности специалиста.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что обучение естественному живому непосредственному общению - одна из важнейших задач системы гуманитарного образования.

Разработанная методическая система обучения непринужденным высказываниям в трудовой деятельности направлена на формирование у студентов высшей школы как гуманитарных, так и технических специальностей необходимых умений по созданию естественного незатрудненного дискурса в системе профессионального формального и неформального общения.

Обучение непринужденной монологической (диалогической) речи - сложный многоаспектный процесс. Овладение искусством свободной непринужденной речи предполагает не только знания методики создания данного типа речи, но и общей эрудиции. Для успешного качественного обучения непринужденной речи в профессиональной среде необходимо овладение основными характеристиками непринужденного дискурса, а также требуется выработка оптимальной методической системы обучения данному типу высказывания.

Ниже приводится экспериментальная программа обучения непринужденному монологическому высказыванию и непринужденному диалогу на практических занятиях по дисциплинам «Культура речи», «Риторика», направленная на развитие познавательной и коммуникативной активности студентов и решение конкретных профессионально ориентированных задач [3, с. 31].

Предлагаемая программа состоит из двух модулей.

Первый модуль включает темы, направленные на выработку умения анализировать непринужденные высказывания, выделять тексты результативного и нерезультативного дискурса; второй - на формирование у студентов профессиональных умений создавать и произносить тексты с учетом предлагаемых критериев и экстралингвистических факторов (особенностей речевой ситуации, невербальных средств, психологических особенностей говорящих, специфики корпоративной культуры и т. д.).

Остановимся на основных элементах программы обучения непринужденной коммуникации в профессиональном общении.

Задачи обучения следующие: познакомить студентов с культурой непринужденного общения в профессиональной сфере; проанализировать аудио-, видеоматериалы с записью естественной профессиональной речи и охарактеризовать ее текстовые особенности; изучить основные жанровые разновидности непринужденных высказываний; проводить сопоставительный анализ удачных и неудачных непринужденных высказываний различной структуры; учиться создавать и произносить эффективные непринужденные высказывания различных жанров и типов текста.

Модуль 1. «Непринужденное общение. Общая характеристика».

Тема занятия № 1: «Непринужденный дискурс в системе говорения как вида речевой деятельности».

Теоретические понятия: «непринужденное высказывание как текст», «говорение как вид речевой деятельности», «непринужденный монолог», «непринужденный диалог».

Формируемые умения: анализировать и редактировать образцы непринужденного дискурса на основе выделенных критериев; выделять сильные и слабые стороны естественного общения; описывать структурные компоненты текста непринужденного высказывания.

Приемы, средства и методы обучения: вводное слово преподавателя. Установка на определенный (смешанный) вид слушания. Постановка проблемного вопроса.

Тема занятия № 2: «Особенности официального (делового) и неформального общения в организации». Формируемые умения: применять на практике знания о культуре корпоративного общения; оценивать непринужденное речевое поведение.

Приемы, средства и методы обучения: слово преподавателя. Установка на глобальный вид слушания, сообщения студентов. Обобщение. Эвристическая беседа о проблемных моментах корпоративной культуры, анализ аудио- и видеотекстов с образцами профессиональной коммуникации в официальной и смешанной ситуациях общения.

Тема занятия № 3: «Жанровые признаки непринужденного дискурса». Теоретические понятия: «жанры речи», «интенции непринужденной коммуникации», «роли адресата и адресанта как участников непринужденного общения в профессиональной среде», «стили-стико-языковые особенности непринужденного высказывания».

Формируемые умения: выделять непринужденное высказывание как речевой жанр среди текстов других жанров; определять жанрообразующие признаки непринужденного высказывания; анализировать коммуникативное поведение участников речевой ситуации в профессиональной сфере; выделять структурные компоненты непринужденного высказывания; увеличивать и сокращать текст непринужденной речи.

Приемы, средства и методы обучения: воспроизводящая беседа. Анализ образцовых непринужденных текстов различных жанров, лингвистическое комментирование. Анализ звучащей непринужденной речи, в том числе с использованием электронных СМИ (радио и телевидения) и сайтов Интернета. Редактирование текстов. Конструирование алгоритма построения непринужденного высказывания.

Модуль 2. Создание и произнесение текстов непринужденного дискурса.

Тема занятия № 4: «Произнесение непринужденного высказывания».

Формируемые умения: создавать речь в соответствии с обстановкой общения (официальная, неофициальная) и оптимальной системой стилистико-языковых средств; произносить тексты непринужденных высказываний различной структуры и жанров.

Приемы, средства и методы обучения. Создание и произнесение непринужденного высказывания студентами на предложенные профессиональные темы. Конкурс на лучший непринужденный дискурс, анализ произнесенных текстов по критериям. Определение речевой ситуации.

Предложенная программа включает методы репродуктивного характера, которые предполагают изучение аудио- и видеозаписей с непринужденными высказываниями, непосредственную работу с сайтами Интернета в онлайн-режиме, а также продуктивные методы, в основе которых лежит творческая работа по конструированию текстов непринужденной речи в различных ситуациях профессионального взаимодействия (продуктивные методы).

В ходе обучения предполагается использовать известные в методике развития речи упражнения.

1. Аналитические задания. Студенты исследуют образцовые непринужденные высказывания, выделяют составные части предложенных для характеристики дискурсов, а также значение каждой части. На основе анализа текстов соответственно выделяют жанровые и стилистико-языковые особенности естественных дискурсов. Студенты также анализируют образцы непринужденных высказываний и выделяют их основные жанровые характеристики.

Приведем примеры заданий:

- проанализируйте аудио-, видеозаписи выступлений известных людей (ученых, политиков, артистов). Охарактеризуйте свойства их устной речи с точки зрения говорения как вида речевой деятельности;

- понаблюдайте по радио или телевизору выступления диджеев, оцените одно из них по определенным критерия (актуальность темы, соответствие содержания теме, инте-ресность для аудитории, поддержание внимания на протяжении выступления, нормированность, выразительность речи, логичность, уместность использования невербальных средств, использование приемов популяризации высказывания и др.).

2. Аналитико-конструктивные задания. Студенты анализируют тексты, включают недостающие элементы, дополняют сокращают и видоизменяют их. Приведем примеры заданий:

- Прочитайте «рецепт» для некоего господина Злорада, который приводится в сатирическом журнале Н. И. Новикова «Трутень». Как вы думаете, от каких болезней приведен этот рецепт? Какие еще ингредиенты вы бы добавили к нему? Определите стиль и жанр текста?

«Чувствований истинного человечества 3 лота; любви к ближнему 2 золотника, и соболезнования к нещастию рабов 3 золотн., положа вместе истолочь и давать больному в теплой воде, а потом всякой час давать ему нюхать спирт, делающейся из благоразумия. <.. .> Есть ли ж и сие не поможет, тогда дать больному принять волшебных капель от 30 и до 40. Сии капли произведут то, что он сам несколько часов будет чувствовать рабское состояние и после сего, конечно, излечится» [4, с. 190-191].

- Прочитайте текст критической речи. Назовите жанровые особенности непринужденного высказывания. Подготовьте ответ руководителю.

Здравствуйте, я вас попросил задержаться в моем кабинете по поводу многочисленных нареканий в ваш адрес из-за опозданий. Я понимаю, что вы живете далеко и вам долго надо добираться. Я это все уже слышал неоднократно. В нашей организации есть сотрудники, которые живут в том же районе, что и вы, и даже дальше, однако они изыскивают возможности не опаздывать. Если вы снова опоздаете на раскомандировку и для вас снова понадобиться вызывать отдельный транспорт, то будем наказывать, зарплатой. рублем.

3. Конструктивные задания. На этом этапе студенты тренируются самостоятельно создавать непринужденные высказывания различных жанров, которые применяются в профессиональной коммуникации. Приведем примеры заданий:

- подготовьте торжественную речь для различных событий: 1. Монолог при вступлении в должность. 2. Слово при запуске проекта рекламной кампании. 3. Речь при открытии торгово-развлекательного комплекса, школы для одаренных детей, галереи и пр.;

- придумайте девиз, который характеризует ваше жизненное (профессиональное) кредо. (Метафора, афоризм, строка из поэтического произведения и пр.)

В предлагаемой программе теоретический акцент делается, с одной стороны, на выделении критериев, характеризующих специфику речевого жанра и классификации непринужденного монологического и диалогического высказываний в системе профессионального общения. С другой стороны, практический раздел программы основан на приемах словесного творчества, помогающего моделировать непринужденную ситуацию, создавать собственные тексты.

В качестве критериев подготовленности студентов к связному непринужденному высказыванию, установленных в ходе итогового контроля, использовалось владение такими речевыми формами: типы высказывания (описание, повествование, рассуждение), признаки текста (логичность, связность, завершенность и др.) [5, с. 126], жанровая принадлежность и т. п.

Обучение непринужденному монологическому и диалогическому высказыванию способствует повышению эффективности коммуникации студентов в различных ситуациях общения, в том числе профессионального, направленного на максимально результативное решение производственных задач стратегического и тактического характера.

Предложенная методическая модель обучения эффективному непринужденному общению апробирована в группах студентов специальностей «социология», «реклама», «связи с общественностью», «экономика» и др. Липецкого государственного технического университета и др. [6]. Она позволила осознать студентами значение культуры непринужденного дискурса для развития умения свободно и эффективно общаться в организации, усвоить основные приемы создания монологического и диалогического высказываний, сформировать у учащихся умения самостоятельно создавать и произносить тексты непринужденного профессионального дискурса разной жанровой палитры в зависимости от специфики целей и задач профессионального общения.

Список литературы

1. Земская Е. А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь. М., 2004. 688 с.

2. Бочарова Т. И. Функции профессионально-непринужденного общения педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 12-16.

3. Криво Т. М. Особенности развития творческой активности будущего учителя начальных классов средствами художественной керамики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 29-32.

4. Берков П. Н. Теория русской журналистики XVIII. М., Л., 1973. 572 с.

5. Качалов Н. А. Организация контроля уровня развития продуктивных коммуникативных умений у студентов неязыкового вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 123-126.

6. Бочарова Т. И. Практическая риторика: учебное пособие для студентов специальностей «Реклама», «Связи с общественностью». Липецк, 2010. 50 с.

Бочарова Т. И., кандидат педагогических наук, доцент. Липецкий государственный технический университет.

Ул. Московская, 30, Липецк, Россия, 398600. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 30. 12.2013.

T. I. Bocharova

FEATURES OF NATURAL SPEECH AND METHODICAL MODEL OF TEACHING UNIVERSITY STUDENTS

TO SPONTANEOUS COMMUNICATION

The features of the natural speech in daily and professional dialogue are considered. In this article the main methodological aspects of the establishment and training of effective spontaneous speech in the professional activity are considered.

In addition, the text offers a training program of spontaneous communication in professional communication. In this program, the theoretical emphasis is on the one hand, on the selection of criteria that characterize a specific speech genre and classification of spontaneous monolog and dialog speech in professional communication. On the other hand, the practical section of the program is based on the techniques of verbal creativity, that helps to simulate a relaxed situation, to create their own texts. It is noted that the proposed methodological model is tested in groups of students of the Humanities.

Key words: natural speech, features of spontaneous dialogue in professional sphere, methodology of the training spontaneous speech in high school.

References

1. Zemsky E. A. Language as an activity: Morpheme. Word. Speech. Moscow, 2004. 688 p.

2. Bocharova T. I. Functions of professional-easy dialogue of the teacher. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, vol. 1 (103), pp. 12-16 (in Russian).

3. Krivo T. M. Peculiarity of developing creative action of future teacher of primary school of the bases of decorative ceramics. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, vol. 5 (83), pp. 29-32 (in Russian).

4. Berkov P. N. Theory of Russian journalism XVIII. Moscow, Leningrad, 1973. 572 p. (in Russian).

5. Kachalov N. A. Productive communicative skills level control organization of non-language university students. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013. vol. 9 (137), pp. 123-126 (in Russian).

6. Bocharova T. I. Practical rhetoric: teaching aid for students of the speciality "Advertising", "Public relations". Lipetsk, 2010. 50 p. (in Russian).

Lipetsk State Technical University.

Ul. Moskovskaya, 30, Lipetsk, Russia, 398600. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.