Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА / УСЛОВИЯ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / CONTINUOUS EDUCATION / COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCES / SPEECH TRAINING / CONDITIONS OF SPEECH TRAINING / COMMUNICATION AND PERSONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е.Ю., Филиппова О.Г., Новикова Н.Б.

Введение. В современной школе проблема профессионального развития педагога в процессе речевой подготовки обучающихся к успешному осуществлению коммуникативно-личностного взаимодействия приобретает все большее значение. Обновление содержания профессиональной деятельности, направленной на повышение уровня речевой подготовки обучающихся начальных классов в рамках филологической предметной области, педагог осуществляет в процессе непрерывного самообразования, направленного на собственное профессиональное развитие с учетом достижений науки и педагогического опыта. Материалы и методы. Материалы статьи включают анализ научной литературы отечественных и зарубежных ученых по педагогике и психологии, посвященной проблеме профессионального саморазвития педагога, коммуникативно-личностного взаимодействия младших школьников, создания условий для речевой подготовки обучающихся начальных классов, выявления уровня профессиональной компетентности педагога, определения компонентов профессионального саморазвития, изучения профессионального стандарта педагога, ФГОС начального общего образования, нормативно-правового обеспечения образования, диагностические методики, в том числе наблюдение, анкетирование, методы статистической обработки полученной информации, описание. Р езультаты. Процесс профессионального развития педагога представлен как результат качественных изменений следующих компонентов: мотивационно-ценностного, профессионально-деятель-ностного, рефлексивно-оценочного. Делается вывод о том, что профессиональное развитие педагога успешно осуществляется через его участие в опытно-экспериментальной деятельности под научным руководством работника высшей школы. Теоретически обоснованы и реализованы в практике работы общеобразовательной организации педагогические условия речевой подготовки младших школьников к коммуникативно-личностному взаимодействию на уроках русского языка и литературного чтения. Описаны эффективные методические приемы работы с детьми младшего школьного возраста по повышению уровня речевой подготовки. Подтверждено предположение о том, что уровень речевой подготовки младших школьников оказывает влияние на коммуникативно-личностное взаимодействие младших школьников. Обсуждение. Обосновывается, что участие педагога в опытно-экспериментальной работе по созданию педагогических условий для речевой подготовки младших школьников под научным руководством способствует, во-первых, успешному коммуникативно-личностному взаимодействию младших школьников, во-вторых, продвигает учителя в профессиональном саморазвитии на основе использования достижений современной науки и инновационного опыта в педагогической деятельности. Заключение. Профессиональное развитие педагога является результатом качественных изменений мотивационно-ценностного, профессионально-деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов в ходе опытно-экспериментальной работы по созданию педагогических условий для речевой подготовки обучающихся начальных классов и успешного коммуникативно-личностного взаимодействия младших школьников с применением эффективной методической практики. Основные положения: - профессиональное развитие педагога - это непрерывный и целенаправленный процесс роста личностного и профессионального потенциала педагога на основе взаимодействия внутреннее значимых и активно-творческих воспринятых внешних факторов; - представлено профессиональное развитие педагога как результат качественных изменений мотивационно-ценностного, профессионально-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов; - разработана и реализована на уроках филологической предметной области целостная система педагогических условий, определяющих оптимальный уровень развития речевой подготовки младших школьников для успешного коммуникативно-личностного взаимодействия; - представлена эффективная методическая практика создания условий для речевой подготовки младших школьников для осуществления ими успешного коммуникативно-личного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Е.Ю., Филиппова О.Г., Новикова Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE-PERSONAL INTERACTION OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Introduction. The problem of professional self-development of the teacher in conditions of younger schoolchildren speech training for successful implementation of communication and personal interaction in modern school becomes very important. The teacher updates the content of his activities aimed at raising the level of speech training of primary school students within the framework of the philological subject field in the process of continuous education aimed at professional self-development on the basis of scientific achievements and pedagogical experience. Materials and methods. The materials of the article include an analysis of the scientific literature of domestic and foreign scientists on pedagogy and psychology, devoted to the problem of professional self-development of the teacher, communication and personal interaction of younger schoolchildren, conditions of speech training of primary students, level of professional competence of the teacher, components of professional self-development, professional standard of the teacher, standard of primary general education, regulatory and legal support of education, diagnostic methods, including observation, questionnaire, methods of statistical processing of received. Results. The process of professional self-development of the teacher is presented as a result of qualitative changes of the following components: - motivational and valuable; - professional and activity; - reflexive and estimated. The conclusion is the following: professional self-development of the teacher is successfully carried out through his participation in experimental activities under the leadership of the academic teacher. Theoretically, the psychological and pedagogical conditions of speech preparation of younger schoolchildren for communication and personal interaction in the lessons of the philological subject field have been justified and implemented in the practice of the general educational organization. There is a description of the effective methodological techniques of working with primary school children to increase the level of speech training. The assumption that the level of speech training of younger schoolchildren has an impact on communication and personal interaction of younger schoolchildren has been confirmed. Discussion. It is justified that the participation of the teacher in the experimental work to create psycho-pedagogical conditions for the development of the process of younger schoolchildren speech training under the leadership of the scientific leader contributes, firstly, to the successful communication and personal interaction of younger schoolchildren, secondly, promotes the teacher in professional self-development on the basis of using scientific achievements in their activities. Conclusion. Professional self-development of the teacher is the result of qualitative changes of motivation-value, vocational-activity, reflexive-evaluation components during experimental work on creation of psycho-pedagogical conditions for development of speech training of primary school students for successful communication-personal interaction of younger schoolchildren with application of effective methodological practice. Highlights: Professional self-development of the teacher is a continuous and purposeful process of personal growth and professional potential of the teacher on the basis of interaction of internal significant and active-creative perceived external factors; Professional self-development of the teacher is presented as a result of qualitative changes of motivation-value, vocational-activity and reflexive-evaluation components; A holistic system of psychological and pedagogical conditions has been developed and implemented in the lessons of the philological subject area, which determine the optimal level of development of speech training of younger schoolchildren for successful communication and personal interaction; The effective methodological practice of creating conditions for speech training of younger schoolchildren for successful communication and personal interaction is presented.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

DOI 10.25588/CSPU.2019.70.11.008

УДК 37.032:808.56 ББК 74.268.0

1 л -J

Е. Ю. Никитина , О. Г. Филиппова , Н. Б. Новикова

1ORCID № 0000-0001-9550-4700 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка,

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: elenaueievna@bk.ru

2ORCID № 0000-0002-6691-5778 Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: oksimish@mail.ru

3ORCID № 0000-0002-1525-0198 Учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С. Ф. Бароненко», Челябинская область, г. Копейск, Российская Федерация.

E-mail: novikovanadechda@mail.ru

КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

Введение. В современной школе проблема профессионального развития педагога в процессе речевой подготовки обучающихся к успешному осуществлению коммуникативно-личностного взаимодействия приобретает все большее значение. Обновление содержания профессиональной деятельности, направленной на повышение уровня речевой подготовки обучающихся начальных классов в рамках филологической предметной области, педагог осуществляет в процессе непрерывного самообразования, направленного на собственное профессиональное развитие с учетом достижений науки и педагогического опыта.

Материалы и методы. Материалы статьи включают анализ научной литературы отечественных и зарубежных ученых по педагогике и психологии, посвященной проблеме профессионального саморазвития педагога, коммуникативно-личностного взаимодействия младших школьников, создания условий для речевой подготовки обучающихся начальных классов, выявления уровня профессиональной компетентности педагога, определения компонентов профессионального саморазвития, изучения профессионального стандарта педагога, ФГОС начального общего образования, нормативно-правового обеспечения образования, диагностические методики, в том числе наблюдение, анкетирование, методы статистической обработки полученной информации, описание.

Результаты. Процесс профессионального развития педагога представлен как результат качественных изменений следующих компонентов: мотивационно-ценностного, профессионально-деятель-ностного, рефлексивно-оценочного. Делается вывод о том, что профессиональное развитие педагога успешно осуществляется через его участие в опытно-экспериментальной деятельности под научным руководством работника высшей школы. Теоретически обоснованы и реализованы в практике работы общеобразовательной организации педагогические условия речевой подготовки младших школьников к коммуникативно-личностному взаимодействию на уроках русского языка и литературного чтения. Описаны эффективные методические приемы работы с детьми младшего школьного возраста по повышению уровня речевой подготовки. Подтверждено предположение о том, что уровень речевой подготовки младших школьников оказывает влияние на коммуникативно-личностное взаимодействие младших школьников.

Обсуждение. Обосновывается, что участие педагога в опытно-экспериментальной работе по созданию педагогических условий для речевой подготовки младших школьников под научным руководством способствует, во-первых, успешному коммуникативно-личностному взаимодействию младших школьников, во-вторых, продвигает учителя в профессиональном саморазвитии на основе использования достиже-

нии современной науки и инновационного опыта в педагогическом деятельности.

Заключение. Профессиональное развитие педагога является результатом качественных изменений мотивационно-ценностного, про-фессионально-деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов в ходе опытно-экспериментальной работы по созданию педагогических условий для речевой подготовки обучающихся начальных классов и успешного коммуникативно-личностного взаимодействия младших школьников с применением эффективной методической практики.

Ключевые слова: профессиональное развитие, непрерывное образование, компоненты профессионального саморазвития, профессиональные компетенции, речевая подготовка, условия речевой подготовки, коммуникативно-личностное взаимодействие.

Основные положения:

- профессиональное развитие педагога — это непрерывный и целенаправленный процесс роста личностного и профессионального потенциала педагога на основе взаимодействия внутреннее значимых и активно-творческих воспринятых внешних факторов;

- представлено профессиональное развитие педагога как результат качественных изменений мотивационно-ценностного, профессио-нально-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов;

- разработана и реализована на уроках филологической предметной области целостная система педагогических условий, определяющих оптимальный уровень развития речевой подготовки младших школьников для успешного коммуникативно-личностного взаимодействия;

- представлена эффективная методическая практика создания условий для речевой подготовки младших школьников для осуществления ими успешного коммуникативно-личного взаимодействия.

1 Введение (Introduction) личностного взаимодействия Уровень речевой подготовки младших школьников и общения

детей оказывает большое влияние друг с другом. Педагогическая

на качество коммуникативно- деятельность учителя начальных

классов требует обновления и совершенствования профессиональных компетенций и заключается в такой организации речевой подготовки обучающихся, которая позволила бы детям успешно осуществлять как учебный диалог на уроках, так и межличностное общение во внеурочной деятельности. Однако учитель, имеющий значительный стаж работы, зачастую не проявляет потребности в приобретении новых профессиональных навыков для дальнейшего саморазвития в связи с изменившейся ситуацией в современном образовании [1]. Непрерывное самообразование предоставляет педагогу возможность приобрести недостающие компетенции, необходимые ему в настоящий момент для организации речевой подготовки, направленной на успешное коммуникативно-личностное взаимодействие младших школьников.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Проблема саморазвития личности изучалась отечественными и зарубежными исследователями (Б. Г. Ананьев, Р. Бернс, Е. Д. Бо-жович, П. Я. Гальперин,

И. А. Ильин, Н. А. Логинова, А. Маслоу и др.). В педагогической научной литературе вопросы готовности педагогов осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях, связанных с обновлением содержания образования, представлены

Г. А. Бокаревой, С. В. Васьков-ской, Н. В. Кухаревым, Л. Н. Ле-сохиной, Л. Х. Магамадовой, С. В. Шатиловым и др.

Профессиональное саморазвитие понимается Н. В. Кузьминой как внутренняя активность педагога по качественному преобразованию себя самого, самоизменению. Фактическое отождествление понятий профессионального развития и саморазвития мы наблюдаем у Л. И. Митиной.

Следовательно, профессиональное саморазвитие педагога является непрерывным, сознательным, целенаправленным процессом его профессионального совершенствования, основанным на взаимодействии внутреннее значимых и активно-творческих воспринятых внешних факторов [2].

Цель коммуникативного образования в начальной школе -формирование у младших школь-

ников способности к общению, позволяющей каждому ученику вступать в равноправный диалог с представителями других культур и традиций, участвовать в различных сферах и ситуациях межкультурной коммуникации. Уровень речевой подготовки ученика является базисом для становления его коммуникативно-развивающейся языковой личности. Такая личность успешно использует для решения коммуникативных задач арсенал освоенных речевых средств, относится с пониманием к возможности существования у сверстников мнений, не совпадающих с его собственным, учитывает позицию партнера в общении, умеет договариваться в ситуации столкновения интересов.

Мы рассматриваем речевую подготовку младшего школьника как динамический процесс, в ходе которого обучающийся начальных классов проявляет познавательный интерес к предметным курсам русского языка и литературы, развивает связную речь в ее устной и письменной форме, овладевает знаниями правил речевого этикета в разных ситуациях общения, демонстрирует умение

выбора языковых средств, содержащих формулы речевого поведения, умеет анализировать свои действия и делает правильный выбор стратегии в коммуникативно-личностном взаимодействии.

Однако педагог с низким уровнем сформированности общей культуры не способен создать развивающую среду для личности обучающегося, которая мотивировала бы его к становлению коммуникативно-развивающейся языковой личности. Для того чтобы процесс речевой подготовки младшего школьника был динамичным, педагог должен учиться осуществлять педагогическое управление этим процессом.

Успешная реализация профессионального развития обеспечивается опорой на методологические подходы [3].

Системный подход рассматривает данную проблему как единую структуру, в которой есть цель, содержание, организационные формы и методы, условия, т.е. составные элементы, обеспечивающие целостность объекта (Б. С. Гершунский, Т. А. Ильина, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузь-

мина, Н. Д. Никандрова, В. П. Симонова и др.).

Компетентностный подход направлен на овладение педагогом определенным объемом компетенций, необходимых ему для профессиональной деятельности при условии, что он является субъектом собственного саморазвития (А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторской и др.).

Деятельностный подход

(В. А. Беликов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) рассматривает саморазвитие личности в процессе его собственной активной деятельности.

Профессиональное саморазвитие педагога мы рассматриваем как взаимосвязь следующих компонентов: мотивационно-ценност-ного; профессионально-деятель-ностного; рефлексивно-оценочного. При этом профессионально-деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты являются определяющими в процессе профессионального саморазвития педагога.

Профессиональное саморазвитие педагога характеризуется:

- низким уровнем, если он не испытывает потребности проводить анализ и самооценку результатов своей профессиональной деятельности, но при этом демонстрирует, в целом, положительное отношение к ней;

- допустимым уровнем, при котором учитель понимает наличие потребности в саморазвитии, самопознании и самооценке профессиональной деятельности и своей личности;

- оптимальным уровнем, когда педагогическая деятельность понимается как постоянное творческое саморазвитие и самореализация в профессиональной деятельности.

Анализ существующей практики показывает, что отсутствие системы педагогических условий для осуществления речевой подготовки младших школьников отрицательно влияет на коммуникативно-личностное взаимодействие младших школьников. На наш взгляд, способствовать продвижению младших школьников с низкого уровня речевой подготовки на качественно новый уровень, будет создание на начальном об-

щем образовании следующих педагогических условий:

- использование возможностей уроков филологической предметной области для организации среды, обеспечивающей обучение основным видам речевой деятельности как средствам общения, активную речетворческую деятельность младших школьников;

- применение младшими школьниками языковых знаний и речевых умений в практике коммуникативно-личностного взаимодействия;

- организация методической работы, направленной на развитие языковой личности обучающегося, регулирование речевого поведения и языкового выражения в различных ситуациях общения, при решении коммуникативных задач.

Итак, нами изучена психолого-педагогическая литература по проблеме профессионального развития педагога, выделены компоненты профессионального саморазвития педагога и сформулированы условия развития речевой подготовки младших школьников для успешного осуществления

коммуникативно-личностного взаимодействия.

Рассмотрим реализацию обозначенных нами компонентов профессионального саморазвития и разработанных педагогических условий в процессе опытно-экспериментальной работы педагога при сопровождении научного руководителя.

3 Результаты (Results)

Опытно-экспериментальная работа направлена на практическую обоснованность эффективности педагогических условий для речевой подготовки детей младшего школьного возраста и проводилась на базе МОУ «СОШ № 44 имени С. Ф. Бароненко» Ко-пейского городского округа Челябинской области.

На начальном этапе опытно -экспериментальной работы проведено анкетирование педагогов школы по методике «Восприимчивость педагогов к профессиональному саморазвитию» с целью изучения уровня восприимчивости к использованию передового педагогического опыта в своей деятельности [4]. Результаты первичного опроса испытуемых показали, что третья часть опрошен-

ных педагогов показала низкий уровень восприимчивости к применению инноваций, остальные — допустимый и оптимальный. Показательно, что педагоги в большинстве случаев не могут самостоятельно организовать свое профессиональное развитие. Участие их в научно-практических семинарах по проблемам речевой подготовки и коммуникативно-личностного развития обучающихся, индивидуальное общение и консультирование с научно-педагогическими работниками университета определило их психологический настрой на профессиональное саморазвитие через участие в опытно-экспериментальной деятельности.

Таким образом, мотивационно-ценностный компонент выделил группу педагогов, чьи ценностные ориентации и личностные смыслы направлены на развитие своей профессиональной деятельности посредством участия в организации опытно-экспериментальной деятельности, направленной на повышение уровня речевой подготовки обучающихся в филологическом предметном курсе.

Реализация профессионально-деятельностного компонента началась с определения уровня речевой подготовки детей на начальном этапе. Среди обучающихся проведена стартовая комплексная субъектно-ориенти-рованная диагностика на выявление уровня знаний младшими школьниками правил речевого этикета и умения их применять в конкретной ситуации общения, выбрав правильные, по мнению обучающихся, средства языкового выражения социальных отношений с использованием эмпирических методов исследования: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, выполнение заданий [5].

Анкетирование обучающихся по авторской методике «Вежливые слова» направлено на определение степени влияния употребления вежливых слов на уровень взаимоотношений между школьниками. Тестирование учеников младших классов по методике «Азбука поведения» позволило выявить уровни выполнения заданий и характеристики знаний правил речевого этикета. Анализ выполнения заданий диагностиче-

ских карточек, содержащих художественный текст по этике общения и поведения «Этическая грамматика», позволил по ответам детей на вопросы определить группы учеников с высокой познавательной активностью, обладающих умением анализировать свои действия, конструктивным типом принятия решений, а также таких обучающихся, которые решали коммуникативные задачи по образцу. Опрос обучающихся начальных классов по методике «Истории про школьников» проведен в форме оценивания. Ученики демонстрировали свои умения решать коммуникативные задачи и осуществлять правильный выбор стратегии адекватного поведения через фронтальный анализ этикетных ситуаций.

Обобщенные результаты проведения диагностических методик автора-разработчика О. Г. Миша-новой по всем используемым опросным методам выглядят следующим образом: выполнили задания на продвинутом уровне 21 % детей, достаточном — 48 %, низком — 17,6 %, минимальном — 13,4 %.

Таким образом, по каждой из методик определены группы детей, показавшие четыре уровня выполнения заданий: минимальный, низкий, достаточный, продвинутый. Анализ диагностических срезов выявил группу учеников, которые имеют недостаточный запас лексических средств, используют в своей речи либо нейтральные, либо общеупотребительные формулы речевого этикета. При решении коммуникативных задач ученики действуют репродуктивно, элементы самостоятельности отсутствуют. Определена также группа детей, показавших достаточные знания по речевому этикету и проявляющих высокий интерес к решению коммуникативных задач. Однако у них слабо сформировано умение анализировать свои действия и готовность использовать речевой этикет в разных сферах общения.

На основе педагогического анализа диагностируемых коммуникативных действий младших школьников педагогом определены цель, задачи и содержание формирующей части опытно-экспериментальной работы по повышению уровня речевой подготовки младших школьников в ходе

проведения уроков филологической предметной области. Педагогическое управление процессом речевой подготовки младших школьников осуществляется через организацию диалогового общения педагога и младшего школьника. Беседы с учениками проводятся с использованием технологии «герменевтический круг», которая осуществляется при помощи коммуникативно-ориентированного анализа учебного или художественного текста. Беседы направлены на осмысление и понимание этико-нравственной проблемы, имеющейся в данном тексте. Педагог продумывает последовательность вопросов таким образом, чтобы ученики сначала выявили проблему, выслушали разные мнения по решению этой проблемы, которые могут не совпадать с их собственным суждением, выработали совместно пути решения этой проблемы и продвинулись во взаимопонимании друг друга, что будет положительно сказываться на коммуникативно-личностном взаимодействии. Так, на одном из уроков дети вырабатывали условия успешного общения. Педагог осуществлял комму-

никативно-ориентированный анализ текстов пословиц и поговорок. Метод герменевтического круга использовался педагогом для выяснения истинного смысла слова, предложения или текста (например, «Петь хорошо вместе, а говорить порознь», «Я ему про Фому, а он мне про Ерему», «Красно поле пшеном, а беседа умом» и т. д.). В дальнейшем на уроках литературного чтения обращалось внимание детей на то, как происходит общение героев, какие требования к общению соблюдены, какие коммуникативные намерения удалось реализовать. Почему главные герои смогли договориться, как они формулировали свою просьбу и т. д. Расширение лексического запаса слов детей осуществлялось через введение слов-терминов, подбор синонимов, выяснение толкования незнакомых слов с использованием толкового, этимологического, фразеологического и других словарей.

Применение речетворческих коммуникативных задач в процессе обучения русскому языку направлено на развитие образного мышления, ассоциативной памяти, активизации конкретно-чувственного восприятия и в целом на

понимание школьниками того, что каждое слово в тексте необыкновенно и значимо. Внимание к слову как к речетворческой единице активно внедрялось в проектной деятельности на уроках русского языка. При выполнении проектного задания «Рассказ о слове» авторами учебного пособия традиционно предлагалось ученикам на примере слова «мороз» найти его лексическое значение, подобрать однокоренные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы с этим словом, использование его в загадках, пословицах и т. д. В качестве дополнения к заданию при работе со словом «мороз» педагог использовал нетрадиционные методические приёмы, организовывал определение школьниками перцептивного значения слова, которое раскрывает конкретно-чувственное восприятие через органы чувств: цвет, звук, запах, характер, ассоциации, мифологическое значение слова, его художественное значение в том или ином тексте [6].

Индивидуально-групповые контракты мотивировали учеников на изучение программного материала

русского языка. Так на уроке русского языка предлагалось обсудить такие темы, как «Если бы не было падежей?» и др. Речевая подготовка проводилась как часть урока на этапе развития речи.

Таким образом, профессиональ-но-деятельностный компонент в профессиональном саморазвитии актуализирует умения педагогов проводить стартовый анализ проблемы, ставить цель и задачи, разрабатывать содержание совместной деятельности педагога и учеников, направленной на решение исследовательской проблемы и повышение уровня речевой подготовки младших школьников.

В ходе педагогического эксперимента педагог осуществлял наблюдение за коммуникативно-личностным взаимодействием субъектов речевой подготовки, отмечал в нем изменения, осуществлял анализ ответов учеников, результатов выполнения коммуникативно-творческих работ, применения на практике условий успешного общения, проводил самооценку собственной деятельности, продумывал дальнейшую работу по улучшению формируе-

мых коммуникативных умений у обучающихся.

Использовались разные виды контроля по отслеживанию освоения материала: на каждом уроке осуществлялся оперативный контроль с использованием вопросов по материалу предшествующих уроков. Текущий контроль качества и степени речевой подготовки проводился в форме устных выступлений, разыгрывания ситуаций, самостоятельно подготовленных школьниками речетворческих заданий. Итоговый контроль в форме фиксирования освоения теоретического и практического материалов выявил положительные изменения: количество детей, показавших на констатирующем этапе низкий уровень выполнения заданий, снизилось. Также мы констатировали, что увеличилось количество школьников, продемонстрировавших более высокий по сравнению с самим собой уровень выполнения заданий.

Изучение мнения педагогов по анкете «Восприимчивость педагогов к профессиональному саморазвитию» показало, что увеличилось количество опрошенных с оптимальным и допустимым

уровнями. Учителя начальных классов отмечали, что они стали отслеживать и применять в практике современные достижения педагогической науки и инновационный опыт, внедрять его с учетом имеющихся образовательных потребностей младших школьников, видеть перспективу своей деятельности и прогнозировать ее.

Таким образом, рефлексивно-оценочный компонент присутствует в деятельности педагога на начальном и итоговом этапах опытно-экспериментальной деятельности. Участие педагогов в опытно-экспериментальной деятельности под руководством научно-педагогических работников вуза помогло им реализовать методические идеи в процессе своей профессиональной деятельности, направленные на речевую подготовку младших школьников, что в целом оказало положительное влияние на коммуникативно-личностное взаимодействие обучающихся на уроках филологического предметного курса начальной школы.

4 Обсуждение (Discussion)

Успешное коммуникативно-личностное взаимодействие

младших школьников во многом определяется уровнем речевой подготовки детей. Создание специальных педагогических условий для успешного осуществления речевой подготовки обучающихся начальных классов направлено на развитие познавательного интереса к урокам филологической предметной области, в ходе которых происходит становление коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника, способного осуществлять продуктивное межличностное общение. Участие педагога в опытно-экспериментальной работе, с одной стороны, направлено на профессиональное саморазвитие педагога через осуществление педагогического управления процессом речевой подготовки, с другой стороны, обеспечивает реализацию педагогических условий для эффективного коммуникативно-личностного взаимодействия обучающихся.

5 Заключение (Conclusion)

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы по созданию педагогических условий, направленных на речевую подготовку младших школьников, мож-

но считать успешными, так как они способствовали продвижению детей с низкого уровня сформиро-ванности коммуникативных действий на продвинутый относительно самого себя и стали для каждого школьника личностно значимыми. Мы пришли к выводу о том, что использование авторской методики положительно повлияло на профессиональное саморазвитие педагогов и способствовало качественному изменению компонентов профессионального саморазвития: мотивационно-ценностного, про-фессионально-деятельностного, рефлексивно-оценочного. Считаем необходимым продолжить опытно-экспериментальную работу с использованием возможностей внеурочной деятельности.

6 Благодарности (Acknowledgments)

Статья выполнена в рамках научного проекта «Теоретическое обоснование и научно-методическое сопровождение опережающей подготовки педагогических кадров для развития региональной системы дошкольного и инклюзивного образования» Комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-организацион-

ной деятельности Научного Центра педагогического университета на Российской Академии Образования 2018-2020 годы. Авторы выражают на базе Южно-Уральского государ- признательность коллегам за поственного гуманитарно- мощь.

Библиографический список

1. Волчегорская Е. Ю., Козлова Н. А., Шитякова Н. П. Начальное образование: наука, практика, инновации : монография. Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. - 253 с.

2. Эстерле А. Е. Современные представления о содержании понятия «Профессиональное саморазвитие личности» / Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 147-150.

3. Актуальные проблемы педагогической науки и образования : монография / под ред. проф. Е. Ю. Никитиной. М. : Перо, 2016. - 186 с.

4. Технология анализа и визуализации многомерных данных педагогического мониторинга в высшем образовании / Л. Ю. Овсяницкая [и др.] // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. Т. 14. № 4, декабрь. С. 775-785.

5. Vasilyeva V.S., Nikitina E.Yu. Case of Teachers' Communicative Competence Development Within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments. International Journal of Engineering &Technology. 2018, vol 7, no 4.38, Special Issue 38. (Scopus).

6. Balandina I.D., Moskvitina T.N., YUzdova L P. & Nikitina Ye.YU. Mastering toponyms by students-foreigners while studying a languare (on the material of the Russian and English languages). VI International Multidisciplinary Scientific Conference "Social Sciences & Arts SGEM 2019" (24 aug-2 sept, 2019). Ancient Science. Archaeology, history, philosophy, language and linguistics, health policy and services. 2019, vol. 1, no. 2. 221-229. (Scopus).

E. YU. Nikitina1, O. G. Philippova2, N. B. Novikova3

1ORCID No. 0000-0001-9550-4700 Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of the Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: elenaueievna@bk.ru

2ORCID No. 0000-0002-6691-5778 Doctor of Pedagogical Sciences,

Professor of Department of the Pedagogy and Psychology of Childhood,

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: oksimish@mail.ru

3ORCID No. 0000-0002-1525-0198

Teacher of primary classes of the Municipal General Education Institution

"Secondary General Education School №44 named S. F. Baronenko", Kopeysk, Chelyabinsk region, Russia. E-mail: novikovanadechda@mail.ru

COMMUNICATIVE-PERSONAL INTERACTION OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Abstract

Introduction. The problem of professional self-development of the teacher in conditions of younger schoolchildren speech training for successful implementation of communication and personal interaction in modern school becomes very important. The teacher updates the content of his activities aimed at raising the level of speech training of primary school students within the framework of the philological subject field in the process of continuous education aimed at professional self-development on the basis of scientific achievements and pedagogical experience.

Materials and methods. The materials of the article include an analysis of the scientific literature of domestic and foreign scientists on pedagogy and psychology, devoted to the problem of professional self-development of the teacher, communication and personal interaction of younger schoolchildren, conditions of speech training of primary students, level of professional competence of the teacher, components of professional self-development, professional standard of the teacher, standard of primary general education, regulatory and legal support of education, diagnostic methods, including observation, questionnaire, methods of statistical processing of received.

Results. The process of professional self-development of the teacher is presented as a result of qualitative changes of the following components:

- motivational and valuable;

- professional and activity;

- reflexive and estimated.

The conclusion is the following: professional self-development of the teacher is successfully carried out through his participation in experimental activities under the leadership of the academic teacher.

Theoretically, the psychological and pedagogical conditions of speech preparation of younger schoolchildren for communication and personal in-

teraction in the lessons of the philological subject field have been justified and implemented in the practice of the general educational organization.

There is a description of the effective methodological techniques of working with primary school children to increase the level of speech training.

The assumption that the level of speech training of younger schoolchildren has an impact on communication and personal interaction of younger schoolchildren has been confirmed.

Discussion. It is justified that the participation of the teacher in the experimental work to create psycho-pedagogical conditions for the development of the process of younger schoolchildren speech training under the leadership of the scientific leader contributes, firstly, to the successful communication and personal interaction of younger schoolchildren, secondly, promotes the teacher in professional self-development on the basis of using scientific achievements in their activities.

Conclusion. Professional self-development of the teacher is the result of qualitative changes of motivation-value, vocational-activity, reflexiveevaluation components during experimental work on creation of psycho-pedagogical conditions for development of speech training of primary school students for successful communication-personal interaction of younger schoolchildren with application of effective methodological practice.

Keywords: professional self-development, continuous education, components of professional self-development, professional competences, speech training, conditions of speech training, communication and personal interaction.

Highlights:

Professional self-development of the teacher is a continuous and purposeful process of personal growth and professional potential of the teacher on the basis of interaction of internal significant and active-creative perceived external factors;

Professional self-development of the teacher is presented as a result of qualitative changes of motivation-value, vocational-activity and reflexiveevaluation components;

A holistic system of psychological and pedagogical conditions has been developed and implemented in the lessons of the philological subject area,

which determine the optimal level of development of speech training of younger schoolchildren for successful communication and personal interaction;

The effective methodological practice of creating conditions for speech training of younger schoolchildren for successful communication and personal interaction is presented.

References

1. Volchegorskaya Ye.YU., Kozlova N.A. and Shityakova N.P. (2016) Nachalnoye obrazovaniye: nauka, praktika, innovatsii [Primary education: science, practice, innovation], Yuzhno-Ural'skiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet. 253 p. (In Russian).

2. Esterle A.Ye. (2014) Sovremennyye predstavleniya o soderzhanii ponyatiya "Professional'noye samorazvitiye lichnosti" [Modern ideas about the content of the concept of "Professional self-development of the individual"]. Samarskiy nauchnyy vestnik. 4 (9), 147-150. (In Russian).

3. Edr. Nikitina Ye.YU. (2016) Aktualnye problemy pedagogicheskoy nauki i obrazovaniya [Current problems of pedagogical science and education]. Monografiya. Moscow, Pero. 186 p. (In Russian).

4. Ovsyanitskaya L.YU., Nikitina Ye.YU., Lysenko YU.V., Podpovetnaya YU.V., Postovalova I.P., Ovsyanitskiy A.D. (2018) Tekhnologiya analiza i vizualizatsii mnogomernykh dannykh pedagogicheskogo monitoringa v vysshem obrazovanii [The technology of analysis and visualization of multidimensional data of pedagogical monitoring in higher education]. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. 14, 4, 775-785. (In Russian).

5. Vasilyeva V.S., Nikitina E.Yu. Case of Teachers' Communicative Competence Development Within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments. International Journal of Engineering &Technology. 2018. Vol 7, No 4.38, Special Issue 38. (Scopus).

6. Balandina I. D., Moskvitina T. N., YUzdova L. P. & Nikitina Ye.YU. Mastering toponyms by students-foreigners while studying a languare (on the material of the Russian and English languages). VI International Multidisciplinary Scientific Conference "Social Sciences & Arts SGEM 2019" (24 aug-2 sept, 2019). Ancient Science. Archaeology, history, philosophy, language and linguistics, health policy and services. 2019, vol. 1, no. 2, 221-229. (Scopus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.