Мастер-класс
МшууОть, н ■■ту гт ■! г^1
V
Ссылки:
http://rn.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%
BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8.
http://m.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%
BA%D0%BA%D0%B8_%28%D0%B1%D0%B0%D0%B
A%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8%29
http://www.likar.info/profi/artides/268.html
http://www.newsru.com/world/14feb2006/microb.html
Литература
1. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. - М: «Мир», -1990. - С.14.
2. Ковярова И.Н. Дистанционное обучение на основе Интернета // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. - №6.
3. Прохорова С.Ю., Вершинин С.В., Кузнецова Т.В. Информационная подготовка сельского школьника на материале предмета «Биология» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №6.
4. Жизнь растений. В 6-ти т. Введение. Бактерии и акти-номицеты. // Гл. ред. Ал. А. Фёдоров. - М.: Просвещение. - 1974. - Т. 1.
В данной статье описываются этапы создания внутришкольного историко-литературного альманаха, посвященного 115-летию со дня рождения великого поэта С.А. Есенина. Автор описывает издание журнала в качестве редактора творческих работ учащихся с использованием современных информационных технологий.
Фельдшерова Елена Геннадьевна
учитель информатики ГОУ ЦО № 641 им. Сергея Есенина г. Москва eg641@mail.ru
Развитие творческих способностей учащихся в издательской деятельности
Что нужно, чтобы повысить интерес учащихся к предмету информатики? Ключевые слова: информационные технологии, редактор, журнал.
Мне, как учителю информационных технологий, было очень интересно сотрудничать с ребятами 6 «В» класса при создании внутришкольного историко-литературного альманаха, посвященного 115-летию со дня рождения великого поэта С.А. Есенина в качестве редактора творческих работ, в которых представлены анализ лирических произведений поэта. Целью моей деятельности явилась совместная работа над дизайном и оформлением журнала, что край-
не важно для развития информационной культуре и компьютерной грамотности у учеников средней школы. В процессе работы дети учились отбирать необходимую информацию, редактированию изображений, научились работать в графическом редакторе Adobe InDesign, попробовали себя в роли начинающих журналистов, научились править и верстать документы, правильно и грамотно располагать информацию на обложки, применять различные эффекты в графическом редакторе Adobe Photoshop, что, несомненно, важно для развития интереса к предмету информатики через межпредметные связи у учеников этого возраста.
Детская пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходятся без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы.
Кому нужен школьный журнал, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Для ребят активных, любознательных школьный журнал -это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьного журнала - это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия.
Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании
72
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
Мастер-класс
статей для школьных журналов. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Один из вариантов решения этого вопроса -создание собственного журнала.
Историко-литературный альманах - это общешкольный журнал, издаваемый силами учащихся, и по своему содержанию ориентирован широкому кругу читателей. Естественно, успех дела зависит, прежде всего, от редколлегии, которая состоит из детей. В процессе выпуска первого номера определяются лидеры в главных направлениях издательской деятельности: главный редактор, выпускающий редактор, художники - дизайнеры, наборщики текстов, фоторепортеры.
В задачу педагога входит создание условий для овладения детьми навыками работы с издательскими системами. В процессе осознания своих способностей и потребностей появляется основа для личной самореализации учеников. Поскольку деятельность эта коллективная, дети учатся ценить взаимоотношения с другими людьми и развивать плодотворные связи с ними. Формируются навыки вербального и невербального общения. Так как издание детское, то любая, даже очень серьезная статья должна привлекать внимание своим оформлением.
Дети, принимающие участие в выпуске журнала, опираются на знания, полученные в учебное время. И издательская деятельность может быть рассмотрена как продолжение образования в области компьютерных технологий с учетом профильного обучения. Беря на себя ответственность за выпуск школьного издания, за создание качественного продукта, дети осознают необходимость следования определенным стандартам, повышающим качество публикации. Дети понимают, что неряшливое оформление текста, также как и грамматические ошибки, мешают понять содержание. Правильное оформление документа обеспечивает его юридическую силу, и присутствие выходных данных в газете, подпись под статьей, заголовок работают на повышение культуры издания.
Можно констатировать расширение эрудиции и кругозора участников. Работа в журнале требует постоянного напряжения интеллектуальных и нравственных сил учащихся для решения, постоянно возникающих проблем, что повышает способность решать их совместными усилиями, выполняя разные социальные роли.
Что касается чисто технической стороны дела, дети проходят путь от владения основными приемами ввода и редактирования текста до хороших навыков по форматированию текста, подготовке графики и верстке с использованием издательских систем. Осваивают работу периферийных устройств (принтеры, сканеры), так как требуется вникать в различные ню-
ансы при работе с этой техникой, решать постоянно возникающие технические проблемы.
Приступая к созданию журнала, самое сложное это обложка. Ведь она отражает самые яркие и главные моменты журнала, а также тему номера. Поскольку наш первый альманах посвящен 115-летию со дня рождения великого поэта Сергея Есенина, и номер разрабатывался в осеннее время года, мы с ребятами решили оформить этот номер в оранжевобордовых цветах. На некоторых страницах добавить осенние листы, осенние пейзажи, а на каждой страницы добавить оранжевую полосу, на которой написаны названия рубрик журнала. Далее очень долго подбирали титульную картинку, на которой будет написана тема номера «Как прекрасна земля и на ней - человек!». Ведь она должна быть четко видна, и читабельна, для этого мы использовали эффект обводки текста.
Следующим важным этапом стало объединение статей в рубрики, и их последовательность. Название рубрик должны быть короткими, и заинтересовывать читателя, чтобы ему захотелось прочитать статьи, находящиеся в этой рубрики. После этого распределяется порядок статей, и идет размещение картинок, а также происходит обработка фотографий.
Итак, журнал, кажется готов к печати, но нет, не хватает самого главного - оглавление. И ведь, действительно, именно в оглавлении отражается структура журнала, порядок рубрик, статей. Правильно оформленное оглавление, дает возможность читателю легко и быстро найти нужную статью, вернуться к недочитанному материалу. Наше оглавление выглядит следующим образом:
Введение
Слово о поэте.............................
В гостях у Есенина
Творческие отчеты учащихся об экскурсии на Родину Сергея Есенина..........................
У Есенина - день рождения Интеллектуальный марафон по творчеству Сергея Есенина (комплексное открытое мероприятие) Сычева Л.Н.............................
Приложение
Стихи С. Есенина, прочитанные на интеллектуальном марафоне, посвященные 115-летию со дня
рождения поэта...............................
Наши сочинения
Природа и животные в творчестве Сергея Есенина.........................................
Колокол дремавший разбудил поля...........
Люблю березку русскую.....................
Знаете ли вы?..
Камни - самоцветы в творчестве С. Есенина (Иванов Владислав 6 “В“ класс)............
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
73
Мастер-класс
Из опыта анализа лирики поэта
Поэтический “иконостас“ Есенина (Денисье-
ва О.И.)......................................
От цветовой палитры к глубинному смыслу поэзии (Денисьева О.И.).........................
Цветопись и ее роль в стихотворении “О красном
вечере задумалась дорога“ (Денисьева О.И.)....
Литература.................................
Здесь названия рубрик выделены жирным шрифтом, а названия статей курсивом. Такая структура полностью отражает содержание журнала, и позволяет быстро найти нужный материал.
Как в любой творческой работе, в процессе выпуска номера возникают трудности. Чтобы преодолеть тенденцию выпуска газеты для избранного круга читателей, нужно расширять круг корреспондентов. Проводятся читательские конференции, на которых обсуждается содержание напечатанных материалов, а также другие мероприятия с целью привлечения большего количества учащихся к сотрудничеству, обеспечения преемственности в работе редакции, чтобы
сделать издание действительно общешкольным, интересным для всех - учеников, учителей, родителей.
Таким образом, школьный издательский центр помогает решать учебные задачи, что способствует подготовке к жизни в современном информационном мире, работает на формирование информационной культуры человека.
Литература
1. Джиго А.А., Калинин С.Ю. Основные стандарты по издательскому делу. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. дом Университетская книга, - 2010. - 368с.
2. Дубровка А.М., Бурдыко Л.В. Педагогические технологии как средство развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся в процессе преподавания предметов естественнонаучного цикла // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5.
3. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, - 2010. - 524с.
4. Петухова И.В. Популярная педагогика для не очень занятых родителей, у которых ещё осталось время читать журналы и думать. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. №2.
5. http://www.redaktoram.ru/
Автор представляет методическую разработку литературно-музыкальной композиции «Тропа в Константиново».
Зрнич Светлана Викторовна
педагог дополнительного образования ГОУ ЦО № 641имени С. Есенина г. Москва svetlana-zrnich@mail.ru
Литературно-музыкальная
композиция
«Тропа в Константиново»
Как приобщить детей к искусству художественной литературы и привить любовь к поэзии великого русского поэта С. Есенина?
Ключевые слова: село Константиново; родной край; поэт, детство, школа, стихотворения.
Родился С.Есенин 21 сентября (по старому стилю) 1895 г. в рязанском селе Константинове, привольно раскинувшемся на холмистом берегу Оки. Тема родины стала основной в творчестве поэта, который признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине».
Есенинская Русь - страна бревенчатых крестьянских изб, голубых озёр, бескрайних полей, душистых черёмух, золотых рощ, опавшего клёна. Любовь к Родине - это любовь ко всему, что дышит, растёт -живёт на родной земле. Бесконечно свежим в памяти поэта был этот «край разливов грозных».
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Песня «Клён ты мой, опавший»
До девяти лет Есенин «рос под призором бабки и деда» и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным
74
Эксперимент и инновации в школе 2011/2