Научная статья на тему 'Литературно-музыкальная композиция «Тропа в Константиново»'

Литературно-музыкальная композиция «Тропа в Константиново» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
191
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛО КОНСТАНТИНОВО / РОДНОЙ КРАЙ / ПОЭТ / ДЕТСТВО / ШКОЛА / СТИХОТВОРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зрнич Светлана Викторовна

Автор представляет методическую разработку литературно-музыкальной композиции «Тропа в Константиново».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературно-музыкальная композиция «Тропа в Константиново»»

Мастер-класс

Из опыта анализа лирики поэта

Поэтический “иконостас“ Есенина (Денисье-

ва О.И.)......................................

От цветовой палитры к глубинному смыслу поэзии (Денисьева О.И.).........................

Цветопись и ее роль в стихотворении “О красном

вечере задумалась дорога“ (Денисьева О.И.)....

Литература.................................

Здесь названия рубрик выделены жирным шрифтом, а названия статей курсивом. Такая структура полностью отражает содержание журнала, и позволяет быстро найти нужный материал.

Как в любой творческой работе, в процессе выпуска номера возникают трудности. Чтобы преодолеть тенденцию выпуска газеты для избранного круга читателей, нужно расширять круг корреспондентов. Проводятся читательские конференции, на которых обсуждается содержание напечатанных материалов, а также другие мероприятия с целью привлечения большего количества учащихся к сотрудничеству, обеспечения преемственности в работе редакции, чтобы

сделать издание действительно общешкольным, интересным для всех - учеников, учителей, родителей.

Таким образом, школьный издательский центр помогает решать учебные задачи, что способствует подготовке к жизни в современном информационном мире, работает на формирование информационной культуры человека.

Литература

1. Джиго А.А., Калинин С.Ю. Основные стандарты по издательскому делу. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. дом Университетская книга, - 2010. - 368с.

2. Дубровка А.М., Бурдыко Л.В. Педагогические технологии как средство развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся в процессе преподавания предметов естественнонаучного цикла // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5.

3. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, - 2010. - 524с.

4. Петухова И.В. Популярная педагогика для не очень занятых родителей, у которых ещё осталось время читать журналы и думать. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. №2.

5. http://www.redaktoram.ru/

Автор представляет методическую разработку литературно-музыкальной композиции «Тропа в Константиново».

Зрнич Светлана Викторовна

педагог дополнительного образования ГОУ ЦО № 641имени С. Есенина г. Москва svetlana-zrnich@mail.ru

Литературно-музыкальная

композиция

«Тропа в Константиново»

Как приобщить детей к искусству художественной литературы и привить любовь к поэзии великого русского поэта С. Есенина?

Ключевые слова: село Константиново; родной край; поэт, детство, школа, стихотворения.

Родился С.Есенин 21 сентября (по старому стилю) 1895 г. в рязанском селе Константинове, привольно раскинувшемся на холмистом берегу Оки. Тема родины стала основной в творчестве поэта, который признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине».

Есенинская Русь - страна бревенчатых крестьянских изб, голубых озёр, бескрайних полей, душистых черёмух, золотых рощ, опавшего клёна. Любовь к Родине - это любовь ко всему, что дышит, растёт -живёт на родной земле. Бесконечно свежим в памяти поэта был этот «край разливов грозных».

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Песня «Клён ты мой, опавший»

До девяти лет Есенин «рос под призором бабки и деда» и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным

74

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

Мастер-класс

причинам не ладилась. Отец его жил в Москве, работал в мясной лавке, а мать - в Рязани, в прислугах. В одной из автобиографий поэт написал: «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». Это была самая лучшая пора детства.

К теплому свету, на отчий порог,

Тянет меня твой задумчивый вздох.

Ждут на крылечке там бабка и дед Резвого внука подсолнечных лет.

Строен и бел, как березка, их внук,

С медом волосьев и бархатом рук.

Только, о друг, по глазам голубым -Жизнь его в мире пригрезилась им.

Шлет им лучистую радость во мглу Светлая дева в иконном углу.

С тихой улыбкой на тонких губах Держит их внука она на руках.

«Средь мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах» - вспоминал поэт.

Все живое особой метой Отмечается с ранних пор.

Если не был бы я поэтом,

То, наверно, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтра все заживет».

И теперь вот, когда простыла Этих дней кипятковая вязь,

Беспокойная, дерзкая сила На поэмы мои пролилась.

Золотая, словесная груда,

И над каждой строкой без конца Отражается прежняя удаль Забияки и сорванца.

Как тогда, я отважный и гордый,

Только новью мой брызжет шаг...

Если раньше мне били в морду,

То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтра все заживет!»

После окончания земской школы в 1990 году родители определили его в церковно-учительскую школу в селе Спас-Клепики. На продолжении учёбы особенно настаивал дед, а также священник Смирнов. Часть окончивших её выдерживали экзамены на звание учителя церковно - приходской школы, немногим удалось поступить в средние учебные заведения.

Порой между учениками вспыхивали жаркие споры. При этом наиболее активных спорщиков называли именами писателей и критиков. Есенина называли Пушкиным.

Сергей Есенин очень любил свою Родину, свою страну «берёзового ситца». Тосковал в разлуке с ней.

Расстилающийся простор полей, заливные луга с запахом мяты и полыни, тревожное ржание лошадей в звёздную майскую ночь, церковь, виднеющаяся на горизонте - такой Россию запечатлел поэт. Достаточно выйти на берег Оки, и сразу ощутишь высоту птичьего полёта, где «только синь сосёт глаза» и «пеной рос, заря туманится».

Вглядываясь вширь рязанских полей, вспоминаешь слова Гоголя, любимого писателя С. Есенина: «Здесь ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?.. Какая сверкающая, чудная, незнакомая даль! Русь!»

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за загородом На лугах веселый пляс.

Танец «Кадриль»

Не каждый умеет петь,

Не каждому дано яблоком Падать к чужим ногам.

Сие есть самая великая исповедь,

Которой исповедуется хулиган

Его любовная лирика окрашивается в чистые и нежные тона. Чувство любви воспринимается им как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке.

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

75

Мастер-класс

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое, не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки,

И стихи бы писать забросил.

Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Прошли годы. Рязанский край неузнаваемо преобразился,... Рязанцы свято берегут память о Есенине. Есенинская поэзия жива и будет жить! И каждый раз мы думаем о том, каким могучим талантом должен быть наделён художник, чтобы заставить человека почувствовать безмерное очарование в обыденном. Есенин обладал воистину волшебным даром.

Он говорил о стихотворцах-ремесленниках:

- Все они думают так: вот - рифма, вот - образ, и дело в шляпе: мастер. Чёрта лысого - мастер.. А ты сумей улыбнуться в стихе, шляпу снять, сесть; вот тогда ты - мастер!

Сам он умел не только « улыбнуться в стихе.»

Есенинское небо над Россией Раскинулось, как голубой шатер,

А в поле василек хрустально-синий Ведет с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Березы - сестры русского рассвета -Сбежались у околицы села:

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло - он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже -

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике ему горели свечи,

И в городе земля его звала...

Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль.

Ведь главная любовь его - Россия -Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными По-прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин - то не просто имя, -России стихотворная душа.

3 октября 1895г - 28 декабря 1925 г. Две даты из жизни поэта. Первая дата рождения. Вторая дата смерти. 30 лет прожитых поэтом на этой земле. Много это или мало. В старину кавказские старцы наставляли молодёжь: «Тридцать лет человек должен учиться, тридцать - путешествовать и тридцать - писать, рассказывая людям всё, что увидел, узнал, понял. Девяносто лет. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого мудрого изречения. Один из героев

В.Шукшина говорит: «Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно - с песню. Будь она, эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает».

(Звучит песня «Выткался на озере...»)

Литература

1. Есенин в Константинове. Изд. Алгоритм, - 2008. - 304 с.

2. Есенин С.А. Избранное. - М.: Изд-во Дом Славянской Книги, ООО, - 2010. - 320с.

3. Есенин С.А. Я московский озорной гуляка: Стихотворения. - М.: Изд-во Эксмо, - 2005. - 416с.

4. Казакова И.Р. Индивидуальная образовательная инициатива «Школа гуманитарных практик» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. -№4.

5. Тангалычев Р.Х., Казакова И.Р. Индивидуальная образовательная инициатива «Школа гуманитарных практик» (Проект инновационного развития) // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №4.

76

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.