Мастер-класс
Из опыта анализа лирики поэта
Поэтический “иконостас“ Есенина (Денисье-
ва О.И.)......................................
От цветовой палитры к глубинному смыслу поэзии (Денисьева О.И.).........................
Цветопись и ее роль в стихотворении “О красном
вечере задумалась дорога“ (Денисьева О.И.)....
Литература.................................
Здесь названия рубрик выделены жирным шрифтом, а названия статей курсивом. Такая структура полностью отражает содержание журнала, и позволяет быстро найти нужный материал.
Как в любой творческой работе, в процессе выпуска номера возникают трудности. Чтобы преодолеть тенденцию выпуска газеты для избранного круга читателей, нужно расширять круг корреспондентов. Проводятся читательские конференции, на которых обсуждается содержание напечатанных материалов, а также другие мероприятия с целью привлечения большего количества учащихся к сотрудничеству, обеспечения преемственности в работе редакции, чтобы
сделать издание действительно общешкольным, интересным для всех - учеников, учителей, родителей.
Таким образом, школьный издательский центр помогает решать учебные задачи, что способствует подготовке к жизни в современном информационном мире, работает на формирование информационной культуры человека.
Литература
1. Джиго А.А., Калинин С.Ю. Основные стандарты по издательскому делу. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. дом Университетская книга, - 2010. - 368с.
2. Дубровка А.М., Бурдыко Л.В. Педагогические технологии как средство развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся в процессе преподавания предметов естественнонаучного цикла // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5.
3. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, - 2010. - 524с.
4. Петухова И.В. Популярная педагогика для не очень занятых родителей, у которых ещё осталось время читать журналы и думать. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. №2.
5. http://www.redaktoram.ru/
Автор представляет методическую разработку литературно-музыкальной композиции «Тропа в Константиново».
Зрнич Светлана Викторовна
педагог дополнительного образования ГОУ ЦО № 641имени С. Есенина г. Москва [email protected]
Литературно-музыкальная
композиция
«Тропа в Константиново»
Как приобщить детей к искусству художественной литературы и привить любовь к поэзии великого русского поэта С. Есенина?
Ключевые слова: село Константиново; родной край; поэт, детство, школа, стихотворения.
Родился С.Есенин 21 сентября (по старому стилю) 1895 г. в рязанском селе Константинове, привольно раскинувшемся на холмистом берегу Оки. Тема родины стала основной в творчестве поэта, который признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине».
Есенинская Русь - страна бревенчатых крестьянских изб, голубых озёр, бескрайних полей, душистых черёмух, золотых рощ, опавшего клёна. Любовь к Родине - это любовь ко всему, что дышит, растёт -живёт на родной земле. Бесконечно свежим в памяти поэта был этот «край разливов грозных».
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Песня «Клён ты мой, опавший»
До девяти лет Есенин «рос под призором бабки и деда» и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным
74
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
Мастер-класс
причинам не ладилась. Отец его жил в Москве, работал в мясной лавке, а мать - в Рязани, в прислугах. В одной из автобиографий поэт написал: «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». Это была самая лучшая пора детства.
К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед Резвого внука подсолнечных лет.
Строен и бел, как березка, их внук,
С медом волосьев и бархатом рук.
Только, о друг, по глазам голубым -Жизнь его в мире пригрезилась им.
Шлет им лучистую радость во мглу Светлая дева в иконном углу.
С тихой улыбкой на тонких губах Держит их внука она на руках.
«Средь мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах» - вспоминал поэт.
Все живое особой метой Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтра все заживет».
И теперь вот, когда простыла Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила На поэмы мои пролилась.
Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца Отражается прежняя удаль Забияки и сорванца.
Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг...
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтра все заживет!»
После окончания земской школы в 1990 году родители определили его в церковно-учительскую школу в селе Спас-Клепики. На продолжении учёбы особенно настаивал дед, а также священник Смирнов. Часть окончивших её выдерживали экзамены на звание учителя церковно - приходской школы, немногим удалось поступить в средние учебные заведения.
Порой между учениками вспыхивали жаркие споры. При этом наиболее активных спорщиков называли именами писателей и критиков. Есенина называли Пушкиным.
Сергей Есенин очень любил свою Родину, свою страну «берёзового ситца». Тосковал в разлуке с ней.
Расстилающийся простор полей, заливные луга с запахом мяты и полыни, тревожное ржание лошадей в звёздную майскую ночь, церковь, виднеющаяся на горизонте - такой Россию запечатлел поэт. Достаточно выйти на берег Оки, и сразу ощутишь высоту птичьего полёта, где «только синь сосёт глаза» и «пеной рос, заря туманится».
Вглядываясь вширь рязанских полей, вспоминаешь слова Гоголя, любимого писателя С. Есенина: «Здесь ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?.. Какая сверкающая, чудная, незнакомая даль! Русь!»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за загородом На лугах веселый пляс.
Танец «Кадриль»
Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком Падать к чужим ногам.
Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган
Его любовная лирика окрашивается в чистые и нежные тона. Чувство любви воспринимается им как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке.
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
75
Мастер-класс
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое, не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки,
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Прошли годы. Рязанский край неузнаваемо преобразился,... Рязанцы свято берегут память о Есенине. Есенинская поэзия жива и будет жить! И каждый раз мы думаем о том, каким могучим талантом должен быть наделён художник, чтобы заставить человека почувствовать безмерное очарование в обыденном. Есенин обладал воистину волшебным даром.
Он говорил о стихотворцах-ремесленниках:
- Все они думают так: вот - рифма, вот - образ, и дело в шляпе: мастер. Чёрта лысого - мастер.. А ты сумей улыбнуться в стихе, шляпу снять, сесть; вот тогда ты - мастер!
Сам он умел не только « улыбнуться в стихе.»
Есенинское небо над Россией Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василек хрустально-синий Ведет с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Березы - сестры русского рассвета -Сбежались у околицы села:
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
Им повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже -
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли.
Он видел, как ложится синий вечер Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике ему горели свечи,
И в городе земля его звала...
Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль.
Ведь главная любовь его - Россия -Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными По-прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин - то не просто имя, -России стихотворная душа.
3 октября 1895г - 28 декабря 1925 г. Две даты из жизни поэта. Первая дата рождения. Вторая дата смерти. 30 лет прожитых поэтом на этой земле. Много это или мало. В старину кавказские старцы наставляли молодёжь: «Тридцать лет человек должен учиться, тридцать - путешествовать и тридцать - писать, рассказывая людям всё, что увидел, узнал, понял. Девяносто лет. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого мудрого изречения. Один из героев
В.Шукшина говорит: «Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно - с песню. Будь она, эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает».
(Звучит песня «Выткался на озере...»)
Литература
1. Есенин в Константинове. Изд. Алгоритм, - 2008. - 304 с.
2. Есенин С.А. Избранное. - М.: Изд-во Дом Славянской Книги, ООО, - 2010. - 320с.
3. Есенин С.А. Я московский озорной гуляка: Стихотворения. - М.: Изд-во Эксмо, - 2005. - 416с.
4. Казакова И.Р. Индивидуальная образовательная инициатива «Школа гуманитарных практик» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. -№4.
5. Тангалычев Р.Х., Казакова И.Р. Индивидуальная образовательная инициатива «Школа гуманитарных практик» (Проект инновационного развития) // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №4.
76
Эксперимент и инновации в школе 2011/2