Мастер-класс
Мой урок «Бактерии и мы» - это форма организации дистанционного занятия, на котором я руководила индивидуальной работой учащихся по созданию собственного образователлного продукта: «листлвки - рекомендации» по кохранению здоровья. На занятии одновременно присутствовали и могли общаться все субъекты образовательного процесса - ученики, учитель. Приобретенный при этом опыт позволил мне определить функции всех участников дилтлнционного урока.
Аношина Оксана Георгиевна
Учитель биологии МОУ«СОШ №27суглубленным изууением отдрльных предметов» г. Балаково Саратовской области [email protected]
Дистанционный урок «БАКТЕРИИ и МЫ»
Какие системы дистанционных форм творческой деятельности с опорой на индивидуальные особенности учащихся, даёт цилевыеустановки, чтобы позволить оптимально решить задачу их позитивной самореализации в современном мире?
Кнючевые слова: дистанционное кбразование, дистанционный учитель, бактерии.
Интернет-урок
«БАКТЕРЬиИ и МЫ»
То, что кажется недоступным, подчас лежит на расстоянии протянутой руки.
Формв проведения - веб-форум
Участники - учащиеся 6-х классов.
Требования к участникам: знать или иметь начальные представления о царству Баклерии, владеть нлвыками работы с текстовыми файлами и изображениями, навыки работы в Интернете.
Цели урока: формиронание и развитие навыков личной гигиены, вырвженное в созданииыистовки-рекомендации для школьных друзей и родителей.
дать возможность учащимся реализовать свои творческие, нестандсртние идеи в прокессе рсботы над шаржами.
Аннотация урока:
Ну вот, всего три дня проучился и опять заболел! Что учителя скажут? Ничего, поборем-
ся! Скорей бежать в аптеку? Слышал, есть такие антибиотики! За три дня всех возбудителей убивают. И откуда они только берутся, эти бактерии? Такие маленькие и такие вредные! Программа:
• Знакомство с формой и распространением бактерий
• Роль бактерий в жизни человека
• Создание дружеских шаржей
• Способы защиты от болезнетворных бактерий
• Создание листовок
• Обмен мнениями в форуме и режиме рассылки
• Итоговая рефлексия
Методика занятий:
Закятия проводятся с использованием e-mail. Для участия в форуме желательно иметь доступ в Интернет.
По окончании урока вы:
• Узнаете о представителях царства Бактерии
• Получите представление о формах и распространении бактерий.
• Предложите способы защиты от болезнетворных бактерий
• Проведёте рефлексию собственной деятельности.
Отзыв участника урока:
Жизнь на планете Земля без бактерий невозможна! Я узнала, что бактерий в нас живет очень много, их количество сопоставимо с числом клеток в нашем организме. Когда я вырасту, то стану врачом, мне надо много знать о бактериях. Каратеева Ксения 6 класс, МОУ «СОШ№ 27 г. Балаково».
Методическая записка.
Технология проведения дистанционного урока это выполнение заданий, чтение учебных модулей, отправка выполненных работ учителю по e-mail., общение на форуме.
Учителем по электронной почте высылает учащимся задания и учебные модули. Учитель и учащиеся в ходе урока общаются на форуме. Модули к уроку высылаются вместе с заданием. Он может быть представлен в виде презентации. Учащиеся выполняют молученные задания и отправляют результаты учителю. Обсуждение вопросов урока проходит на форуме. В ходе занятия учащиеся оценивают свою деятельность, выполняя рефлексию.
Мой урок «Бактерии и мы» - это форма организации дистанционного занятия, на котором я руководила индивидуальной работой учащихся по созданию собственного образовательного продукта: «листовки - рекомендации» по сохранению здоровья. На занятии одновременно присутствовали и могли общаться все субъекты образовательного процесса - ученики, учитель. Приобретенный при этом опыт позволил мне
Эксперимент е инновации в школе 2011/2
67
Мастер-класс
определить функции всех участников дистанционного урока.
«Во время моей работы меня посетило чувство реальности присутствия в нашей жизни микроскопических невидимок - бактерий. Возникло желание углубиться в изучение этой темы и провести исследование в будущым. Глтвный результат занятия - понимание эффективности дистанционного урока, приобретение навыков коммунинации», — пишет участник затятия. Выстраивая систему дистанционных форм творческой деятельносии т опорой на индивидуальные особенности учащийся, давала целевые устанввки, это позволило оптимально решить задачу их позитивной самореализации в современном мире.
.кстаи/роааы е урок«Бактерииимы»
I. Приветствие
Уважаемый участник дистанционного урока!
Рада приветствовать Вас на дистанционном уроке «БАКТЕРИИ И МЫ»
Автор дистанционного урока: Аношина Оксана Георгиевна, учитель биологии МОУ СОШ №27 с углубленным азучением отдельных пеедметов г. Балаково», Саратовской области
E-mail:[email protected].
Адрес форума________________________________
______(сообщается дополнительно)
Вам необходимо зарегистрировался нн форуме до ____________включительно, кратко представив себя.
Желаю творческой и полезной работы!
II. Расписание и задания дистанцитнного урока.
Дата проведения 'Гема, задания, учебные модули Форма занятия
1 день «Бактерии — друзья или враги человтка?» задании №1, учебный модуль №1. веб-форум
2 день «Создай листовку-рекомендацию» задание № 2, учебный модуль № 3 веб-форум
Дистанционные урок «Бактерии и мы»
Задание №1 День 1
Задание №1: «Бактерии — друзья или враги человека? «
Уважаемые участники дистанционного урока! Поздравляю вас с началом дистанционного урока и надеюсь на плодотворное и результативное сотрудничество!
На этом уроке мы познакомимся с формой и распространением бактерий их ролью в жизни человека. Создтдим дружеский шарж.
Содержание задания №1: «Бактерии друзья или враги человека?»
1. Ф.И. участника дистанционного курса, место учебы, город.
2. Внимательно изучите материалы учебного мо-дкуля № 1, презентацию «Бактерии»
З.Ответьте на следующие вопросы:
• Назовите места обитания бактерий.
• Назовите формы бактериальных клеток.
• Какие отношения у человека и бактерий?
4. Разместите свои ответы на форуме и примите участие в обсуждении
(адрес форума —_______________).
5. Нарисуйте дружеский шарж бактерии.
Дружеский шарж не только высмеивает недостатки, но и подчеркивает достоинства.
Шарж может быть как графическим, таи и лиыерытурным (эпиграмма). Обычно объектом! оценивания становится человек. А как мог бы выглядеть дружеский шарж на бактерии? Как нем ожно было бы представить их достоинстве т недостатки? Создайте такой шарж в любим виде на разные по форме бактерии, дайте свои пояснения, какие особенности вы постарались отразить.
6. Ответьте на следующие рефлексивные вопросы:
• Какие чувства и ощущения возникали у меня во время работы над заданием №1 и знакомства с учеб-ныммодулем №1?
• Каков мой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут,
• В чем тктуальность для меня предложенной аемы урота,
• Какие трудности встретились, и как я их преодолевал (собараюсь преодолевать)?
• Сформулируйте пожелания: а) себе, б) коллегам по занятиям, в) руководителю дистанционного урока.
Время на выполнение и отсылку задания №1 — ____________включительно.
Оформите результаты задания №1 и рефлексию в doc-формате (word).
Технические требования к пересылке задания №1
Задание №1 выполняется и отсылается ведущему урока_____________включительно.
по адресам:
68
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
Мастер-класс
В теме отсылаемого письма буквами пишется тема дистанционного урока, номер задания, фамилия участника,
В теле вашего электронного письма с выполненным заданием пишется:
Дистанционный урок «БАКТЕРИИ И МЫ»
Ф.И.О. (полностью) участника курса, класс, школа, город, e-mail
Задание №1: «Бактерии друзья или враги человека?»
Далее к этому письму прикрепляется архивированный файл с выполненным заданием.
Текст выполненного задания готовится в doc-формате (word) и затем архивируется в zip или rar-формат Имена doc-файла и zip-файла должны совпадать и состоять из фамилии участника дистанционного урока латинскими буквами и номера выполненного задания.
Все материалы, оформляются в отдельных doc-файлах, созданных редактором Word версии 6/95, 97, 2000, 2003, 2007 (XP). Для основного текста рекомендуется шрифт Arial, кегль 10; поля: по 2 см - верхнее и нижнее; 3 см - слева, 1 см - справа, форматирование по ширине страницы.
Текст перед отправкой обязательно должен пройти проверку грамматики и орфографии (спеллинг), а сами файлы - проверку на вирусы.
Объем doc-файла не должен превышать 150 Кб.
АношинаО.Г., учитель биологииМОУ «СОШ№ 27 с углубленным изучением отдельных предметов ________г. Балаково» Саратовской области______ * 1
Дистанционные урок «Бактерии и мы» ___________________Модуль №1____________________
Бактерии - давние друзья или враги человека?
1 день.
Бактерии очень давно живут на нашей планете -3,5 млрд. лет. Когда они появились, на Земле не было ни людей, ни животных, ни растений, так как температура и газовый состав атмосферы не были пригодны для их эволюции. Бактерии долго без устали меняли среду обитания. Они изобрели все ныне существующие способы жизнеобеспечения. Их находят везде: в почве, скалах, океанах, в вулканах и в антарктических льдах.
Бактерии многому научились, а теперь помогают нам. Сразу после рождения человека его организм начинают заселять бактерии - через нос, рот, родовые пути. Бактерий в нас живет очень много, их количе-
ство сопоставимо с числом клеток в нашем организме. В одном только желудочно-кишечном тракте насчитывают 400 видов бактерий. Каждый вид селится в своей экологической нише, где есть подходящая для него среда обитания и нужная пища. Организм человека (хозяина) помогает бактериям.
Между бактериями и хозяином устанавливаются отношения сотрудничества, симбиоза. Благодаря этому объединяются их возможности. Например, бактерии сорбируют на своей поверхности фрагменты клеток организма человека. Польза от этого обоюдная: бактерии становятся «своими» и не подвергаются атаке иммунной системы хозяина, но зато, когда в организм человека проникают вирусы, путь им преграждают замаскированные бактерии - они собирают вирусы на своей поверхности, защищая тем самым собственные клетки хозяина. Тысячелетиями человек использовал молочнокислые бактерии для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.
Бактерии приносят не только пользу, но и вред. Они размножаются в пищевых продуктах, вызывая тем самым их порчу. Чтобы приостановить размножение, продукты пастеризуют (выдерживают полчаса при температуре 61-63 °C), хранят на холоде, высушивают (вяление или копчение), солят или маринуют.
Бактерии, вызывающие болезни человека, используются как биологическое оружие.
Количество бактерий на ручках (без антибактериального покрытия) тележек крупных магазинов достигает 1100 колоний на 10 см2. Второе место занимают компьютерные «мышки» в интернет-кафе (690 колоний на ту же площадь). Ручки кабинок общественных уборных содержат лишь 340 колоний вредных микроорганизмов.
Для того чтобы уберечься от всех видов микроорганизмов, которые были обнаружены на предметах общественного пользования в ходе исследования, достаточно регулярно мыть руки с мылом. Подробнее смотри по ссылке: http://viki.rdf.ru/item/202/download/
Бактерии - мельчайшие организмы, обладающие клеточным строением. Форма бактериальной клетки является одним из важнейших систематических признаков.
Выделяют 4 основные формы клеток:
1) Кокки - бактерии, имеющие сферическую форму. Сферические бактерии после деления могут образовывать:
а) диплококки - две клетки в одной капсуле. Представители: пневмококк - возбудитель пневмонии;
б) стрептококки - образованны кокками в виде цепочки. Представители: возбудители ангины и скарлатины;
в) стафилококки - напоминают виноградную гроздь. Представители: разные штаммы стафилокок-
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
69
Мастер-класс
ков вызывают фурункулёз, воспаление лёгких, пищевые отравления и некоторые другие заболевания.
2) Бациллы - прямые, палочковидные бактерии:
а) неспорообразующие палочки называют бактериями. Представители: обычные кишечные симбионты, возбудители брюшного тифа, клубеньковые бактерии;
б) спорообразующие палочки называют бациллами. Представители: очень много в почве, например, азотофиксирующие бактерии, возбудители сибирской язвы, возбудитель туберкулёза - палочка Коха.
3) Спириллы, спирохеты - спиралевидной формы.
а) спириллы - спиральные палочки с одним жгутиком. Представители: обычные обитатели ротовой полости.
б) спирохеты - форма клеток очень сложна, но есть различия по способу передвижения. Представители: обычные обитатели ротовой полости, возбудитель сифилиса.
4) Вибрионы - короткие палочки, всегда изогнутые в виде запятой. Представители: возбудитель холеры.
Аношина О.Г., учитель биологииМОУ «СОШ№ 27
с углубленным изучением отдельных предметов г. Балаково» Саратовской области
_____Дистанционные урок «Бактерии и мы»________
Задание №2 День 2.
Задание №2: «Создай листовку-рекомендацию»
Цели задания: Создание листовки - рекомендации о способах защиты от болезнетворных бактерий. Разработка предложений и обмен мнениями о способах защиты от болезней на веб-форуме и режиме рассылки. Провести итоговую рефлексию
Уважаемые участники дистанционного урока!
Продолжаем дистанционный урок, я рада нашему сотрудничеству!
Знать особенности образа жизни и идентификации бактерий необходимо медикам. Как предостеречь себя от инфекции? Разработайте свои предложения по сохранению здоровья и создайте листовку-рекомендацию.
Содержание задания №2: «Создай листовку-рекомендацию»
1. Ф.И. участника дистанционного курса, место учебы, город.
2. Внимательно изучите материалы учебного модуля №3
З.Ответьте на следующие вопросы:
• Что надо делать, чтобы не заболеть?
• Почему люди стремятся избавиться от пыли в жилых помещениях?
• Как может появиться массовое развитие болезнетворных бактерий в организме человека?
• Предложите доводы того, что зубы надо чистить перед завтраком, и доводы в пользу того, что зубы нужно чистить после завтрака.
4. Разработайте свои предложения по сохранению здоровья. Разместите свои предложения на форуме, поучаствуйте в обсуждении:
(адрес форума____________________________--).
5. Оформите свои ответы в виде листовки - рекомендации.
6. Итоговая рефлексия
• Каковы были Ваши цели перед уроком и насколько их удалось реализовать?
• Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись: при ответе на открытые задания.
• Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего?
• Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?
• Чему Вы научились лучше всего?
• Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему?
• Что не получилось и почему?
• Опишите динамику Ваших чувств и настроений при изучении темы.
Оформите результаты задания №2 и рефлексию в doc-формате (word).
Время на выполнение и отсылку задания № 2 -________________включительно.
Технические требования к пересылке задания №2
Задание №2 выполняется и отсылается ведущему
курса_________________включительно.
по адресам:
В теме отсылаемого письма буквами пишется тема дистанционного урока, номер задания, фамилия участника,
В теле вашего электронного письма с выполненным заданием пишется:
Дистанционный урок «БАКТЕРИИ И МЫ»
Ф.И.О. (полностью) участника курса, класс, школа, город, e-mail
Задание№2: «В здоровом теле - здоровый дух!»
Далее к этому письму прикрепляется архивированный файл с выполненным заданием.
70
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
Мастер-класс
Текст выполненного задания готовится в doc-формате (word) и затем архивируется в zip или rar-формат. Имена doc-файла и zip-файла должны совпадать и состоять из фамилии участника дистанционного урока латинскими буквами и номера выполненного задания.
Все материалы, оформляются в отдельных doc-файлах, созданных редактором Word версии 6/95, 97, 2000, 2003, 2007 (XP). Для основного текста рекомендуется шрифт Arial, кегль 10; поля: по 2 см - верхнее и нижнее; 3 см - слева, 1 см - справа, форматирование по ширине страницы.
Текст перед отправкой обязательно должен пройти проверку грамматики и орфографии (спеллинг), а сами файлы - проверку на вирусы.
Объем doc-файла не должен превышать 150 Кб.
Аношина О.Г., учитель биологииМОУ «СОШ№ 27 с углубленным изучением отдельных предметов г. Балаково» Саратовской области
Дистанционные урок «Бактерии и мы» Модуль № 3
День 2.
«Создай листовку-рекомендацию»
Знать особенности образа жизни и идентификации бактерий необходимо медикам и специалистам по защите растений, работникам пищевой промышленности и специалистам по хранению товаров, работникам микробиологической промышленности. У Вас появится уникальный способ попробовать себя в роли бактериолога. Не упустите свой шанс!
Когда число бактерий в нашем организме увеличивается, мы болеем. А если оно уменьшается? Хорошо это или плохо? Нам часто кажется, что если мы максимально очистимся от бактерий, то станем более здоровыми. Но нет! Подвижное равновесие важнее, чем крайности. Вот пример, подтверждающий это. Полость рта населена определенной микрофлорой. Она первой встречается с бактериями-пришельцами и вирусами и не пропускает их во внутреннюю среду. Можно взять на анализ слюну и определить количество содержащихся в ней продуктов жизнедеятельности бактерий. Если их достаточно, человек здоров. Если мало, у него появляется склонность к хроническим тонзилитам, отитам, стоматитам и т.д. Лекарства, приготовленные из веществ, производимых бактериями, хорошо лечат заболевания полости рта. То есть, когда мы компенсируем недостающее, болезнь уходит. Употребление антибиотиков в этих случаях эффекта не дает. Что же делать? Как предостеречь себя от инфекции? Во всех лечебных учреждениях и аптеках висят предупреждающие плакаты. Но пока мы здоровы, то не обращаем на них внимание.
Какие листовки привлекут внимание прохожего?
5 правил хорошей листовки.
1. Первой на листовке должна бросаться в глаза суть листовки (название, слоган). Здесь используется самый крупный шрифт. Это должно привлекать внимание потенциального клиента с расстояния, и тогда он поймет, что стоит хотя бы взять листовку. Если же он не увидит того, что ему интересно сразу, он может попросту на листовку не среагировать и пройти мимо.
2. Во вторую очередь на листовке во внимание должны попадать «привлекатели» (рисунки).
3. Текст листовки должен быть простым и звучать утвердительно (не через «не»). То есть предложения должны быть максимум из шести слов, понятных каждому, кто едва умеет читать. Они обязательно должны звучать позитивно. Пишите максимально просто. Не используйте фразу :«Незабудьте...».
4. Ваша листовка должна быть маленькой, а текст на ней - крупным. Чем меньше листовка, тем ее проще куда-нибудь положить, а значит больше вероятность, что ее сохранят. Понятно, что для того чтобы вместить максимум информации на маленькую листовку, проще всего уменьшить шрифт. Но подумайте о тех людях, у кого слабие зрение, и тех, кто будет читать листовку на ходу или в 'трясущемся транспорта.
5. Рекламная листовка должна иметь собственную ценность. Иначе говоря, в ней должна быть причина, по которой ее сохранят. А если хотите сделать листовку еще более эффективной, то престо представите себя кем-нибудь из ваших друзей, и спросите себя, что бы вы хотели на этой листовке увидеть? Очень вероятно тогда, что вы создадите что-то весьма интересное. Успехов!
Житс с палочкой Каха, Конечно же, плохо... Но если она попадает к тебе, Готовься к упорной и долгой борьбе!
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
71
Мастер-класс
МшууОть, н ■■ту гт ■! г^1
V
Ссылки:
http://rn.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%
BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8.
http://m.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%
BA%D0%BA%D0%B8_%28%D0%B1%D0%B0%D0%B
A%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8%29
http://www.likar.info/profi/artides/268.html
http://www.newsru.com/world/14feb2006/microb.html
Литература
1. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. - М: «Мир», -1990. - С.14.
2. Ковярова И.Н. Дистанционное обучение на основе Интернета // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. - №6.
3. Прохорова С.Ю., Вершинин С.В., Кузнецова Т.В. Информационная подготовка сельского школьника на материале предмета «Биология» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №6.
4. Жизнь растений. В 6-ти т. Введение. Бактерии и акти-номицеты. // Гл. ред. Ал. А. Фёдоров. - М.: Просвещение. - 1974. - Т. 1.
В данной статье описываются этапы создания внутришкольного историко-литературного альманаха, посвященного 115-летию со дня рождения великого поэта С.А. Есенина. Автор описывает издание журнала в качестве редактора творческих работ учащихся с использованием современных информационных технологий.
Фельдшерова Елена Геннадьевна
учитель информатики ГОУ ЦО № 641 им. Сергея Есенина г. Москва [email protected]
Развитие творческих способностей учащихся в издательской деятельности
Что нужно, чтобы повысить интерес учащихся к предмету информатики? Ключевые слова: информационные технологии, редактор, журнал.
Мне, как учителю информационных технологий, было очень интересно сотрудничать с ребятами 6 «В» класса при создании внутришкольного историко-литературного альманаха, посвященного 115-летию со дня рождения великого поэта С.А. Есенина в качестве редактора творческих работ, в которых представлены анализ лирических произведений поэта. Целью моей деятельности явилась совместная работа над дизайном и оформлением журнала, что край-
не важно для развития информационной культуре и компьютерной грамотности у учеников средней школы. В процессе работы дети учились отбирать необходимую информацию, редактированию изображений, научились работать в графическом редакторе Adobe InDesign, попробовали себя в роли начинающих журналистов, научились править и верстать документы, правильно и грамотно располагать информацию на обложки, применять различные эффекты в графическом редакторе Adobe Photoshop, что, несомненно, важно для развития интереса к предмету информатики через межпредметные связи у учеников этого возраста.
Детская пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходятся без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы.
Кому нужен школьный журнал, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Для ребят активных, любознательных школьный журнал -это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьного журнала - это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия.
Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании
72
Эксперимент и инновации в школе 2011/2