Научная статья на тему 'Журналистская деятельность в школе — путь к личностному и социальному успеху учащихся'

Журналистская деятельность в школе — путь к личностному и социальному успеху учащихся Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3558
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ УСПЕХ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ОПЫТ / ЖУРНАЛИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУБЛИЧНОСТЬ / ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СТАТЬЯ / ПРОБЛЕМА / ВОПРОСЫ К СТАТЬЕ / ИНТЕРВЬЮ / НАВЫКИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дагаева Надежда Михайловна

Анотация. В статье рассказывается о формировании успешности учащихся с помощью журналистской деятельности в рамках дополнительного школьного образования. Рскрывается значимая роль занятий журналистики как пути к социальному признанию и личностному росту школьников, а также приводятся примеры методов и приемов работы с текстом, алгоритм написания информационной статьи, применимый при написании школьного сочинения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналистская деятельность в школе — путь к личностному и социальному успеху учащихся»

Уроки по ФГОС

J

л

Дагаева Надежда Михайловна

ГБОУ СОШ № 641 имени Сергея Есенина учитель русского языка и литературы

г. Москва

E-mail: efrosinya09@inbox.ru

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ -ПУТЬ К ЛИЧНОСТНОМУ И СОЦИАЛЬНОМУ УСПЕХУ УЧАЩИХСЯ

___________________________________________________________________Г

Анотация. В статье рассказывается о формировании успешности учащихся с помощью журналистской деятельности в рамках дополнительного школьного образования. Рскрывается значимая роль занятий журналистики как пути к социальному признанию и личностному росту школьников, а также приводятся примеры методов и приемов работы с текстом, алгоритм написания информационной статьи, применимый при написании школьного сочинения.

Ключевые слова: социальный и личностный успех, личностный рост, коммуникативный опыт, журналистская деятельность, публичность, этапы создания текста, информационная статья, проблема, вопросы к статье, интервью, навыки работы с текстом.

Яведу кружок журналистики третий год. Эта деятельность очень интересна и актуальна в настоящее время. И если говорить о социальном успехе, можно сказать, что занятия журналистикой - прямой путь к нему. Журналистика в наши дни - это новая социальная тенденция. И навыки, получаемые на занятиях, отвечают запросам современности. Кроме того, пишущий человек получает большие возможности для самореализации и личностного роста.

Каждый человек, начиная с самого юного возраста, сталкивается с необходимостью быть услышанным [9,13]. Один из важнейших путей диалога с миром - письменное обращение к собеседнику. Различные уровни субъектного выражения человека, с детства до его становления как личности, можно представить в виде своеобразной лестницы (рис.1).

Можно сказать, что первыми шагами этого диалога будет открытка ко Дню рождения друга или мамы. Юный автор выражает в послании свои мысли и чувства к близкому человеку.

Следующий шаг к публичности - статья в школьную стенгазету. Этот этап уже связан с признанием ученика как автора, что дает ему определенный статус в коллективе.

Третья ступень - публичное выступление. Это может быть выступление на классном часе, на Совете школы или на заседании ШНО.

Следующая ступень личностного роста - публикация статьи в школьном журнале. На этом этапе перед учеником встает задача создать текст на актуальную тему, ориентируясь на определенную читательскую аудиторию. Все необходимые для этого навыки ребята могут получить на занятиях «Мастерской журналиста».

Публикация в молодежном, окружном или любом другом издании открывает для ребят двери в журналистику как профессию, потому что при поступлении на журфак требуется портфолио. Но даже если уче-

Лестница творческого успеха

Корпоративный

журнал,

научный сборник

Выступление перед аудиторией (публичная речьi

Классная Поздравистенгазета тельная открытка

Статья в школьном журнале

Печатная

работа

РисЛЛестница творческого успеха

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

31

Уроки по ФГОС

ник не рассчитывает связать будущее с журналистикой, полученные навыки помогут ему в дальнейшей жизни [10].

На высшей ступени лестницы социального успеха автора стоит корпоративное издание. Что же это такое? Общеизвестно, что наряду с изданиями, ориентированными на широкую аудиторию, существует множество профильных, а также корпоративных журналов, которые издаются в рамках определенной фирмы и интересны узкому кругу лиц. Сотрудничают с этими журналами и читают их специалисты в определенных областях. Сегодня от профессионала требуется не только глубоко разбираться в какой-либо области, но и уметь грамотно изложить свои знания и изыскания в статье. Такие специалисты особенно ценятся, и владение письменной речью является залогом личностного и социального успеха [4]. И здесь априори успешен будет человек, который начал свою практику работы с текстами на уровне публикации в школьном журнале. Именно поэтому я считаю свою деятельность очень важной и перспективной, в первую очередь, для самих ребят. Она дает им возможность получить практические навыки работы с текстами, а также осознать важность личностного роста [13].

Журналистика как вид деятельности основывается на школьном курсе предмета «Русский язык». Занятия журналистикой способствуют более глубокому пониманию этого школьного предмета, активному использованию огромнейших возможностей родного языка. Многие навыки, которые приобретаются на занятиях кружка журналистики, повышают успешность ученика в предмете «Русский язык» [7,10]. Такая тесная взаимосвязь важнейшего школьного курса и сферы человеческой деятельности весьма продуктивна (рис.2).

Результатом этого взаимодействия становятся:

1. повышение языковых компетенций школьников,

2. приобретение коммуникативного опыта,

3. социализация,

4. достижение ситуации успеха (результаты труда ученика

печатаются в школьном и окружном журналах),

5. реализация творческих способностей,

6. возможное самоопределение в будущей профессии.

Взаимодействие предмета «Русский язык» и деятельности кружка «Мастерская журналиста»

Русский язык Журналистика

(предмет) (деятельность)

> Языковая > Коммуникация

грамотность > Эрудиция

> Языковая культура > Поиск и обработка

> Языковая , информации

компетентность |

Социализация Ситуация успеха Самореализация

Рис. 2. Взаимодействие предмета «Русский язык» и кружка «Мастерская журналиста»

В рамках традиционной школьной программы по русскому языку на творческие работы выделяется весьма ограниченное времяю Однако навыки написания текстов, поиск и отбор информации, работа над структурой текста - наиболее ценные навыки, которые пригодятся каждому учащемуся как при подготовке к выпускным экзаменам, так и в дальнейшей жизни [12]. Кроме того, на занятиях журналистики ребята значительно углубляют свои знания по стилистике, лексике, синтаксису и орфографии. У них вырабатывается чувство языка и чувство меры, формируется потребность строить письменные и устные высказывания грамотно и выразительно [2,3].

Интересно и то, что взаимосвязь предмета «Русский язык» и журналистской деятельности прослеживается и на жанровом уровне (рис. 3).

Ученик на уроке русского языка и литературы пишет сочинение на заданную тему, изложение по ране звучавшему тексту или эссе. На занятиях кружка журналистики ребята работают над статью на определенную тему, в интервью передают чужую речь, жанр эссе в журналистике дает возможность проявить творческие способности и выразить свою собственную позицию.

Важнейшее место в структуре наших занятий по журналистике занимает работа над информационной статьей. На мой взгляд, именно с этого этапа деятельности у начинающих журналистов открывается особое отношение к тексту, появляется понимание важных принципов его построения, что облегчает ребятам работу над любыми тестами, будь то сочинение или изложение, отзыв или эссе.

Работа над информационной статьей проходит несколько этапов. Когда ребята усваивают каждый шаг, приучаются работать по определенному алгоритму, написание любого текста перестает ставить их в тупик, задача становится понятной, а пути ее решения -очевидными [11].

Рис.3. Виды деятельности

32

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

Уроки по ФГОС

Первый этап - погружение в проблему. Работа над статьей начинается с постановки задачи, которую предстоит решить автору. Только глубоко вникнув в проблему, поняв, для кого он пишет эту статью, на какую аудиторию ориентируется и какую цель преследует своим материалом, журналист может приступить к следующему этапу работы. А именно, автор начинает разрабатывать пути раскрытия поставленной проблемы [12].

На наших занятиях это выглядит следующим образом. Я задаю ребятам тему статьи, или же мы формулируем ее совместно, после чего учащиеся сами предлагают вопросы, с помощью которых можно наиболее полно раскрыть проблему статьи. Методом так называемого «мозгового штурма» мы определяем круг проблем в рамках статьи, которые могут вызвать интерес читателя. Я всегда предлагаю ребятам «примерить» каждую тему на себя, подумать, что было бы интересно конкретно ему, такая личная заинтересованность в материале во многом стимулирует их творчество.

Например, статья, посвященная празднованию Есенинской декады в этом учебном году, вызвала бурное обсуждение на наших занятиях. Первый вопрос, который подняли ребята - давно ли существует традиция празднования Дня Рождения поэта в нашей школе. Кто пишет новые сценарии к празднику, какие находки были сделаны за годы празднования этой важной для нас даты, над чем хотелось бы поработать в будущем? Интересным показалось и то, любят ли ученики нашей школы поэзию Есенина. Был проведен опрос в некоторых классах, в ходе которого выявили наиболее известные и популярные стихи поэта. И конечно, большая часть статьи была посвящена описанию действа, которое проходило в стенах школы. Ребята даже предложили внести некоторые изменения в программу, к примеру, увеличить количество участников празднества, провести конкурс знатоков поэзии Есенина, брейн-ринг по жизни и творчеству поэта.

Следующий важный этап, над которым мы работаем на занятиях -продумывание плана статьи, выделение «подтем», подбор дополнительной информации и т.д. В какой последовательности изложить материал, какие сноски сделать, чем дополнить статью, какие материалы по теме будут интересны читателю - все эти аспекты обсуждаются и записываются в тетрадь [10].

Следующая задача, которую решают ребята - поиск источников информации для статьи. На первых занятиях кружка я даю юным журналистам установку, что главный критерий статьи - это ее достоверность. А достоверную информацию можно получить только «из первых рук», т.е. от специалистов. Поэтому, получая тему для разработки, ребята сразу решают, кто будет для них спикером (т.е. экс-

пертом, собеседником, профессионально разбирающимся в вопросе).

Например, при написании статьи о Есенинской декаде ребята ходили на интервью к завучу по воспитательной работе Е. В. Демидовой, а в статье, посвященной проблемам в учебе, обратились за помощью к школьному психологу Л. В. Храмовой.

Но одного источника информации недостаточно. Поэтому ребята прибегают к помощи Интернета, находят и изучают статьи на близкие темы. Также активно используется и метод опроса. Например, при подготовке статьи к Новому году журналисты провели опрос учащихся, как они собираются отметить этот праздник.

Далее каждый из журналистов дома формулирует вопросы к своему спикеру, и на следующем занятии эти вопросы обсуждаются совместно.

На интервью ребята ходят самостоятельно, предварительно договорившись с экспертом о времени. Это дисциплинирует, развивает чувство ответственности, вырабатывает навыки общения с людьми, умение вести беседу на заданную тему, в ходе интервью задавать наводящие вопросы [14]. После интервью каждый обрабатывает информацию и уже в готовом виде приносит на занятия. Материалы обсуждаются, вносятся правки, после чего ребята дорабатывают свои статьи и сдают их в законченном виде.

Еще один важный этап, через который проходит материал - это согласование. Мы стараемся перед сдачей статьи в школьный журнал дать прочесть ее экспертам, чтобы они убедились, что их мысль была понята и передана автором статьи без искажений. Алгоритм работы над статьей может быть представлен в виде таблицы (рис.4).

Такая кропотливая работа над статьей сопоставима с работой над школьным сочинением. Процесс написания сочинения проходит те же этапы:

- погружение в проблему,

- разработка плана,

- подбор материала,

- написание сочинения

- проверка написанного сочинения.

Алгоритм работы над информационной статьей на занятиях «Мастерской журналиста»

Задача учащихся ■S Сформулировать проблему

■S Подобрать вопросы к статье ■S Поиск информации ■S Взять интервью, обработать материал, написать текст ■S Отредактировать статью и согласовать ее с экспертом

Этапы деятельности

1. Погружение в проблему

2. Составление плана статьи

3. Подбор источников информации

4. Получение и обработка информации

5. Подготовка материала к сдаче

Рис.4 Алгоритм работы над информационной статьей

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

33

Уроки по ФГОС

Особенно полезной такая работа видится для развития навыков написания сочинения-рассуждения. Тезис-аргументы-вывод - это основные части как сочинения-рассуждения, так и проблемной заметки или статьи. Аналитическая статья -это следующий уровень, развивающий навыки анализа и сопоставления различных явлений [6].

Аргументация собственного мнения - еще один навык, который вырабатывают юные журналисты. Задача каждого из них - убедить читателя принять точку зрения автора. Собственно, в этом и заключается задача публицистического стиля в целом [1].

Поиск и отбор информации - еще одна ключевая задача каждого автора. Этот навык еще не раз пригодится ребятам и в школе, и в институте, и в жизни [8].

Таким образом, журналистская деятельность в школе дает новое учащимся понимание своего места в современной жизни, развивает потребность самореализации, формирует активную жизненную позицию, осознание важности социального роста, прививает потребность стремиться к успеху. Эти качества очень важны во «взрослой» жизни и станут залогом успеха вчерашних школьников.

Что особенно важно и приятно, работа кружка дает свои результаты. Учащиеся, занимающиеся в «Мастерской журналиста», тесно сотрудничают со школьным изданием. Наша собственная редакция выпустила в свет 3 номера журнала «Шаги», в которые вошли статьи, написанные юными журналистами. В последних двух номерах в качестве редактора выступила ученица 8 класса, которая сама готовила номер к выпуску. В конце этого учебного года выйдет четвертый номер. Кроме того, наш кружок сотрудничает с окружным молодежным журналом «Город М». А в прошлом учебном году мы несколько раз получали задание от редакции газеты «Юго-восточный курьер», и юные журналисты успешно справились с этим заданием. Ученики ходили на интервью, посетили окружную художественную выставку, о чем рассказали в статье, а также присутствовали на пресс-конференции, посвященной работе Департамента молодежной политики, о чем тоже написали статью. Особым успехом деятельности нашего кружка можно назвать призовое Третье место на конкурсе «Юный журналист», проходившем в 2010-2011 учебном году в рамках

Окружного Фестиваля «Одаренные дети». Поэтому можно сказать, что ребята, работающие в «Мастерской журналиста», очень успешны, и свой путь

к профессионализму они уже начали.

Литература

1. Анушкевич И. Г Издание литературного альманаха в школе. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5. С.20-22.

2. Апухтина Л. М. Роль уроков литературы в формировании ключевых компетенций учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 6-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ахметова О. В. О роли литературной гостиной в формировании компетентной личности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 56-61.

4. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:»Просвещение», 1991. 169 с.

5. Бердников Е. Д., Петрякова А. Г. Тесты по культуре речи.- 4-е изд.- М.: Флинта, 2004.- 80 с.

6. Богданова О. Ю. Развитие внимания младших школьников на уроках русского языка. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. С. 18-21.

7. Большухин Л. Ю, Маринова Е. В. Работа мастерских по русскому языку и литературе. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2.С.53-57.

8. Глассер У. Школы без неудачников.-М.: Просвещение, 1991-71с.

9. Карташева А. А. Коммуникативность образовательного процесса как категория неклассической парадигмы творчества и креативности // Образование и наука. 2012. № 8. С.25-37

10. Корконосенко С. Г. Основы журналистики.-М.: Аспект Пресс, 2004.- 287 с.

11. Лепилкина О. И., Уманова Е. Ю., Зимин А. Е., Горюнов И. А. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана - Граф, 2007.- 272 с.

12. Обласова Т. В. Специфика учебных текстов для развития текстовой деятельности школьников в процессе изучения предметов гуманитарного цикла // Образование и наука. 2012. № 4. с. 93-102

13. Фельдштейн Д. И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. 2012. № 9. с. 3-16

14. Франц А. С. Проблемы формирования профессионально-нравственной культуры обучающихся (методологический аспект) // Образование и наука. 2010.№ 1. С. 40-48

34

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.