Научная статья на тему 'Технологии создания телевизионных и радийных программ в современной российской школе'

Технологии создания телевизионных и радийных программ в современной российской школе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
369
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобразование / телестудия / радиорубка / медиапедагог / пресс-центр / кодекс этики / школа / media-education / television studio / radio room / media-pedagogue / press center / code of ethics / school

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зубаркина Елена Станиславовна, Макаренко АлёНа Андреевна

Настоящая статья посвящена вопросу о необходимости разработки методичек для руководителей школьных пресс-центров. Авторами предложены способы организации телестудий и радиорубок в современных российских школах, отмечена необходимость тесного взаимодействия представителей школьных пресс-центров с учителями русского языка и литературы или библиотекарями, учителями информатики и психологами. Предлагается структура новостного выпуска для школьной телевизионной программы, которая устроена по примеру федеральных каналов, так как юные журналисты должны с самого начала понимать специфику работы профессионалов. Рассматривается возможность внедрения адаптированной для учащихся рекламы на школьное радио. Выявлена необходимость создания Кодекса школьной журналистской этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR CREATING TELEVISION AND RADIO PROGRAMS IN MODERN RUSSIAN SCHOOL

The article focuses on the issues of the necessity to develop manuals for school press centers. The authors present ways of organizing television studios and radio rooms in modern Russian schools, note the necessity for close interaction of children from school press centers with teachers of Russian language and literature or librarians, teachers of computer science and psychologists. The structure of the news issues for the school television programs, which is based on the example of Federal channels, is being offered because young journalists should understand the specifics of the work of professionals from the very beginning. The possibility of introduction of the advertising adapted for pupils on school radio is being considered. The necessity of creating a code of school journalistic ethics is revealed.

Текст научной работы на тему «Технологии создания телевизионных и радийных программ в современной российской школе»

1УДК 070.11 ББК 76.031+76.032

ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ И РАДИЙНЫХ ПРОГРАММ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Е. С. Зубаркина, А. А. Макаренко

Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросу о необходимости разработки методичек для руководителей школьных пресс-центров. Авторами предложены способы организации телестудий и радиорубок в современных российских школах, отмечена необходимость тесного взаимодействия представителей школьных пресс-центров с учителями русского языка и литературы или библиотекарями, учителями информатики и психологами. Предлагается структура новостного выпуска для школьной телевизионной программы, которая устроена по примеру федеральных каналов, так как юные журналисты должны с самого начала понимать специфику работы профессионалов. Рассматривается возможность внедрения адаптированной для учащихся рекламы на школьное радио. Выявлена необходимость создания Кодекса школьной журналистской этики.

Ключевые слова: медиаобразование, телестудия, радиорубка, медиапедагог, пресс-центр, кодекс этики, школа.

TECHNOLOGIES FOR CREATING TELEVISION AND RADIO PROGRAMS IN MODERN RUSSIAN SCHOOL

E. S. Zubarkina, A. A. Makarenko

Abstract. The article focuses on the issues of the necessity to develop manuals for school press centers. The authors present ways of organizing television studios and radio rooms in modern Russian schools, note the necessity for close interaction of children from school press centers with teachers of Russian language and literature or librarians, teachers of computer science and psychologists. The structure of the news issues for the school television programs, which is based on the example of Federal channels, is being offered because young journalists should understand the specifics of the work of professionals from the very beginning. The possibility of introduction of the advertising adapted for pupils on school radio is being considered. The necessity of creating a code of school journalistic ethics is revealed.

Keywords: media-education, television studio, radio room, media-pedagogue, press center, code of ethics, school.

Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева 13 июля 2017 г. заявила о необходимости внедрить в каждую современную школу России детское телевидение. Ребята должны будут создавать сюжеты и новостные ролики, рассказывающие о жизни каждого образовательного учреждения. Проект назвали «ТАСС детям». Однако руководители пресс-центров чаще всего не располагают соответствующими знаниями и умениями, а также учебными пособиями, с помощью которых могли бы ознакомиться с правилами организации пространства, необходимого для обучения телевизионному мастерству, правилами построения новостных выпусков, способами получения качественного итогового продукта. Та же самая ситуация обстоит и с оборудованием радиорубок в школах.

Мы изучили положительный и негативный опыт создания радио- и телестудий в образовательных учреждениях и разработали программы для их функционирования. Данный материал основан на имеющемся опыте выпуска контента в рамках школьного радио и ТВ.

Практика создания школьной телестудии

Новостные передачи на школьном телевидении наполнены репортажами с мероприятий в образовательном учреждении либо рассказами о поездках. Однако у них нет четкой структуры, как на федеральном и региональном ТВ. Тем не менее юные журналисты должны с самого начала понимать, как устроены новостные выпуски. Поэтому предлагаем создавать их по традиционной схеме: политика - общество (новости, касающиеся всей страны) - общество (регион) - культура - спорт - «бантик».

Школьные события можно легко распределить по тематическим блокам, например, в таком порядке:

• заявления президента школьной республики или новости с собрания мэров (политика);

• сбор макулатуры или День студенческого самоуправления (общество, в масштабах всего учебного заведения);

• победа ученика 9 «Г» на Всероссийской олимпиаде по литературе (общество, в масштабах определенного класса);

• КВН (культура);

• соревнования по баскетболу (спорт);

• выставка поделок в общем холле на первом этаже (бантик).

Чтобы предоставить зрителю качественный контент, корреспонденту необходимо проделать большую работу. Во время подготовки материала юный журналист должен встречаться не только с руководителем пресс-центра, но и учителями. Во-первых, взаимодействие нужно обеспечить с педагогами русского языка и литературы.

С учителями-словесниками корреспондент:

• вычитает закадровый текст, проверит его на соответствие правилам стилистики;

• прочитает вслух текст, узнает, как правильно ставить ударения в словах и произносить сложные числительные;

• научится правильно интонировать, выработает собственный темпоритм;

• научится оперативно подыскивать синонимы или подбирать метафору;

• освежит в памяти курс литературы, чтобы вспомнить героев художественных произведений. Сравнение определенных сюжетных линий или характеров персонажей с деталями события, освещаемого в школе, может «раскрасить» новостной выпуск.

Консультация корреспондента с учителем может занять 20-30 минут.

После журналист должен встретиться с учителем информатики. Педагог поможет освоить основные компьютерные программы монтажа: Windows Movie Maker, Sony Vegas Pro, Movavi. Дети узнают, какие функции несут эти программы, что обозначает та или иная «иконка» и как воспользоваться ее возможностями. Журналисты научатся монтировать, на-

кладывать звук, делать титры. Кроме того, корреспонденты получат базовые знания в Adobe Photoshop и Adobe Illustrator, так как иногда в выпуск можно вставлять инфографи-ку или фотографию.

Еще один педагог, с которым необходимо договориться о встречах, - психолог. Он научит держаться перед камерой во время записи стендапа и интервью, дыхательным упражнениям и борьбе со стрессом. Педагог обратит внимание корреспондентов на язык телодвижений: как во время беседы наклонить голову и корпус тела по отношению к собеседнику, куда деть руки. Напомнит, что частое кивание головой в знак согласия, а также периодическое произношение «да», «ага», «угу» на телевидении - дурной тон.

В случае выбора такой схемы работы администрация школы должна обсудить с учителями, какой гонорар предстоит выплачивать за сверхурочные часы.

В нашей программе для медиапедагогов мы составили список документов, который пригодится руководителям пресс-центров во время организации телевизионных кружков. Среди них:

• протокол заседания Управляющего совета школы (указать: сколько человек из коллегиального органа присутствовали на собрании; кто проголосовал «за», а кто «против» создания школьного телевидения; дату, с которой медиапроект запустят в работу; цель открытия телецентра; нужно ли согласование частичной корректировки расписания уроков для просмотра новых телесюжетов);

• указ о создании проектной деятельности;

• положение о целях работы, о том, как будет обеспечена возможность использования услуг телецентра другими обучающимся;

• дополнительные соглашения или отдельные гражданско-правовые договоры с учителями и психологом (прописаны условия о размере и порядке выплат вознаграждения за дополнительную работу);

• согласие родителей на обработку персональных данных детей и на использование их изображений на официальном сайте школы;

• приказ о назначении лица, ответственного за поломку/утерю технического оборудования.

Организация радиовещательного процесса в школах РФ

Поиск спонсоров для организации радиорубки можно решить с помощью рекламы. Заказчиками в таком случае выступят организации, чьи товары и услуги интересны учащимся: канцелярские магазины, магазины детской одежды, книжные, кондитерские с доступными для школьников ценами. Озвучивать тексты могут сами учащиеся, которых выберут рекламодатели. Интегрировать в эфир рекламные ролики можно, например, между блоком новостей и тематической передачей.

Процесс подготовки радийного материала к выходу в свет аналогичен процессу телевизионному. Журналисты, которые доставляют информацию до аудитории только при помощи аудио, обязательно должны встречаться с учителями русского языка и литературы. На этих занятиях корреспонденты и ведущие:

• учатся делать ударения и расставлять интонационно-логические паузы при помощи чтения художественной литературы;

• развивают дикцию с помощью чтения труднопроизносимых фраз и скороговорок;

• учатся выразительно читать.

Монтаж аудио значительно легче процесса обработки и склейки видеокадров. Однако без помощи учителя информатики корреспонденты, скорее всего, не смогут создавать записные материалы. Одна из самых простых программ для монтажа аудио - Sound Pro. С ее помощью журналисты способны убирать из аудиозаписи вздохи, кашель, лишние предложения (когда спикер запутался в мыслях и выразил свою мысль не очень корректно, а после грамотно перефразировал), а также со-

кратить при необходимости хронометраж передачи.

Не менее важны беседы с психологом. Основная задача, которая стоит перед педагогом дополнительного образования, - подготовить ведущих к радиоинтервью. Журналисты познакомятся со следующими правилами: 1) собеседник - главное лицо, центр передачи, поэтому нужно сосредоточиться только на нем, 2) меньше говорить - больше слушать, 3) во время диалога ведущий должен слегка наклониться к спикеру, тем самым проявить интерес к теме и к нему самому, 4) изучить язык телодвижений (например, освоить систему Аллана Пиза).

Кодекс школьной журналистской этики

Деятельность представителей школьных пресс-центров, как и профессиональных журналистов, должна быть строго регламентирована. Однако международные декларации, российские и московские кодексы журналистов не отображают реалии образовательных учреждений. Учащиеся нуждаются в своем своде правил, которые напомнят им о чести и достоинстве собеседников и коллег, об ответе за достоверность информации. Благодаря ему медиапедагоги отрегулируют поведение и внешний образ юный корреспондентов. Проанализированные нами школьные проекты из разных городов России не включают такой пункт. В связи с этим мы разработали собственный Кодекс школьной журналистской этики.

Он включает в себя следующие тезисы:

1. Корреспондент строго соблюдает Кодекс школьника / гимназиста / лицеиста и никогда не совершает действий, противоречащих его нормам.

2. Журналист соблюдает требования стандартов внешнего вида:

а) не носит крупных украшений, которые могут отвлечь внимание зрителя;

б) всегда надевает школьную форму. На

пиджаке пришита эмблема образовательного учреждения (если такая есть);

в) не выходит в эфир и не идет на интервью в одежде с читаемым логотипом/названием бренда;

г) не делает замысловатых причесок и не красит волосы в яркие цвета;

д) не имеет татуировок на открытых участках кожи.

3. Корреспондент помнит, что школьные издания являются корпоративными. Посредством качественных материалов в газете, радио- и телепрограмм он стремится повысить престиж образовательного учреждения.

4. Для представителей школьных изданий на первом месте стоит качество журна -листского продукта, а не гонка за рейтингами.

5. Корреспондент не использует распространенные стереотипы, формируя тем самым общественное мнение. Он знает, что выражение «Если учится на пятерки, - ботаник» неэтично.

6. Журналист осознает, что обязан понимать значения всех слов, которые употребляет в речи и в своих материалах. Он не чуждается использования бумажных словарей.

7. Журналист постоянно поддерживает социальные и экологические акции, в которых школа принимает участие, являясь примером для других учащихся (сбор макулатуры, кормов для собак в приюты для животных, передача подарков детям в страны, охваченные войной и т. д.).

На сегодняшний день не существует содержательных учебных пособий, которые бы предметно отражали технологии создания телевизионных и радийных программ в современных российских школах. Многие медиапедагоги публикуют в Сети материалы со своими разработками, где описывают цели и задачи, рассказывают про периодичность выхода новостных передач. Некоторые расписывают бюджет студий и предлагают краткую структуру занятий. Однако до сих пор нет методичек, в которых четко и подробно расписаны ос-

новные положения. В связи с этим мы предложили свое видение функционирования телестудий и радиорубок и составили пошаговый план: общая информация, запись в кружок, бюджет, упражнения для практических занятий, способы взаимодействия с учителями и психологом, внедрение рекламы. Системное представление о работе школьного пресс-центра, основанное на детальных рекомендациях, позволит его руководителю оперативно выстроить работу всех субъектов информационного процесса и мобильно управлять данным подразделением учебного заведения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева Н. Уберите детей от экранов: скоро в каждой школе будет ТВ // Учеба.ру. - 19.07.2017. - URL: https:// www.ucheba.ru/article/5142 (дата обращения: 20.11.2018).

2. Декларация принципов поведения журналиста Международной Федерации журналистов. - URL: http://presscouncil. ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumen ty/754- (дата обращения: 16.11.2018).

3. Донатович С. Школьное радио - то, что нужно всем // Учительская газета. -14.10.2014. - URL: http://www.ug.ru/arch ive/57786 (дата обращения: 17.11.2018).

4. Журналистика. Конспект лекций. - М.: А-Приор. - 2012. - 144 с.

5. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. - URL: http://ruj.ru/ about_organization/kodeks-professi onalnoy-etiki-rossiyskogo-zhurnalista/ (дата обращения: 16.11.2018).

6. Кодекс этических норм Общества профессиональных журналистов. - URL: http://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/1901- (дата обращения: 16.11.2018).

7. Лаврентьева С. Подготовлен видеосеминар «Школьный медиацентр: проблемы и решения» // Педсовет. - URL: https://

pedsovet.org/beta/article/podgotovlen-vide oseminar-skolnyj-mediacentr-problemy-i-resenia (дата обращения: 15.11.2018).

8. Минобрнауки намерено организовать детское телевидение во всех школах РФ // ТАСС. - 13.07.2017. - URL: http://tass. ru/obschestvo/4411952 (дата обращения: 20.11.2018).

REFERENCES

1. Afanas'eva N. Uberite detej ot ehkranov: skoro v kazhdoy shkole budet TV Ucheba.ru. 19.07.2017. Available at: https://www.uche-ba.ru/article/5142 (accessed: 20.11.2018).

2. Deklaratsiya printsipov povedeniya zhur-nalista Mezhdunarodnoy Federatsii zhur-nalistov. Available at: http://presscouncil. ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumen-ty/754- (accessed: 16.11.2018).

3. Donatovich S. Shkolnoe radio. To, chto nu-zhno vsem. Uchitelskaya gazeta. 14.10.2014. Available at: http://www.ug.ru/archive/577 86 (accessed: 17.11.2018).

4. Zhurnalistika. Konspekt lektsiy. Moscow: A-Prior. 2012. 144 pp.

5. Kodeks professionalnoy etiki rossiyskogo zhurnalista. Available at: http://ruj.ru/ about_organization/kodeks-professional-noy-etiki-rossiyskogo-zhurnalista/ (accessed: 16.11.2018).

6. Kodeks ehticheskikh norm Obshchestva pro-fessionalnyh zhurnalistov. Available at: http:// presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/ dokumenty/1901- (accessed: 16.11.2018).

7. Lavrentieva S. Podgotovlen videoseminar Shkolnyy mediatsentr: problemy i resheni-ya. Pedsovet. Available at: https://pedsovet. org/beta/article/podgotovlen-videoseminar-skolnyj-mediacentr-problemy-i-resenia (accessed: 15.11.2018).

8. Minobrnauki namereno organizovat detskoe televidenie vo vsekh shkolakh RF. TASS. 13.07.2017. Available at: http://tass.ru/ob-schestvo/4411952 (accessed: 20.11.2018).

Зубаркина Елена Станиславовна, кандидат филологических наук, доцент Кафедры журналистики и медиакоммуникаций института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета e-mail: famzub@yandex.ru

Zubarkina Elena S., PhD in Philology, Associate Professor, Journalism and Media-communications Department, Institute of Journalism, Communications and Media-education, Moscow Pedagogical State University

e-mail: famzub@yandex.ru

Макаренко Алёна Андреевна, магистрант Кафедры медиаобразования института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета e-mail: alyonamakarenk@yandex.ru

Makarenko Alena A., Post-graduate student, Media-education Department, Institute of Journalism, Communications and Media-education, Moscow Pedagogical State University e-mail: alyonamakarenk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.12.2018 The article was received on 04.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.