УДК 37; 070
С. Г. Доронкина
Школа-интернат № 4, Челябинск
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА И РЕДАКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
В статье представлен опыт организации работы школьного Пресс-центра и редакции школьной газеты е коррекционной школе. Проведен анализ имеющейся литературы по организации работы школьного Пресс-центра и редакции школьной газеты. Описаны формы и методы работы с учащимися школьного Пресс-центра, имеющими проблемы здоровья. В статье подчеркивается важность и значение занятий в детском объединении «Юный журналист» для развития, воспитания и социализации учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. Автор статьи также акцентирует внимание на значении участия в конкурсах и конференциях по журналистике дляучащихся.
Ключевые слова: школьный пресс-центр, редакция, газета.
Сегодня, в период научно-технического прогресса, особенного развития достигают средства массовой информации. Они играют важную роль в жизни людей: для информации, общения, самореализации. И, конечно же, оказывают огромное влияние на формирование и становление социально-активной личности. Несмотря на все увеличивающуюся популярность аудиовизуальных и интернет-СМИ, печатные издания все же остаются популярными и читаемыми.
Организация досуга детей и подростков создает благоприятные условия для их общения, обмена духовными, эмоциональными, личными интересами. У подростков наблюдается стремление более глубоко понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, отношениях.
В наше время увлечь, занять подростка очень сложно, поэтому мы и создаем детские объединения, кружки по интересам, где своими умениями, увлечениями, интересами делимся с ребята-
Увлечь детей - главная задача педагога. Школа - не только место, где передают знания, это еще и место, где происходит участие в общих делах и направление и поощрение детей к самовыражению.
Одним из таких объединений в нашей школе является школьный Пресс- центр. Издательская деятельность, занятия в школьном Пресс- центре помогают формировать активность у учащихся, самостоятельность, помогают их социализации и самореализации.
Социализация личности - активный процесс адаптации человека как неповторимой личности в социуме и интеграции в социальную среду, осознания своего места и своей роли в обществе. Этот процесс осуществляется каждым подростком самостоятельно, когда принимается решение каким быть, а школа создает для этого условия, помогает сделать этот процесс целенаправлен-
Жизнь подростка должна быть заполнена содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который позже приобретает устойчивость.
Литературу, указанную в списке к данной статье, мы используем при подготовке, организации и проведении занятий нашего школьного Пресс-центра. Есть много специальной литературы по истории журналистики, ее жанрах и т. д., эта литература важна для проведения теоретических занятий, для знакомства учащихся с журналистикой.
Но недостаточно выпускается литературы для организации интересных форм занятий школьного Пресс-центра с учащимися. В списке литературы к нашей статье мы указали книги, которые могут помочь интересно организовать занятия по журналистике, эта литература очень помогает в работе.
Все люди рождаются свободными и равными в правах и своем достоинстве, все наделены разумом и совестью, так записано во Всеобщей декларации прав человека. Именно школьники
являются главной ценностью сегодня, все они обладают неповторимым внутренним миром, своими интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.
Учащиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья, должны быть полноправными членами общества. Занятия в детском объединении «Юный журналист» способствует социализации наших ребят, их адаптации в обществе, они становятся более уверенными в своих силах. Это очень важно для наших детей. В процессе создания газеты у ребят формируется активность, инициатива, творчество.
В детском объединении «Юный журналист» занимаются ребята с 12-ти до 16-ти лет, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. Ребята отличаются быстрой утомляемостью, неустойчивым вниманием, слабой памятью. Поэтому при организации занятий мы учитываем индивидуальные особенности наших детей, работаем с ними как в группе, так и индивидуально, используя определенные формы и методы работы.
Чтобы сформировать у наших ребят уверенность в своих силах, надо самому верить в то, что они смогут, чтобы ребята всегда чувствовали нашу поддержку, она им просто необходима. Учащимся предоставляется возможность проявить и реализовать себя, выразив активную позицию, проявив товарищеские качества, коммуникативные способности.
Для организации работы школьного Пресс-центра написана образовательная программа «Юный журналист», которая помогает выстроить работу школьного Пресс-центра и редакции школьной газеты в системе.
В своей работе мы используем различные формы и методы для того, чтобы заинтересовать ребят, эффективно проводить занятия. Учащиеся знакомятся с историей журналистики в мире, в России, историей появления первых школьных изданий [4. С. 12-24], с газетными жанрами [8. С. 27-37], культурой написания и оформления газетных материалов [8. С. 64-72].
Для создания газеты учащихся необходимо знакомить с жанрами журналистики. Все это помогает им осознать свой вклад в общее дело, когда проходит верстка газеты, научиться работать в группе.
В работе с детьми мы используем групповые и индивидуальные, теоретические и практические формы занятий. Групповые формы работы предполагают выездные экскурсии в типографии, в библиотеки, в учебные заведения, участие в конкурсах по журналистике, подготовку, создание и выпуск школьной газеты.
Особенно важной для социализации наших учащихся является работа над выпуском газеты, когда ребята становятся командой, трудятся в коллективе. Редакция - это команда, которая работает в одном направлении над выпуском газеты, здесь важно понимать и чувствовать ответственность за каждый номер газеты. Успех газеты зависит от умения правильно распределить роли: кто-то пишет, кто-то фотографирует и т. д.
На индивидуальных занятиях мы учим ребят писать заметки и статьи в газету, также делать фотографии.
На теоретических занятиях знакомим ребят с историей журналистики, жанрами журналистики, с известными журналистами и их работами.
Во время практических занятий мы посещаем учреждения образования и культуры, работаем над выпуском школьной газеты, проводим встречи с журналистами, работаем с литературой, изучаем другие издания - газеты и журналы, их дизайн, верстку, а также написание статей.
В течение учебного года у каждого на занятиях школьного Пресс-центра есть возможность попробовать себя в качестве журналиста, фотокорреспондента, редактора, технического сотрудника газеты.
Работа над выпуском газеты объединяет ребят, активизирует их, способствует формированию дружеских отношений. В процессе работы над собственным СМИ у ребят есть возможность познакомиться с новой информацией, пропустить ее через себя, анализировать, размышлять, рассуждать и обсуждать все со своими товарищами.
Ребята всегда с радостью выполняют поручения, особенно им нравится самим выбирать темы заметок в школьную газету. Это очень значимо, когда учащиеся с интересом и желанием выполняют макет газеты. В течение учебного года, в начале его и в конце, мы проводим анкетирование учащихся, чтобы выявить их интересы, желания, трудности [5. С. 90-103].
Для активной, творческой деятельности наших ребят, их заинтересованности в работе мы стараемся использовать разнообразные методы: наблюдение, анкетирование, мультимедийные
презентации, самоконтроль, игровые методы, аналитические, наглядные (рассматривание иллюстраций, фотографий, пособий), словесные (рассказ, вопросы, беседа, убеждение, объяснение, поощрение), практические (самостоятельная и групповая работа над подготовкой выпуска, выполнение творческих заданий). Используем в работе с детьми такие формы работы, как тренировки, аукционы, игры.
Особую и значимую роль в работе с нашими детьми имеют игровые методы. На каждом занятии мы используем дидактические игры, которые помогают нам учить ребят грамотно писать заметки, статьи, правильно оформлять газету, делать фотографии. Игры помогают нашим ребятам быстрее понять и усвоить материал.
Известно давно, что игровая деятельность способствует развитию детей не только дошкольного, но и школьного возраста. Многие дидактические игры, которые мы используем в работе, взяты нами из книги «Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио» [5. С. 90103]. Это такие игры, как «Наоборот», «Иностранец и переводчик», «Картины-слова», «Снежный ком», «Кто летает», «Секретное задание» и другие.
Сегодня у подростков наблюдается малый словарный запас, ребята не всегда могут описать событие, рассказать о мероприятиях, в которых принимали участие, и для развития и пополнения их словаря мы проводим игру «Картины-слова», где ребятам дается набор слов - существительных, к которым надо подобрать прилагательные.
Все игры, которые мы проводим на занятиях школьного Пресс-центра, способствуют развитию речи учащихся, так как у многих из них есть нарушения речи, пополняется их словарный запас, письменная и устная речь ребят становится более грамотной.
Определить результативность работы с детьми на занятиях помогает мониторинг, который проводится в начале и в конце учебного года, а также по необходимости в середине учебного года (промежуточный). В конце учебного года мы проводим итоговые занятия в форме викторин, игр, круглых столов.
В школе ежемесячно выходит выпуск информационной газеты, рассказывающей о школьных событиях и мероприятиях, достижениях ребят, выходят специальные выпуски праздничных газет для учителей, мам, ветеранов, печатаются тематические выпуски газет. Во время занятий выпускаем газеты-минутки, ролевые газеты, газеты-анкеты.
Школьная газета - это возможность не только рассказать о школьных событиях, но и выразить свое мнение, свою точку зрения на ту или иную проблему. Во время работы над выпуском газеты у ребят формируется свое мышление, мировоззрение.
Название газеты «Школьный мир» придумали сами ребята в 2008-м году, тогда наша газета и стала выходить, в газете есть постоянные рубрики: «наши традиции», «краеведческая страничка», «это интересно», «поэтическая страничка», «наши достижения» и другие. Родители поддерживают нас во всех начинаниях, помогают нам, делятся своим опытом в юнкоровском деле.
Участие ребят в конкурсах способствует развитию и формированию у них силы воли, ответственности, самостоятельности, организованности, творческой деятельности. Во время конкурсов проходят мастер-классы, на которых ребята знакомятся с журналистами печатных изданий нашего города, радио- и телеведущими, с поэтами и писателями Южного Урала.
На конкурсах и слетах проходят выставки печатных изданий образовательных учреждений города и области, на которых у ребят есть возможность познакомиться с оформлением других школьных изданий и событиями и мероприятиями, которые проходят в других школах.
На каждом конкурсе-слете ребята узнают много интересного и нового по оформлению газеты, написанию статей. Через участие в конкурсах они получают знания, узнают других, показывают себя. Все это способствует становлению и развитию личности учащегося, его социализации в школьном коллективе, а в дальнейшем -ив обществе.
Ежегодно мы участвуем с ребятами в городских, областных, международных слетах и конкурсах школьных и молодежных СМИ, которые проходят у нас в городе: «Журмикс», «Nota bene», «Медиа-урок», «ЮнГа+», «Жираф-СМИ». И не только участвуем, но и становимся призерами конкурсов и получаем возможность съездить на экскурсию на телестудии города, увидеть и попробовать себя в роли телеведущих.
Так в 2012-м году наши ребята заняли 3 место в областном конкурсе школьных СМИ «Медиа-урок», в 2013-м году 3 место в городском конкурсе школьных СМИ «Nota bene». Принимаем уча-
стие с ребятами в международных конкурсах: 1) 2013 - диплом II степени на конкурсе «Жираф СМИ», 2) 2014 - диплом III степени в конкурсе детских и молодежных СМИ «ЮнГа+», 3) 2015
- диплом III степени на Международном фестивале-конкурсе «Планета Медиа».
Как руководитель школьного Пресс-центра и редакции школьной газеты автор данной публикации принимал участие в конкурсах руководителей школьных СМИ «ImPRO» (2011, 2012), во Всероссийском конкурсе «От слова к славе» (1 место, г. Чебоксары, 2015).
Мы надеемся, что наша газета с каждым годом будет становиться интереснее, будут появляться новые рубрики, творческие корреспонденты, школьное издание будет преображаться, становиться красочнее и у него возрастет количество читателей.
Список литературы
1. Богданов, Н. Г. Справочник журналиста [Текст] /Н. Г. Богданов. - Л. : Лениздат, 1971. - 156
2. Ворошилов, В. В. История журналистики России: конспекты лекций [Текст] / В. В. Ворошилов. - СПб., 2000. -231 с.
3. Вьюник, В. А. Информация как газетный жанр [Текст] / В. А. Вьюник. - М., 1999. - 121 с.
4. Загидуллина, М. В. Кузина Журналистика [Текст] / М. В. Загидуллина. - Челябинск : Издательство Игоря Розина. -2013,- 128 с.
5. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио [Текст] / Авт.-сост. Н. В. Кашлева. - Волгоград : Учитель. - 2009. - 154 с.
6. Табарина, Т. И. 50 развивающих игр [Текст] / Т. И. Табарина. - Ярославль : Академия развития, 2001.-79 с.
7. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие [Текст] / А. А. Тертычный. - М. : Аспект-Пресс, 2000. - 137 с.
8. Технология создания школьных средств массовой информации: учебно-методическое пособие [Текст] / авт.-сост. Ю. В. Найданова, А. Ю. Шевцов. - Челябинск: МБОУ ДПО УМЦ, 2012.
- 100 с.
WORK ORGANIZATION OF SCHOOL PRESS CENTRE AND SCHOOL NEWSPAPER DESK IN OUR BOARDING SCHOOL
DoronkinaS. G., BoardingSchoolNo. 4, Chelyabinsk, svetador7U@mail.ru
The article describes author's experience in organization of a school press centre and in edition of a school newspaper. Itpresentsforms and methods 'which are requiredfor children with disabilities. The author stresses the importance of participating in a school club "Young journalist", that is useful for children with health problems. In this article the author analyzes a literature devoted to the 'work organization of school press centre and school newspaper edition. The great role ofpupils participation in media conferences and contests is underlined.
Children with disabilities is a considerable part of our society today. Socialization is the main objective of their study and their future life. Unfortunately It has become very hard to attract a teen-ager in a productive activity, especially a child with healthy problems. But only active spare time create friendly environment leading to their communication, personal and emotional interests sharing.
Children with disabilities should be the citizens with full rights. That's why their participation in press centre and contests makes them more confident and contributes to self-actualization.
Keywords: school Press centre, editorial office, newspaper.
References
1. Bogdanov, N. G. (1971) Spravochnikzhurnalista [=Journalist guide], lenizdat, Leningrad, p. 156. (In Russ.).
2. Voroshilov, V. V. (2000) Istoriya zhurnalistiki [=A history of journalism in Russia: notes of lections], SPb., p.231. (In Russ.).
3. Vyunok, V. A. (1999) Informatsiya как gazet zhanr [=Information as a newspaper genre], Moscow, p. 121. (In Russ.).
4. Zagidullina, M. V. (2013) Kuzina Zhurnalistika [=Cousin press], Chelyabinsk, p. 128. (In Russ.).
5. Press Klub I shkolnaya gazeta: zanyatiya, treningi, portfolio (2009) [=Press Club and school newspaper: Lessons, trainings, portfolio], Teacher, Volgograd, p. 154. (In Russ.).
6. Tabarina, Т. I. (2001) 50 razvivayuschih igr [=50 brain games], Akademiya razvitiya, Yaroslavl, p. 79. (In Russ.).
7. Tertichni, A. A. (2000) ZHanri periodicheskoi pechati : uchebnoe posobie [=Genres of printed media: study guide], Aspekt Press, p. 137.(In Russ.).
8. Tehnologiya sozdaniya school sredstv massov informatsii (2012) [=Technology of school media creation: study guide], Chelyabinsk, p. 100. (In Russ.).
Доронкина Светлана Геннадьевна - педагог-организатор, руководитель школьного Пресс-центра и редакции школьной газеты, МБОУ «Школа-интернат № 4», Челябинск.
svetador71 l@mail.ru