Мастер - класс
ных стандартов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 31-33.
3. Бутузова О. Г Формирование исследовательских умений учащихся в процессе проектной деятельности на уроках образовательной области «Технология». // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 2. С. 58-62.
4. Вяткина М. Н., Никонова Н. В. Управление формированием универсальных учебных действий в общеобразовательном учреждении. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 19-28.
5. Гайдукова В. И. Новые стандарты и принцип психологической комфортности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 5.С. 9-12.
6. Свиридова Е. М. Проектирование, малые учебные группы, индивидуальная траектория в условиях индивидуализации обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 5.С. 44-51.
7. Сиденко А. С. О проекте в условиях билингвального образования: «Развитие коммуникативной компетентости учителя средствами описания передовых практик» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 4.С. 46-49.
8. Сиденко А. С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5.С.10-14.
9. Срезневский И. И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте.- СПб: Каро, 2000.-486с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897
11. http://s http://standart.edu.ru/
12. http://metodisty.rU/m/events/files/setevoi_proekt_-sozdaem_ portret_slova
J
Дагаева Надежда Михайловна
ГБОУ СОШ № 641 имени Сергея Есенина учитель русского языка и литературы
г. Москва
E-mail: [email protected]
V
ПОВЫШЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «МАСТЕРСКАЯ ЖУРНАЛИСТА»
Л___________________________________________г
Аннотация. Данная статья посвящена проблемам повышения языковых компетенций учащихся 5-11 классов. В статье раскрывается значимая роль занятий журналистики в формировании языковой компетенции школьников, а также освещаются некоторые особенности построения занятий, приводятся примеры материалов, используемых на занятиях, направленных на повышение уровня речевой грамотности школьников. Навыки построения и редактирования собственного текста являются основополагающими при написании творческих работ, в том числе, в форме ГИА-9 и ЕГЭ.
Ключевые слова: стилистика, лексика, стили речи, публицистический стиль, редакторская правка, нейтральные и стилистически-окрашенные слова, синонимы, языковое чутье, речевая избыточность, языковая норма.
Сегодня в системе школьного дополнительного образования все более значимое место занимают кружки и элективы по журналистике. С чем же это связано? Безусловно, с информатизацией нашей жизни, растущей доступностью и, соответственно, востребованностью информации во всех ее видах и, в первую очередь, в форме новостных и информационных текстов.
Еще два десятилетия назад особенно ценилось умение излагать мысли в художественном и научном стилях речи, и учащиеся должны были овладеть ими на протяжение обучения в школе. Кульминацией обучения являлось обязательное выпускное сочинение. Наше время ставит новые цели и задачи, соот-
ветственно, и школьному образованию приходится переориентироваться, согласно запросам общества. Теперь акцент делается на публицистическом стиле. Вероятно, поэтому в экзамен 9 и 11 классов прочно вошли публицистические тексты.
В рамках традиционной школьной программы по русскому языку на овладение особенностями разных стилей выделяется минимальное количество времени, тогда как факультативы и кружки по журналистике дают прекрасные возможности для обучения школьников азам и даже некоторым тонкостям публицистики. Кроме того, журналистика позволяет детям реализовать свой творческий потенциал, а кому-то помогает в выборе
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
61
Мастер - класс
будущей профессии. Особенно ценным стало то, что ребята во время занятий журналистикой значительно повышают свой уровень знаний по стилистике, лексике, синтаксису и орфографии. А главное, у них вырабатывается чувство языка и чувство меры, формируется потребность строить письменные и устные высказывания грамотно и выразительно. Также занятия во многом способствуют социализации школьников.
Как учитель русского языка, нацеленный на подготовку учащихся к выпускному экзамену, я уделяю особое внимание навыкам написания творческих работ. И с беспокойством замечаю, что в сочинениях и изложениях школьники допускают большое количество речевых и грамматических ошибок. Частотны ошибки на сочетаемость слов, выбор нужной формы существительного при глаголах, нарушение устойчивых словосочетаний и языковых клише. (Примеры: «В зависимости, какие добродетели выберет человек...», «Язык гораздо точный показатель.» и так далее) .
Чтобы предупредить подобные ошибки, развить у детей языковое чутье, обучить азам редакторской правки (этот навык поможет им находить недочеты в собственных творческих работах), я третий год веду в школе кружок журналистики. Часть занятий мы систематически посвящаем работе с текстами. Буквально 5-7 минут так называемой «лингвистической разминки» заметно углубляют знания языковых норм у детей. Хотелось бы остановиться подробнее на некоторых заданиях, которые предлагаются юным журналистам для разминки.
Особенно эффективными представляются задания, направленные на редакторскую правку текста. В предложениях встречаются ошибки в сочетаемости слов, неверный выбор формы слова, употребление слова в несвойственном ему значении и т.п. От ребят требуется исправить ошибки, предложив несколько вариантов верных формулировок.
Подчеркните в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормативные, запишите все возможные варианты правки.
Для анализа предлагаются следующие примеры:
1. В Москве эпидемия гриппа угрожает в конце января.
Дети подчеркивают «в Москве эпидемия... угрожает...». Как варианты нормы они записывают «Москве угрожает» и «в Москве эпидемия начнется.»
2. Председатель собрания деликатно намекнул о необходимости соблюдать регламент.
Нарушение сочетаемости, плеонизм «деликатно намекнул». Заменяется на «деликатно напомнил о необходимости» или «намекнул на необходимость».
3. Вопрос не в том, сколько тебе лет, а в том, как ты справляешь свои обязанности.
Дети отмечают неверный выбор глагола в языковом клише и заменяют часть предложения с ошибкой на «справляешься с обязанностями». Как второй возможный вариант построения фразы дети записывают «как ты выполняешь свои обязанности».
4. Нельзя допустить, чтобы нашими судьбами вершил необразованный человек.
Здесь ребята исправляют ошибку во фразеологическом обороте «вершить судьбу». В качестве правильных вариантов они записывают «нашу судьбу вершил» или «нашими судьбами управлял».
В другом возможном варианте упражнений школьникам предлагается сравнить предложение, в котором допущена ошибка, с предложением, исправленным редактором, и сделать выводы оправке.
Сравните предложения. Объясните стилистическую правку. Какие лексические и логические ошибки устранил редактор?
1. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.
1. Сегодня мы узнаем наших чемпионов: они играют превосходно.
2. Владелец «Москвича» Васечкин оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом.
2. Васечкин выехал в город на своем «Москвиче» с неисправными тормозами и поврежденным крылом.
3. Гоуппа инструкторов уделяет постоянное внимание колхозному стаду, после проведенных заседаний коровы стали давать больше молока.
3. Группа инструкторов внимательно следит за организацией работ на ферме, в результате удойность коров удалось повысить.
Подобные логические нарушения всегда с улыбкой воспринимаются учащимися, и они с готовностью принимают участие в обсуждении, предлагая свои варианты правки.
При работе с текстом важно бывает верно подобрать синоним, чтобы не нарушить стилевое единство текста и избежать неоправданного повтора. Практиковаться в этом нам помогают специальные упражнения.
1. Подберите синонимы к словам и словосочетаниям:
Получатель, послание, человек, отправитель, деловая бумага, название, проверка, ходатайство.
Слова для справок: адресант, документ, наименование, письмо, лицо, ревизия, адресат, просьба.
Это упражнение также позволяет учащимся вспомнить и сопоставить разные стили речи, в частности, официальноделовую лексику с нейтральной. Этот навык особенно востребован при подготовке к экзамену по русскому языку в форме ГИА-9. Умение сопоставлять нейтральную лексику со стилистически окрашенной, подбирать синонимы из разных пластов лексики позволяет ребятам справиться с некоторыми заданиями Государственной итоговой аттестации, а также написать сочинение на лингвистическую тему (С.2.1). Этот вид работы подразумевает подбор «явлений лексики» для подтверждения высказывания лингвиста Г. Степанова о важной роли лексики в нашей жизни. Овладев навыками выявления выразительных средств в тексте, каковыми являются стилистически-окрашенные слова, учащиеся могут привести в качестве примера-аргумента слова лексики различных пластов (научной, разговорной, просторечной, официально-деловой и т.д.).
Для автора любого текста главной задачей становится с помощью слова донести свою мысль до читателя. При этом огромную роль играет то, насколько слово
62
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
Мастер - класс
по своей смысловой и стилистической нагрузке соответствует контексту. Школьникам тоже необходим навык подбора наиболее точного слова из ряда синонимичных. Если целенаправленно развивать чувство языка, чувства стиля, умение обращаться с разными типами лексики, то написание сочинения-рассуждения, сочинения на лингвистическую тему, изложения или эссе не вызовет особых трудностей. Поэтому ряд упражнений, которые мы разбираем во время занятий журналистикой, направлен на работу с такими разделами языка, как лексика и стилистика. Подобрать точное слово, исправить стилистические ошибки, подумать над стилем и лексикой различных писателей - такие упражнения не займут много времени, но отточат стиль и язык журналиста, научат красиво и грамотно строить высказывания и создавать тексты.
Подобрать наиболее удачный синоним из ряда, казалось бы, очень близких по смыслу слов, помогает коллективное выполнение следующего задания:
Выберите нужное местоимение:
1. В пьесе М. Горького «На дне» (каждое, любое, всякое) действующее лицо показано своеобразно.
2. Этот малыш собирал (каждый, любой, всякий) хлам.
3. Поезд останавливался на (каждой, любой, всякой) станции.
4. На (каждого, любого, всякого) мудреца довольно простоты.
5. (Каждый, любой, всякий) день приносит свои радости.
Тренируясь выбирать наиболее емкое и точное слово, учащиеся расширяют свой активный словарный запас, учатся различать оттенки смысла синонимов, что очень пригодится им при выполнении любых творческих работ, в том числе, в формате ГИА и ЕГЭ.
Следующий вид упражнений помогает ребятам избежать ненужных повторов в собственной речи. Предлагается прочесть предложение и заменить либо исключить слова с повторяющимися корнями, близкие по значению или полностью дублирующие друг друга (например, памятные сувениры, народный фольклор и т.д.). Такие упражнения могут применяться для работы с учащимися 5-11 классов. Необходимо только варьировать материал, который предлагается для редактуры. Основной принцип подбора материала -смысловая доступность для каждой возрастной группы.
Вот пример одного из упражнений на устранение речевой избыточности. Упражнение рассчитано на учащихся 7-9 классов, хотя может быть предложено и более младшему возрасту, так как не содержит трудных для понимания слов.
Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.
1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требова-
ния истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.
Часто подобная избыточность связана с недостаточным пониманием школьниками используемой лексики. Например, витраж -картина из цветного стекла, эта семантика уже заложена в самом слове и не требует дальнейшего пояснения, которое дается в предложении (5).
Конечно, перед нами только несколько примеров упражнений, материала на занятиях затрагивается гораздо больше. Для подбора упражнений к лингвистической разминке я обращаюсь к школьным и вузовским учебникам по стилистике, широко использую интернетиздания, предлагаю для анализа ошибки из сочинений и изложений самих учеников. Подобная практика дает ребятам возможность лучше прочувствовать структуру русского языка, сделать выводы о языковых нормах на основе выполненной работы. Как известно, правила, самостоятельно выведенные на практике, усваиваются наиболее крепко. Поэтому практическая работа, проводимая в рамках занятий по журналистике, видится мне очень эффективной и перспективной с точки зрения подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ. И чрезвычайно важной для овладения родным языком.
Что особенно важно, работа кружка дает свои результаты. Учащиеся, занимающиеся в «Мастерской журналиста», тесно сотрудничают со школьным изданием. Наша собственная редакция выпустила в свет 3 номера журнала «Шаги», в которые вошли статьи, написанные ребятами. В последних двух номерах в качестве редактора выступила ученица 8 класса, которая сама готовила номера к выпуску. Кроме того, наш кружок сотрудничает с окружным молодежным журналом «Город М». В прошлом учебном году мы несколько раз получали задание от редакции газеты «Юго-восточный курьер», и юные журналисты успешно справились с этим задание. Ученики ходили на интервью, посетили окружную художественную выставку-конкурс, о чем рассказали в статье, а также участвовали в пресс-конференции, посвященной работе Департамента молодежной политики, о чем тоже написали статью. Особым успехом деятельности нашего кружка можно назвать призовое Третье место на конкурсе «Юный журналист», проходившем в 2010-2011 учебном году в рамках Окружного Фестиваля «Одаренные дети».
Литература
1. Бердников Е. Д., Петрякова А. Г. Тесты по культуре речи.- 4-е изд.- М.: Флинта, 2004.- 80 с.
2. Былкова С. В., Махницкая Е. Ю. Культура речи. Стилистика: учебн. пособие для подготовки к ЕГЭ - 3-е изд.,- М.: Флинта: Наука, 2009.- 400 с.
3. Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.240 с.
4. Сухарева Л. И. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10-11 классы: учебно-методический комплекс.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 192с.- (Профильное обучение)
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
63