Мастер - класс
Войтенко Марина Александровна
учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ Лозновская СОШ им. Т. А. Аббясева Ростовская область, Цимлянский район, х.Лозной e-mail: [email protected]
J ^
ОПЫТ УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЕ
«СОЗДАЕМ ПОРТРЕТ СЛОВА»
Л
г
Аннотация. Автор в статье освещает цели и задачи Интернет-проекта, этапы работы над ним, в частности: ознакомление родителей обучающихся с проектом, создание пакета документов, визитной карточки команды, визитной карточки слова «труд»; показывает продукты труда - презентацию и брошюру; раскрывает опыт своего участия во Всероссийском Интернет-проекте «Создаем портрет слова».
Ключевые слова: проект, «портрет слова», проблема, продукты проекта, работа в группах.
В данной статье я хотела бы поделиться опытом участия во Всероссийском Интернет-проекте «Создаем портрет слова». Этот опыт я оцениваю как очень положительный, но обо всем по порядку. Все началось с приглашения организатора проекта Чернышевой У Н. Это было ново, интересно и заманчиво, так как такого опыта ни я, ни мои дети не имели. Не скрою, что и страшновато! Все-таки я работаю в обычной российской глубинке. Но я, конечно, очень хотела поучаствовать, потому что всегда открыта для нового, увлекательного, интересного и познавательного. Было много вопросов: как откликнутся дети, захотят ли они участвовать (ведь нужно оставаться после уроков), будут ли полноправными участниками, пожелают ли идти тернистой дорогой к успеху? Оказалось, что волновалась не зря! Были у нас и разногласия, и непонимание, но это все пошло только на пользу, потому что первое место, которое мы получили, показало, что мы умеем работать, недаром ведь составляли портрет слова «труд»!
Метод проектов широко зарекомендовал себя как один из ведущих методов в современном российском образовании [2,3,6,7]. Он позволяет охватить достаточно большой объем материала, дает возможность каждому участнику проекта побыть в разных ролях, научиться работать в команде. А это важные качества личности, ведь именно они помогают реализоваться ученику в его будущей жизни, и неважно, какую дорогу он выберет: строителя, экономиста, библиотекаря или врача. В быстро меняющемся обществе на первый план выходят универсальные действия, которыми должен обладать человек 21 века, чтобы быть успешным [4]. В первую очередь он должен уметь работать с информацией. Поток информации в нашей жизни велик, поэтому необходимо детей научить умению выбирать то, что важно, отсеивая шелуху, одним словом, «фильтровать» ее.
Изучение слова - интересное и захватывающее занятие. Каждый носитель языка должен иметь представление о том, что слово обозначает, откуда оно пришло, имеет ли синонимы, антонимы, омонимы, а также фонетические особенности слова, морфологическую принадлежность, морфемную структуру, функционирование слова в контексте, в различных видах искусства. Человек XXI века должен развивать свою речь, уметь владеть ею, не дать исчезнуть богатому наследию наших предков, имя которому - язык.
При организации проекта за основу были взяты образовательные стандарты [5,8]. Напомним читателю основные положения ФГОС, касающиеся преподавания русского языка. Согласно ФГОС, у обучающихся необходимо формировать:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью [10] .
Обучение по ФГОС подразумевает, что у учащегося будут сформированы не только личностные и предметные, но и метапредметные результаты. Напомним, что
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
57
Мастер - класс
метапредметными резуллтатамс есиоенттвыпаскнс-каме основной школы программы по русскому (родному) языку являются результаты, отображенные на схеме 1:
Схема 1
Метапредметоыы результаты есооен иявыеус книками школы программы по русскому языку
1
2
«.__
3
• владение всеми видами речевой дсп* 1тсль ности
• применение приобретенных знании, умений и иаиыкон в повседневной жизни
• коммуникативно целесообразное [Cjamio icnciiHicс окружающими
людьми в процессе речевого общения J
Опишем эти результаты. Метапредметными результатами являются:
1) Владение всеми видами речевой деятельности через аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
ен • сспособность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
2) Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.) .
3) Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения [10].
И, наконец, предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
58
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
Мастер - класс
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речи
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы [10] .
Перейдем к рассмотрению целей Всероссийского Интернет-проекта «Создаем портрет слова».
Цели проекта:
- пополнение словарного запаса при помощи создания портрета слова; овладение коммуникативными навыками; овладение основными понятиями лексикологии; совершенствование навыков работы с компьютером; освоение навыков критического мышления; формирование навыков грамотного составления презентации; формирование навыков работы в команде.
Методические задачи: способствовать развитию познавательной деятельности обучающихся; формировать умение использовать различные источники информации; формировать умение работать с компьютером; использовать в своей работе ресурсы Интернета; формировать коммуникативные навыки.
Знания, умения и навыки, которыми овладеют обучающиеся:
1. пронаблюдают за словом на разных уровнях лингвистики.
2. усовершенствуют навыки работы с Интернетом,
с различными словарями (лингвистическими, энциклопедическими).
3. расширят кругозор, узнав много интересного и полезного о жизни слова в различных видах искусства, что важно для развития эстетического вкуса.
4. освоят навыки критического мышления.
5. проявят свои творческие способности.
6. получат навыки грамотного составления презентации.
7. научатся ставить перед собой цели, планировать свою деятельность, проверять сделанное, обсуждать проделанную работу, презентовать свой труд.
8. получат навыки работы в команде.
И вот работа началась! За основу были взяты слова известного лингвиста И.И Срезневского: «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа» [9].
Проблема: выяснить, справедливо ли утверждение И. И. Срезневского, что каждое слово может открыть нам многие тайны истории, культуры, духовного наследия народа.
Для родителей я провела собрание, выступив перед ними со специально приготовленной презентацией. Было подробно рассказано о том, что такое проект, о его целях и задачах, о тех умениях, которыми овладеют их дети. Родители были рады, отметив, что это, конечно, новшество, но для детей очень полезен такой опыт. Они дали свое согласие на участие в проекте, документально подтвердив его. Привожу цитату из обращения родителей.
«Хочу отметить незаменимую помощь организаторов проекта У. Н. Чернышевой, учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории (Баскаковская МСОШ Гагаринского района Смоленской области), и И. В. Макаревич, учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории (Изобильный, Ставропольский край МБОУ «СОШ № 19»), которые всегда была на связи, готовые помочь и подсказать. Нашему успеху мы во многом обязаны, конечно, им, людям, неравнодушным к своему труду!» [11].
Огромный опыт мы получили, участвуя в форуме проекта при обсуждении последовательности нашей работы. Был собран пакет документов, в который вошли: планы работы для каждой группы, памятка, оценка презентации, самооценка, лист оценивания работы товарища, памятка как правильно оформить презентацию, как грамотно построить свое выступление, опросный лист, визитная карточка анкета
В библиотеке конкурса мы поместили визитную карточку команды, выполненную в программе Proshow producer, а также визитную карточку слова, затем буклет для участников проекта, направленный на выявление потребностей ребят. Во время создания этих материалов обучающиеся уже почувствовали себя в роли режиссеров, редакторов и дизайнеров. С большим интересом ребята следили за опубликованными работами других участников проекта, отмечая их сильные и слабые стороны.
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
59
Мастер - класс
Проектвключалв сеСя несколько этапов. Этапы проекта
Схема 2
Кратко опишу этапы проекта:
Подготовительный (создание мотивации, осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта, постановкацели, созданиетворческихгрупп).
Проектировочный (планирование, построение плана деятельности).
Консультационный, (на котором работа преподавателя сводилась к консультациям руководителей групп,дизайнеров-оформителей, редакторов) .
Затем начали выполнять продукты нашего проекта: это были 3 презентации 3-х групп и брошюра. В каждой группе были следующие участники: руководитель, дизайнер-оформитель и редактор.
В соответствии с планом, разработанным на форуме участниками конкурса, все 3 группы занималась решением следующих задач:
1. Лингвистическая характеристика слова: этимологический аспект, семантический, синонимический, антонимический, омонимический, фразеологический, фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, орфографический, синтаксический, эпитеты к слову.
2. Жизнь слова в различных видах искусства: в жанрах УНТ (пословицах, поговорках, загадках, песнях, сказках); в художественных произведениях; в публицистике; в музыке; в кино; в живописи.
3. Слово в высказываниях великих людей.
4. Слово в других языках.
5. Жизнь слова в нашем творчестве.
Все задачи, естественно, были определены для каждой группы. Работа ребят заключалась в поиске информации, ее обработке. Каждый имел право высказать свое мнение, если в нем есть рациональное зерно. Каждый должен был выслушать, соблюдая правила дискуссии. Единственный отрицательный момент в нашей работе -это не всегда хорошая скорость Интернета. Деятельность была захватывающей! Мы жили проектом! Родители интересовались его ходом, следили за продвижением ребят, помогали. Очень радовались нашей победе!
И вот проект закончился. Мы вновь провели родительское собрание, показав родителям, чего достигли, чему научились. Вот некоторые высказывания участников проекта:
Лакеева Юлия: «Я принимала участие в проекте с целью познать свой родной язык, проникнуть в его тайны, а также понять, что значит исследовательская деятельность. Для себя я поняла, что наш язык намного богаче, чем я представляла! Сколько всего неизвестного
еще скрывается от нас! Стоит только прикоснуться к его тайне!Мнеочень понравилось работать над проектом!»
Солохина Татьяна: «Проект завершен. Я получила необходимый в моей жизни опыт работы с Интернетом, научилась создавать презентации в программе, о которой я раньше и не знала. Теперь я смогу поучаствовать в каком-нибудь конкурсе! Спасибо проекту!»
Анпилогова Валерия: «Я считаю, что мы достигли желаемого результата. Для себя я узнала много нового не только из области русского языка, но и из многих других областей: литературы, живописи, кино. Участвовала я в проекте с целью развития себя. Думаю, что у меня это получилось! Больше всего мне понравился этап создания презентации, так как здесь необходимо было проявить творческие качества. Я старалась оформить материал красиво, доступно, интересно! У нас все здорово получилось, благодаря работе в команде! Ведь так увлекательно что-то создавать совместно! Спасибо всем организаторам этого познавательного проекта! Я непременно поучаствую в проекте еще!»
Войтенко Артем: «В ходе работы над проектом мы создали интересный ролик о труде. Я думаю, что его можно показать на любом конкурсе. Конечно, интересно было в команде участвовать: спорить, доказывать свою точку зрения. Всем участникам проекта я помог разобраться, как работать в программе Proshow producer. Мы получили хороший опыт исследовательской деятельности. Спасибо организаторам проекта!»
Банников Алексей: «Мне было интересно узнать, что же скрывает в себе такое знакомое нам слово «труд». Оказалось, что очень много тайн, которые мы, конечно, только приоткрыли. Естественно, в ходе проекта были определенные «промашки», над устранением которых я работал. Но я для себя приобрел главное: умение анализировать информацию, обобщать, делать выводы! Мне очень понравилась работа над проектом!»
Представление проекта включало в себя: демонстрацию проекта педагогам и учащимся школы, выступления руководителя проекта на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы и на курсах повышения квалификации (результат - участие коллег из г. Волгодонска в Интернет-проекте «Создаем портрет слова-2») .
В конце статьи хотелось бы добавить, что нами получен позитивный опыт! Мы горды, что получили первое место, а также создали хороший проект! Уважаемые коллеги, участвуйте со своими детьми в конкурсах, давайте им возможность расти, узнавая много нужного и полезного!
Ознакомиться со всеми материалами проекта можно на сайте www.metodisty.ru
Литература
1. Аксенова М. Н., Козырева О. Ф, Ланкина М. Б. и др. Использование метапредмета «Проблема» в формировании мировоззрения учащихся. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 60-72.
2. Бородин А. Л., Бородина Е. П. Организация системы формирования проектной и исследовательской культуры в гимназии в условиях реализации новых образователь-
60
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
Мастер - класс
ных стандартов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 31-33.
3. Бутузова О. Г Формирование исследовательских умений учащихся в процессе проектной деятельности на уроках образовательной области «Технология». // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 2. С. 58-62.
4. Вяткина М. Н., Никонова Н. В. Управление формированием универсальных учебных действий в общеобразовательном учреждении. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 19-28.
5. Гайдукова В. И. Новые стандарты и принцип психологической комфортности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 5.С. 9-12.
6. Свиридова Е. М. Проектирование, малые учебные группы, индивидуальная траектория в условиях индивидуализации обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 5.С. 44-51.
7. Сиденко А. С. О проекте в условиях билингвального образования: «Развитие коммуникативной компетентости учителя средствами описания передовых практик» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 4.С. 46-49.
8. Сиденко А. С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5.С.10-14.
9. Срезневский И. И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте.- СПб: Каро, 2000.-486с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897
11. http://s http://standart.edu.ru/
12. http://metodisty.rU/m/events/files/setevoi_proekt_-sozdaem_ portret_slova
J
Дагаева Надежда Михайловна
ГБОУ СОШ № 641 имени Сергея Есенина учитель русского языка и литературы
г. Москва
E-mail: [email protected]
V
ПОВЫШЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «МАСТЕРСКАЯ ЖУРНАЛИСТА»
Л___________________________________________г
Аннотация. Данная статья посвящена проблемам повышения языковых компетенций учащихся 5-11 классов. В статье раскрывается значимая роль занятий журналистики в формировании языковой компетенции школьников, а также освещаются некоторые особенности построения занятий, приводятся примеры материалов, используемых на занятиях, направленных на повышение уровня речевой грамотности школьников. Навыки построения и редактирования собственного текста являются основополагающими при написании творческих работ, в том числе, в форме ГИА-9 и ЕГЭ.
Ключевые слова: стилистика, лексика, стили речи, публицистический стиль, редакторская правка, нейтральные и стилистически-окрашенные слова, синонимы, языковое чутье, речевая избыточность, языковая норма.
Сегодня в системе школьного дополнительного образования все более значимое место занимают кружки и элективы по журналистике. С чем же это связано? Безусловно, с информатизацией нашей жизни, растущей доступностью и, соответственно, востребованностью информации во всех ее видах и, в первую очередь, в форме новостных и информационных текстов.
Еще два десятилетия назад особенно ценилось умение излагать мысли в художественном и научном стилях речи, и учащиеся должны были овладеть ими на протяжение обучения в школе. Кульминацией обучения являлось обязательное выпускное сочинение. Наше время ставит новые цели и задачи, соот-
ветственно, и школьному образованию приходится переориентироваться, согласно запросам общества. Теперь акцент делается на публицистическом стиле. Вероятно, поэтому в экзамен 9 и 11 классов прочно вошли публицистические тексты.
В рамках традиционной школьной программы по русскому языку на овладение особенностями разных стилей выделяется минимальное количество времени, тогда как факультативы и кружки по журналистике дают прекрасные возможности для обучения школьников азам и даже некоторым тонкостям публицистики. Кроме того, журналистика позволяет детям реализовать свой творческий потенциал, а кому-то помогает в выборе
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
61