Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРОЕКТИРОВАНИЕ) / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Татьяна Александровна, Потемкина Ольга Арнольдовна

В статье уделяется внимание требованиям, предъявляемым к выпускникам в системе среднего профессионального образования. Теоретической базой настоящего исследования выступают работы А.Н. Леонтьева, Ю.Н., Кулюткина, Г.С. Сухобской. Дается определение понятию - творческие способности. В статье рассматривается влияние проектной деятельности на развитие творческих способностей у студентов среднего профессионального образования. Представлены результаты экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов СПО. Выделены педагогические условия, необходимые для развития творческой активности. Приводится пример «дорожной карты» по теме «Польза». В заключении статьи подчеркивается потенциальная актуальность включения проектной деятельности в современную образовательную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова Татьяна Александровна, Потемкина Ольга Арнольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS OF SPO IN PROJECT ACTIVITIES

The article pays attention to the requirements for graduates in the system of secondary vocational education. The theoretical basis of this research is the work of A.N. Leontiev, Y.N., Kulyutkin, G.S. Sukhobskaya. The definition of the concept - creative abilities is given. The article examines the impact of project activities on the development of creative abilities of students of secondary vocational education. The results of experimental work on the development of creative abilities of students of secondary vocational education are presented. The pedagogical conditions necessary for the development of creative activity are highlighted. An example of a "roadmap" on the topic "Benefits" of given. In conclusion, the article emphasizes the potential relevance of the inclusion of project activities in the modern educational system.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

построенное по формату российского образца, является аналогичным, что и в России. В Китае больше половины времени учебного процесса отводится на освоение художественных навыков студентов.

Если рассматривать художественно-педагогическое образование с точки зрения выработки художественных навыков, то в этом случае концепции и методология остаются консервативными, как и в России. Фундаментом в подготовке кадров является академическая система обучения художественным навыкам, которая базируется на художественных средствах, с помощью которых возможна передача точного сходства, идеи, замысла [11].

Образовательный процесс в современных университетах Китайской Народной Республики и Российской Федерации художественно-педагогического направления базируется на следующих теоретических знаниях: знание законы композиции, перспективы, светотени, пропорции, основы цветоведения, а также на практических умениях: овладение различными художественными материалами и техниками, умение работать линией, пятном и штрихом [11].

При тесном сотрудничестве с российскими педагогическими университетами, в университетах Китайской Народной Республики с 2004 года утвержден типовой проект рабочего плана. В течение четырех лет обучения студент должен пройти 2800 учебных часов, из которых 720 часов отводятся общеобразовательному направлению. Остальное время студенты используют на изучение дисциплин художественной направленности. Практические занятия проходят в течение 22 недель. Кроме обязательной программы курса, существуют также факультативные дисциплины, с помощью которых студент изучает традиционные техники, направленные на взаимообмен культурных традиций [12].

Студенты художественно-педагогических вузов приобретают различные виды опыта, включая педагогический и профессионально-творческий. Художественный опыт осваивается и приобретается студентами всех художественных направлений, но лишь будущие учителя проходят курсы педагогики, психологии и методики преподавания изобразительного искусства, а также осуществляют практическую деятельность в области преподавания. Научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность составляют основу художественно-педагогического образования, поскольку позволяют сформировать у будущих педагогов компетенции, необходимые для профессионального преподавания [12].

Выводы. Анализ структуры и содержания образовательных программ по направлениям художественно-педагогического образования в КНР и России позволил выявить следующие ключевые дисциплины:

- теоретические: история отечественного и зарубежного изобразительного искусства;

- теоретико-прикладные: рисунок, масляная живопись, акварель, гуашь, скульптура, графика, цветоведение и колористика, основы композиции, компьютерная графика, основы музейной педагогики.

Таким образом, мы можем констатировать, что мониторинг сформированности художественных навыков студентов художественно-педагогических факультетов является эффективным инструментом внутреннего контроля качества образования в современных вузах.

Литература:

1. Демьянова, А.В. Потребность образовательных организаций в работниках / А.В. Демьянова // Мониторинг экономики образования. - 2020. - №16. - С. 1-8

2. Гохберг, Л.М. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова. - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 132 с.

3. Волков, П.Б. Варианты диагностики ключевых компетенций студентов педагогических специальностей при оценке результатов обучения / П.Б. Волков // Непрерывное образование: XXI век. - 2017. - №4. - С. 2-18

4. Волков, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие / В.И. Волков. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

5. Мониторинг студентов и выпускников вуза как инструмент системы управления востребованностью молодых специалистов на рынке труда / С.В. Гриненко, Е.К. Задорожняя, Е.Л. Макарова и др. - Таганрог: ЮФУ, 2008. - 336 с.

6. Никитина, Н.Ш. Примерная методика мониторинга и оценивания качества подготовки специалистов в вузе / Н.Ш. Никишина // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - №6. - С. 79-84

7. Харлов, Н.А. Мониторинг знаний студентов как инструмент управлений качеством образования / Н.А. Харлов // Социосфера. - 2010. - №4. - С. 113-126

8. Новейший психолого-педагогический словарь / Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.

9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2020. - 1376 с.

10. Обрубова, A.B. Формирование профессиональных компетенций педагога-художника на основе электронно-образовательного ресурса по искусствознанию / A.B. Обрубова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 3. - С. 233-235

11. Ван, Ц. Профессиональная подготовка студентов художественных специальностей по академическому рисунку / Ц. Ван // Вестник Витебского гос. ун-та. - 2007. - № 3. - С. 47-52

12. Ван, М. Методика интегративного обучения академической живописи в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ван Мэй. - Москва, 2017. - 211 с.

Педагогика

УДК 377.5

кандидат педагогических наук, доцент Маслова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский Государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); магистрант Потемкина Ольга Арнольдовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский Государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье уделяется внимание требованиям, предъявляемым к выпускникам в системе среднего профессионального образования. Теоретической базой настоящего исследования выступают работы А.Н. Леонтьева, Ю.Н., Кулюткина, Г.С. Сухобской. Дается определение понятию - творческие способности. В статье рассматривается влияние проектной деятельности на развитие творческих способностей у студентов среднего профессионального образования. Представлены результаты экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов СПО. Выделены педагогические условия, необходимые для развития творческой активности. Приводится пример «дорожной

карты» по теме «Польза». В заключении статьи подчеркивается потенциальная актуальность включения проектной деятельности в современную образовательную систему.

Ключевые слова: творчество, творческие способности, проектная деятельность (проектирование), профессиональное образование, самореализация, воспитание, мышление.

Annоtation. The article pays attention to the requirements for graduates in the system of secondary vocational education. The theoretical basis of this research is the work of A.N. Leontiev, Y.N., Kulyutkin, G.S. Sukhobskaya. The definition of the concept -creative abilities is given. The article examines the impact of project activities on the development of creative abilities of students of secondary vocational education. The results of experimental work on the development of creative abilities of students of secondary vocational education are presented. The pedagogical conditions necessary for the development of creative activity are highlighted. An example of a "roadmap" on the topic "Benefits" of given. In conclusion, the article emphasizes the potential relevance of the inclusion of project activities in the modern educational system.

Key words: creativity, creativity, project activity (design), professional education, self-realization, upbringing, thinking.

Введение. Социальный заказ современного общества направлен на поиск творческой личности, способной осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей профессиональной деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи. И сегодня среди выпускников средних профессиональных организаций будущие работодатели желают видеть не только работников, обладающими необходимым объемом знаний и умений, но и некоторыми мягкими навыками, в том числе относящимися к творческим способностям.

Увеличение объема информации требует от нынешних выпускников более гибкой и оперативной работы с ней, а преобразования в системе среднего профессионального образования указывает, что современный выпускник должен владеть рядом компетенций, подразумевающих сформированность у него гибкого, критичного и креативного мышления, которое позволяет решать профессиональные задачи в ситуациях различного уровня сложности. Творчество в деятельности и в мышлении это условие для личностного роста, самовыражения человека.

Изложение основного материала статьи. В условиях модернизации отечественного образования предъявляются новые требования к функциям средних профессиональных образовательных учреждений. Теперь в государственных документах делается акцент не только на образовательную деятельность в СПО, но и на воспитательную. Согласно федеральным документам, в учреждениях СПО должны быть созданы условия и собственные календарные планы мероприятий, которые способствуют развитию студентов в патриотическом, гражданском, духовно-нравственном, физическом, профессионально-трудовом направлениях и в волонтёрской деятельности (самоуправлении). Современная система профессионального образования ориентирована не только на обучение молодых людей профессии и актуальным технологиям производства, но и на личностное, в том числе творческое, развитие каждого студента.

Так, в период учебного года 2020-2021 в средних профессиональных образовательных учреждениях обязательным стало наличие такого документа, как «Рабочая программа воспитания», цель которой: «личностное развитие обучающегося, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой социальной адаптацией и гражданской ответственностью» [4].

О необходимости развития творческих способностей среди молодёжи говорится и в «Стратегии развития молодёжи Российской Федерации до 2025 года» в рамках поддержки талантливой молодежи, молодежных стартапов и инициатив: «обеспечение мотивации молодежи к инновационной деятельности, изобретательству и техническому творчеству, создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала, самореализации молодежи», «вовлечение молодежи в творческую деятельность, поддержка молодых деятелей искусства, в том числе участия молодых художников, композиторов, писателей, режиссеров, молодых исполнителей в международных конкурсах и фестивалях, а также поддержка талантливых молодых граждан, занимающихся неформальными видами творчества и не имеющих специального образования» [6].

Реализовывать государственные стандарты образования и развивать творческие способности студентов СПО в соответствии с современностью помогает применение инновационных педагогических технологий, таких как, например, проектная деятельность.

В педагогической и психологической литературе существует множество трактовок понятий «творчество», «способности» и «творческие способности». Наиболее близким определением творчества в контексте темы статьи для нас является определение Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской, которые считают, что творчество представляет собой «активный поиск еще не известного, углубляющий наше познание, дающий человеку возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя» [2].

К.К. Платонов, В.Э. Чудновский, Б.М. Теплов рассматривают способности как качество, как индивидуально-психологические особенности личности, приводящие к успеху в какой-либо деятельности [1].

А.Н. Леонтьев в своих трудах пишет о том, что творческие способности - это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т.д.).

Синтезируя выбранные нами трактовки ключевых терминов, мы можем сформулировать собственное определение творческих способностей и предположить, что творческие способности - индивидуальные психологические особенности человека, влияющие на активность поиска неизвестного, познания нового.

Для развития творческих способностей необходимо создать такие дидактических и психологических условия, в которых у студента будет возможность проявить не только свою активность в интеллектуальной и познавательной сферах, но и сформулировать свою личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения. Создать подобные особенные условия помогает применение методов активного обучения, например, проектная деятельность. Проектная деятельности в образовании - метод активного обучения, разновидность образовательных инновационных технологий.

Проектирование определяется как «процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния». На сегодняшний день, формирование проектного мышления и обучение основам проектной деятельности в образовательных организациях - актуальная задача образования [5]. Проектирование является способом творческой самореализацией индивида, так как оно является воплощением в жизнь идеи, которая конструируется одним человеком или небольшой группой людей, то есть проектной командой. Следовательно, данная инновационная технология в контексте образования может способствовать развитию творческих способностей.

Нами была проведена работа по вовлечению студентов СПО в проектную деятельность.

Цель экспериментальной работы - повысить уровень развития творческих способностей студентов СПО в проектной деятельности.

Эксперимент проводился в Государственном профессиональном образовательном учреждении Тульской области «Техникум технологий пищевых производств».

Необходимыми условиями для развития творческой активности являются:

• совершенствование содержания учебного процесса;

• повышение уровня его организации;

• внедрение эффективных форм и методов обучения;

• широкое применение в учебном процессе современных средств обучения;

• конкурсное движение (предметные олимпиады и конкурсы профессионального мастерства).

Активизация творческой работы студентов нашего техникума призвана, не только пробудить и поддержать интерес к различным дисциплинам и модулям, но главное, сформировать потребность к реализации собственных креативных способностей в учебной и профессиональной деятельности, что, в итоге, приводит к формированию выпускника -специалиста, конкурентного на рынке реального производства.

В эксперименте приняли участие 44 человека, поделенных на экспериментальную и контрольную группы. В качестве экспериментальной группы была выбрана учебная группа № 106 направления обучения «Технология хлеба, макаронных и кондитерских изделий», 1 курс, в составе 22 человека. В качестве контрольной группы была выбрана учебная группа № 105 направления обучения «Технология мяса и мясных продуктов», 1 курс, в составе 22 человека. Выборка однородная по признаку возраста, все испытуемые 16-летнего возраста.

Эксперимент проводился в три этапа.

Первый этап. На этом этапе нами были получены и проанализированы показатели творческого развития студентов СПО. Осуществить задачи первого этапа эксперимента удалось благодаря выбранным методикам для анализа.

Второй этап. На этом этапе со студентами проводился образовательный цикл по проектному обучению, самостоятельная разработка студентами собственных проектов. Образовательный цикл - разработанная нами образовательная программа, включающая в себя 8 занятий по 2 часа. Занятия проводились в таких формах, как: работа в группах, лекция-беседа, игра, самопрезентация.

Третий этап. На третьем этапе был вновь проанализирован уровень развития творческих способностей у студентов СПО после прохождения проектного обучения и самостоятельной разработки проектов. Также на заключительном этапе экспериментальной работы были соотнесены результаты входного и заключительного исследований.

В ходе эксперимента на входном и заключительном исследовании мы использовали методику «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей)» Джерома Брунера.

Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей)» Джерома Брунера позволяет определить тип мышления, а также уровень выраженности креативности. Опросник содержит в себе 75 утверждений, с которыми респондентам необходимо согласиться или не согласиться [3].

Благодаря этой методике нам удалось изучить типы мышления и уровень креативности у студентов СПО. Это позволило представить общую тенденцию показателей творческого развития у подростков.

На первом этапе нашего исследования, при использовании методики Джерома Брунера, мы получили следующие средние показатели по критериям опросника.

«Определениетипов мышления и уровня креативности (творческих способностей)« Джерома Брунера

12 11,3

Предметное Символическое Зна к ово е мышление Образное Креативность

мышление мышление мышление

■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа

В рамках второго этапа эксперимента был организован и проведен образовательный цикл по проектному обучению, по итогу которого студентам было необходимо придумать собственный проект и разработать его согласно предложенной дорожной карте проекта. Ниже представлен пример занятия из курса. Тема: «Идея и проблема проекта».

Форма проведения: Занятие проводится в форме лекции-беседы с использованием мультимедийных материалов. Цель: научить студентов находить идеи для проектов, а также правильно формулировать проблему проекта. Задачи:

• формирование понимания терминов проблема и идея проекта;

• формирование потребности в практическом использовании знаний для собственных будущих проектов;

• дать практические знания и инструменты по правильной формулировке проблемы проекта;

• обучить методам поиска идей для собственного проекта. Оборудование: Компьютер, экран, проектор, колонки для воспроизведения звука. Ход занятия:

№ п/п Этапы занятия Содержание

1 организационный Постановка цели и задач перед студентами. Актуализация знаний студентов по теме занятия. Примерный перечень вопросов: Что такое идея? Какие идеи проектов актуальны на современном этапе? В чем разница между идеей и проблемой проектов?

2 основной Изложение основного материала с сопровождением слайдов. Тематические разделы лекции: Введение в тему занятия. Теория о проблеме проекта. Задание на закрепление полученной информации о проблеме проекта. Тематическая игра.

3 заключительный Подведение итогов

На образовательном цикле по проектированию студенты СПО узнали основные составляющие проектирования, разделились на проектные команды и попробовали создать свои собственные проекты. Для проектов студентам был предложен шаблон дорожной карты проекта, согласно которому студенты подготовили описания своих проектов. В ходе второго этапа эксперимента студенты СПО прошли путь от идеи проекта - к защите проекта. Некоторые проектные команды даже приняли решение собственные проекты реализовать.

Так, например, одной из проектных команд был создан проект, «дорожная карта» которого приведена далее.

1. Название проекта. Проект «Польза».

2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект.

В основе данного проекта экологической направленности лежит проблема развития экологической инициативы студентов техникума, а также проблема рационального использование ресурсов.

3. Краткая аннотация проекта.

Проект создан для развития экологических и эстетических инициатив при помощи уже действующего на базе нашего техникума волонтерского отряда.

Начнем с названия, почему мы выбрали именно это название («Польза»), потому что наш Проект приносит пользу:

• обучающимся (в том, что объединяет их в общую полезную деятельность);

• окружающей среде (в том, что мы благоустраиваем пространство вокруг нашего Техникума);

• интерьеру (в том, что мы используем природные материалы для декорирования интерьера и творческой деятельности).

4. Цель проекта.

Популяризация экологического мышления среди обучающихся ГПОУ ТО «ТТПП» посредством личного примера в облагораживании территории техникума и изготовления предметов интерьера для техникума.

5. Задачи проекта.

• Поддержание внеучебной деятельности студентов.

• Развитие экологического сознания у обучающихся техникума.

• Развитие творческого мышления у студентов.

• Популяризация идеи о рациональном использовании ресурсов.

6. Целевая аудитория, на которую направлен социальный проект. Студенты, преподаватели и сотрудники техникума.

7. Описание основных этапов проекта.

Создание команды проекта из заинтересованных студентов. Разработка плана экологического улучшения территории техникума. Поиск идей создания возможных предметов интерьера для техникума. Информационное сопровождение проекта.

8. Составление календарного плана по реализации социального проекта. Дата, сроки проведения мероприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сентябрь 2023. Разработка плана облагораживания и озеленения территории. Октябрь 2023. Работа на территории техникума.

Сентябрь-Ноябрь 2023. Поиск идей и создание предметов интерьера из природных ресурсов. Сентябрь-Ноябрь 2023. Информационное освещение проекта и деятельности студентов в социальных сетях.

9. Ресурсы, необходимые для реализации проектной идеи:

• человеческий ресурс;

• канцелярские принадлежности;

• рабочие (садовые) инструменты;

• информационный ресурс.

10. Качественные и количественные ожидаемые результаты от реализации проекта. Количественные показатели:

• Создание 5 предметов интерьера из природных ресурсов;

• Посадка 10 растений на территории техникума. Качественные показатели:

• Рост экологического мышления у студентов ГПОУ ТО «ТТПП»;

• Увеличение заинтересованности к технологии изготовления предметов интерьера из природных ресурсов.

Третий этап позволил провести итоговое исследование по вышеописанным методикам и соотнести полученные показатели с входным исследованием.

Итоговое проведение опроса по методике «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей)» Джерома Брунера среди испытуемых показало, что средние значения по таким критериям, как типы мышления, практически не изменились.

«Определениетипов мышления и уровня креативности (творческих способностей}» Джерома Брунера

■ я а 4 1 10,3 10,? ■ 1

7,8 ■ 7.3 о, b

6,4

Предметное Символическое Знаковое Образное Креативность

мышление мышление мышление мышление

■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа

У экспериментальной группы данный факт объясняется тем, что студенты выбирали тематики будущих проектов исходя из того, что ближе для них и их типа мышления. Однако заключительная методика также показала рост среднего значения креативности у экспериментальной группы.

Таким образом, в заключении третьего этапа эксперимента можно наблюдать, что у участников экспериментальной группы уровень развития творческих способностей вырос после прохождения образовательного цикла и самостоятельного создания проектов.

Выводы. По результатам проведённого исследования мы можем заключить, что включение студентов СПО в проектную деятельность действительно способствует развитию у них творческих способностей (креативности).

Включение проектной деятельности в деятельность обучающихся в современную образовательную систему позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Литература:

1. Кузнецова, В.С. Содержание и этапы обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.С. Кузнецова. - Томск, 2011. - 25 с.

2. Кулюткин, Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - Л., 1967. -С. 8-9

3. Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей)» Джерома Брунера. -Электронный ресурс [URL: https://coiruk.nso.ru/sites/coiruk.nso.ru/wodby_files/files/wiki/2021/09/oprosnik_po_tipam_myshleniya_i_urovnyu_kreativnosti.pdf]

4. Программа воспитания для профессиональных образовательных организаций. - Электронный источник [URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/spo/programma-vospitaniya/]

5. Проектирование [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь. - Электрон, дан. - [Б. м., б. г.]. -URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/50638/

6. Стратегия развития молодёжи Российской Федерации до 2025 года. - Электронный источник [URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf]

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Маслова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Габдулина Ирина Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Ефремцева Полина Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ВИРТУАЛЬНАЯ ИГРА-ЭКСКУРСИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ИГРОВОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация. В статье рассматривается возможность осуществления краеведческого образования дошкольников. Продемонстрировано как можно организовать виртуальную экскурсию в игровой форме, в рамках которой осуществляется знакомство дошкольников с государственным музеем истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. Ключевые слова: краеведение, дошкольное образование, музей, игра - экскурсия, космос.

Annotation. The article considers the possibility of local history education of preschoolers. It is demonstrated how it is possible to organize a virtual excursion in a playful form, within the framework of which preschoolers are introduced to the K.E. Tsiolkovsky State Museum of the History of Cosmonautics.

Key words: local history, preschool education, museum, game - excursion, space.

Введение. В наше время дети имеют базовые знания о стране, гимне и гербе Российской Федерации, но не имеют необходимых представлений о своем городе, в котором живут. Именно поэтому в современном обществе актуально и целесообразно развивать краеведческие знания для процесса социализации и становления личности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.