«Определениетипов мышления и уровня креативности (творческих способностей}» Джерома Брунера
■ я а 4 1 10,3 10,? ■ 1
7,8 ■ 7.3 о, b
6,4
■
Предметное Символическое Знаковое Образное Креативность
мышление мышление мышление мышление
■ Контрольная группа Экспериментальная группа
У экспериментальной группы данный факт объясняется тем, что студенты выбирали тематики будущих проектов исходя из того, что ближе для них и их типа мышления. Однако заключительная методика также показала рост среднего значения креативности у экспериментальной группы.
Таким образом, в заключении третьего этапа эксперимента можно наблюдать, что у участников экспериментальной группы уровень развития творческих способностей вырос после прохождения образовательного цикла и самостоятельного создания проектов.
Выводы. По результатам проведённого исследования мы можем заключить, что включение студентов СПО в проектную деятельность действительно способствует развитию у них творческих способностей (креативности).
Включение проектной деятельности в деятельность обучающихся в современную образовательную систему позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Литература:
1. Кузнецова, В.С. Содержание и этапы обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.С. Кузнецова. - Томск, 2011. - 25 с.
2. Кулюткин, Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - Л., 1967. -С. 8-9
3. Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей)» Джерома Брунера. -Электронный ресурс [URL: https://coiruk.nso.ru/sites/coiruk.nso.ru/wodby_files/files/wiki/2021/09/oprosnik_po_tipam_myshleniya_i_urovnyu_kreativnosti.pdf]
4. Программа воспитания для профессиональных образовательных организаций. - Электронный источник [URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/spo/programma-vospitaniya/]
5. Проектирование [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь. - Электрон, дан. - [Б. м., б. г.]. -URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/50638/
6. Стратегия развития молодёжи Российской Федерации до 2025 года. - Электронный источник [URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf]
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Маслова Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Габдулина Ирина Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Ефремцева Полина Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ВИРТУАЛЬНАЯ ИГРА-ЭКСКУРСИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ИГРОВОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Аннотация. В статье рассматривается возможность осуществления краеведческого образования дошкольников. Продемонстрировано как можно организовать виртуальную экскурсию в игровой форме, в рамках которой осуществляется знакомство дошкольников с государственным музеем истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. Ключевые слова: краеведение, дошкольное образование, музей, игра - экскурсия, космос.
Annotation. The article considers the possibility of local history education of preschoolers. It is demonstrated how it is possible to organize a virtual excursion in a playful form, within the framework of which preschoolers are introduced to the K.E. Tsiolkovsky State Museum of the History of Cosmonautics.
Key words: local history, preschool education, museum, game - excursion, space.
Введение. В наше время дети имеют базовые знания о стране, гимне и гербе Российской Федерации, но не имеют необходимых представлений о своем городе, в котором живут. Именно поэтому в современном обществе актуально и целесообразно развивать краеведческие знания для процесса социализации и становления личности дошкольников.
В стандарте дошкольного образования указывается образовательная область, а именно, познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках, о планете Земля как общем доме людей [51.
Поэтому необходима организация соответствующей предметно-развивающей среды, специальный подбор иллюстративно-дидактических пособий, материалов и игровых средств обучения [4]. Цель исследования, представленного в данной статье, состоит в поиске эффективных игровых средств для реализации работы по развитию краеведческих знаний у дошкольников.
Возможности развития познавательной активности, самостоятельности дошкольников через краеведческую деятельность определяются, прежде всего, тем, что краеведение позволяет изучать культурное наследие родного края, дает им знания о жизни региона, о достижениях отечественных ученых в истории человечества [2]. Важность изучения краеведческого материала с детьми рассматривалась в работах П.Ф. Каптерева, А.В. Луначарского, К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова. Ценность краеведческих знаний удалось подметить Н.В. Карамзину. По его словам, «народ, который не знает своей культуры и истории - презренен и легкомыслен». Следует заметить, Мария Монтессори также отмечала, что в словах «я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного. Напротив, они отражают существенные человеческие качества... «Местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства» [3]. Работа воспитателя по краеведению подразумевает использование разнообразных форм и средств организации деятельности. Основной формой является игровая, досуговая деятельность, развлечения, в которые включается соответствующая краеведческая тематика. Особое внимание следует уделить самостоятельной игровой деятельности и специальным играм-занятиям, развлечениям, викторинам и т.д. [1].
Изложение основного материала статьи. Поиск эффективных игровых средств для реализации работы по развитию краеведческих знаний у дошкольников привел нас к следующему решению. 12 апреля - это знаменательная дата в истории нашей страны. К этому событию мы разработали игру - экскурсию по «Государственному музею истории космонавтики имени К.Э. Циолковского». В данной статье будет представлена часть дидактического материла (карточки), который используется при проведении виртуальной экскурсии. Суть разработанной нами игры «Космическое путешествие» заключается в том, что дети виртуально отправляются в «Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского» с помощью игры - экскурсии. Каждый по очереди бросает кубик, и, делая свой ход на игровом поле, встает на «космическую станцию», обозначенную цветом (рис. 1).
Рисунок 1. Игровое поле
После этого открывается самая первая (верхняя) карточка - «Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского», где на обратной стороне карточки располагается информация о истории музея, который детям предстоит посетить (рис. 2).
ГосударственкыП музей нсторын космонавтики iniemi К. Э. Цволковского
Этот музей открылся уже через шесть лет после первого полета человека в Космос и стал самым первым в мире музеем
Космоса. Кстати, первый камень для постройки музея заложил сак легендарный Юрий Гагарин! Принимал участие в организации музея и знаменитый академик Сергей Королев.
Рисунок 2. Карточка с изображением музея
Аналогично дошкольники, попадая на круги под номерами 9, 17, 22, 33, 39, 42, 46, 49, 55, 57, 67, 71, 76, 78, 82 и 90, открывают для себя новые разделы данного музея, такие как «летательные аппараты, космические станции и корабли» (рис. 3, 4), «скафандры и костюмы космонавтов» (рис. 5), «продукты питания космонавтов и аварийный запас корабля» (рис. 6, 7), «стенд - животные в космосе» (рис. 8), «модель естественного спутника Земли - Луны» (рис. 9), а также знакомятся с космическими явлениями, наблюдаемыми в планетарии (рис. 10, 11) и с самим планетарием (рис. 12).
Макет базового блока орбитальной станции «Мир» — один из самых больших и самых популярных экспонатов Музея космонавтики. Космическая станция «Мир» была «домом на орбите» 14 лет — всего на станции побывали 104 космонавта из 12 стран в составе 28 экспедиций и было проведено более 23000 экспериментов
Рисунок 3. Карточка с изображением базового блока орбитальной станции
24 сентября 70-го года советская автоматическая станция «Луна-16» привезла на Землю образцы поверхности Луны. В Государственном музее истории космонавтики имени Циолковского хранится точная копия станции.
Рисунок 4. Карточка с изображением космической станции
Рисунок 5. Карточка с изображением скафандра «Ястреб»
Продукты пнтанкя косиоиявтов
99*
® еь «?
1.
// /,
Киту™ 1 /
I
Рацион современного человека в космосе довольно разнообразен. Этой различные мясные блюда, например, мясо с черносливом, жаркое с овощами или крупами, котлеты и бифштексы, мясо птицы под соусом. Разнообразие в меню вносят различные овощи и фрукты, хлеб, сыр. Кроме того, космонавты имеют возможность употреблять соки и лакомиться десертами: специально для них учёные разрабатывают рецепты печенья, шоколада и пирожных. А особо желанным блюдом, как ни странно, считается творог с орехами, рецептура приготовления которого разработана российскими учеными.
Рисунок 6. Карточка с изображением продуктов питания космонавтов
Рисунок 7. Карточка с изображением аварийного запаса для корабля
Рисунок 8. Карточка с изображением стенда «Животные в космосе»
Модель естественного спутника Земли - Луны
Луна— единственный естественный спутник
Земли. Самый близкий к Солнцу спутник планеты, так как у ближайших к Солнцу планет (Меркурия и Венеры) их нет. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планеты Солнечной системы. Луна является единственным внеземным астрономическим объектом, на котором побывал человек.
Рисунок 9. Карточка с изображением модели естественного спутника Земли
Со л н це — это звезда. Без него жизнь на Земле просто невозможна. Солнце дает нам тепло формирует центр нашей Солнечной системы.
Рисунок 10. Карточка с изображением снимка Солнца
Рисунок 11. Карточка с изображением снимка Луны
Рисунок 12. Карточка с изображением планетария
По окончании игры в качестве самоконтроля детям предлагается распределить перемешанные карточки - экспонаты и явления в космосе относящиеся к двум ключевым частям космического комплекса К.Э. Циолковского: музей космонавтики и планетарий. Таким образом, игра - экскурсия «космическое путешествие» дает возможность в игровой форме получить знания благодаря виртуальному посещению музея по карточкам с экспонатами и космическими явлениями.
Выводы. Игры, в рамках которых до детей доносится информация о вкладе их соотечественников в мировой прогресс, пробуждают чувство сопричастности к величию своей Родины, гордость за своих предшественников - ее героев. В этих условиях игра становится не просто развлечением, благодаря которому можно увлекательно провести время и выиграть, а пробуждает патриотические чувства ребенка. Стоит отметить, что игры - экскурсии направляют интерес ребенка на поиск необходимой информации; позволяют эффективно осваивать информацию и способствуют развитию умений познавательной деятельности, позволяют постепенно расширять и углублять круг осваиваемого, а также являются основой разнообразной деятельности детей и стимулируют отражение впечатлений в разнообразной форме; обеспечивают индивидуальный темп освоения материала. Ведущей функцией игр - экскурсий является организация взаимодействия педагога с детьми в решении задач краеведческого образования дошкольников.
Но при этом, виртуальные игры не являются заменой живого непосредственного восприятия музея ребенком. Благодаря участию в данной игре - экскурсии детям не только запомнится множество интересных фактов и экспонатов, с которыми в последствии они поделятся с родными, но и появится мотивация посетить наш музей космонавтики и планетарий имени К.Э. Циолковского.
Литература:
1. Болдырихина, Н.В. Различные направления краеведческой работы в дошкольной образовательной организации / Н.В. Болдырихина // сборник статей победителей IV Международного научно-практического конкурса. - Пенза: Наука и Просвещение. - 2016. - С. 116-121
2. Ефремцева, П.В. Возможности урока математики в начальной школе для осуществления патриотического воспитания (на примере урока, посвященного 60-летнему юбилею первого полета человека в космос) / П.В. Ефремцева, И.О. Габдулина // Вопросы педагогики. - 2021. - № 10-1. - С. 98-104
3. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. учреждений высшего образования / М.Г. Сорокова. - 6-е изд., стер. - Москва: Изд. центр «Академия», 2014. - 384 с.
4. Строев, К.Ф. Краеведение: учеб. пособие для студентов естественно-геогр. фак. пед. ин-тов / К.Ф. Строев. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1974. - 144 с.
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155: зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 г. Редакция от 21.01.2019].
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Махаева Гюльнара Магомедтагировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Абдуллаева Нурьян Абдулкагировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Абуталимова Аида Абдулмуслимовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОВМЕСТНЫМ ИГРАМ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
Аннотация. В статье раскрыт процесс формирования готовности к совместным играм со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста средствами народной сказки. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературе по данной проблеме; перечислены принципам работы педагогов при проведении совместных игр, иной совместной деятельности педагога и детей, что дает возможность создать комфортные и оптимальные условия для детского развития, принимая во внимание его личностные особенности и качества. В целях формирования у дошкольников готовности к совместным играм за счет такого средства, как сказки, важно, чтобы ребенок проникся их содержанием, перенес через себя ее смысловой посыл. Автор пришел к выводу, что народная сказка является средством формирования готовности к совместным играм средних дошкольников, представляющая собой произведение устного творчества русского народа, направленное на формирование отношения к себе и окружающему миру, сущность которого представлена в умении давать оценку своим поступкам и поступкам других.
Ключевые слова: формирование, готовность, игра, сверстники, дети, средний дошкольный возраст, средства, народная сказка.
Annotation. The paper reveals the process of formation of readiness for joint play with peers in medium preschool children by means of folk tales. The analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the problem is carried out; the principles of work of teachers when playing common games and other joint activities of a teacher and children are listed which make it possible to create comfortable and optimum conditions for the development of children taking into account their personal features and qualities. In order to form preschool children's readiness for cooperative play through such means as fairy tales, it is important that the child imbibes their content, carries its message through him or herself. The author came to the conclusion that a folk tale is a means of readiness formation for joint play of medium preschool children, which is a work of oral tradition of Russian people, aimed at forming the attitude to themselves and the world, the essence of which is represented in the ability to assess their actions and the actions of others.
Key words: formation, readiness, game, peers, children, middle preschool age, means, folk tale.
Введение. Одной из самых серьезных и значимых проблем развития человечества всегда оставался вопрос о воспитании молодого поколения. С конца ХХ века в нашей стране произошли коренные изменения во всех сферах жизни, изменилась политическая и экономическая обстановка, что повлекло и большие социальные изменения. Увеличился информационный поток, который оказывает по большей части негативное влияние на развитие подрастающего поколения. Педагоги все чаще говорят о том, что дети становятся более тревожными, неуправляемыми, агрессивными, замкнутыми, эмоционально нестабильными, равнодушными. Учитывая это, вопрос воспитания коммуникативных навыков и готовности к совместным играм у детей становится первостепенным. Наше время характеризуется разнообразием многочисленных инноваций. Многое из народной культуры и быта постепенно уходит в прошлое, некоторые нравственные правила и нормы заменяются новыми.
Нужно отметить, что совместные игры детей каждого поколения не обходились без народной культуры и фольклора, ведь они обладают значимым воспитательным потенциалом. А для воспитания детей в особенности важны народные сказки, о чем говорили специалисты и педагоги в разные времена. Мы поддерживаем идею о том, что сказки - одно из наиболее эффективных средств формирования готовности к совместным играм детей среднего дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Раскроем проблему формирования готовности к совместным играм со сверстниками у дошкольников в психолого-педагогической и методической литературе.
Роль и значимость общения в жизни дошкольника как неотъемлемый фактор, влияющие на его развитие, невозможно переоценить. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных ученых (Л. Выготский, Д. Эльконин, А. Запорожец, М. Лисина и др.). Ребенок в дошкольном возрасте чрезвычайно чувствителен к тому, как его оценивают