УДК 37.02
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ АКЦИЙ ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ СИЛАМИ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА
А. А. Киндаев', А. Ю. Дунаев2
1'2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия
1к^аеу1@гатЫег.ш [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы организации научно-просветительских акций по астрономии и космонавтике силами студенческого научного кружка «Лаборатория занимательной физики и астрономии» кафедры «Общая физика и методика обучения физике» факультета физико-математических и естественных наук Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета. Рассматривается возможность использования результатов его деятельности, а именно: методических разработок образовательных маршрутов, а также сконструированных физических установок и научно-занимательных устройств, для восстановления экскурсионно-просветительской базы реконструируемого Пензенского планетария.
Ключевые слова: научно-просветительские акции, интерактивные образовательные маршруты по астрономии и космонавтике, студенческий научный кружок, Музей занимательных наук, Пензенский планетарий
Для цитирования: Киндаев А. А., Дунаев А. Ю. Организация научно-просветительских акций по астрономии и космонавтике силами студенческого научного кружка // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 4. С. 19-25.
В Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию РФ 2021 г. говорится, что «в школы <...> должны прийти специалисты, которые <...> будут организаторами увлекательных, интересных проектов для ребят <...>», у ребят «должна быть возможность в передовых форматах познакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере науки и технологий.».
В этой связи деятельность студенческого научного кружка «Лаборатория занимательной физики и астрономии» кафедры «Общая физика и методика обучения физике» факультета физико-математических и естественных наук Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета по организации интерактивных образовательных и научно-просветительских акций является весьма актуальной. Так, в 2021 г., объявленном в России «Годом науки и технологий», силами кружка проводились и продолжают проводиться различные мероприятия по популяризации физики, астрономии и космонавтики, приуроченные к 100-летию со дня рождения советского физика-теоретика, академика Андрея Дмитриевича Сахарова и к 60-летию со дня первого полета человека в космос: образовательные экскурсии и интеллектуальные викторины для студентов на базе «Музея занимательных наук» Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета, внеклассные мероприятия для школьников, в том числе в рамках конкурсов профессионального мастерства
© Киндаев А. А., Дунаев А. Ю., 2021
среди студентов педагогического направления, интерактивы культурно-просветительских акций, таких как «Библионочь - 2021», «Ночь музеев - 2021».
Кроме того, необходимо отметить, что разработка современных интерактивных образовательных маршрутов по астрономии и космонавтике членами кружка на базе зала астрономии «Музея занимательных наук» обеспечит возможность их дальнейшего внедрения в экскурсионно-образовательный процесс реконструируемого Пензенского планетария, включенного в настоящее время в структуру Пензенской областной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова.
Пензенский планетарий в период своего расцвета (1980-е гг. XX в.) ежегодно принимал до 8-12 тыс. человек, причем его посещали жители не только Пензенской области, но и соседних регионов (Саратовской, Тамбовской областей, Республики Мордовия). К сожалению, со временем здание, признанное Решением исполкома Пензенского областного совета народных депутатов № 417 от 28.09.1987 памятником истории и культуры местного значения, ветшало и разрушалось, и в 2010 г. из-за аварийного состояния Пензенский планетарий был закрыт для посещения. Регион лишился уникального социокультурного и просветительского центра.
После обращения в 2016 г. в ходе «Прямой линии» к президенту РФ В. В. Путину школьника из Пензы Ивана Удалова по поводу ситуации с Пензенским планетарием, а затем рабочей поездки в Пензу в 2020 г. вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, поддержавшего выделение средств на реконструкцию объекта, было принято решение о начале работ по его восстановлению.
Но в восстановлении нуждается не только материально-техническая база Пензенского планетария. Образовательная программа этого культурно-просветительского центра также практически полностью утрачена. Чтобы возобновить полноценную работу данного объекта, открытие которого намечено на 2023 г., необходимо уже сейчас заниматься подготовкой соответствующего научно-методического материала, готовить кадры, способные обеспечивать организацию экскурсионно-образовательного процесса в современном, интересном для молодого поколения формате.
Студенческий научный кружок кафедры «Общая физика и методика обучения физике» Пензенского государственного университета «Лаборатория занимательной физики и астрономии» имеет все необходимые возможности, чтобы решать вышеуказанные задачи. У членов кружка уже есть опыт написания сценариев образовательных маршрутов, создания мультимедийного сопровождения научно-познавательных игр, квестов, викторин и иных форм образовательного взаимодействия, побуждающих школьников к изучению астрономии, космонавтики, а также направленных на воспитание патриотизма, формирование чувства гордости за достижения наших соотечественников, земляков в области изучения космоса [1].
Т. В. Галкина в своей работе «Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы» выделяет в качестве главного признака современной музейной экскурсии использование музейного предмета и динамичный характер экскурсии [2].
Мы также считаем, что обязательным условием проведения подобных мероприятий должна являться их интерактивность, максимальная вовлеченность участников в де-ятельностный процесс познания, а игровые технологии, реализуемые с помощью современных технических и программных средств, должны быть одним из приемов, обеспечивающих соблюдение этого условия.
В методической копилке кружка - разработки таких динамичных мероприятий по астрономии и космонавтике, как «Время первых» (впервые оно было апробировано в год 60-летия со дня запуска первого искусственного спутника Земли), «Покорение
Луны», научно-популярные программы двух станций «Астрономия» и «Космонавтика» квеста «В мире удивительных изобретений», сценарии образовательных маршрутов по залу занимательной астрономии Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета, мультимедийные разработки для проведения игр по астрономии и космонавтике и др.
В 2021 г. в рамках научно-методической деятельности кружка были написаны сценарии проведения интерактивного занятия «Реактивное движение» и экскурсий по «Звездному залу» Пензенской областной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова для Библионочи-2021 «Книга - путь к звездам» и «Ночи музеев-2021» в День астрономии, построенные согласно принципам системно-деятельностного подхода.
Члены кружка приняли активное участие при организации экспозиции «Звездного зала Лермонтовки» на базе экспонатов Пензенского планетария. Было выполнено зонирование, которое позволяет в случае необходимости разводить большие потоки посетителей и автономно работать на отдельных обособленных участках с различным целевым назначением.
Первая зона, получившая условное название «приветственной», служит для организации внимания экскурсантов, создания благоприятной для познавательных действий психологической атмосферы. В этой зоне гостям предлагается погрузиться в мир романтического созерцания звездного небосвода, в мир лирики и мифологических сказаний, посвященных описанию небесных светил, по-прежнему привлекающих своей загадочностью и таинственностью. Легенды о созвездиях, небесных объектах, астрономических явлениях всегда вызывают интерес не только у маленьких посетителей, но и у людей старшего возраста, особенно если мифы и сказания сопровождаются красочными мультимедийными иллюстрациями. Сюжеты древнегреческих мифов о Большой и Малой Медведицах, Волопасе, Змееносце, Вороне, Персее, Андромеде и другие до сих пор вызывают чувственные эмоции и волнуют воображение слушателей, поэтому использование данных выразительных средств имеет неоспоримые преимущества на организационном этапе образовательных мероприятий подобного характера.
«Per aspera ad astra» - именно это знаменитое изречение приглашает посетителей из приветственной зоны в зоны «Астрономия» и «Космонавтика».
В зоне астрономии экскурсантов ждет мини-лекция по истории развития представлений об устройстве мира и астрономическим инструментам.
Заметим, что на современном этапе развития образовательных технологий к лекционному изложению также должны предъявляться требования деятельного взаимодействия. Посетители должны стать не только активными собеседниками, но и получить определенные практические навыки, например, при самостоятельном использовании астрономических инструментов.
Содержательная часть мини-лекции в зоне астрономии «Звездного зала Лермон-товки» в основном посвящается геоцентрической системе мира Аристотеля - Птолемея и гелиоцентрической системе Коперника - Галилея, строению Солнечной системы и отдельных ее объектов, астрономическим приборам и измерениям. Лекция сопровождается мультимедийными иллюстрациями - с помощью электронно-технических средств показываются портреты ученых-астрономов, изображения старинных карт, астрономических инструментов и т.д.
В экспозиции «Звездного зала» представлены такие уникальные астрономические приборы, как глобус Улугбека (копия), старинная астролябия, старинный звездный глобус и др.
Во время рассказа об астролябии посетители учатся одному из простейших видов астрономических измерений - определению высоты светила над горизонтом (что еще
раз говорит об активном использовании музейного предмета в том случае, когда это не противоречит принципу его сохранности). Астролябия подвешивается на большой палец за кольцо. Алидада поворачивается так, чтобы изображение светила (в зале - это прикрепленный у потолка включенный светодиод) попадало сразу в два отверстия алидады. Тогда стрелка указывает, на какой высоте от горизонта в градусах находится светило.
Если наблюдаемым светилом будет являться Полярная звезда, то таким образом будет определена и географическая широта места наблюдения, так как высота полюса мира, вблизи которого находится Полярная звезда, равна географической широте места наблюдения.
Еще одним уникальным экспонатом коллекции Пензенского планетария, ставшим частью экспозиции «Звездного зала Лермонтовки», является глобус Улугбека (копия). В свое время по просьбе директора парка им. В. Г. Белинского Ивана Дмитриевича Бала-лаева умелец из Самарканда изготовил его для Пензы. Таких экспонатов в планетариях СССР больше не было. Глобус Улугбека представляет собой латунный шар в оправе, на котором выгравированы небесный экватор, эклиптика, знаки Зодиака. Его демонстрация сопровождается интересными фактами из жизни Мирзо Улугбека (1394-1449) - лидера астрономической школы тогдашнего Востока.
Также в зоне астрономии посетителям демонстрируется подсвеченная изнутри модель Земли, рассказывается о ее внутреннем устройстве, обращается внимание на схожесть в строении планет земной группы и на особенности строения планет-гигантов.
В зоне «Космонавтика» интерес экскурсантов должен поддерживаться не только техническими подробностями и интересными историческими фактами, связанными с конструированием летательных аппаратов и их эксплуатацией. Лирические и музыкальные произведения, посвященные освоению космоса, также интересны посетителям.
Так, например, переход от зоны астрономии и знакомство гостей с макетом первого искусственного спутника Земли могут строиться в следующем сценарном контексте:
- Удовлетвориться только одними наблюдениями за небесными объектами человек, конечно же, не мог. Покорение Космоса стало заветной мечтой человечества. И эта мечта осуществилась. Но случилось это лишь в середине XX в. Как же это стало возможным? Посмотрите на эти чертежи...
Демонстрируются копии чертежей К. Э. Циолковского.
- Как вы думаете, кто их автор?..
- Их автор - русский ученый-самоучка Константин Эдуардович Циолковский. Именно в его трудах конца XIX - начала XX в. была заложена прочная теоретическая основа для космических полетов. «У нас в семье любовь к России ставилась на первое место. То, что делал, делаю и сумею сделать, - все, все безраздельно принадлежит России. Путь в Космос открыт в России!» - писал Константин Эдуардович. К сожалению, сам Циолковский не увидел тот счастливый миг, когда космический аппарат, созданный руками человека, а потом и сам человек оказались за пределами земной атмосферы. Путь к звездам оказался тернист и долог.
На экране планшета показывается «Луна», «читающая» словарь русского языка.
- В 1957 г. во многие языки мира вошло новое русское слово. Как вы думаете, что это было за слово?..
- Да, этим словом стало слово «спутник».
Демонстрируется видеофрагмент про запуск первого искусственного спутника Земли.
- Мы давно привыкли, что живем в эпоху освоения космоса. Наблюдая за огромными многоступенчатыми ракетами и космическими орбитальными станциями, многие не осознают, что первые шаги практической космонавтики были сделаны менее 65 лет
назад и сделаны в нашей стране: 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли.
Мы утром, пока еще смутно, Увидеть сегодня могли, Как движется маленький спутник -Товарищ огромной Земли. Хоть он и действительно малый, Но нашею жизнью живет, Он нам посылает сигналы, И их принимает народ. Победа советского строя. Путь в дальнее небо открыт. Об этом звезда со звездою По-русски сейчас говорит.
- Именно так, стихотворением Ярослава Смелякова «Спутник огромной Земли», начиналась воскресная статья от 6 октября 1957 г. «Комсомольской правды» (№ 238 (9950)).
Фотография статьи предлагается вниманию посетителей.
- Макет космического аппарата ПС-1 (простейшего спутника-1) вы видите в нашей экспозиции.
Далее приводятся технические подробности о ПС-1, интересные факты. В зоне космонавтики гости также знакомятся с макетами таких космических аппаратов, как «Восток-1», «Салют-6», «Мир», «Квант». Рассказ о них также сопровождается музыкальными и киновключениями. Предлагаются к прослушиванию фрагменты таких произведений, как например, «Знаете, каким он парнем был» (стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой), «Девушку чайкой зовут» (стихи М. Лисянского, музыка А. Долуханяна), «Нежность» (стихи Н. Добронравова и С. Гребенникова, музыка А. Пахмутовой) и др.
После информативной части следует зона викторин. Посетители включаются в игровую деятельность, которая позволяет закрепить полученные знания, проверить, насколько прочно усвоена информация в предыдущих зонах, а также расширить имеющийся кругозор. Для этого служат как разработанные ранее, так и созданные непосредственно для проведения указанных акций викторины из серии «Освоение космоса». Серия предусматривает викторины разноуровневого характера, рассчитанные на различные возрастные категории. Например, викторины «Космонавтика» и «Покорение Луны» предназначены для ребят младшего и среднего школьного возраста соответственно, викторины в стиле «Что? Где? Когда?» предлагаются более возрастной категории участников.
Викторина «Реактивное движение» (рис. 1), содержащая фото- и видеовопросы, позволяет настраивать ребят на восприятие физических опытов, посвященных реактивному способу перемещения. Ее проведение предполагает деление участников на три команды. Ниже приводится фрагмент этой методической разработки.
- Наукой нельзя заниматься в плохом настроении и вялом физическом состоянии, поэтому мы начнем с разминки и для памяти, и для тела. Ваша задача - делая вместе со мной физические упражнения, внимательно смотреть на экран и запоминать детали. Затем последуют вопросы.
На экране быстро сменяют друг друга фотографии различных реактивных устройств. По окончании предлагаются следующие вопросы: «Укажите число различных
слайдов, на которых были показаны боевые машины реактивной артиллерии, получившие в народе название "Катюши"?», «Какого цвета были суда на воздушной подушке? За счет чего они передвигаются?», «На каком реактивном транспортном средстве было написано "Патруль"?» и т.п.
Рис. 1. Стоп-кадр анимации «Реактивное движение»
Второй этап викторины представлен видеозаданиями про реактивные способы перемещения, которые используют мультипликационные герои. Участникам игры предстоит отвечать на вопросы следующего характера.
Например, при постановке на паузу видеоэпизода с воздушными шарами из 17-го выпуска мультсериала «Ну, погоди!» (режиссеры В. Котеночкин и В. Тарасов) задается вопрос: «С помощью какого предмета волк попытается настигнуть зайца?». Правильность ответа проверяется дальнейшим воспроизведением видео.
Фрагмент из 13-й серии мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» (режиссер Д. Черкасский) сопровождается вопросом: «Зачем капитан Врунгель приказал достать шампанское?».
Кадры из мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк» (режиссер В. Торопчин) предполагают вопрос: «Каким образом взлетит Змей Горыныч?».
На третьем этапе участники игры, посмотрев соответствующие видеофрагменты, должны описать способ передвижения таких животных, как медуза и осьминог, а также ответить на вопрос: «Почему огурец прозвали бешеным?»
В конце викторины подводится итог, указывается на объединяющий все увиденные фото- и видеоизображения принцип - реактивный способ передвижения.
Пятая зона экспозиции «Звездного зала Лермонтовки» на акциях «Библио-ночь-2021» и «Ночь музеев-2021» - это зона физических экспериментов. Ее работа была организована с помощью интерактивных экспонатов «Музея занимательных наук», которые были сконструированы и изготовлены силами членов студенческого кружка «Лаборатория занимательной физики и астрономии»: гидропневматическая ракета, ракета с системой воспламенения воздушно-спиртовой смеси, установка по наблюдению свойств жидкости в условиях «невесомости» (установка для проведения опыта Плато), макет «Водяное сегнерово колесо», «аэроавтомобиль», макет-установка «Рождение импульсов» и др. Также функционировала площадка для проведения астрономических наблюдений с помощью современных биноклей и телескопов.
В заключение отметим, что апробация методических разработок экскурсионных маршрутов, описанных выше, оказалась весьма успешной и получила большое количе-
ство положительных отзывов. Все зоны интерактивных экспозиций, организованных членами студенческого научного кружка «Лаборатория занимательной физики и астрономии» в рамках акций «Библионочь-2021» и «Ночь музеев-2021», вызывали интерес у посетителей, а студенты-экскурсоводы получили ценный опыт образовательного взаимодействия с посетителями различных возрастных категорий, что является важной образовательной компонентой в формировании необходимых компетенций будущего учителя.
Список литературы
1. Киндаев А. А., Герасимова Т. А., Пронина А. Д. Современные образовательные возможности интерактивных музейных площадок // Вестник Пензенского государственного университета. 2020. № 3. С. 15-20.
2. Галкина Т. В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы // Вестник ТГПУ. 2010. Вып. 4. С. 63-67.
Информация об авторах
Киндаев Алексей Александрович, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры «Общая физика и методика обучения физике», Пензенский государственный университет.
Дунаев Андрей Юрьевич, студент, Пензенский государственный университет.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.