Звездный мост: из Москвы в космос.
Роль научного пространства в развитии региона
Шалимова А.А.
В статье рассматривается роль научного пространства в развитии региона. Автор предлагает классификацию научного пространства с точки зрения туризма и раскрывает его роль в развитии туристского потенциала региона. Также в статье проводится анализ научного потенциала города Москвы с точки зрения туризма и популяризации науки.
Ключевые слова: маркетинг городов, научное туристское пространство, популяризация науки, наукоград, сфера науки, сфера образования
Role of scientific area in region development is considered in the article. The author proposes classification of scientific area with relation to tourism and reveals its role in development of region tourism potential. As well analysis of scientific potential of Moscow with relation to tourism and popularization of science is presented in the article.
Key words: city marketing, scientific tourism area, popularization of science, science city, the realm of science, the realm of education
Город занимает особое и исключительно важное место в истории вообще и в истории культуры в частности. Города — это места встреч, города — это узлы, которыми связаны экономические и социальные процессы. Это центры тяготения
разнообразных сил, которыми живет человеческое общество. [3]
В связи с постоянно возрастающим интересом к развитию городов появилось такое понятие, как «маркетинг города».
Маркетинг городов — это деятельность, направленная на продвижение городских продуктов и услуг, основанная на формировании эффективной системы отношений между городскими властными структурами, инорайонными пользователями городских продуктов, местным населением и другими целевыми группами. [2]
Большинство городов — многофункциональные. Однако есть города, имеющие «специализацию», — однофункциональные. К ним относятся горнопромышленные центры, города-курорты, культурные центры и т. д. [6]
Но помимо истории, культуры и природы, в каждом мегаполисе есть и объекты научного пространства, которые помогают совершенно иначе взглянуть на образ города.
Не редки случаи, когда именно развитие науки становилось причиной возникновения городов — наукоградов, научных центров. В этом проявляется градообразовательная функция науки. Хорошим примером влияния науки на развитие территории является Силиконовая долина (Калифорния, США). Возникновение этого технологического центра связано с со-
средоточением ведущих университетов, крупных городов на расстоянии менее часа езды, источников финансирования новых компаний, а также климатом средиземноморского типа [7]. В России тоже есть подобные примеры: город Бийск в Новосибирской области, специализирующийся на разработках химико-энергетических технологий, город Мичуринск в Тамбовской области, созданный с целью развития разработок в агропромышленном комплексе, а так же ряд других наукоградов.
Благодаря определенному темпу и уровню жизни в городах, людям необходимо развиваться и получать знания, способствуя тем самым развитию науки, которая в свою очередь направлена на развитие людей. Получается своеобразный замкнутый круг, где развитие каждого отдельного звена влияет на развитие другого.
В сегодняшнем мире идет тенденция к популяризации науки. Наука становится доступной для общественности, специализированные знания переводят на доступный язык малоподготовленного слушателя, скучные научные данные превращают в увлекательные и интересные факты.
Безусловно, у современного общества есть потребность в понимании того, что происходит вокруг, и авторитет науки по-прежнему остается незыблемым, от ученых ждут ответы на многие интересующие вопросы об устройстве мироздания — но ответов простых, понятных и окончательных, не требующих от публики чрезмерных интеллектуальных усилий. Но так как наука сама по себе требует углубленных знаний и является совсем не простой для понимания у большинства людей, для того чтобы современная научная картина мира проникла в массовое сознание, нужны целенаправленные действия.
Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, подрастающее поколение, — талантливых школьников и студентов.
Важную роль в этом процессе играет научная фантастика, предвосхитившая и вдохновившая множество научных открытий. Существенный вклад в это внес фантаст Жюль Верн, один из первопроходцев жанра. [4] Современное телевидение также способствует приобщению к науке все новых и новых людей. В качестве примера можно привести передачи «Очевидное и невероятное», «В мире животных», «Наука 2.0» и другие. Помимо этого существуют различные научные кружки, сообщества, клубы: большую роль в популяризации науки в России сыграло Московское общество испытателей природы (МОИП). Благодаря научным коллекциям МОИП были развиты многие научные музеи и ботанические сады.[4]
Некогда был сформулирован такой термин, как «занимательная наука», т.е. превращение получения научных знаний в некую развлекательную функцию. И именно от этого необходимо отталкиваться, связывая науку с туризмом.
Рассмотрим подробнее, что же такое научное туристское пространство и какова его роль в развитии региона.
Научное туристское пространство — это тип туристского пространства, предлагающий туристский продукт, базирующийся на научном и образовательном потенциале территории, способной предложить качественные программы основного и дополнительного образования, программы стажировок, исследовательские программы и проекты, мастер-классы и иные интерактивные формы получения знаний, умений, навыков и компетенций на базе различных научных и образовательных учреждений. [1]
Развитие научного пространства позволяет по-новому взглянуть на регион и его потенциал, ведь от развития науки зависит и развитие территории. Объекты показа научного пространства играют особую роль в формировании турпродукта. Сюда
научного пространства [источник: составлено автором]
можно включить и событийный туризм, и образовательный, и экскурсионный, и даже экстремальный.
Научное пространство можно представить в виде трехуровневой модели, изображенной на рис. 1.
Как видно из рис. 1, научно пространство условно можно поделить на три сферы: наука, образование и познания. Все три сферы взаимосвязаны. Деление заключается в степени приобщения к науке.
1. Сфера познания — та сфера, где можно получить общие знания о науке. В качестве объектов могут выступать музеи, планетарии, фестивали и пр. Данные
И>К1«о'
"РЮранстло
ноюрск
Мякинино
Щугмио ч
Москва
Люберц!
Ломо»
Котельники
Дзержинский
Дудкимо
Мамыри
1ыткар
Зиме» ни
Аларники
Расположение основных научных музеев Москвы представлено на рис. 2. [Источник: составлено автором]
объекты являются наиболее доступными и привлекательными с точки зрения туризма. Данная сфера будет интересна абсолютно разным слоям населения, как по уровню образования, так и по возрастному критерию.
Москва располагает самыми разнообразными учреждениями, способными привить интерес к науке. Сюда можно отнести Политехнический музей, музей Дарвина, Экспериментариум и мн. другие.
Как видно из рис. 2, большинство музеев сосредоточено в Центральном административном округе, что говорит об удобной транспортной доступности и близком расположении к главным достопримечательностям столицы.
2. Сфера образования — та сфера, где можно получить профессиональные знания в тои или иной сфере. В качестве объ-
ектов выступают университеты, академии, колледжи, библиотеки и прочие учебные заведения.
В 2012 году Министерством образования была проведнна проверка эффективности государственных ВУЗов, после чего был составлен список, куда вошло 61 московское высшее учебное заведение.
На рис. 3. обозначено территориальное расположение основных государственных ВУЗов Москвы.
Как видно на рис. 4, концентрация ВУЗов в Москве достаточно большая. ВУЗы разнообразны по своим направлениям, факультетам и специальностям.
Многие университеты сотрудничают с зарубежными учебными заведениями, что позволяет как принимать иностранных студентов, так и отправлять московских студентов на стажировку и обучение за рубеж. А это, безусловно, влияет на развитие образовательного туризма.
К сфере образования можно также отнести и библиотеки. Казалось бы, что может быть интересного здесь для туриста? Однако же современные библиотеки это не просто огромные залы с книгами — это центры информации, где можно не только получить знания, но и приятно провести время.
Так, например, в рамках приобщения людей к посещению библиотек проводятся библионочи. Одна из таких ночей в конце апреля прошла в библиотеке «Быстрин-ская». Программа «Ночи в библиотеке» включала:
Рис. 3. Карта-схема основных ВУЗов Москвы [составлено на основе «Мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ»]
туризм наука
Музеи, Библиотеки Колледжи, Научно- Наукограды,
выставки, университеты, исследователь- тенополисы.
планетарии академии ские центры, инновацион-
ИТ. д. ИТ. д. академии наук ные центры
ит. д.
Рис. 4. Классификация научного пространства по степени перехода от туризма к науке.
[Источник: составлено автором]
1. «Информбюро» — регистрация посетителей, розыгрыш «Счастливых» жетонов.
2. «Чтение с листа» — конкурс для молодых читателей. После 5-минутной подготовки, все желающие читают стихи из сборников стихов разных поэтов.
3. «Город мастеров» — мастер-классы по рукоделию.
4. ФотосалонЧик — каждый может примерить красочные костюмы и сделать фото на память.
5. Бесплатный доступ в Интернет.
6. Магический салон «Только добрые вести» — каждый желающий смог услышать предсказания своего будущего, назвав страницу и строку выбранной книги.
7. Библиоресторан «Вкусные книги» — знакомство с выставкой.
8. «Кукольный театр» — представление для детей.
9. Акция «КНИГООБМЕН» — свободный обмен книгами между библиотеками и читателями; каждый мог принести книги, которые он хотел бы подарить библиотеке или обменять на другие.
10. «Счастливый номер» — розыгрыш лотереи. [13]
Очевидно, что, посетив библиотеку, можно найти не только нужную книгу, но и получить массу новых впечатлений.
3. Сфера науки — сфера углубленного изучения науки. Объектами выступают технополисы, наукограды:, научно-исследовательские центры и т. д. Специфика заключается в том, что эта сфера достаточно узкоспециализирована, она связана с людьми, которые максимально приобщены к науке, которые работают в этой сфере, занимаются разработками и развитием.
Москва — крупный мировой научный центр, представленный научно-исследовательскими институтами, работающими во многих отраслях, такими как ядерная энергетика, микроэлектроника, космонавтика и другие. [8]
В Москве находятся более 300 научноисследовательских центров, таких как: МЕ-ПОТЕКС НТЦ, Центр проблемного анализа, ВНИИ автоматики им. Духова, НИИ русского языка им. Виноградова, НИИ нейрохирургии им. Бурденко РАМН и др.
Также вокруг Москвы расположились наукограды: Дубна, Жуковский, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино, Черноголовка, Протвино, Сколково.
Схематичный переход научного пространства от туризма к науке представлен на рис. 4.
Рис. 5. Здание Московского планетария [ucmo4HUK:http://www.pla-netarium-moscow.ru/]
Очевидно, что объектов научного пространства много, и все они могут оказывать определенное влияние на формирование образа и бренда города, на восприятие людьми данного региона, а также оказывать воздействие на поток туристов.
На основе вышесказанного можно провести анализ научного туристского потенциала г. Москвы, а именно научного пространства как некоего моста из города в далекий и загадочный космос.
Космос — безграничное и малоизученное пространство, которое будоражит умы ученых и исследователей уже много веков подряд. Звезды, планеты, галактики, космические корабли — как стать ближе к неизведанному, живя в мегаполисе, где даже не всегда можно увидеть звездное небо?
Сегодняшняя Москва — это живой мегаполис, в котором жизнь не замирает ни на минуту, это прекрасные парки и музеи, это огромное количество самых разнообразных ресторанов, это неплохой шопинг. А также Москва является крупным научно-производственным мегаполисом, где сосредоточено более трети научного потенциала России.
В Москве находятся замечательные объекты всех трех сфер научного пространства, описанных выше, которые позволят заглянуть в тайны вселенной.
Начать, пожалуй, стоит с музеев.
Московский планетарий — один из самых больших в мире и самый старый планетарий в России. На момент открытия Московский планетарий был лучшим в стране, одним из лучших в мире, вторым в Европе, первый был в Германии. Основным направлением деятельности Московского планетария является популяризация естественнонаучных знаний в области космоса. В Московском планетарии расположена обсерватория, из которой можно наблюдать различные космические объекты. В настоящее время планетарий открыт после длительной реконструкции.
В Большом Звездном зале Планетария можно увидеть звезды на самом большом куполе Европы. А также можно посетить интерактивный зал и узнать о различных явлениях физики и даже поучаствовать в экспериментах.[11]
Помимо большого купола планетария, в Москве можно посетить «Народные обсерватории», которые находятся в ПКиО Сокольники и в ПКиО им. Горького. Здесь можно послушать увлекательные лекции о тайнах вселенной, посмотреть занимательные фильмы, посетить
Рис. 6. Народная обсерватория в ПКиО Сокольники [фото автора]
Рис. 7. Аллея космонавтов (1 — монумент «Покорителям космоса»,
2 — памятная звезда, 3 — макет Солнечной системы, 4 — памятник Королеву)
астрономический клуб, а также через телескоп рассмотреть звезды и загадать желания.
Далее, рассмотрев звезды, можно отправиться в Мемориальный музей космонавтики на ВДНХ, пройти по аллее космонавтов и увидеть монумент «Покорителям космоса».
Аллея Космонавтов является мемориальной пешеходной аллеей, которая начинается от проспекта Мира в месте пересечения с Останкинским проездом. Вдоль аллеи расположены бюсты космонавтов и основоположников советского ракетостроения: Гагарина, Терешковой, Комарова и др. (Бюст Королева, стояв-
Рис. 8. Мемориальный музей космонавтики [фото автора]
ший на аллее, перенесен к его мемориальному дому-музею). Также здесь расположен бронзовый макет Солнечной системы с вращающимися планетами. В конце аллеи стоит памятник Циолковскому, за которым — основной монумент «Покорителям космоса». В цоколе монумента расположен Мемориальный музей космонавтики. [12]
Замысел создания музея принадлежал Главному конструктору ракетно-космических систем С.П. Королеву. Музей был торжественно открыт 10 апреля 1981 года, к 20-летию полета в космос Ю.А. Гагарина. В фондах музея бережно хранятся образцы космической техники, личные вещи деятелей ракетно-космической отрасли, архивные документы, кино- и фотоматериалы, предметы нумизматики, филателии, филокартии и фалеристики, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В специальных зонах размещены интерактивные экспонаты, которые включают в себя тренажеры, идентичные тренажерам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. В музее находится выполненный в миниатюре Центр управления полетами, где можно наблюдать Международную космическую станцию в реальном времени и осуществлять переговоры с экипажем. [10]
Далее можно посетить Центр управления полетами в наукограде Королев.
Рис. 9. Главный зал центра управления полетами. [Источник: http:// www.aerotour.ru/excursion/excursi-on-in-centre-of-flight-control.aspx]
Рис. 10. Гидролаборатория в Звездном городке. [Источник: http://zvezdniygoro-dok.ru/ru/tours/hydrolab.html]
Центр управления полетами (ЦУП) является наиболее крупным научно-исследовательским подразделением Центрального научно-исследовательского институ-тама шиностроения» (ФГУП ЦНИИмаш).
Отсюда осуществляется управление космическими аппаратами научного и народнохозяйственного назначения: Международной космической станцией, транспортными кораблями «Союз», грузовыми кораблями «Прогресс», космическими аппаратами для исследования Земли «Метеор — 3М», доразгонным блоком ДМ программы «Морской старт».
В Российском Центре управления полетами в рамках программы «Пропаганда научно-технических достижений в области российских ракетно-космических технологий» организуются ознакомительные посещения для российских и иностранных граждан.
Программа посещения включает в себя ознакомительную лекцию о работе и структуре ЦУПа, осмотр Главного зала управления космическими аппаратами научного и социально-экономического назначения, Главного зала управления российским сегментом Международной космической станции, просмотр видеофильмов о жизни и работе космонавтов на орбите. [14]
И, наконец, познакомившись с вселенной, увидев звезды и посмотрев на космические корабли, можно отправиться
в Звездный городок, где можно почувствовать себя космонавтом.
Здесь можно увидеть Центр подготовки космонавтов, точную копию огромной орбитальной станции «Мир», затопленной в Тихом океане, единственную в мире по своим характеристикам центрифугу ЦФ-18, которая используется для моделирования перегрузок на всех этапах космического полета, здесь можно встретиться и пообщаться с космонавтами, а посетителям-экстремалам можно совершить полет на невесомость на самолете-лаборатории ИЛ-76 МДК, преодолеть скорость звука на сверхзвуковом самолете МИГ-29, полетать на истребителе, погрузиться в гидролабораторию и многое другое.[5]
Все эти объекты можно объединять в турпродукты для разных групп туристов, как по количеству, так и по возрасту и по роду деятельности. Продвижение таких турпродуктов позволит вдохнуть новую жизнь в наукограды, которые, к сожалению, в последние годы приходят в упадок из-за недостатка финансирования и потери интереса со стороны общества.
Сегодня большое внимание уделяется инновационному центру Сколково. Центр является самым молодым из всех наукоградов Москвы, все внимание прессы, правительства и молодых специалистов направлено именно туда. Но не стоит забывать о том, что уже есть Королев, Жуковский, Обнинск, Щелково — это история, это гордость, это память и это те достижения, которых добилась великая страна.
Увидев Москву с подобного ракурса, посетив уникальные и интересные мероприятия, прикоснувшись к тайнам вселенной и осознав прогресс современной космологии, можно смело сказать, что Москва — это не только Красная площадь, Третьяковская галерея, парк Коломенское и Арбат, Москва — это больше, чем история и архитектура, Москва — это научный центр, способный бесконечно удивлять туристов, посвящая их в тайны мироздания.
Литература
1. Джанджугазова Е.А., Адашова Т.А., Андреева Т.С., Валькова Т.М. Актуальные проблемы изучения туристских ресурсов Российской Федерации на основе применения современных информационных технологий, монография, Российский государственный университет туризма и сервиса, НОЦ Туристских ресурсов, Москва, 2012 г.
2. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. — М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
3. Джанджугазова Е.А. Формирование крупного мультимедийного информационного ресурса в сфере туризма: проблемы и перспективы. Интернет-маркетинг. Журнал издательского дома Гребенникова. № 6, 2011.
4. Джанджугазова Е.А. Туризм и инновационное развитие: Проект ФГОУ ВПО «РГУТиС». Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма». 2010. № 3.
5. Джанджугазова Е.А. Транспорт: новый взгляд на музейное пространство. Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма». №1,2010.
6. Живая карта России. Инновационный проект РГУТиС. Монография. — М.: КноРус, 2011 г.
7. Линч К. Образ города. — М.: Стройиздат, 1982 г.
8. Бухгалтерский справочник. Популяризация науки. http://korub-buh.ru/ index.html?go=25097 (дата обращения
13.04.2013)
9. Звездный городок. http://zvezdniygorodok. ru/ru/tours/hydrolab.html (дата обращения
30.04.2013)
10. Мультипортал KM.RU. Силиконовая долина. URL: http://www.km.ru/turizm/
encyclopedia/silikonovaya-dolina (дата обращения 22.02.2013)
11. Панкрухин А. Маркетинг городов. Гильдия маркетологов: публикации. 2012.
URL: http://www.marketologi.ru/publikatsii/ stati/marketing-goroda (дата обращения
22.02.2013)
12. Сайт Мемориального музея космонавтики http://www.space-museum.ru/main. php?id=26 (дата обращения 01.05.2013)
13. Сайт Московского планетария http://www. planetarium-moscow.ru/ (дата обращения
01.05.2013)
14. Сайт префектуры СВАО г. Москвы. Аллея космонавтов. http://www.svao.mos.ru/ru/ (дата обращения 30.04.2013)
15. Централизованная библиотечная система. Ночь в библиотеке. http://korub-buh. ru/index.html?go=25097 (дата обращения
30.04.2013)
16. Центр управления полетами http://www. aerotour.ru/excursion/excursion-in-centre-of-flight-control.aspx (дата обращения
01.05.2013)
17. Шалимова А.А. Москва многоликая: формирование бренда мегаполиса на примере города Москва. Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма» 2012 г., № 1.