Научная статья на тему 'Города Подмосковья как центры туристского притяжения'

Города Подмосковья как центры туристского притяжения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1465
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПОДМОСКОВЬЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАМ-МЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ / MOSCOW REGION / MOSCOW SUBURBS / HISTORICAL CITIES / STATE PROGRAMS / CULTURAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Адашова Татьяна Алексеевна, Крейденко Татьяна Федоровна

На современном российском рынке туристских услуг в последнее время особую значимость приобре-тает развитие туризма, ориентированного на внутреннего и въездного потребителя. Это требует разработки и реализации новых туристских бизнес-проектов, эффективного вовлечения менее за-действованных прежде территорий. В качестве примера для исследования были рассмотрены города Московской области. Проведенный анализ их туристского потенциала свидетельствует пока о не-значительном использовании в туристской деятельности и, несмотря на близость к самому мощному туристскому центру страны Москве, слабой представленностью в Федеральных целевых програм-мах. Исследуя туристские особенности подмосковных городов, авторы акцентируют внимание на их неоспоримых преимуществах, в сравнении с прочими российскими городами. В качестве первого блока выделяется их историческая роль в становлении российского государства. Особое внимание уделяется вопросам сохранности исторической среды и возможностям ее использования в туристских програм-мах и маршрутах. Рассматривается охранный статус 22 «исторических городов». Богатое культур-но-историческое наследие городов Московской области позволило выделить второй блок преимуществ, открывающий широкие возможности для развития всех видов туризма. В ходе анализа имеющихся объ-ектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения была показана их роль в привлечении туристских потоков. Авторами представлена уникальность и значимость подмосков-ных музеев, усадеб, памятников, связанных с военными событиями, и прочих достопримечательностей. Особое внимание уделяется рассмотрению государственных программ в области развития туризма в Московской области, городским союзам и ассоциациям, членами которых являются подмосковные города. Оцениваются подходы к решению имеющихся проблем и перспективы разрабатываемых про-ектов, связанных в целом с усилением туристской аттрактивности подмосковного региона. Исполь-зуемые в статье комплексные подходы к освещению проблематики развития туризма в городах Мо-сковской области свидетельствуют о необходимости выработки единой государственной стратегии, основанной на принципах устойчивого развития и более эффективного поиска инновационных форм со-трудничества органов государственной и муниципальной властей с привлечением частных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cities of the moscow region as centers of tourist attraction

The tourism development, based on domestic and entry consumer has recently become especially important in the modern Russian market of tourist services. It requires the development and implementation of new tourism busi-ness projects, effective implication of territories which were less involved before. As an example, there were taken the cities of the Moscow region for the study. The analysis of their tourist potential is evidence of little use in tourist activity and, despite the proximity to the most powerful tourist centre of the country as Moscow, weak representa-tion in Federal target programs. Researching tourist features of the suburban cities, the authors emphasize their undeniable advantages in comparison with other Russian cities. The first block is represented with their historical role in the formation of the Russian state. Special attention is paid to the preservation of the historical environment and the possibilities for its use in tourist programs and routes. There is discussed the conservation status of 22 “his-torical cities”. Rich cultural and historical heritage of the cities of the Moscow region has permitted to allocate the second block of advantages, giving opportunities for the development of all types of tourism. During the analysis of existing cultural heritage objects of Federal, regional and local importance there was shown their role in attracting tourist crowds. The author presents the uniqueness and significance of museums, mansions, monuments related to the military events and other attractions of the Moscow Region. Special attention is paid to the state programs of development of tourism in the Moscow region, city unions and associations whose members are cities of the Mos-cow region. Evaluated approaches to solving existing problems and prospects of the developed projects concerned n general, with increasing tourist attractiveness of the Moscow region. The article uses integrated approaches to showing perspectives of tourism development in cities of the Moscow region which indicate the necessity of a unified state strategy based on the principles of sustainable development and more effective search of innovative forms of cooperation of state and municipal authorities with the involvement of private enterprises

Текст научной работы на тему «Города Подмосковья как центры туристского притяжения»

УДК 379.85

DOI: 10.1273712527

I ГОРОДА ПОДМОСКОВЬЯ КАК ЦЕНТРЫ ТУРИСТСКОГО ПРИТЯЖЕНИЯ

Адашова Татьяна Алексеевна, кандидат географических наук, доцент кафедры «Туризм и гостиничное дело», Fortuna.72@mail.ru, Институт туризма и гостеприимства (филиал РГУТиС), Москва, Российская Федерация,

Крейденко Татьяна Федоровна, кандидат географических наук, доцент кафедры «Региональная экономика и география», t.krejdenko@mail.ru, Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация

На современном российском рынке туристских услуг в последнее время особую значимость приобретает развитие туризма, ориентированного на внутреннего и въездного потребителя. Это требует разработки и реализации новых туристских бизнес-проектов, эффективного вовлечения менее задействованных прежде территорий. В качестве примера для исследования были рассмотрены города Московской области. Проведенный анализ их туристского потенциала свидетельствует пока о незначительном использовании в туристской деятельности и, несмотря на близость к самому мощному туристскому центру страны — Москве, слабой представленностью в Федеральных целевых программах. Исследуя туристские особенности подмосковных городов, авторы акцентируют внимание на их неоспоримых преимуществах, в сравнении с прочими российскими городами. В качестве первого блока выделяется их историческая роль в становлении российского государства. Особое внимание уделяется вопросам сохранности исторической среды и возможностям ее использования в туристских программах и маршрутах. Рассматривается охранный статус 22 «исторических городов». Богатое культурно-историческое наследие городов Московской области позволило выделить второй блок преимуществ, открывающий широкие возможности для развития всех видов туризма. В ходе анализа имеющихся объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения была показана их роль в привлечении туристских потоков. Авторами представлена уникальность и значимость подмосковных музеев, усадеб, памятников, связанных с военными событиями, и прочих достопримечательностей. Особое внимание уделяется рассмотрению государственных программ в области развития туризма в Московской области, городским союзам и ассоциациям, членами которых являются подмосковные города. Оцениваются подходы к решению имеющихся проблем и перспективы разрабатываемых проектов, связанных в целом с усилением туристской аттрактивности подмосковного региона. Используемые в статье комплексные подходы к освещению проблематики развития туризма в городах Московской области свидетельствуют о необходимости выработки единой государственной стратегии, основанной на принципах устойчивого развития и более эффективного поиска инновационных форм сотрудничества органов государственной и муниципальной властей с привлечением частных структур.

Ключевые слова: Московская область, Подмосковье, исторические города, государственные программы, культурные объекты

Введение. При рассмотрении возможностей и перспектив развития любой территории города как социально-экономические и политические центры занимают лидирующие позиции. Оценивая их географическое положение, где основополагающую роль играет «географическая геометрия» — положение относительно узлов-фокусов социально-экономического пространства [6, с. 77], особую значимость приобретает их близость к экономически развитым регионам. Однако мнение об абсолютном преимуществе такого положения далеко не всегда оправдано: «Чтобы между двумя территориями возникло взаимо-

действие, должен существовать спрос» [4]. Поэтому стратегия отношений между ними выстраивается при неизбежном лидерстве одного из них. Пример тому соседское и пристоличное положение Московской области по отношению к Москве, традиционно занимающей привилегированное положение в стране, с присущей ей высокой концентрацией управленческого персонала, научно-информационного и культурного потенциала. Практически во всех сферах деятельности роль подмосковного региона на этом фоне всегда была незначительна. В настоящее время это два формально отдельных субъекта

РФ, концентрирующих 13% населения страны, почти четверть розничного товарооборота, около трети ВРП и всех налоговых сборов [7]. Вместе они образуют крупнейший в России макроэкономический регион и межрегиональный центр социально-экономического развития и притяжения — Московскую агломерацию, в зависимости от методов подсчета населения занимающую 15—18 место в мире. Московская область по своей мощи по-прежнему существенно уступает Москве, но сравнима с Санкт-Петербургом, составляя ему достойную конкуренцию.

К числу важнейших направлений, способных определить дальнейшую специализацию Московской области и вывести ее на новый экономический уровень, небезосновательно можно отнести развитие туристской деятельности. В частности, в Московской области сосредоточено не менее 20% туристских ресурсов РФ. С этой точки зрения регион чрезвычайно перспективен для развития различных направлений туризма. Ежегодно ее посещают около 2 млн туристов. Принимая во внимание современную политическую и экономическую ситуацию в стране и переориентацию отечественных туристов с выездного туризма на внутренний, их количество, согласно прогнозам, к 2018 г. должно увеличиться в полтора раза и составить более 3 млн человек ежегодно, из них 140 тыс. человек будет приходиться на иностранных туристов1. Усилить туристскую аттрактивность региона призваны правительственные органы, многочисленные государственные и негосударственные ассоциации. При этом исключительно важным представляется грамотный подход к стратегии развития городов Московской области как центров туристского притяжения.

Древняя история подмосковных городов.

Почти все подмосковные города, в сравнении с прочими российскими городами, имеют неоспоримые преимущества для развития туристской деятельности. В частности, это их древняя история, связанная с зарождением российского государства, и территориальная близость к Москве — туристскому центру страны. Первые городские поселения на территории современной Московской области появились во времена Владимиро-Суздальского княжества. Поэтому возраст некоторых из них приближается, а ино-

1 Официальный сайт Министерства культуры Московской области: http://mk.mosreg.ru (дата обращения: 30.01.2015).

гда и превосходит возраст Москвы. В течение многих столетий это были опорные и оборонительные пункты, центры общественной жизни и экономического развития. В некоторых из них до сих пор присутствуют дошедшие с незапамятных времен свидетели прошлого — стены и башни, жилые и хозяйственные постройки. Уникальность и ценность этих городов не только в имеющихся памятниках истории и особенностях градостроительной планировки, но и в том, что они сохранили историческую среду, складывавшуюся на протяжении столетий, особый национальный колорит.

Среди подмосковных городов 22 имеют особый охранный статус исторических городов. В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», историческим поселением называется «городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию». Впервые понятие «исторический город» стало использоваться с 1970 г., когда постановлением коллегии Министерства Культуры РСФСР и Государственного комитета Совета Министров РСФСР утвердили список из 115 городов. К началу 90-х гг. XX столетия их насчитывалось 426, в 2004 г. — 478, а в 2010 г. произошло сокращение до 41, причем лидирующие позиции стали принадлежать подмосковному региону2. По своей значимости они отнесены к трем категориям: Звенигород, Коломна, Можайск и Сергиев Посад имеют уникальный уровень ценности, Дмитров, Верея, Волоколамск, Зарайск, Серпухов — выдающийся уровень, остальные 13 городов: Балашиха, Бронницы, Егорьевск, Истра, Кашира, Клин, Ногинск, Озёры, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Подольск, Руза, Чехов определены как ценное историческое наследие. При этом сре-

2 Приказ Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 г. № 418/339 г. Москва «Об утверждении перечня исторических поселений».

ди них 2 крупных города, 5 больших, 5 средних и 10 малых. Население самого большого города

Балашихи в десятки раз превышает численность самого маленького города Вереи (таблица).

Таблица

Исторические города Московской области3

Название города Первые упоминания о поселении, год Основание города, год Численность населения (тыс. человек)

1 Балашиха 1830 1939 247

2 Бронницы 1453 1781 22

3 Верея 1371 1371 5,1

4 Волоколамск 1135 1135 21,6

5 Дмитров 1154 1154 65

6 Егорьевск 1462 1778 71

7 Зарайск 1146 1778 24

8 Звенигород 1152 1781 18

9 Истра 1589 1781 35

10 Кашира 1356 1777 40,2

11 Клин 1317 1781 79

12 Коломна 1177 1177* 144

13 Можайск 1231 1277 30,5

14 Ногинск 1389 1781 102

15 Озеры 1834 1925 25,7

16 Орехово-Зуево 1209 1917 120,7

17 Павловский Пасад 1328 1744 65, 5

18 Подольск 1559 1781 218

19 Руза 1328 1781 13,5

20 Сергиев Посад 1337 1782 107

21 Серпухов 1339 1374 127

22 Чехов 1954 1954 67

*На основании последних раскопок основание города относят к 1140—1160 гг.

Рассматривая эти города в качестве важного туристического ресурса, Комитет по туризму Московской области разработал проект «Губернское кольцо Подмосковья»4. Это широкомасштабный туристский продукт областного значения, в основе которого лежит комплексный подход, предусматривающий формирование эксклюзивных туристских маршрутов и создающий дополнительную возможность развития культурно-познавательного туризма Подмосковья. По замыслу разработчиков, Московская область представлена как хранительница и со-зидательница исконно русских традиций, на-

3 Приказ Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 г. № 418/339 г. Москва «Об утверждении перечня исторических поселений».

4 Информационно-справочный сайт Московской области

Мосгуберния^и: http://www.mosgubernia.ru/ (дата обращения: 03.01.2015).

родных промыслов, памятников старины, подчеркивающих самобытность русской культуры. На первом этапе в состав участников проекта вошли семь наиболее значимых исторических городов Подмосковья: Дмитров, Можайск, Клин, Сергиев Посад, Волоколамск, Коломна, Серпухов. Их выбор обуславливался не только культурно-исторической значимостью и наличием достопримечательностей, доступных для организованных и индивидуальных туристов. Во внимание принимался уровень развития туристской инфраструктуры, наличие природного потенциала, отсутствие крупных промышленных предприятий и особенности географического положения (удаленность от МКАД не более 100 км). Последнее не менее актуально, поскольку наличие комфортного транспорта и магистралей с качественным дорожным покрытием делают поездку легкой, неутомительной, а до-

полнительное время в пути создает возможность для предварительного ознакомления с предстоящим маршрутом.

Три четверти городов Московской области приходится на малые и средние по численности населения города. Подчеркивая их историческую значимость и одновременно усиливая туристскую привлекательность к ним, в начале 90-х гг. их включили в состав общероссийского объединения «Союз малых городов Российской Федерации». В 2000 году они стали членами «Ассоциации малых и средних городов России», которая ныне объединяет городские округа, городские поселения, муниципальные районы с численностью до 200 тыс. человек. Для развития туристской сферы в этих городах с декабря 2007 г. действует некоммерческое добровольное объединение муниципальных образований — «Ассоциация малых туристских городов», куда вошли города с населением не более 150 тыс. человек и основанные не позднее XVIII в. Выработка совместной стратегии, направленной на разработку новых маршрутов в городах, имеющих древнюю историю, на развитие туристской инфраструктуры и повышение уровня сервиса, позволяет рассчитывать на увеличение потоков российских и иностранных туристов.

Культурно-историческое наследие городов Московской области. В Московской области, занимающей 57 место в стране по территории, насчитывается около 6 тыс. единиц объектов культурного наследия (5% от общего объема по РФ), треть из которых имеет статус федерального значения. В целом в Подмосковье на каждую тысячу квадратных километров приходится 138 объектов (в среднем по России — 4)5. Для упрощения их поиска устанавливаются изготовленные по европейскому образцу дорожные знаки туристской навигации. Размещаемая на коричневом фоне информация на русском и английском языках сопровождается специальной пиктограммой, характеризующей объект культурного наследия. Это создает дополнительные возможности для развития туристско-экскурсионной деятельности и зрелищной индустрии в регионе. В настоящее время в Подмосковье свою деятельность осуществляют около 90 музеев, включая выставочные залы, музейно-выставочные цен-

5 Рожнов О.А. Государственно-частное партнерство в сохранении культурно-исторического наследия. Официальный сайт Министерства Культуры Московской области http://mk.mosreg.ru/upload/medialibrary/cef/304870.pdf (дата обращения: 03.01.2015).

тры, картинные галереи, отличающиеся разнообразием тематики и богатством экспозиций. Некоторые из них имеют статус объектов культурного и исторического наследия федерального значения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей (г. Сергиев Посад), Звенигородский историко-архи-тектурный и художественный музей (музейный комплекс) (г. Звенигород), Историко-архитек-турный и художественный музей «Новый Иерусалим» (г. Истра), Ансамбль Можайского кремля (филиал музея-заповедника) (г. Можайск). К числу особо ценных объектов культурного наследия народов России относятся Российский государственный архив кинофотодокументов (г. Красногорск, 1997 г.), Госфильмофонд Российской Федерации (г. Домодедово, 1993 г.), Сергиево-Посадский государственный истори-ко-художественный музей и Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, 1992 г.). Причем последний, по решению 17 сессии Комитета всемирного наследия от 1993 г., стал одним из российских объектов, имеющих статус наследия ЮНЕСКО. Сам город Сергиев Посад входит в состав всемирно признанного туристического бренда страны — «Золотое кольцо России». Все эти объекты отнесены к высшей категории охраны и учета и предполагают особые формы государственной поддержки.

В городах Подмосковья успешно реализуются музейные проекты, отражающие события российской истории и жизнедеятельности представителей русской культуры, например, старейший в России мемориальный музыкальный музей «Государственный Дом-музей П. И. Чайковского» (г. Клин, основан в 1894 г.), дом-музей скульптора А. С. Голубкиной (г. Зарайск, 1974 г.). «Государственный мемориальный музей-заповедник Д. И. Менделеева и А. А. Блока» (г. Солнечногорск, 2011 г.) и др. Включение музеев в туристские маршруты и использование в работе современных технологий только за 2014 г. позволило обеспечить 35% увеличение спроса на эти объекты6. Дополнительное внимание к ним, как ожидается, обеспечат мероприятия, связанные с проведением в 2015 г. «Года литературы». Для популяризации музейных объектов и создания информационного ресурса по музейным коллекциям музеев Московской области с 2012 г. Министерством культуры Московской области проводится работа по созданию единой

6 Портал «В Подмосковье»: http://inmosreg.ru (дата обращения: 03.02.2015).

Рис. Усадьбы Московской области

информационной системы «Каталог музейных ценностей Московской области». Учету и охране подлежат расположенные в области 2839 объектов воинской славы, воинских захоронений, братских могил, монументов и памятных знаков, связанных с военными событиями 1812 и 1941—1945 гг. Из них 383 памятника воинской славы, монументов и братских могил советских воинов имеют статус объектов культурного наследия, среди которых 18 объектов федерального значения, 222 объекта регионального значения7. В юбилейный год празднования 70-летнего юбилея со дня Победы в Великой Отечественной войне все они приобретают особую мемориальную значимость.

Один из интереснейших объектов туристского показа в Подмосковье — дворянские усадьбы, занимающие в российской культуре особое место. Каждая из них в свое время представляла собой миниатюрную «модель мира», соединившую городскую регламентированную жизнь и деревенскую свободу, где закладывались традиции семьи и рода. Расцвет усадебного строительства в российской империи начался с середины XVIII в. До октябрьского переворота 1917 г. их насчитывалось около 70 тыс. В настоящее время в Подмосковье их 320, при этом 66 федерального значения, 43 — областного, 66 — муниципального, остальные — частные8 (рис.). Это бывшие жилые дома состоятельных и влиятельных людей, дома выдающихся деятелей литературы, науки, искусства. Некоторые из них строились

7 Официальный сайт Министерства культуры Московской

области: http://mk.mosreg.ru (дата обращения: 03.02.2015).

8 Официальный сайт Министерства Культуры Московской

области: http://mk.mosreg.ru (дата обращения: 03.02.2015).

по проектам известных зодчих. К сожалению, почти половина усадебных строений находится в неудовлетворительном состоянии. Сохранившиеся, главным образом, используются как здания для музеев, библиотек, санаториев, домов отдыха, пансионатов и т.д. Широко известные усадьбы гостеприимно распахивают свои двери для многочисленных посетителей. На их фоне очень скромными выглядят показатели посещений у остальных. Тем не менее, усадьбы с разными судьбами вызывают устойчивый интерес у посетителей.

В целях популяризации этих объектов реализуется приоритетное направление туристических маршрутов — проект «Русские усадьбы — жемчужины Подмосковья». На его основе разрабатывают новые региональные туристские маршруты, например, «Свадебное кольцо Подмосковья» (маршрут предполагает празднование торжеств на территории архитектурных комплексов, к примеру, в Коломне, Зарайске и Дмитрове). Принимая во внимание культурно-историческую значимость подмосковных усадеб, они рассматриваются как участники программы Совета Европы «Культурные маршруты», задача которой — демонстрация наследия европейских стран как единого пространства с его культурным разнообразием и национальными особенностями9.

Оценивая туристский потенциал Московской области, специалисты отмечают ряд факторов, сдерживающих развитие туризма в подмосковных городах. Они связаны с потребностями в развитии отельного бизнеса, с организацией

9 Официальный сайт Министерства Культуры Московской области: http://mk.mosreg.ru (дата обращения: 03.02.2015).

удобных подъездных путей к туристским достопримечательностям. Изменить сложившуюся ситуацию позволит решение о строительстве подмосковных усадеб рядом с Зарайским, Дмитровским и Коломенским кремлями, Троице-Сергиевой лаврой, Саввино-Сторожевским и Воскресенским Новоиерусалимским монастырями. Международные и российские гостиничные сети выходят на подмосковный рынок. Дополнительным стимулом для инвесторов, вкладывающих средства в строительство отелей, стал одобренный Правительством Подмосковья проект закона «О льготном налогообложении в Московской области». Ранее действующая редакция закона, предусматривающая минимальный пороговый объем 300 млн рублей, существенно ограничивала привлечение частных средств в проекты с длительными сроками возврата инвестиций. Ныне при вложении более 50 млн рублей инвестор освобождается от налога на прибыль и имущество на пять лет, а при инвестициях от 500 млн рублей льготный период составит до семи лет10.

Строительство гостиниц и прочих мест размещения приобретает особую актуальность в связи с проектом «Парк Россия», который разместится на территории 1000 га в городском округе Домодедово. На выбранном участке воспроизведут контуры территории страны, которые можно будет наблюдать из иллюминаторов самолетов. По задумке авторов, там будет представлена природа, традиции и культурное наследие всех регионов страны, разместятся уменьшенные копии уникальных памятников архитектуры, разместится сафари-парк, парк развлечений и приключений. Центральная часть парка, которую условно называют «макет "Россия"», займет территорию почти 300 га. Предполагается, что Парк «Россия» ежегодно будет привлекать до 10 млн человек. В целом в регионе на городских территориях проводится большая работа по восстановлению старых и созданию новых мест отдыха. Так, из 143 парков 33 находятся в стадии реконструкции, в 89 проходят мероприятия по их благоустройству11. В целом в ближайшее время около 70 млн рублей будет направлено на

10 Официальный сайт Культура Подмосковья: www mosoblculture.ru (дата обращения: 03.02.2015).

11 Официальный сайт Издательство Подмосковье: http://i-podmoskovie.ru (дата обращения: 03.02.2015).

поддержку строительства туристских объектов в Московской области в рамках подпрограммы «Развитие туризма» государственной программы «Культура Подмосковья».

Города Подмосковья широко известны не только как исторические центры, но и как образовательные и MICE центры, технопарковые зоны. Московская область традиционно занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по численности занятых научными разработками и исследованиями. В регионе сосредоточено большинство наукоградов страны, представленных особым типом городских поселений, градообразующими предприятиями которых являются научные, научно-производственные и другие организации, связанные с научно-техническим развитием.

Заключение

1. Положение городов Подмосковья вблизи крупнейшего мегаполиса и столицы страны — Москвы — оказывает существенное влияние на их социально-экономическое развитие. Однако при этом оно трактуется неоднозначно. С одной стороны, территориальная близость способствует слиянию подмосковных районов с ядром агломерации: некоторые города области интегрированы с ним теснее, чем некоторые части самой Москвы. Это создает возможность совместного использования современных технологий, участия в ФЦП и др. С другой стороны, Москва как общепризнанный туристский центр оттягивает основной туристский поток.

2. Эффективное использование туристского потенциала малых и средних городов Московской области позволит усилить их туристскую аттрактивность, оказывая тем самым мощное влияние на развитие туризма в области в целом.

3. Создание туристских кластеров и реализация проектов, направленных на совершенствование туристской инфраструктуры, формирование кадровой и информационной политики в городах региона позволит увеличить туристскую конкурентоспособность подмосковных городов.

4. Плодотворная совместная работа местных и федеральных органов власти, реклама уникальных объектов культурного наследия способны поддерживать туристскую заинтересованность и востребованность Подмосковья как одного из центров развития туризма в РФ.

Литература

1. Адашова Т. А. Малые города Подмосковья: некоторые аспекты развития туризма // Современные города: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Б. М. Бероева, З. Ю. Калоевой, З. П. Оказовой; Сев. — Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2013. с. 348-353.

2. Актуальные проблемы изучения туристских ресурсов РФ на основе применения современных информационных технологий / Джанджугазова Е. А., Адашова Т. А., Валькова Т. М. Под ред. проф. Джанджугазовой Е. А. М.: Изд-во РГУТиС, 2012. 92 с. 3. Бунге В. Теоретическая география / Под ред. В. М. Гохмана. М.: Прогресс, 1967.

4. Зубаревич Н. В. Социальное развитие регионов России в переходный период // Вестник Моск. ун-та, сер. 5, геогр. 2002. № 6. С. 56-61.

5. Канарская О. А. К вопросу о роли малых городов в развитии социально-экономической системы Российской Федерации //Вестник ТИСБИ. 2008. № 2.

6. Лаппо Г.М. География городов. М.: Владос, 1997. 480 с.

7. Махрова А., Нефедова Т., Трейвиш А. Москва: мегаполис? агломерация? мегалополис? //Демоскоп Weekly (электронный журнал). 2012. № 517-518 (1-19 августа). DOI: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0517/tema01.php (дата обращения: 12.02.2015).

8. Махрова А. Бескрайняя Москва: факторы роста и развития. 2013. URL: http://ecpol.ru/2012-04-05-13-41-25/2012-04-05-13-41-42/748-beskrajnyaya-moskva-faktory-rosta-i-razvitiya.html (дата обращения: 12.02.2015).

9. Яськова Т. И. Столичный регион и пристоличное положение: соотношение понятий//Региональные исследования. 2008. № 3 (18). С. 29-34.

10. Agamirova A. V., Adashova T.A., Vaokova T. M., Kosarena N. V., Lapochkina V. V. Event-calendar: event as the basisof the territory tourist attractiveness // 1097-8135 Life Science Journal — Scopus; CJR2012 (Thomson Reuters) 2014, 11 (11). http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111/126_26160life111114_687_689.pdf. (дата обращения 03.02.2015).

CITIES OF THE MOSCOW REGION AS CENTERS OF TOURIST ATTRACTION

Adashova Tat'yana Alekseevna,, PhD (Cand. Sc.) in Geography, Associate Professor at the Department of Tourism and Hospitality, Fortuna.72@mail.ru,

Institute of Tourism and Hospitality(Moscow) (Branch), Russian State University of Tourism and Service, Russian Federation

Kreidenko Tat'yana Fedorovna, PhD (Cand. Sc.) in Geography, Associate Professor at the Department of Regional Economics and Geography, t.krejdenko@mail.ru,

People's Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation

The tourism development, based on domestic and entry consumer has recently become especially important in the modern Russian market of tourist services. It requires the development and implementation of new tourism business projects, effective implication of territories which were less involved before. As an example, there were taken the cities of the Moscow region for the study. The analysis of their tourist potential is evidence of little use in tourist activity and, despite the proximity to the most powerful tourist centre of the country as Moscow, weak representation in Federal target programs. Researching tourist features of the suburban cities, the authors emphasize their undeniable advantages in comparison with other Russian cities. The first block is represented with their historical role in the formation of the Russian state. Special attention is paid to the preservation of the historical environment and the possibilities for its use in tourist programs and routes. There is discussed the conservation status of 22 "historical cities". Rich cultural and historical heritage of the cities of the Moscow region has permitted to allocate the second block of advantages, giving opportunities for the development of all types of tourism. During the analysis of existing cultural heritage objects of Federal, regional and local importance there was shown their role in attracting tourist crowds. The author presents the uniqueness and significance of museums, mansions, monuments related to the military events and other attractions of the Moscow Region. Special attention is paid to the state programs of development of tourism in the Moscow region, city unions and associations whose members are cities of the Moscow region. Evaluated approaches to solving existing problems and prospects of the developed projects concerned

in general, with increasing tourist attractiveness of the Moscow region. The article uses integrated approaches to sshowing perspectives of tourism development in cities of the Moscow region which indicate the necessity of a unified state strategy based on the principles of sustainable development and more effective search of innovative forms of cooperation of state and municipal authorities with the involvement of private enterprises.

Keywords: Moscow region, Moscow Suburbs, historical cities, state programs, cultural facilities

References

1. Adashova T. A. Malye goroda Podmoskov'ya: nekotorye aspekty razvitiya turizma [Towns of the Moscow region: some aspects of tourism development] // Sovremennye goroda: problemy i perspektivy razvitiya: Proceedings of Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Modern cities: the problems and prospects of development: Materials of all-Russian scientific-practical conference] / Pod red. B. M. Beroeva, Z. Yu. Kaloevoi, Z. P. Okazovoi; Sev. — Oset. gos. un-t im. K. L. Khetagurova. Vladikavkaz: Izd-vo SOGU, 2013. p. 348-353.

2. Aktual'nye problemy izucheniya turistskikh resursov Rossiyskoy Federatsii na osnove primeneniya sovremennykh informat-sionnykh tekhnologiy [Actual problems of study of tourist resources of the Russian Federation on the basis of application of modern information technologies] / Pod redaktsiey prof. Dzhandzhugazovoy E. A. — M.: Izd-vo RGUTiS, 2012. 92p.

3. Bunge V. Teoreticheskaya geografiya [Theoretical geography] / Pod red. V. M. Gokhmana. M.: Progress, 1967.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zubarevich N. V. Sotsial'noe razvitie regionov Rossii v perekhodnyi period [Social development of Russian regions during transition period] // Vestnik Mosk. un-ta, ser. 5, geogr. 2002. № 6. p. 56-61.

5. Kanarskaya O.A. K voprosu o roli malykh gorodov v razvitii sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy Rossiiskoi Federatsii [The role of small towns in the development of social and economic system of the Russian Federation] //Vestnik TISBI. 2008. № 2.

6. Lappo G.M. Geografiya gorodov [Geography of cities]. M.: Vlados, 1997. 480 p.

7. Makhrova A., Nefedova T., Treivish A. Moskva: megapolis? aglomeratsiya? megalopolis? [Moscow: metropolis? agglomeration? megalopolis?] //Demoskop Weekly (elektronnyi zhurnal). 2012. № 517-518 (August 1-19). DOI: http://www. demoscope.ru/weekly/2012/0517/tema01.php (Accessed on February, 12, 2015).

8. Makhrova A. Beskrainyaya Moskva: faktory rosta i razvitiya. [Endless Moscow: factors of growth and development.] 2013. URL: http://ecpol.ru/2012-04-05-13-41-25/2012-04-05-13-41-42/748-beskrajnyaya-moskva-faktory-rosta-i-razvitiya. html (Accessed on February, 12, 2015).

9. Yas'kova T.I. Stolichnyi region i pristolichnoe polozhenie: sootnoshenie ponyatii [Capital region and position near the capital: the relationship between the concepts] //Regional'nye issledovaniya. 2008. № 3 (18). p. 29-34.

10. Agamirova A. V., Adashova T. A., Vaokova T. M., Kosarena N. V., Lapochkina V. V. Event-calendar: event as the basisof the territory tourist attractiveness // 1097-8135 Life Science Journal — Scopus; CJR2012 (Thomson Reuters) 2014, 11 (11). http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111/126_26160life111114_687_689.pdf. (Accessed on February, 03, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.