Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АСТРОНОМИИ'

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АСТРОНОМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСТРОНОМИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ASTRONOMY / EDUCATION / ENLIGHTENMENT / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ечмаева Галина Анатольевна, Малышева Елена Николаевна

Просветительская деятельность в России имеет глубокие исторические корни. Просветительство всегда было неотъемлемым призванием российского учительства. Актуальность данной деятельности сегодня закреплена в нормативных документах подготовки педагогических кадров. Сегодня просвещение является важным инструментом создания и сохранения образовательного, культурного и научного поля страны. Одной из интересных областей знаний, формирующих научное мировоззрение об устройстве окружающего мира, является астрономия. Зародившись в древние времена, она не потеряла актуальности и сегодня. Мало того, именно астрономия в наши дни играет приоритетную роль в определении вектора развития современной науки и техники. В работе представлены результаты исследования интереса населения страны к вопросам астрономии и анализа организации научно-просветительской деятельности по данной предметной области. Если в крупных городах и областных центрах, имеющих значительные научнообразовательные ресурсы, организация качественных образовательных и научно-просветительских мероприятий в области астрономии и космических технологий решена, то для небольших городов, сельской местности и отдаленных территорий проблема остается не решенной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN EXPERIENCE IN ORGANIZING ENLIGHTENMENT ACTIVITIES IN THE DOMAINS OF ASTRONOMY

Educational activity in Russia has deep historical roots. Enlightenment has always been an integral vocation of Russian teachers. The relevance of this activity today is enshrined in the regulatory documents for the training of pedagogical personnel. Education is an important instrument for creating and preserving the educational, cultural and scientific part of the country, today. Astronomy is one of the interesting domains of knowledge that form the scientific worldview about the structure of the surrounding world. Originating in ancient times, it hasn't lost its relevance today. In addition to that, specifically, astronomy plays a priority role defining vector for modern science and technology. This study presents the results of research and analysis of the country's population interest on matters of astronomy and organization scientific activities in that domain. The organization of high-quality educational events in astronomy and space technologies was solved in large cities and regional centres which have large scientific and educational resources. The problem remains unsolved for small towns, rural and remote areas.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АСТРОНОМИИ»

Анализ российского опыта организации просветительской деятельности в области астрономии

о с

CJ

см см

Ечмаева Галина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет E-mail: g.a.echmaeva@utmn.ru

Малышева Елена Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физики, математики, информатики и методик преподавания, Тюменский государственный университет E-mail: el.n.malysheva@utmn.ru

Просветительская деятельность в России имеет глубокие исторические корни. Просветительство всегда было неотъемлемым призванием российского учительства. Актуальность данной деятельности сегодня закреплена в нормативных документах подготовки педагогических кадров. Сегодня просвещение является важным инструментом создания и сохранения образовательного, культурного и научного поля страны. Одной из интересных областей знаний, формирующих научное мировоззрение об устройстве окружающего мира, является астрономия. Зародившись в древние времена, она не потеряла актуальности и сегодня. Мало того, именно астрономия в наши дни играет приоритетную роль в определении вектора развития современной науки и техники. В работе представлены результаты исследования интереса населения страны к вопросам астрономии и анализа организации научно-просветительской деятельности по данной предметной области. Если в крупных городах и областных центрах, имеющих значительные научно-образовательные ресурсы, организация качественных образовательных и научно-просветительских мероприятий в области астрономии и космических технологий решена, то для небольших городов, сельской местности и отдаленных территорий проблема остается не решенной.

Ключевые слова: астрономия, образование, научно-просветительская деятельность.

просвещение,

Просветительская деятельность в России традиционно имеет инновационную направленность. Она является одним из действенных каналов и важным инструментом создания и сохранения образовательного, культурного и научного поля. Считаясь одной из граней воспитания человеческого капитала, научно-просветительская деятельность привлекает к себе достаточно пристальное внимание ученых-исследователей различных предметных областей (историков, культурологов, педагогов, правоведов, методистов и т.д.). В российских и зарубежных литературных источниках отсутствует информация о том, когда и кем была заложена идея просветительской деятельности. В разные периоды существования человечества просветительская деятельность приобретала различные формы в зависимости от того, что признавалось источником знаний: бог, идеология, среда, наука и т.д. [1].

Ретроспективный взгляд на феномен просветительской деятельности в России позволяет говорить о том, что, исходя из сложившихся традиций, просветительство всегда было неотъемлемым призванием, присущим российскому учительству. Именно российской педагогической мысли принадлежит первенство в разработке методологии просветительной работы, внешкольного воспитания и образования. В этом плане можно отметить таких известных педагогов-новаторов как А.С. Пругавин, Е.Н. Медынский, Н.Ф. Буна-ков, П.Ф. Каптерев, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская и др.

С.А. Морозова, исследуя исторический вопрос развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании указывает на суждение М.В. Ломоносова о том, что целью просвещения является научное образование человека. Согласно его воззрению, «у подрастающего поколения развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество», а Л.Н. Толстой придавал особое значение взаимодействию школы с семьей, оказывая образовательное воздействие не только на детское, но и на взрослое население [2]. Таким образом, в рамках отечественной теории, просветительская работа понимается как деятельность, организованная вне образовательных занятий, и направленная на повышение общего культурного уровня подрастающего поколения и взрослых. Традиционно используемые формы, методы и средства просветительской деятельности (экскурсии, классные часы, выставки, кружки, публичные мероприятия и т.д.) рождены в народной сре-

де и профессиональном творчестве неравнодушных патриотов своей Родины.

Бесценный опыт, накопленный многими поколениями российских педагогов в организации просветительской деятельности, не потерял значимости и в современных условиях. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего педагогического образования с 2009 г. одной из профессиональных сфер деятельности учителя (педагога) указана культурно-просветительская. Опираясь на современные достижениях науки, она направлена на расширение круга знаний обучающихся, формирование их научного мировоззрения, пропаганду идей гуманизма [3]. Просветительская деятельность ориентирована не только на работу с детьми, но и со взрослыми: родителями, коллегами, представителями власти и широким кругом общественности.

Правовой основой организации и проведения различных мероприятий образовательного и просветительского характера среди различных категорий населения является модельный закон «О просветительской деятельности», принятый на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 20-15 от 7 декабря 2002 года). В соответствии с данным законом, просвещение -целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений [4].

Основными принципами организации и проведения образовательных и научно-просветительских мероприятий являются: целенаправленность, адресность, достоверность доносимых аудитории сведений; доступность; научность; учет многообразия потребностей населения; учет региональных и местных особенностей территории. Согласно данному закону, просветительская деятельность может осуществляться по двум направлениям: организация мероприятий общего популяризационного характера, адресованные всем категориям населения, и просветительские программы, адресованные профессионалам в области специализированных занятий [4].

Научно-просветительская деятельность имеет большие преимущества, которые малодоступны для традиционной классно-урочной системой обучения, поскольку: она допускает неформальное взаимодействие участников процесса; имеет большую свободу в определении содержания, форм и методов обучения и развития; обладает гораздо более широким спектром организационных форм деятельности; позволяет учитывать текущие образовательные запросы целевой аудитории; обладает гибкостью и оперативностью в реализации инновационных подходов и применении технологий.

Важнейшим условием организации образовательных и просветительских мероприятий явля-

ется профессионально осуществляемое педагогическое воздействие на аудиторию посетителей. Возможная неоднородность участников просветительских мероприятиях накладывает требование учета возрастных и психолого-педагогических особенностей восприятия информации у разных целевых групп. Это требует от организаторов мероприятий знания особенностей психических процессов, психологического развития и закономерностей поведения обучающихся разного возраста. Эти знания - есть основа правильного выбора форм, методов, средств и содержания мероприятий, что является необходимым условием их эффективности.

Одной из интересных областей знаний, способной формировать как научное мировоззрение, так и лженаучные представления об устройстве окружающего мира, является астрономия. Зародившись в древние времена, астрономия не потеряла актуальности и сегодня. Мало того, именно астрономия сегодня играет приоритетную роль в определении вектора движения современной науки и техники. От ее научных данных зависит развитие таких отраслей знаний как космология, космонавтика, планетология, метеорология, с ней связаны перспективные исследования в физике, биологии и т.д. Астрономия сегодня может составить основу политехнического воспитания подрастающего поколения [5]. Ее знания являются базовой платформой таких перспективных инженерно-технических и научных направлений, как астрофизика, астробиология, космическая медицина, системы связи и телевещания, системы навигации и мониторинга, робототехника, мехатроника и т.д. Именно эти отрасли обеспечивают стратегическое развитие России.

Вместе с тем, регулярно проводимые в последнее десятилетие опросы населения разных возрастных групп по вопросам астрономии, не только нашей страны, но и за рубежом, дают неутешительные выводы о знаниях в данной предметной области. Например, в 2017 году ученые Уральского федерального университета проводили социологический опрос среди жителей города Екатеринбурга (вопрос звучал так: знаете ли вы, почему происходит смена времен года?) и получили неожиданные результаты: оказалось, что 95% респондентов не знали, что смена времен года определяется круговым движением нашей планеты вокруг Солнца, а также наклоном ее оси вращения по отношению к плоскости орбиты [6]. Как сообщает «Коммерсантъ», согласно опросу ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), 32% россиян всерьез полагают, что Солнце вращается вокруг Земли [7].

Падение научности знаний в области астрономии у современной молодежи можно объяснить несколькими причинами:

Во-первых, астрономия, как учебный предмет, довольно большой промежуток времени (более 25 лет) была исключена из учебных планов общеобразовательных школ. Изучаемый мир сузился

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

до пределов чувственного опыта, до размеров места, в котором живем - и это в том возрасте, когда закладывается основа мировоззрения.

Во-вторых, в последние десятилетия значительно уменьшились возможности для непосредственного наблюдения за небесными телами и явлениями. Это связано с целым рядом причин:

- перевод уличного освещения на натриевые газоразрядные, или светодиодные лампы желто-оранжевого спектра, как наиболее энергоэффективные в Российских условиях, является причиной усиления засветки ночного неба в окрестностях населенных пунктов;

- высотная застройка городов приводит к тому, что в крупных городах на ночном небе практически не видно звезд, и тем более Млечного пути;

- значительным образом за последнее столетие изменившийся ритм жизни людей, которые все меньше времени проводят на улице и потому мало проявляют интерес к различным астрономическим событиям (часто попросту не знают о них). Например, такие явления, как изменение вида звездного неба в течение года, ретроградное движение планет Солнечной системы на небе, либрация Луны (небольшое «покачивание», вызываемое приливными силами со стороны Земли) и др.

В-третьих, исследование окружающей действительности в значительной мере перешло в плоскость виртуального мира. Научные знания подменяются информацией, почерпнутой из ком-

пьютерных игр, фильмов и новостей, часто недостоверного характера. Более популярны быстро усваиваемые сведения, чем знания, требующие методичного наблюдения и осмысления. У многих отсутствует личный опыт простейших визуальных наблюдений астрономических явлений, в связи с чем уменьшается потребность в объяснении увиденного.

Однако, следует отметить, что за последнее время произошли кардинальные изменения в вопросах проявления интереса жителей России к астрономической тематике. Об этом можно судить на основе изменения характера запросов, например, к поисковой системе Yandex.ru по ключевым словам «астрономия» и «астрология». Исследователи О.С. Бартунов и В.А. Самодуров в своей работе, посвященной вопросам взаимосвязи астрономии и Интернета, приводят сравнительную статистику запросов за 2008 г. по указанным ключевым словам. Авторы утверждают, что до середины 2008 г. с большим отрывом преобладали запросы по слову «астрономия», но потом ситуация резко изменилась, и первенство получили запросы по слову «астрология» [8]. Подобное исследование было проведено в 2013-2014 г. А.О. Нови-чонком, и Н.С Скориковой. Авторы показали, что в это время поисковые запросы со словом «астрология» прочно лидировали по отношению к запросам со словом «астрономия» [9]. В рамках данной работы авторами было так же проведено подобное исследование. Результаты анализа за последние два года представлены в таблице 1.

Таблица 1. Статистика запросов по словам «астрономия», «астрология» и «космос»

Год Колюч «астрономия» Ключ «астрология» Ключ «космос»

найдено ресурсов количество запросов найдено ресурсов количество запросов найдено ресурсов количество запросов

2019 8 млн. 75 тыс. 12 млн. 190 тыс. 10 млн. 57 тыс.

2020 13 млн. 729 тыс. 6 млн. 264 тыс. 21 млн. 2 млн.

Это позволяет сделать вывод о том, что за последнее время наблюдается значительный рост интереса к изучению вопросов астрономии и космических технологий. Одной из причин повышения интереса к астрономии, безусловно, является возвращение в 2017 г. в школы страны учебного предмета «Астрономия», а также широкого распространения не только образовательной практики, но и научно-просветительской деятельности в этих вопросах [10].

Изучение российского опыта просветительской деятельности в области астрономии и космических технологий показывает, что реализация этой работы сегодня осуществляется различными организациями, образовательными учреждениями ^ и частными лицами:

с - Общеобразовательные школы. Как показывает ~ практика, традиционно организация просвети-сэ тельской деятельности возлагается на школь-ем ных учителей. При этом совсем небольшое козе личество образовательных организаций плани-

рует массовую просветительскую деятельность, связанную с вопросами астрономии и освоением космического пространства. Основными формами такой деятельности являются: кружки или клубы любителей астрономии; факультативные занятия по решению олимпиадных задач; тематические лекции и мероприятия в рамках предметных недель. Однако, анализ содержательного наполнения таких мероприятий показывает, что оно редко выходит за тематику школьной программы, поскольку подавляющее большинство учителей астрономии сегодня не обладают соответствующими профессиональными знаниями. При этом следует еще констатировать факт того, что большинство школ не обладают необходимой материально-технической базой для реализации образовательной и просветительской деятельности на качественно-высоком научном уровне.

- Образовательные учреждения системы дополнительного образования. Изучая образо-

вательные программы центров и дворцов дополнительного образования для школьников можно отметить, что во многих городах страны есть технические кружки и объединения, посвященные вопросам авиа- и ракетостроения. Во многих российских городах (даже небольших) и районных центрах, есть кружки робототехники, где рассматриваются вопросы проектирования, конструирования и программирования роботов, в том числе и космического назначения. Организуются выставки технического творчества и робототехнические соревнования. Так же есть центры и кружки любителей астрономии, предлагающие детям факультативное изучение и наблюдение астрономических событий и явлений. Некоторые кружки имеют солидный опыт и десятки-сотни обучающихся. Как правило такие центры организуют наблюдательные акции редких или впечатляющих астрономических явлений (например, затмений). Однако деятельность таких центов направлена исключительно на работу со школьниками.

- Научно-образовательные центры (НОЦ). Такими центрами являются планетарии, обсерватории, тематические музейные центры, центры дополнительного образования при университетах. Основными формами просветительской и образовательной деятельности в них являются: тематические экскурсии; познавательно-развлекательные программы; познавательные аудиовизуальных шоу; научно-популярные лекций, семинары и встречи с учеными; обзорные и демонстрационные наблюдения; тематические викторины; предметные олимпиады; исследовательские и практические работы на базе обсерватории (планетария); профильные каникулярные смены и т.д.

Уровень организации и содержательного наполнения таких мероприятий достаточной высок, однако их доступность определяется наличием соответствующих НОЦ, а это как правило крупные областные и республиканские центры.

- Добровольные неформальные объединения. Клубы и астрономические сообщества - представляют собой объединение разновозрастных любителей астрономии. Деятельность таких сообществ имеет довольно широкую направленность: организация городских («тротуарных» т.е. доступных всем желающим), и выездных наблюдений, организация экскурсионных и экспедиционных поездок, проведение тематических собраний и т.д. Такие объединения в своей работе активно используют социальные сети, информационную рассылку по электронной почте и SMS-сообщения о планируемых мероприятиях, наблюдениях. На страничках и постах активно публикуются результаты и фотоотчеты прошедших мероприятий, отзывы посетителей. К сожалению, такие объединения - явление довольно редкое в масштабах страны.

- Средства массовой информации и сеть Интернет. Наиболее простым вариантом просвещения в области астрономии является просмотр научно-популярных фильмов по каналам центрального телевидения. Однако большой объем информации, получаемый зрителем в этом случае, не позволяет сосредоточиться на узкой теме, глубоко разобраться в особенностях вопроса. Специфика данной формы так же не предполагает какой-либо интерактив или диалог со зрителем.

В условиях цифровизации и масштабного распространения компьютерной техники и смартфонов большое значение в просвещении играет Интернет. Именно он с начала двухтысячных годов стал основным фактором объединения разрозненных любителей астрономии и местом реализации просвещения в этой области. Основной задачей любителей астрономии в Интернет-сообществе стала пропаганда научных астрономических знаний среди широких слоев населения посредством проведения интернет-трансляций астрономических явлений, организации наблюдательных акций и мероприятий в местах массового скопления населения (городские площади, площадки у крупных гипермаркетов и торговых центров т.д.), организация научных семинаров с участием ученых и преподавателей ВУЗов, организация выставок и работ на астрономическую тематику в соцсетях, размещение публикаций и постов с фотографиями систематических наблюдений за космическими объектами Солнечной системы, объектов дальнего космоса и метеоявлениями (полярные сияния, грозы, гало, серебристые облака и т.д.).

В последнее десятилетие появились многочисленные программы-планетарии для персональных компьютеров и/или мобильных устройств ^еНапит, Spacegid, Се^йа, RedShift и др.). Как указывают исследователи сегодня существует более 1000 астрономических Интернет-ресурсов на русском языке. Несмотря на это, русскоязычный сектор ресурсов не отличается полноценностью и комплексностью и требует определенного развития [9].

Подводя итоги, можно утверждать, что за последнее время наблюдается резкое повышение интереса населения страны к изучению вопросов мироздания. Именно просветительская деятельность здесь играет ведущую роль как для подрастающего поколения, так и взрослого населения. Крупные научно-образовательные, музейные и научно-исследовательские центры (планетарии, обсерватории, политехнические музей, научно-производственные предприятия, университеты и т.д.) стали организаторами просветительской деятельности в виде лекториев, тематических экскурсий, демонстрации научно-популярных фильмов, занимательных мастер-классов, интерактивных занятий и пр. Однако в небольших городах, в сельской местности и отдаленных территориях проблема с организацией качественных образовательных и научно-просветительских мероприятий

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

в области астрономии и космических технологий

остается не решенной.

Литература

1. Илакавичус М.Р. Просветительство в СНГ сегодня: традиции и уроки советского и постсоветского периода / М.Р. Илакавичус // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 4. С. 1-6.

2. Морозова С.А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII - начало XXI века) / С.А. Морозова // Человек и образование. 2013. № 4(37). С. 174-179.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный документ]; URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 12.03.2020)

4. Модельный закон «О просветительской деятельности», пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 20-15 от 7 декабря 2002 года) [Электронный ресурс]; URL: http://base.garant.ru/2569505/ (дата обращения: 10.03.2020)

5. Ечмаева Г.А., Малышева Е.Н. Инженерно-техническая STEM-игра «Индустрия 4.0 и освоение ближнего космоса» как средство политехнического воспитания старшеклассников / Г.А. Ечмаева, Е.Н. Малышева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 3. С. 6-16.

6. Интерес к космосу есть, а знаний - нет: 95% екатеринбуржцев не знают, почему сменяются времена года; [Электронный ресурс] URL: https://66.ru/news/society/196258/ (дата обращения: 13.03.2020)

7. Социологи: треть россиян верит, что Солнце вращается вокруг Земли. [Электронный ресурс]; URL: https://ekaterinburg.bezformata.com/ listnews/sotciologi-tret-rossiyan-verit/472860/ (дата обращения: 10.03.2020)

8. Бартунов О.С., Самодуров В.А. Астрономия и интернет: история взаимоотношений / О.С. Бартунов, В.А. Самодуров // Земля и Вселенная. 2010. № 1. С. 49-59.

9. Новичонок А.О., Скорикова Н.С. Состояние и перспективы астрономического образования школьников в России: проблемы непрерывности и вариативности / А.О. Новичонок, Н.С. Скорикова // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 1(9), С. 62-80.

10. Ечмаева Г.А., Малышева Е.Н. Ключевые аспекты изучения школьного курса астрономии / Г.А. Ечмаева, Е.Н. Малышева // Современное педагогическое образование. 2019. № 3. С.162-166.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN EXPERIENCE IN ORGANIZING ENLIGHTENMENT ACTIVITIES IN THE DOMAINS OF ASTRONOMY

Echmaeva G.A., Malysheva E.N.

University of Tyumen

Educational activity in Russia has deep historical roots. Enlightenment has always been an integral vocation of Russian teachers. The relevance of this activity today is enshrined in the regulatory documents for the training of pedagogical personnel. Education is an important instrument for creating and preserving the educational, cultural and scientific part of the country, today. Astronomy is one of the interesting domains of knowledge that form the scientific worldview about the structure of the surrounding world. Originating in ancient times, it hasn't lost its relevance today. In addition to that, specifically, astronomy plays a priority role defining vector for modern science and technology. This study presents the results of research and analysis of the country's population interest on matters of astronomy and organization scientific activities in that domain. The organization of high-quality educational events in astronomy and space technologies was solved in large cities and regional centres which have large scientific and educational resources. The problem remains unsolved for small towns, rural and remote areas.

Keywords: astronomy, education, enlightenment, scientific and educational activities.

References

1. Ilakavichus M.R. Enlightenment in the CIS today: traditions and lessons of the Soviet and post-Soviet period / M.R. Ilakavichus // The internet-periodical "World of science". 2016. Vol. 4. No. 4. P. 1-6.

2. Morozova S.A. History of development of cultural and educational activities in domestic education (late XVIII-early XXI century) / S.A. Morozova // People and education. 2013. No. 4 (37). P. 174-179.

3. Federal state educational standard of higher education-bachelor's degree in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) [Electronic document]; URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (accessed: 12.03.2020).

4. Model law «On enlightenment activities», plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS member States (resolution No. 20-15 of december 7, 2002) [Electronic resource]; URL: http://base.garant.ru/2569505/ (accessed: 10.03.2020)

5. Echmaeva G.A., Malysheva E.N. Engineering and technical STEM-game "Industry 4.0 and the development of near space" as a means of polytechnic education of high school students / G.A. Echmaeva, E.N. Malysheva // Bulletin of the Moscow state regional University. Series: Pedagogy. 2019. No. 3. P. 6-16.

6. There is Interest in space, but there is no knowledge: 95% of Yekaterinburg residents do not know why the seasons change; [Electronic resource] URL: https://66.ru/news/society/196258/ (accessed: 13.03.2020)

7. Sociologists: a third of Russians believe that the sun revolves around the earth. [Electronic resource]; URL: https://ekat-erinburg.bezformata.com/listnews/sotciologi-tret-rossiyan-verit/472860/ (accessed: 03/10/2020)

8. Bartunov O.S., Samodurov V.A. Astronomy and the Internet: a history of relationships / O.S. Bartunov, V.A. Samodurov // Earth and Universe. 2010. No. 1. P. 49-59.

9. Novichonok A.O., Skorikova N.S. State and prospects of astronomical education of schoolchildren in Russia: problems of continuity and variability / A.O. Novichonok, N.S. Skorikova // Continuing education: XXI century. 2014. No 1(9), P. 62-80.

10. Echmaeva G.A., Malysheva E.N. Key aspects of studying the school course of astronomy / G.A. Echmaeva, E.N. Malysheva // Modern pedagogical education. 2019. No. 3. P. 162-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.