Научная статья на тему 'Преподавание астрономии школьникам: проблемы и перспективы'

Преподавание астрономии школьникам: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4273
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ АСТРОНОМИИ / ЛИКВИДАЦИЯ АСТРОНОМИЧЕСКОЙ НЕГРАМОТНОСТИ / MODERN NATURAL SCIENCE / ASTRONOMY KNOWLEDGE / TEACHING OF ASTRONOMY / ELIMINATION OF ASTRONOMICAL ILLITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробчик Татьяна Юрьевна, Невзоров Борис Павлович

Введение. В статье представлен анализ современного состояния в системе школьного образования в России, в частности астрономического, в ситуации исключения предмета из обязательной школьной программы. Рассмотрены аспекты (плюсы и минусы) потенциального массового возвращения предмета в школы. Обоснована актуальность астрономического просвещения в условиях современного мира. Методология. Методологической основой данного исследования определено положение о фундаментальности астрономических знаний, являющихся базовым компонентом естественнонаучной картины мира, культуры человека и человеческого общества в целом. К важнейшим методологическим основам мы относим теорию деятельности и теорию естественно-научного образования. Основой исследования выступают концепции непрерывного естественно-научного образования и воспитания в общеобразовательной школе. Исследование опирается на психолого-педагогическую теорию деятельности, использование деятельностного, личностно ориентированного подходов к организации образования, системного и модульного подходов к отбору содержания и организации процесса астрономического образования и просвещения. Результаты. Показаны основные возможности, имеющиеся у школьников, для получения астрономических знаний. Авторами описан опыт Центра по работе с одаренными детьми при администрации г. Кемерово и Кемеровского государственного университета по созданию астрономического кружка для школьников с 8-го по 11-й класс. Показаны структура курса, средства обучения. Предложены пути переподготовки учителей физики и географии с целью преподавания основ астрономии в возвращающемся в учебные программы предмете. Указаны предполагаемые направления развития образовательных программ. Авторы подчеркивают роль реализации различного рода астрономических проектов для школьников в контексте непрерывного естественнонаучного образования и формирования качественного контингента будущих студентов вузов. Заключение. В связи с успехами астрономии на мировой арене и даже в условиях введения ее в обязательную школьную программу развитие дополнительного астрономического образования школьников в современной России приобретает особенную актуальность и значение в формировании их научного мировоззрения и культурного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дробчик Татьяна Юрьевна, Невзоров Борис Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ASTRONOMY TO SCHOOLCHILDREN: PROBLEMS AND PROSPECT

Introduction. The paper presents an analysis of the current state of the school education system in Russia. It concentrates on the problem of teaching astronomy, as a subject that has been excluded from the compulsory school curriculum. The article touches upon various aspects, such as pros and cons of the potential return of the subject to school curriculum. The authors stress the urgency of astronomical education in the modern world. Methodology. The methodological basis of the study is the fundamental character of astronomy, which is the basic component of the scientific worldview, human culture and human society in general. The authors define the theory of activity and the theory of natural science education as the most important methodological foundations. The research is based on the concepts of continuous natural science education and upbringing at the comprehensive school. The research is based on the psychological and pedagogical theory of activity, the use of activity-oriented and personality-oriented approaches for the organization of education, systematic and modular approaches for the content selection and organization of the astronomical education process and enlightenment. Results. The paper demonstrates the main opportunities available for schoolchildren to obtain astronomy knowledge. The authors describe the experience of the Center for Intellectually Gifted Children at Kemerovo Administration, as well as the experience of Kemerovo State University in creating an astronomy club for senior pupils. The paper describes the structure of the course and the possible training tools. It gives some ideas about retraining physics and geography teachers for teaching the basics of astronomy as the subject which is gradually returning to the school curriculum; it indicates some directions of the educational programs’ development. The authors emphasize the role of implementing various types of astronomical projects for schoolchildren in the context of continuous natural science education and the formation of quality contingent of future university students. Conclusion. Taking into consideration the worldwide success of astronomy, even if the subject is included in the compulsory national curriculum, the development of astronomy as a subject beyond the classroom is getting more and more relevant and significant as a tool of scientific and cultural worldview formation.

Текст научной работы на тему «Преподавание астрономии школьникам: проблемы и перспективы»

4. Arkhangelsk S.I. Lectures on the scientific organization of educational process in higher school [Lekcii po nauchnoj organizacii uchebnogo processa v vysshej shkole]. Moscow: High school, 1976. 200 p. (In Russian).

5. Bespalko V. P. Foundations of the theory of pedagogical systems [Osnovy teorii pedagogicheskoj sistemy]. Voronezh: Voronezh University press, 1977. 304 p. (In Russian).

6. Zagvyazinsky V. I. Innovative processes in education and pedagogical science [Innovacionnye processy v obrazovanii i pedagogicheskoj nauke]. Innovative processes in education [Innovacionnye processy v obrazovanii]. Tyumen, 1990. P. 15-27. (In Russian).

7. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogy [Pedagogika]. Moscow: Academy, 2002. 576 p. (In Russian).

8. Kuzmina E. M. Formation of communicative competence of University students [Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti studentov vuza] : abstract of dissertations ... candidate of pedagogical sciences. Nizhny Novgorod, 2006. 24 p. (In Russian).

9. Baydenko V. I. Competences in professional education (To the development of competence-based approach) [Kompetencii v professional'nom obrazovanii (K osvoeniju kompetentnostnogo podhoda)]. Higher education in Russia [Vysshee obrazovanie v Rossi]. 2004. № 11. P. 3-13. (In Russian).

10. Aleksashina I. Y. Pedagogical idea: the origin, meaning and embodiment: a Practical methodology for the solution of pedagogical tasks [Pedagogicheskaja ideja: zarozhdenie, osmyslenie, voploshhenie: Prakticheskaja metodologija reshenija pedagogicheskih zadach]. Moscow: Spetslit, 2000. 223 p. (In Russian).

11. Kagan V. I., Sachenkov I. A. Bases of optimization of training process in high school (a unified methodological system of the Institute: theory and practice) [Osnovy optimizacii processa obuchenija v vysshej shkole (edinaja metodicheskaja sistema instituta: teorija i praktika)]. Moscow: High school, 1987. 143 p. (In Russian).

12. General and professional pedagogics [Obshhaja i professional'naja pedagogika] : In 2 books. Book 1. Edited by V. D. Simonenko, M. V. Zealous. Bryansk: Publishing house of Bryansk state University, 2003. 174 p. (In Russian).

13. Chizhov P. G. International and national spirituality of man and society [Internacional'noe i nacional'noe v duhovnosti cheloveka i obshhestva]. Universal and national in philosophy [Obshhechelovecheskoe i nacional'noe v filosofii] : Kantian reading of KRSU (22 April 2004) ; the II international scientific-practical conference KRSU (27-28 may 2004). The presentations Under the General editorship of I. I. Ivanova. Bishkek, 2004. P. 308-312. (In Russian).

14. Chetverikova O. N. The destruction of the future. Who and how to destroy sovereign entity in Russia [Razrushenie budushhego. Kto i kak unichtozhaet suverennoe obrazovanie v Rossii]. Moscow, 2015. (In Russian).

15. Federal state educational standard of primary education of students with disabilities [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja]. Available at: http://www.10spb.edusite.ru/DswMedia/fgosnoosovz22112014.pdf. (In Russian).

16. Frumin I. D. Competence-based approach as natural stage of updating the content of education [Kompetentnostnyj podhod kak estestvennyj jetap obnovlenija soderzhanija obrazovanija]. Pedagogics of development: key competences and their formation [Pedagogika razvitija: kljuchevye kompetentnosti i ih stanovlenie]. Krasnoyarsk, 2003. (In Russian).

17. Trapezina A. P. Theory of design of educational programs [Teorija proektirovanija obrazovatel'nyh programm]. Petersburg school. Theory and practice of formation of a multiple-choice educational system [Peterburgskaja shkola. Teorija i praktika formirovanija mnogovariantnoj obrazovatel'noj sistemy]. Saint Petersburg,1994. 280 p. (In Russian).

18. Tatur Yu. G. Competence in the structure of the model the quality of training [Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki specialistov]. Higher education today [Vysshee obrazovanie segodnja]. 2004. № 3. P. 20-26. (In Russian).

19. Murovanye N. N. The competence of the teacher as an important condition for the success of his professional activities [Kompetentnost' pedagoga kak vazhnoe uslovie uspeshnosti ego professional'noj dejatel'nosti]. Sevastopol: Ribest, 2006. 20 p. (In Russian).

20. Dragnev Yu. V. Information-educational space: the personification of professional education of future teacher of physical culture on the basis of application of information technologies in the educational process [Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo: personifikacija professional'nogo obrazovanija budushhego uchitelja fizicheskoj kul'tury na osnove primenenija informacionnyh tehnologij v uchebnom processe]. Actual aspects of multilevel training in the University [Aktual'nye aspekty mnogourovnevoj podgotovki v VUZe]. Book 5. Georgievsk: George technological Institute (branch) FSAEI VPO «North-Caucasian state technical University», 2012. P. 115-124. (In Russian).

УДК/uDC 372.852 Т. Ю. Дробчик, Б. П. Невзоров

T. Drobchik, B. Nevzorov

ПРЕПОДАВАНИЕ АСТРОНОМИИ ШКОЛьНИКАМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

TEACHING ASTRONOMY TO SCHOOLCHILDREN: PROBLEMS AND PROSPECT

Введение. В статье представлен анализ современного состояния в системе школьного образования в России, в частности астрономического, в ситуации исключения предмета из обязательной школьной программы. Рассмотрены аспекты (плюсы и минусы) потенциального массового возвращения предмета в школы. Обоснована актуальность астрономического просвещения в условиях современного мира.

Методология. Методологической основой данного исследования определено положение о фундаментальности астрономических знаний, являющихся базовым компонентом естественнонаучной картины мира, культуры человека и человеческого общества в целом. К важнейшим методологическим основам мы относим теорию деятельности и теорию естественно-научного образования. Основой исследования выступают концепции непрерывного естественно-научного образования и воспитания в общеобразовательной школе. Исследование опирается на психолого-педагогическую теорию деятельности, использование деятельностного, личностно ориентированного подходов к организации образования, системного и модульного подходов к отбору содержания и организации процесса астрономического образования и просвещения.

Результаты. Показаны основные возможности, имеющиеся у школьников, для получения астрономических знаний. Авторами описан опыт Центра по работе с одаренными детьми при администрации г Кемерово и Кемеровского государственного университета по созданию астрономического кружка для школьников с 8-го по 11-й класс. Показаны структура курса, средства обучения. Предложены пути переподготовки учителей физики и географии с целью преподавания основ астрономии в возвращающемся в учебные программы предмете. Указаны предполагаемые направления развития образовательных программ. Авторы подчеркивают роль реализации различного рода астрономических проектов для школьников в контексте непрерывного естественнонаучного образования и формирования качественного контингента будущих студентов вузов.

Заключение. В связи с успехами астрономии на мировой арене и даже в условиях введения ее в обязательную школьную программу развитие дополнительного астрономического образования школьников в современной России приобретает особенную актуальность и значение в формировании их научного мировоззрения и культурного уровня.

Introduction. The paper presents an analysis of the current state of the school education system in Russia. It concentrates on the problem of teaching astronomy, as a subject that has been excluded from the compulsory school curriculum. The article touches upon various aspects, such as pros and cons of the potential return of the subject to school curriculum. The authors stress the urgency of astronomical education in the modern world.

Methodology. The methodological basis of the study is the fundamental character of astronomy, which is the basic component of the scientific worldview, human culture and human society in general. The authors define the theory of activity and the theory of natural science education as the most important methodological foundations. The research is based on the concepts of continuous natural science education and upbringing at the comprehensive school. The research is based on the psychological and pedagogical theory of activity, the use of activity-oriented and personality-oriented approaches for the organization of education, systematic and modular approaches for the content selection and organization of the astronomical education process and enlightenment.

Results. The paper demonstrates the main opportunities available for schoolchildren to obtain astronomy knowledge. The authors describe the experience of the Center for Intellectually Gifted Children at Kemerovo Administration, as well as the experience of Kemerovo State University in creating an astronomy club for senior pupils. The paper describes the structure of the course and the possible training tools. It gives some ideas about retraining physics and geography teachers for teaching the basics of astronomy as the subject which is gradually returning to the school curriculum; it indicates some directions of the educational programs' development. The authors emphasize the role of implementing various types of astronomical projects for schoolchildren in the context of continuous natural science education and the formation of quality contingent of future university students.

Conclusion. Taking into consideration the worldwide success of astronomy, even if the subject is included in the compulsory national curriculum, the development of astronomy as a subject beyond the classroom is getting more and more relevant and significant as a tool of scientific and cultural worldview formation.

Ключевые слова: современное естествознание, астрономические знания, преподавание астрономии, ликвидация астрономической неграмотности.

Keywords: modern natural science, astronomy knowledge, teaching of astronomy, elimination of astronomical illiteracy.

Введение

Несколько лет назад профессор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) К. Поливанова озвучила концепцию двойного негативного отбора, который характерен, по ее мнению, для российского образования. Суть концепции: в педагогические вузы идут не по призванию, а в связи с тем, что не удалось поступить в более престижные учебные заведения, а в силу низкой привлекательности условий труда (заработная плата, отсутствие пространства карьерного роста и т. д.) лучшие выпускники педвузов не идут работать по специальности [9].

На концепцию отреагировала общественность, ее часто приводят в СМИ как оправдание неуспешности детей в школе. Ребенок, по мнению большинства, не сможет успешно учиться, если учителя академически и методически плохо образованы. Мы считаем, что изначально проблема коренится и в другом — в абсолютном равнодушии управляющих структур (от государственных до семейных) к выстраиванию взаимоотношений «ребенок — учитель».

Роль учителя прописывается различными культурами на протяжении тысячелетий. В доисторические времена учитель — носитель жизненно необходимых знаний. Он выжил во многих охотах на мамонтов и шерстистых носорогов, научился технологиям охоты и собирательства и научил этому своих учеников.

Совсем другие роли на основании таких форм мировоззрения, как мифологическая, мистическая, религиозная, научная, выстраивала культура общества в дальнейшем. Но каждый раз управляющим сообществам было важно, что именно скажет учитель своему ученику и чему научит. Вспомните, какие замечательные художественные фильмы снимались о конфликте ролей «учитель» — «ученик» в советской школе, чести и репутации, достоинстве и подлости, какие замечательные образы учителей создавались пером сценаристов. Это были не плакатные образы. Нас учили похожие на них люди, бесконечно влюбленные в свой предмет и горящие желанием передать эту любовь своим ученикам. В период исключения астрономии из числа обязательных дисциплин общеобразовательной школы (с конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века) в стране было потеряно большое число учителей, обладающих даром передать ученикам «доброе, вечное» о строении Вселенной, окружающем мире, современных методах познания этого загадочного мира. Из-за малого количества часов в школах вузы стали готовить учителей с общей специальностью — по физике и астрономии, что привело к перекосу преподавания в сторону физики. При этом методика обучения астрономии упускалась, не говоря об ее развитии.

Сегодня в вузах России, ведущих подготовку учителей, по причине невостребованности не сохранились (за редким исключением) направления подготовки учителей астрономии. Когда ставится вопрос о необходимости преподавания астрономии в школе, то оппоненты, чаще всего из «руководства» («чиновничества»), задают встречный вопрос: «А для чего простому работяге в его практической жизни понадобится астрономия?.. Навигация, ориентация, ориентирование по звездам... Так ведь этим занимается очень небольшое число людей, которых специально к этому готовят! Вот пусть они и изучают астрономию!».

В последние два с половиной десятилетия внешнее окружение участников образовательной деятельности (чиновники, родители) лишь негативно и деструктивно влияет на образование, тем самым определяя его политику, ориентированную на рыночные отношения (внедрение принципов Болонского процесса, как бы обеспечение уровневого образования, а по сути — экономия средств на образовании; введение ЕГЭ — под видом борьбы с коррупцией и якобы обеспечения доступности высшего образования; крен на изучение экономики, права и иностранных языков — как панацея обеспечения успешности в условиях рынка). Ведь это чиновники, родители, а с их подачи и СМИ, а не учителя, закладывают в неокрепшие умы капиталистические ценности, что и сказывается на выборе жизненной траектории молодым поколением россиян. Нам известно большое число эрудированных, умных молодых людей, которые могли бы стать педагогами, но которые уважают свою личную свободу и не терпят подчинения перед родителями и чиновниками. Именно в этой ситуации теряется один из главных принципов личностно ориентированного подхода — собственный выбор образовательной траектории, а не учеба в угоду будущей карьере.

Реальные позиции миропонимания формируются на научных достижениях, и среди них исключительно важное место занимают астрономические наблюдения и понимание механизмов развивающейся Вселенной, в настоящее время определяющих развитие передовых направлений не только физики, но и всех естественных наук. В космических объектах можно наблюдать процессы и при огромных давлениях, и в условиях вакуума; тела и системы огромного диапазона плот-

ности; сверхвысокие температуры и близкие к абсолютному нулю; джеты — струи сверхбыстрых электронов («ускорители для бедных» — так их называют сами физики). В последнее время возникла и активно развивается целая серия смежных с астрономией наук: астрогеология, астробиология, астроэкология, в некоторых переводах они получили приставку «космо». Кроме того, существование современной цивилизации невозможно представить без космонавтики, тесно связанной с астрономией: в околоземном космическом пространстве люди живут непрерывно, человек уже побывал на Луне, и готовятся экспедиции к Марсу.

Поэтому осознание современным российским обществом того, что изучение астрономии наряду с другими учебными предметами способствует естественно-научной грамотности и развитию познавательных способностей обучающихся, служит не только формированию научного мировоззрения, но и повышению эффективности использования приобретенных знаний и умений для решения задач как в повседневной жизни, так и при достижении стратегических целей миропонимания и ведет к практическим действиям.

В июне 2017 г приказом [17] и письмом [18] Минобрнауки РФ с целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета «Астрономия» как обязательного с 2017/18 уч. г. внесены изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, в результате которых в школьную программу введен учебный предмет «Астрономия».

Методология

Принципиально важным, на наш взгляд, в педагогической деятельности является своевременное научное представление об окружающем мире, сформированное у каждого ребенка. Методологической основой настоящего исследования определено положение о фундаментальности астрономических знаний, являющихся базовым компонентом естественно-научной картины мира, культуры человека и человеческого общества в целом. При этом основой исследования выступают концепции непрерывного естественно-научного образования и воспитания в общеобразовательной школе и за ее пределами. Исследование опирается на психолого-педагогическую теорию деятельности, деятельностный, личностно ориентированный подходы к организации образования, системный и модульный подходы к отбору содержания и организации процесса астрономического образования и просвещения. Как отмечал Е. П. Левитан, они «способствуют развитию интеллекта учащихся, формируют научное представление о Вселенной, являются мотивом к учебе и непрерывному образованию, создают иммунитет к восприятию повсеместно распространяемого оккультизма и откровенного мракобесия» [6, с. 41-42]. Формирование у школьников и студентов знаний о строении и эволюции Вселенной — одна из основных, но, пожалуй, не главная цель астрономического образования. Е. П. Левитан сформулировал ее следующим образом: «... В эпоху непрерывного опережающего образования надо стимулировать... стремление к более высоким уровням образования» [7, с. 61]. Астрономия очень сложна и требовательна в представлении и интерпретации астрономических и астрофизических наблюдений. Огромное количество всевозможных условий должно учитываться, предусматриваться, более того, нужно прекрасно владеть аппаратом математики. Не стоит забывать, что именно астрономия вызывала к жизни практически все разделы математики вплоть до ХХ в., да и в настоящее время она дает множество задач для математического моделирования ненаблюдаемых, но предполагаемых явлений.

С 1991 года предмет «Астрономия» в российских школах перестал быть базовым, что привело к его постепенному вытеснению из школьного расписания. С 2008 года данный предмет официально не был рекомендован Минобрнауки России (приказ № 349) для включения в школьную программу. Символично, что предмет «Астрономия» в российских школах был вытеснен из учебных программ накануне Года астрономии. 2009 год — Год астрономии — был приурочен к 400-летнему юбилею: в 1609 году Галилео Галилей первым использовал телескоп для наблюдения за астрономическими объектами. Год астрономии проводился в целях «Помочь гражданам всего мира вновь открыть свое место во Вселенной через созерцание дневного и ночного неба, и тем самым поощрять способность людей делать открытия и удивляться. Все люди должны осознать роль астрономии и других наук в нашей повседневной жизни и понять, каким образом научные знания могут способствовать созданию более справедливого и мирного общества».

Если в 90-х гг. в России, когда началось сворачивание преподавания астрономии в школе и вузах, а также подготовки учителей и преподавателей астрономии, а выход видели в поисках оптимального и методически обоснованного подхода к изложению астрономии в интегрирован-

ных курсах, то в это время в США, где астрономия исторически не входила в образовательный стандарт, пытаются ввести этот предмет в программу образования, что определялось не только мировоззренческой ролью астрономии, но и огромным интересом к этой науке. Изучение естествознания через астрономию — вот лейтмотив работы ученых и педагогов, добивающихся введения астрономии в школах США [13-15].

За более чем двадцать лет забвения астрономии российские школьники получали и получают знания по предметам «Окружающий мир», «Естествознание», «География» и «Физика» [10]. Лишь в некоторых школах наука о Вселенной осталась в виде самостоятельного школьного предмета [2]. В условиях так называемой культурологами клиповой культуры знания ее носителей редко собраны в систему и представляют собой случайный набор фактов, укорененных в памяти, а отсутствие отдельно выделенной дисциплины «Астрономия» только препятствует формированию комплексной картины мира. Все это происходит на фоне неутешительной картины астрономической безграмотности среди студентов вузов (недавних старшеклассников) [3; 12].Для решения этой задачи важно курс астрономии читать в выпускном 11-м классе.

В недавних документах [16; 17] предусматриваются изменения в законодательстве в части изучения учебного предмета «Астрономия» в качестве обязательного на уровне среднего общего образования, а это, безусловно, будет существенно содействовать созданию фундаментальной научной базы образования в России в целом.

Результаты

Многие преподаватели астрономии на протяжении последних лет уделяют указанным выше проблемам повышенное внимание [7; 10], поэтому в целях астрономической грамотности были задействованы ресурсы дополнительного астрономического образования школьников: как разовые мероприятия, так и долгосрочные непрерывные курсы. В контексте непрерывного естественнонаучного образования подобные школьные проекты способствовали формированию качественных знаний у будущих студентов вузов, обеспечивая тем самым преемственность в системе «школа — вуз».

Как уже отмечалось, в некоторых школах преподавание астрономии сохранилось в виде самостоятельного обязательного предмета до сих пор в рамках регионального или школьного компонента государственного стандарта общего образования. В некоторых регионах России на базе школ и вузов созданы астрономические комплексы. Как правило, это специальные помещения, оборудованные планетариями, теллуриумами, другими материальными моделями.

Так, в Кемеровском государственном университете работает Планетарий КемГУ. Для вузовского образовательного комплекса это уникальное явление. Планетарий оборудован малым Цейсом, есть обсерватория, множество стендов, макетов. Сотрудники планетария проводят экскурсии для школьников и студентов, устраивают конкурсы и наблюдательные площадки для всех желающих.

В ряде случаев вопросы о создании научно-образовательных комплексов на базе вузов только обсуждаются на различных конференциях и форумах, а Планетарию КемГУ уже 63 года. С 1954 года менялось его местоположение и оборудование, но не менялись его образовательные и популяризационные цели, оставаясь привлекательными для населения Кузбасса всех возрастов. На протяжении многих лет с момента его появления им руководил К. П. Мацуков. Кузьмой Петровичем и одним из авторов настоящей статьи о Планетарии КемГУ и чудесном мире астрономии написаны популярные брошюры и статьи: «Космос на службе человеку»: методические рекомендации для учителя (1988); «Время и календарь» (2001); «Маяки и масштабы Вселенной» (2002); «Планетарий КемГУ» (2002); «Астрономия в Кузбассе» («Вестник КемГУ». 2004. № 3) и др.

По задумкам менеджеров образования, участвовать в работе научно-образовательных комплексов смогут не только студенты и преподаватели вуза, но и студенты других учебных заведений города, в том числе и школьники, для которых подобное участие может стать дополнительным стимулом для поступления в университет. Для школьников среднего звена сотрудники планетария проводят экскурсии. Деятельность планетария курирует Центр довузовской подготовки КемГУ. Проявившие активный интерес ребята в Центре работы с одаренным детьми при администрации г. Кемерово, в астрономическом учебном сообществе (руководитель Т. Ю. Дробчик), могут изучать астрономию на более глубоком уровне, участвовать в различных астрономических олимпиадах. Так, например, два года назад призером Всероссийской олимпиады по астрономии стал участник этого учебного сообщества М. А. Атепаев.

Несмотря на то, что астрономия была исключена из числа обязательных школьных предметов, ежегодные олимпиады по астрономии до сих пор проводятся на школьном, районном, региональном и всероссийском уровнях. Победители и призеры всероссийских олимпиад имеют право на поступление в вузы на астрономию или другие специальности физико-математического профиля.

Исследовательская деятельность астрономического учебного общества носит многоаспектный характер. Так, например, Екатерина Маркина в подготовленной на научную конференцию работе «Астрономия и астрология» обратилась к интернет-ресурсам и привела интересную статистику запросов за 2007-2017 гг. в поисковой системе Google по словам «астрономия» и «астрология». Статистика показала, что до 2008 года запросы по слову «астрономия» лидировали, но потом уступили первенство «астрологии». Результаты опроса среди учащихся Городского классического лицея г. Кемерово говорят о том, что об астрологических понятиях и концепциях лицеистам известно больше, чем об астрономических.

В связи с удручающим качеством современного школьного астрономического образования Минобрнауки РФ предприняты шаги по изменению ситуации внутри самих школ: в школьную программу возвращается астрономия [16; 17]. Это вызывает удовлетворение у научной общественности и в педагогической среде. Однако в педагогической литературе можно встретить определенные аргументы против возвращения астрономии в школу как отдельного предмета. Ключевые доводы приведены в работе [8].

По мнению многих преподавателей, в первую очередь следует стремиться к тому, чтобы астрономические знания были максимально представлены в рамках существующих обязательных школьных предметов (окружающий мир, природоведение, естествознание, география, физика). Вместе с тем административными усилиями необходимо развивать школьные факультативы за счет школьного компонента образовательного стандарта, конечно, в тех случаях, когда есть учителя-энтузиасты и любители астрономии. Если же этого нет, как показывает опыт нашей области и других территорий, можно экскурсии по астрономии на регулярной основе организовывать в обсерватории, планетарии, университеты, проводить массовые астрономические наблюдения для школьников. Небольшой любительский телескоп сейчас является настолько доступным, что его может позволить себе иметь каждая школа. При этом экскурсии доступны жителям прежде всего крупных городов, а наблюдения — жителям небольших населенных пунктов, где небо над головой в меньшей степени засвечено. Важным элементом обучения астрономическим знаниям является и популяризация достижений науки в целом и астрономии в частности. Это направление развито в других странах, в то время как в России, к сожалению, практически отсутствует связь между академическими институтами и средствами массовой информации (прежде всего, научно-популярными изданиями). Для решения этого вопроса требуется незамедлительно создать в научных организациях пресс-службы, которые бы могли заниматься оперативной популяризацией достижений этих организаций в общедоступных СМИ [12].

Привлечь внимание к астрономическим знаниям можно и посредством научно-популярной литературы. Важной задачей поддержки следует считать создание научно-популярной, красочно оформленной литературы для взрослых и особенно детей [10], которая сейчас если и издается, то очень малыми тиражами с учетом многочисленного населения России. Например, замечательная научно-популярная серия из шести книг под редакцией автора учебных изданий по астрономии В. Г Сурдина издана суммарным тиражом только несколько тысяч экземпляров. Уместно вспомнить и про стотысячные тиражи научно-популярных книг в СССР. Так, четвертое издание (1980) очень известной книги Ф. Ю. Зигеля «Сокровища звездного неба» было выпущено тиражом 100 тысяч экземпляров. Однако и спрос на научно-популярные издания сейчас на порядок ниже. Изменение приоритетов населения, прежде всего молодежи, и интеллектуальное напряжение затмили другие интересы.

В 2014 году в Кемеровском государственном университете начались занятия в рамках дополнительной образовательной программы «Азбука неба», реализуемой Центром работы с одаренными детьми администрации г. Кемерово. Целью данной модульной программы является необходимость собрать в единую систему и значительно расширить отрывочные знания по математике, физике и астрономии, полученные в школе; помочь обучающемуся в формировании целостного представления об окружающем мире. Курс проводится на базе учебной аудитории современного естествознания КемГУ, оснащенной оборудованием и материалами для преподавания студентам и школьникам дисциплины «Астрономия».

Контингент обучающихся — школьники 8-11-х классов. Для них разработана программа обучения, рассчитанная на один год. Ежегодно в программу вносятся обновления, и уже обучившиеся ребята становятся помощниками руководителя, углубляют свои знания и в свою очередь помогают осваивать астрономию новичкам. Часто к школьникам на занятиях присоединяется и более старшее поколение.

Темы курса раскрывают не только фундаментальные основы астрономии (вопросы общей астрономии, сведения об устройстве Солнечной системы, Галактики и Вселенной), но и затрагивают ее современные, бурно развивающиеся направления. Так, определенное количество занятий посвящено проблематике поиска планет около других звезд (экзопланет), астробиологии и жизни в Солнечной системе и Вселенной в целом, инфракрасной, радио-, ультрафиолетовой, рентгеновской, гамма-астрономии (в том числе обсуждаются вопросы, связанные с гамма-всплесками), современным методам астрономических наблюдений. Уделяется внимание и вопросу астероидно-кометной опасности.

Для обеспечения образовательной деятельности используются материально-технические средства: авторские мультимедийные презентации по всем темам курса; сборники количественных и качественных задач по астрономии под редакцией В. Г Сурдина [11], Е. Б. Гусева [4], учебное пособие А. В. Засова и Э. В. Кононовича «Астрономия» (2011). Книги из серии «Астрономия и астрофизика», посвященные различным разделам астрономии под редакцией В. Г Сурдина — «Солнечная система» (2012), «Звезды» (2009), «Галактики» (2013), «Небо и телескоп» (2009), «Путешествия к Луне» (2009), «Разведка далеких планет» (2014). Важную роль играет том «Астрономия» Энциклопедии для детей издательства «Аванта+» (1998).

Используется также большое количество иллюстративного материала (фотографии небесных объектов, полученные известными астрофотографами мира, а также снимки, сделанные на крупнейших обсерваториях, особенно изображения космического телескопа «Хаббл» и т. п.). Используются и фотографии неба и отдельных небесных объектов, полученные ребятами.

У школьников есть возможность полноценно работать с новейшим оборудованием для проведения визуальных астрономических наблюдений — небольшие рефлекторы (Sky-Watcher). Для ПЗС-наблюдений есть возможность использовать удаленные телескопы, установленные в обсерваториях мира. Снимки звезд, комет, астероидов, объектов далекого космоса можно делать ПЗС-камерами.

Основной формой работы являются практические занятия продолжительностью 180 минут с элементами лекции и обсуждением изученного материала. Школьники выполняют практические работы, учатся работать с малыми звездными атласами, подвижной картой звездного неба, астрономическими справочниками.

Во время наблюдений можно прикоснуться к тем объектам, о которых говорили педагоги на теоретической части занятия. Наиболее простыми с организационной точки зрения являются наблюдения за Солнцем, что помогает при освоении тем «Солнце», «Солнечно-земные связи», «Жизнь звезд». Доступными в городских условиях объектами наблюдений являются Луна, планеты, некоторые яркие астероиды и кометы, то есть «живой» иллюстративный материал к темам раздела «Солнечная система». Несложно подобрать для наблюдений и объекты к темам, связанным с изучением звезд и галактик. Это могут быть яркие цветные звезды (например, красные гиганты), двойные звездные системы, шаровые и рассеянные звездные скопления, некоторые галактики. Во время загородных наблюдений школьники могут наблюдать полосу Млечного Пути, то есть почувствовать себя частью нашей Галактики.

В астрономическом учебном обществе создана благоприятная среда для индивидуальной научно-исследовательской работы школьников под руководством преподавателей университета. Уже сейчас отдельные школьники участвуют в региональных олимпиадах по астрономии, занимаются научной работой, выступают на научно-исследовательских конференциях. В ходе этой работы они знакомятся с методами научных исследований, а также получают возможность углубленного изучения определенных областей астрономии.

В ходе первых лет деятельности были выявлены определенные проблемы:

1. Разный уровень подготовки школьников.

2. Выбранный возрастной диапазон слишком широк. Более приемлемым выглядит разделение школьников на две возрастные группы: младшая (с 8-го по 9-й класс), старшая (с 10-го по 11-й класс), что, к сожалению, невозможно пока устроить по финансовым причинам.

3. Сложности организации практических занятий, в частности визуальных наблюдений небесных объектов. Эта проблема включает несколько компонентов:

— большинство астрономических наблюдений должны проводиться в позднее время, что особенно затруднительно для младшей группы. Решать проблему можно привлечением родителей к участию в астрономических наблюдениях, что и было реализовано при наблюдении ряда лунных затмений, парада планет. В современных условиях в период с октября по начало марта наблюдения можно проводить во время занятий или сразу после них;

— из-за отсутствия доступной и удобной наблюдательной площадки наблюдения приходится проводить или рядом со вторым корпусом КемГУ (где мешает яркий свет окон, фонарей, а также деревья и здания) или на окраине в жилом районе г. Кемерово — п. Кедровка (что значительно осложняется проблемой трансфера школьников к месту проведения наблюдений);

— мощная городская засветка, которая мешает наблюдениям, особенно объектов далекого космоса и комет. Решать эту проблему можно путем организации выездных наблюдательных школ выходного дня, в которых могли бы принимать участие и родители учеников;

— невозможность прогнозировать наблюдения даже за несколько дней (из-за нестабильности погоды). Эта проблема решается посредством оперативной информационной смс-рассылки;

— ясная погода обычно коррелирует с похолоданием, в связи с чем невозможно длительное время находиться на открытом воздухе.

4. Одной из самых серьезных проблем является значительный отсев учащихся. Многие (в разные годы от 20 до 35 %) посещают только одно или несколько занятий. К тому же лишь немногие слушатели посещают занятия на протяжении нескольких лет.

Тем не менее через регулярные занятия по астрономии в КемГУ за три учебных года (2014-2017) прошло более 30 школьников. При этом наблюдается рост численности в группах, в основном обусловленный участниками, оставшимися с прошлых лет. Важным является тот факт, что данный курс интересен не только школьникам, но и студентам. Некоторые (в том числе те, которые уже закончили обучение в университете) приходят на занятия по темам, которые им интересны и теперь. В астрономических наблюдениях при научном астрономическом обществе участвуют не только школьники, но и целые семьи, а это способствует укреплению взаимосвязи между родителями и детьми, повышению астрономической грамотности у обеих сторон. Таким образом, реализуется основная идея непрерывного образования.

Еще одной немаловажной стороной существования астрономического школьного сообщества при КемГУ явилось появление преподавателей, способных и популяризировать науку астрономию, и решать с ребятами разнообразные и сложные задачи, готовить их к участию в олимпиадах, а это, помимо всего прочего, требует и от преподавателей, и от ребят недюжинной математической и «физической» подготовки.

Руководство КемГУ обратилось к руководителю астрономического общества школьников с проектом программы профессиональной переподготовки учителей и ее последующей реализацией. Совершенно очевидно, что люди, умеющие решать астрономические задачи и непосредственно контактирующие с современными школьниками, способны научить передавать астрономическую информацию в системном, синергетическом, эволюционном подходах. Особенно это актуально в связи с введением учебного предмета «Астрономия» в обязательную программу среднего общего образования в общеобразовательных организациях России в ближайшие два года.

Заключение

В связи с успехами астрономии на мировой арене и отсутствием ее в обязательной школьной программе до недавнего времени (2017) развитие дополнительного астрономического образования школьников в современной России приобретает особенную актуальность. К решению проблемы передачи астрономических знаний можно подходить разными путями, в том числе путем организации экскурсий по астрономии, внеклассных мероприятий, школьных астрономических кружков или даже астрономических комплексов. Как показывает опыт КемГУ, хорошим вариантом является создание астрономического сообщества для школьников при университете, работа которого в рамках дополнительного астрономического образования приведет еще больше детей и подростков в астрономические кружки, а абитуриентов в соответствующие вузы.

Литература

1. Бартунов О. С., Самодуров В. А. Астрономия и Интернет: история взаимоотношений // Земля и Вселенная. 2010. № 1. С. 49-59.

2. Винник М. А. К вопросу о роли астрономического образования в обучении и развитии учащихся // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. 2010. № 2. С. 169-173.

3. Волков А. Детям до 16 запрещается астрономия // Знание-сила. 2009. № 9. С. 7-13.

4. Гусев Е. Б. Качественные задачи по астрономии [Электронный ресурс]. URL: http://www.astronet.ru/db/msg/1179964 (дата обращения: 01.03.2015).

5. Колодкин И. В., Царьков И. С., Чеботарев П. Н. Школьный астрономический комплекс // Земля и Вселенная. 2010. № 2. С. 84-92.

6. Левитан Е. П. Быть или не быть школьной астрономии // Земля и Вселенная. 2010. № 1. С. 41-48.

7. Левитан Е. П. Современная концепция астрономического образования // Земля и Вселенная. 2003. № 1. С. 54-61.

8. Новичонок А. О., Скорикова Н. С. Состояние и перспективы астрономического образования школьников в России: проблемы непрерывности и вариативности [Электронный ресурс]. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2724 (дата обращения: 28.09.2017).

9. Поливанова К. Что не так в нашей школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusrep.ru/article/2012/11/27/ scool (дата обращения: 28.09.2017).

10. Серебрякова С. С. Астрономия и ее общекультурное значение // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Физика, математика, техника, технология. 2009. № 2. С. 148-155.

11. Сурдин В. Г. Астрономические задачи с решениями. М. : Едиториал УРСС, 2012. 240 с.

12. Язев С. А., Комарова Е. С. Уровень астрономических знаний в обществе // Земля и Вселенная. 2009. № 5. С. 74-83.

13. Kaufman III N. J. Discovering the Universe. Second edition. New York: W. H. Freeman and Company, 1990.

14. Picover Clifford A. Black holes (A travelers guide). USA, John Willey @Son. Inc., 1996. 210 p.

15. Zeilik Michael. Conceptual Astronomy. USA, John Willey @Son. Inc., 1993.

16. О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 г. № 506. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71597416/ (дата обращения: 01.02.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования») [Электронный ресурс] : письмо Минобрнауки России от 20.06.2017 № ТС-194/08. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_222602/ (дата обращения: 01.12.2018).

References

1. Bartunov O. S., Samodurov V. A. Astronomy and the Internet: the history of relationships [Astronomija i internet: istorija vzaimootnoshenij]. Earth and the Universe [Zemlia i Vselennaia]. 2010. № 1. P. 49-59. (In Russian).

2. Vinnik M. A. On the role of astronomical education in the teaching and development of students [K voprosu o roli astronomicheskogo obrazovanija v obuchenii i razvitii uchashhihsja]. Bulletin of the Moscow State Regional University. Ser.: Pedagogy [Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Se.: Pedagogika]. 2010. № 2. P. 169-173. (In Russian).

3. Volkov A. Children under 16 are prohibited astronomy [Detjam do 16 zapreshhaetsja astronomija]. Knowledge is power [Znanie-sila]. 2009. № 9. P. 7-13. (In Russian).

4. Gusev E. B. Qualitative problems in astronomy [Kachestvennye zadachi po astronomii]. Available at: http://www.astronet.ru/ db/msg/1179964 (accessed 01.03.2015). (In Russian).

5. Kolodkin I. V., Tsarkov I. S. Chebotarev PN School astronomical complex [Shkol>nyj astronomicheskij kompleks]. Earth and the Universe [Zemlia i Vselennaia.]. 2010. № 2. P. 84-92. (In Russian).

6. Levitan E. P. To be or not to be a school astronomy [Byt> ili ne byt> shkol>noj astronomii]. Earth and the Universe [Zemlia i Vselennaia]. 2010. № 1. P. 41-48. (In Russian).

7. Levitan E. P. The Modern Concept of Astronomical Education [Sovremennaja koncepcija astronomicheskogo obrazovanija]. Earth and the Universe [Zemlia i Vselennaia]. 2003. № 1. P. 54-61. (In Russian).

8. Novichonok A. O., Skorikova N. S. The state and prospects of astronomical education of schoolchildren in Russia: the problems of continuity and variability [Sostojanie i perspektivy astronomicheskogo obrazovanija shkol>nikov v Rossii: problemy nepreryvnosti i variativnosti]. Available at: http: //lll21.petrsu.ru/journal/article.php? Id = 2724. (accessed 28.09.2012). (In Russian).

9. Polivanova K. What>s wrong with our school [Chto ne tak v nashej shkole]. Available at: http://www.rusrep.ru/ article/2012/11/27/scool. (accessed 28.09.2012). (In Russian).

10. Serebryakova S. S. Astronomy and its general cultural significance [Astronomija i ee obshhekul'turnoe znachenie]. Scholarly Notes of Transbaikal State University. Ser.: Physics, Mathematics, Engineering, Technology [Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Fizika, matematika, tehnika, tehnologija]. 2009. № 2. P. 148-155. (In Russian).

11. Surdin V. G. Astronomical problems with solutions [Astronomicheskie zadachi s reshenijami]. Moscow: Editorial URSS, 2012. 240 p. (In Russian).

12. Yazev S. A., Komarova E. S. The level of astronomical knowledge in society [Uroven> astronomicheskih znanij v obshhestve]. Earth and the Universe [Zemlia i Vselennaia]. 2009. № 5. P. 74-83. (In Russian).

13. Kaufman III N. J. Discovering the Universe. Second edition. New York: W. H. Freeman and Company, 1990. (In English).

14. Picover Clifford A. Black holes (A travelers guide). USA, John Willey @Son. Inc., 1996. 210 p. (In English).

15. Zeilik Michael. Conceptual Astronomy. USA, John Willey @Son. Inc., 1993. (In English).

16. On Amendments to the Federal Component of State Educational Standards for Primary General, Basic General and Secondary (Complete) General Education, approved by the Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of March 5, 2004

№ 1089 [O vnesenii izmenenij v federal>nyj komponent gosudarstvennyh obnazovatel>nyh standartov nachal>nogo obshhego, osnovnogo obshhego i srednego (polnogo) obshhego obrazovanija, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 5 marta 2004 g. № 1089] : the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 7, 2017 № 506. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71597416/. (accessed 01.02.2918). (In Russian).

17. On the organization of the study of Astronomy (together with theMethodological recommendations on the introduction of the academic subject «Astronomy» as compulsory for studying at the secondary general education level) [Ob organizacii izuchenija uchebnogo predmeta «Astronomija» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendacijami po vvedeniju uchebnogo predmeta «Astronomija» kak objazatel>nogo dlja izuchenija na urovne srednego obshhego obrazovanija»)] : letter № TS-194/08 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 20, 2017. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_222602/. (accessed 01.12.2018). (In Russian).

УДК/UDC 377 И. А. Маврина, Т. Р. Закирзянов, В. А. Николаев,

О. А. Масюков, Д. В. Янькин

I. Mavrina, T. Zakirzyanov, V. Nikolayev, O. Masyukov, D. Yankin

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL PRODUCTION CLUSTER WITHIN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT

OF CUTTING-EDGE TRAINING

Введение. Актуальность статьи обусловлена необходимостью привлечения внимания научной педагогической общественности и практического сообщества преподавателей учреждений СПО к проблеме развития образовательно-производственных кластеров в условиях моногорода. Целью статьи является теоретическое обоснование и описание организации и результатов взаимодействия учреждения СПО и производственной организации в процессе создания образовательно-производственного кластера в малом моногороде, экономика которого обусловливает специфику образовательных учреждений с основным спектром специальностей в сфере обслуживания предприятий нефте- и газодобычи.

Методология. В статье использованы методы теоретического анализа, прогнозирования и моделирования.

Результаты. Проведен анализ ключевых категорий (опережающее обучение, малый моногород, образовательно-производственный кластер), рассмотрены проблемы создания новых моделей профессиональной подготовки специалистов для экономики малого моногорода. Представлены результаты апробации образовательно-производственного кластера на основе социального партнерства и концепции опережающей подготовки кадров на примере моногорода Урай Тюменской области. Полученные результаты подтверждают актуальность вопросов, связанных с опережающей подготовкой кадров в системе СПО и необходимостью разворачивания образовательно-производственного кластера на территории малых городов Кемеровской, Новосибирской и других областей.

Заключение. Авторами отмечается необходимость развития социального партнерства внутри города, выраженного в организации взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и предприятий, создании модели образовательно-производственного кластера.

Introduction. The relevance of the article is due to the need to draw the attention of the scientific pedagogical community and the practical community of teachers of STR institutions to the study of the problem of developing educational and production clusters in a single-industry city. The purpose of the article is the theoretical justification and description of the organization and results of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.