УДК 37.02
А. А. Киндаев, Т. А. Герасимова, А. Д. Пронина
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МУЗЕЙНЫХ ПЛОЩАДОК
Аннотация. Рассмотрены современные образовательные возможности музейных площадок, созданных по принципу «Дома занимательной науки» Я. И. Перельмана, при педагогических вузах. Исследуется возможность использования новых методических форм и приемов проведения интерактивных занятий на их базе.
Ключевые слова: музей занимательных наук, покорение Луны, экспресс-лекция.
Наука должна быть веселая, увлекательная и простая
П. Л. Капица
Поиск новых форм взаимодействия «учитель - ученик» - это непрерывный и исторически непрекращающийся процесс. Идеи, уходящие своими истоками в работы ученых-исследователей, педагогов, представителей искусства и спорта, творческих личностей предшествующих поколений, претерпевая некоторые изменения под влиянием современных образовательных трендов, продолжают успешно воплощаться в жизнь. Так, мечта Якова Исидоровича Перельмана, автора таких широко известных книг, как «Занимательная физика», «Занимательная математика», «Занимательная астрономия», «Занимательные задачи и опыты» и др., состоявшая в создании так называемых «живых», действующих иллюстраций к его собственным научно-популярным произведениям и воплотившаяся сначала при открытии «Павильона занимательных наук» (1934 г.), а затем - «Дома занимательной науки» (1935 г.), является уникальным образовательным ориентиром для педагогических находок, позволяющих реализовывать на практике концепцию системно-деятельностного подхода при изучении естественнонаучных дисциплин.
Убеждение Я. И. Перельмана в том, что экспонаты «павильона» и «дома» «должны быть доступны посетителям», что «их можно трогать, рассматривать со всех сторон, вникать в их устройство, наглядно видеть их конструкцию и осмысленно с ними работать», в том, что «у экспонатов и приборов не должно быть категорических надписей: "Руками не трогать!", "За ограждения не заходить!"», несомненно, соответствует духу современных образовательных технологий развивающего характера. Приведенные выдержки из статьи Н. Богомолова «Дом занимательной науки» [1] емко отражают принципиальную основу функционирования подобных образовательных организаций. В этой же статье обозначена и основная задача «занимательных домов» - «популяризация научных знаний, но не последних достижений науки, а ее фундаментальных положений и основных законов, которые напрасно считают общеизвестными».
Популяризатор науки Я. И. Перельман был одним из первопроходцев (если не первопроходцем) в создании таких «домов чудес». И, несмотря на то, что 18 августа 1941 г. «Дом занимательной науки» на Фонтанке, 34 (г. Ленинград) из-за трагических для всей нашей страны событий, к сожалению, прекратил свое существование, именно с указа-
© Киндаев А. А., Герасимова Т. А., Пронина А. Д., 2020.
15
тельного столба с географическими координатами 59°57' северной широты, 30°19' восточной долготы, стоявшего у входа в «дом чудес», пошел отсчет занимательным учреждениям, центрам такого типа.
В настоящее время подобными центрами являются, например, такие общеизвестные организации, как «Музей занимательных наук "Экспериментаниум"», г. Москва («место для увлекательного изучения законов науки и явлений окружающего мира» -именно так заявлено на странице их официального сайта), «Музей занимательных наук "ЛабиринтУм"», г. Санкт-Петербург («здесь можно не просто смотреть и слушать, но и ставить опыты своими руками»), «Музей занимательных наук "Музей ЭйнштейниУм"», г. Краснодар («музей, где трогать, хватать и нажимать охотно приветствуется») и многие другие.
Помимо указанных и других крупных центров в нашей стране функционирует множество небольших «музеев», «залов», «выставок», «лабораторий» и т.п., популяризирующих достижения науки и техники в увлекательной интерактивной форме с использованием такого приема, как «отстранение», о котором Я. И. Перельман писал: «Существует такой литературный прием, обозначаемый термином "отстранение"». Состоит он в том, чтобы обыденное показывать как странное; в старом, приглядевшемся - открывать новое, неожиданное» [1].
Подобный небольшой «музей» действует и в Педагогическом институте им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета. Идейным вдохновителем музея стал заведующий кафедрой (на момент открытия в 2011 г.) теоретической физики и общетехнических дисциплин А. А. Марко. Такого рода «музеи», «залы», «выставки», «лаборатории», создаваемые в образовательных педагогических организациях, не только несут научно-просветительскую нагрузку, но и выполняют важную роль профессиональных, «стажировочных» площадок для будущих учителей - студентов педагогических профилей, которые, выполняя функцию экскурсоводов и «выездных лекторов», совершенствуются не только в проведении экспериментов, но и в организации межличностного взаимодействия.
Авторы статьи, являющиеся одними из экскурсоводов данного «музея», также продолжают и некоторые другие традиции общего родоначальника - «Дома занимательной науки» Перельмана. В частности, разрабатывают и проводят не только локализованные в «музее», но и выездные занятия научно-популярного характера для школьников. Причем обязательными требованиями к таким авторским методическим разработкам являются их интерактивный характер, применение, создание и апробация современных способов и приемов преподнесения научного и учебного материала, использование актуальных организационных форм взаимодействия «учитель - обучающийся», «экскурсовод - экскурсант».
Так, авторы статьи явились основными разработчиками сценария уже апробированного интерактивного занятия по астрономии под названием «Покорение Луны». Опуская мелкие (но важные с точки зрения методического построения) детали сценария, остановимся на общеконцептуальной структуре занятия, ориентированного на обучающихся 7-8 классов и проводимого либо в стационарных условиях «музея», либо на выезде.
Экскурсанты (обучающиеся класса, если мероприятие выездное) делятся на три группы («экипажа»). Занятие ведут два основных ведущих («Капитан» и «Сержант») и два помощника («Лектор-1», «Лектор-2»). Ход занятия сопровождается мультимедийной презентацией.
Для завладения вниманием обучающихся и организации рабочей атмосферы в начале занятия используется прием «театрализации»: разыгрывается мини-сценка, ос-
нованная на эпизоде из популярного научно-фантастического романа Жюля Верна «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут» [2].
Капитан. Господа, каждый из вас, конечно, не раз видел Луну или, по крайней мере, слышал о ней. Не удивляйтесь, что я заговорил об этом ночном светиле. Быть может, нам суждено сделаться Колумбами этого неведомого мира! Поймите меня - и я поведу вас на покорение Луны!
Сержант. Капитан, осмелюсь возразить - мы не сможем стать первопокорителями Луны, потому как некто Армстронг и Олдрин уже побывали на ней!
Капитан. Возражения не принимаются, Сержант! Речь идет не о космической прогулке, а о «колонизации» этого небесного тела и создании на его территории Лунного государства! Если вы не уверены, мы можем вас оставить здесь, на Земле. У остальных, надеюсь, нет сомнений отправиться в это опасное, но очень интересное путешествие?..
Сержант. Но нельзя же отправляться в рискованную экспедицию, совсем ничего не зная об этом далеком объекте!
Капитан. А разве мои экспедиционные команды о нем ничего не знают?! Ты сейчас убедишься в обратном!..
На втором этапе после эмоционально окрашенного начала, где обучающиеся в основном были зрителями, им предлагается уже действовать самим. Торжественность созданной обстановки должна послужить хорошим психологическим стимулом к продуктивному размышлению над ТРИЗ-заданиями (ТРИЗ - теория решения изобретательских задач) следующего характера.
После внимательного изучения предложенных «экипажам» рисунков, иллюстрирующих смену фаз Луны, солнечное и лунное затмения (с соответствующими пояснениями), обучающимся с помощью предложенных объектов (моделей Солнца, Земли и Луны) нужно сначала продемонстрировать указанные выше астрономические явления, а затем придумать названия аналогичным астрономическим событиям, которые наблюдал бы «космический путешественник», оказавшийся на Луне, и по возможности описать эти события (например, «новоземелие»).
На следующем этапе после заслушивания и оценивания ответов предлагается «испытание», в ходе которого используется такой прием, как «экспресс-лекция». Помощники основных ведущих (Лектор-1 и Лектор-2) предлагают обучающимся мини-лекцию о Луне с использованием соответствующей мультимедийной презентации. Лекторы, дав установку на внимание и сообщив о том, что полученные знания далее будут проверяться в ходе викторины, излагают информацию очень быстро; также быстро меняются и слайды презентации. Задача обучающихся - быть очень собранными и внимательными, запомнить и усвоить как можно больше сведений.
Полагаем, что использование приема «экспресс-информирование» позволяет формировать у школьников необходимое современному человеку умение справляться с большим и быстрым информационным потоком.
Примерное содержание «экспресс-лекции», составленное на основе материалов учебников [3, 4], может быть следующим (отметим, что мини-лекция, мультимедийная презентация и контролирующая викторина должны быть согласованы, каждое предложение лекции должно соответствовать одному слайду презентации).
Лектор 1. Луна - это естественный спутник Земли. Она находится на расстоянии примерно 400 тыс. км от Земли и является самым близким к Земле небесным телом. Ее масса в 81 раз меньше, чем у Земли.
Лектор 2. На Луне нет ни гидросферы, ни атмосферы. Из-за отсутствия атмосферы поверхность Луны подвержена постоянной бомбардировке метеоритами.
Лектор 1. Видимые невооруженным глазом светлые области на Луне называются материками, темные - морями. Моря - это равнинные пониженные участки. Самая крупная равнина получила название Океан Бурь, следом идет Море Дождей, Море Холода... На Луне очень много метеоритных кратеров, получивших название в честь знаменитых ученых: Архимеда, Коперника, Птолемея, Кеплера и др.
Лектор 2. Так как Луна вращается вокруг оси и вокруг Земли с одним и тем же периодом, мы видим всегда одну и ту же ее сторону. Первую фотографию обратной стороны Луны сделала советская космическая станция «Луна-3» в 1959 г. Луна стала первым и пока единственным небесным телом, на которое ступила нога человека. Этим человеком был американский астронавт Нейл Армстронг в 1969 г.
Лектор 1. Иногда Луну называют Селеной - так зовут ее греческую богиню.
Лектор 2. Собственного свечения Луна не имеет, она светит отраженным от Солнца светом, поэтому по мере ее движения по орбите происходит смена так называемых фаз Луны, от новолуния до полнолуния.
Лектор 1. С давних времен у людей вызывали страх и восхищение такие явления, как солнечное и лунное затмения. Когда Луна закрывает Солнце (полностью или частично), то наблюдается солнечное затмение. Когда Земля закрывает от Солнца Луну, то происходит лунное затмение. В древнем Китае считалось, что в эти моменты нахождения светил в так называемых узловых точках Луну и Солнце заглатывают драконы. Чтобы их отогнать, китайцы шумели, били в барабаны, взрывали ракеты.
Лектор 2. Умение предсказывать солнечное затмение было очень важным. Христофор Колумб, которому грозила голодная смерть на Ямайке из-за агрессивного отношения местных жителей, нашел способ добыть припасов, пригрозив им, что он лишит их лунного света. Колумб знал, что вечером произойдет затмение Луны. Он пригласил вождей к себе и, как хороший актер, прекрасно провел сцену «отнятия» и последующего «возвращения» им Луны. С этого момента у Колумба и его отряда припасы были в изобилии.
Лектор 1. Лекция закончена. Приступаем к проверке...
Проверка усвоения материала реализуется с помощью игровой технологии с привлечением мультимедийных компьютерных средств. Авторами статьи была разработана викторина в форме флеш-анимации (скриншот одного из этапов викторины показан на рис. 1).
3 балла Вопрос 2 В XXII в. до н.э. два китайских придворных астронома Хи и Хо лишились головы, потому что они не смогли предсказать... ^ЛшаЛ&к
3 балла 2 балла
2 балла 1 балл Вопрос 9 Назовите фазу Луны, когда она находится между Землёй и Солнцем, г. е. когда к нам обращена её неосвещённая сторона.
Рис. 1. Скриншот флеш-викторины «Покорение Луны»
Викторина представлена дифференцированными по сложности вопросами, позволяющими «экипажам» при прохождении викторины применять командную тактику, что в свою очередь способствует развитию коммуникативных и личностных универсальных учебных действий обучающихся.
Викторину целесообразно проводить основным «ведущим», выступающим в роли независимых экспертов. Как показала апробация приема «экспресс-информирование», современные дети способны к усвоению информации в достаточно быстром темпе, однако при условии четко поставленной в начале «экспресс-лекции» цели, указания на способ проверки и сопровождения качественными наглядными материалами.
Соревновательность, конструктивная конкуренция, успешность при зарабатывании командой баллов во время прохождения викторины являются действенными стимулирующими факторами, обеспечивающими высокую познавательную активность обучающихся.
Следуя принципу единства формы и содержания, при проведении занятия необходимо придерживаться выбранного вначале стиля общения. «Герои», появившиеся при первой театрализации, должны исполнять свои роли в течение всего занятия, в том числе и после викторины:
Капитан. Вот видишь, Сержант, что мои экипажи готовы к покорению Луны!
Сержант. Вижу, что готовы. Но как же туда попасть?
Капитан. А это нам должны предложить наши юные покорители. Итак, вам дается 4 мин, чтобы предложить оригинальный способ попасть на Луну...
Задания подобного типа направлены на развитие творческого воображения и фантазии школьников, так необходимых в научном творчестве. И, как показывает практика, обучающиеся, которые регулярно выполняют такие задания, предлагают множество нетривиальных решений, пусть даже часто далеких от реального воплощения.
Немаловажным элементом, направленным на здоровьесбережение, является «физкультминутка», которая в нашем случае принимает форму «физподготовки к космическому полету».
Для концентрации внимания обучающихся и возвращения течения занятия в рабочее русло далее проводится демонстрация опыта Плато (для его показа не в стационарных условиях необходимы шприц 20 мл, масло машинное, возможно иное, заранее приготовленная водно-спиртовая смесь необходимой плотности, прозрачный стаканчик). Надо учесть, что в данном случае цели опыта и его краткой интерпретации заключаются не столько во вскрытии физической сущности происходящих явлений, сколько в «возвращении» внимания обучающихся с помощью приема «эффектности».
Возможно следующее сопровождение опыта.
Капитан. И вот мы уже летим. Смотрите - невесомость (в это время в водно-спиртовую жидкость медленно и аккуратно вводится с помощью шприца масло). Масло уже не растекается, как было бы на Земле под действием тяготения. Оно принимает собственную форму, форму шара. Гравитация как будто «выключилась».
Сержант. И вот мы уже на Луне. Теперь нас ждет увлекательное занятие - создание проекта Лунной базы.
Капитан. А может быть, даже Лунного государства!
Сержант. Каждой экспедиционной группе нужно предложить свой проект Лунного государства. Что там должно быть - решать вам.
Обучающимся дается определенное время и руководящая инструкция по созданию своего мини-проекта: необходимо определить «рабочую группу» по реализации проекта, выбрать руководителя, распределить обязанности, определить цель и задачи создания
лунной базы, ее функции, нарисовать схему-эскиз, выбрать «строительные» материалы и инструменты (обучающимся предлагаются различные канцелярские принадлежности, пластиковые бутылки различных форм и размеров, иные подручные материалы), продумать план представления проекта и его защиты.
После защиты проектов на завершающем этапе интерактивного занятия участникам предоставляется возможность высказываться, рефлексировать.
В заключение отметим, что это лишь одно из мероприятий, проводимых членами актива, обеспечивающего функционирование «Музея занимательных наук» Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета. Среди авторских разработок - также сценарии таких мероприятий, как научно-образовательный квест «В мире удивительных изобретений», образовательно-воспитательные мероприятия «Время первых», «Пусть добрым будет ум у вас.» и др., хотя наиболее часто реализуемой формой взаимодействия с аудиторией являются, конечно, интерактивные экскурсии по залам занимательной физики и астрономии. Таким образом, данное направление педагогической деятельности, несомненно, открывает широкие возможности по поиску, апробированию и внедрению различных методических приемов в образовательную деятельность на современном этапе и позволяет делать науку «простой и увлекательной».
Библиографический список
1. Богомолов, Н. Дом занимательной науки / Н. Богомолов // Нева. - 2003. - № 5. -С. 276-282.
2. Верн, Ж. С Земли на Луну / Ж. Верн // Собрание сочинений в восьми томах / Ж. Верн. -Москва : Правда, 1985. - Т. 2. - 352 с.
3. Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. - 5-е изд., пересмотр. - Москва : Дрофа, 2018. -238 [2] с.
4. Чаругин, В. М. Астрономия. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / В. М. Чаругин. - 2-е изд., испр. - Москва : Просвещение, 2018. - 144 с.
Киндаев Алексей Александрович, кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра общей физики и методики обучения физике, Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected].
Герасимова Татьяна Александровна, студентка, Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]
Пронина Анастасия Дмитриевна, студентка, Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]
Образец цитирования:
Киндаев, А. А. Современные образовательные возможности интерактивных музейных площадок / А. А. Киндаев, Т. А. Герасимова, А. Д. Пронина // Вестник Пензенского государственного университета. -2020. - № 3 (31). - С. 15-20.