Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРУДОЛЮБИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРУДОЛЮБИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ / ТРУДОЛЮБИЕ / ЖИВОПИСНЫЕ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Елена Алексеевна, Кудринская Мария Владимировна

В статье рассматриваются особенности представления подростков с легкой степенью умственной отсталости и их сверстников с нормативным развитием о трудолюбии как нравственной категории. Вопросы изучения особенностей нравственных представлений подростков с нарушением интеллекта рассматриваются в контексте теоретической позиции Л.С. Выготского о необходимости вхождения ребенка с нарушением развития в культуру, становления личности и мировоззрения детей данной категории. Показана значимость искусства как особой наглядно-образной формы познания культуры, способствующего социокультурному развитию такого ребенка. Раскрывается научно-теоретическая значимость изучения особенностей представления подростков с нарушением интеллекта о трудолюбии с позиции их социализации. Обосновывается актуальность изучения особенностей представлений подростков с нарушением интеллекта о трудолюбии, с одной стороны - недостаточностью психологических исследований, а с другой - значимостью данной тематики для социокультурного развития детей данной категории. Представленная диагностическая программа на основе восприятия искусства определяет особенности представления о трудолюбии у подростков данной категории в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Диагностический инструментарий включает: методики (анализ беседы, живописного и литературного произведения), критерии оценки выполнения заданий, уровневые качественные характеристики. Выявление особенностей представлений подростков с нарушением интеллекта о трудолюбии основывалось на количественных, статистических и качественных, критериальных показателях. Проведенный эксперимент позволил сделать выводы о том, что у подростков с легкой степенью умственной отсталости наблюдается незрелость, размытость представления о нравственной категории трудолюбия. Статистический анализ и выявленные качественные характеристики показали неоднородность представлений о нравственных категориях. Сопоставление количественных и качественных данных позволило сформулировать особенности представления подростков с легкой степенью умственной отсталости о нравственной категории трудолюбия. Использование искусства как диагностического инструментария дает дефектологам и психологам материал о степени развития представления о трудолюбии как одного из нравственных категорий у подростков с данным нарушением. И главное, используя живописные и литературные произведения, создается возможность осуществить формирование представлений о трудолюбии подростков с легкой степенью умственной отсталости. С помощью анализа произведений искусства подростков с легкой степенью умственной отсталости выявлено, что особенности их представления о трудолюбии обусловлены нарушением психического развития детей данной категории. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о наличии специфики представлений подростков с легкой степенью умственной отсталости о трудолюбии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Медведева Елена Алексеевна, Кудринская Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE IDEA OF INDUSTRIOUSNESS OF ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES THROUGH THE PERCEPTION OF ART WORKS

The article discusses the features of the representation of adolescents with a mild degree of mental retardation and their peers with normative development about industriousness as a moral category. The issues of studying the peculiarities of the moral ideas of adolescents with intellectual disabilities are considered in the context of the theoretical position of L.S. Vygotsky on the need for a child with a developmental disability to enter the culture, the formation of the personality and worldview of children in this category. The importance of art is shown as a special visual-figurative form of cognition of culture, which contributes to the socio-cultural development of such a child. The scientific and theoretical significance of studying the features of the representation of adolescents with intellectual disabilities about industriousness from the standpoint of their socialization is revealed. The relevance of studying the peculiarities of the ideas of adolescents with intellectual disabilities about industriousness is substantiated, on the one hand, by the lack of psychological research, and on the other hand, by the significance of this topic for the sociocultural development of children in this category. The presented diagnostic program, based on the perception of art, determines the features of the idea of industriousness in adolescents of this category in comparison with normally developing peers. Diagnostic tools include: methods (analysis of conversations, paintings and literary works), criteria for assessing the performance of tasks, level qualitative characteristics. Identification of the features of the representations of adolescents with intellectual disabilities about industriousness was based on quantitative, statistical, and qualitative criteria indicators. The experiment made it possible to conclude that adolescents with a mild degree of mental retardation have immaturity, a blurred idea of the moral category of industriousness. Statistical analysis and the identified qualitative characteristics showed the heterogeneity of ideas about moral categories. Comparison of quantitative and qualitative data made it possible to formulate the features of the representation of adolescents with a mild degree of mental retardation about the moral category of industriousness. The use of art as a diagnostic tool provides defectologists and psychologists with material on the degree of development of the idea of industriousness as one of the moral categories in adolescents with this disability. And most importantly, using paintings and literary works, it is possible to carry out the formation of ideas about the industriousness of adolescents with a mild degree of mental retardation. Using the analysis of works of art by adolescents with a mild degree of mental retardation, it was revealed that the peculiarities of their idea of industriousness are due to a violation of the mental development of children in this category. The study confirmed the hypothesis put forward about the presence of specific ideas of adolescents with a mild degree of mental retardation about industriousness.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРУДОЛЮБИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

По окончании игры в качестве самоконтроля детям предлагается распределить перемешанные карточки - экспонаты и явления в космосе относящиеся к двум ключевым частям космического комплекса К. Э. Циолковского: музей космонавтики и планетарий.

Таким образом, игра - экскурсия «космическое путешествие» дает возможность в игровой форме получить знания благодаря виртуальному посещению музея по карточкам с экспонатами и космическими явлениями.

Выводы. Игры, в рамках которых до детей доносится информация о вкладе их соотечественников в мировой прогресс, пробуждают чувство сопричастности к величию своей Родины, гордость за своих предшественников - ее героев. В этих условиях игра становится не просто развлечением, благодаря которому можно увлекательно провести время и выиграть, а пробуждает патриотические чувства ребенка. Стоит отметить, что игры - экскурсии направляют интерес ребенка на поиск необходимой информации; позволяют эффективно осваивать информацию и способствуют развитию умений познавательной деятельности, позволяют постепенно расширять и углублять круг осваиваемого, а также являются основой разнообразной деятельности детей и стимулируют отражение впечатлений в разнообразной форме; обеспечивают индивидуальный темп освоения материала. Ведущей функцией игр - экскурсий является организация взаимодействия педагога с детьми в решении задач краеведческого образования дошкольников.

Но при этом, виртуальные игры не являются заменой живого непосредственного восприятия музея ребенком. Благодаря участию в данной игре - экскурсии детям не только запомнится множество интересных фактов и экспонатов, с которыми в последствии они поделятся с родными, но и появится мотивация посетить наш музей космонавтики и планетарий имени К. Э. Циолковского.

Литература:

1. Болдырихина, Н.В. Различные направления краеведческой работы в дошкольной образовательной организации / Н.В. Болдырихина // Сборник статей победителей IV Международного научно-практического конкурса. - Пенза: Наука и Просвещение. - 2016. - С. 116-121.

2. Ефремцева, П.В. Возможности урока математики в начальной школе для осуществления патриотического воспитания (на примере урока, посвященного 60-летнему юбилею первого полета человека в космос) / П.В. Ефремцева, И.О. Габдулина // Вопросы педагогики. - 2021. - № 10-1. - С. 98-104.

3. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. учреждений высшего образования / М.Г. Сорокова - 6-е изд., стер. - Москва: Изд. центр «Академия», 2014. - 384 с.

4. Строев, К.Ф. Краеведение: учеб. пособие для студентов естественно-геогр. фак. пед. ин-тов / К.Ф. Строев. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1974. - 144 с.

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155: зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 г. Редакция от 21.01.2019].

Педагогика

УДК 376

доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); педагог-дефектолог Кудринская Мария Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 854» (г. Москва)

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРУДОЛЮБИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности представления подростков с легкой степенью умственной отсталости и их сверстников с нормативным развитием о трудолюбии как нравственной категории. Вопросы изучения особенностей нравственных представлений подростков с нарушением интеллекта рассматриваются в контексте теоретической позиции Л.С. Выготского о необходимости вхождения ребенка с нарушением развития в культуру, становления личности и мировоззрения детей данной категории. Показана значимость искусства как особой наглядно-образной формы познания культуры, способствующего социокультурному развитию такого ребенка. Раскрывается научно-теоретическая значимость изучения особенностей представления подростков с нарушением интеллекта о трудолюбии с позиции их социализации. Обосновывается актуальность изучения особенностей представлений подростков с нарушением интеллекта о трудолюбии, с одной стороны - недостаточностью психологических исследований, а с другой - значимостью данной тематики для социокультурного развития детей данной категории. Представленная диагностическая программа на основе восприятия искусства определяет особенности представления о трудолюбии у подростков данной категории в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Диагностический инструментарий включает: методики (анализ беседы, живописного и литературного произведения), критерии оценки выполнения заданий, уровневые качественные характеристики. Выявление особенностей представлений подростков с нарушением интеллекта о трудолюбии основывалось на количественных, статистических и качественных, критериальных показателях. Проведенный эксперимент позволил сделать выводы о том, что у подростков с легкой степенью умственной отсталости наблюдается незрелость, размытость представления о нравственной категории трудолюбия. Статистический анализ и выявленные качественные характеристики показали неоднородность представлений о нравственных категориях. Сопоставление количественных и качественных данных позволило сформулировать особенности представления подростков с легкой степенью умственной отсталости о нравственной категории трудолюбия. Использование искусства как диагностического инструментария дает дефектологам и психологам материал о степени развития представления о трудолюбии как одного из нравственных категорий у подростков с данным нарушением. И главное, используя живописные и литературные произведения, создается возможность осуществить формирование представлений о трудолюбии подростков с легкой степенью умственной отсталости. С помощью анализа произведений искусства подростков с легкой степенью умственной отсталости выявлено, что особенности их представления о трудолюбии обусловлены нарушением психического развития детей данной категории. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о наличии специфики представлений подростков с легкой степенью умственной отсталости о трудолюбии.

Ключевые слова: подростки с нарушением интеллекта, легкая степень умственной отсталости, трудолюбие, живописные, литературные произведения.

Annotation. The article discusses the features of the representation of adolescents with a mild degree of mental retardation and their peers with normative development about industriousness as a moral category. The issues of studying the peculiarities of the moral ideas of adolescents with intellectual disabilities are considered in the context of the theoretical position of L.S. Vygotsky on the need for a child with a developmental disability to enter the culture, the formation of the personality and worldview of children in this category. The importance of art is shown as a special visual-figurative form of cognition of culture, which contributes to the socio-cultural development of such a child. The scientific and theoretical significance of studying the features of the representation of adolescents with intellectual disabilities about industriousness from the standpoint of their socialization is revealed. The relevance of studying the peculiarities of the ideas of adolescents with intellectual disabilities about industriousness is substantiated, on the one hand, by the lack of psychological research, and on the other hand, by the significance of this topic for the sociocultural development of children in this category. The presented diagnostic program, based on the perception of art, determines the features of the idea of industriousness in adolescents of this category in comparison with normally developing peers. Diagnostic tools include: methods (analysis of conversations, paintings and literary works), criteria for assessing the performance of tasks, level qualitative characteristics. Identification of the features of the representations of adolescents with intellectual disabilities about industriousness was based on quantitative, statistical, and qualitative criteria indicators. The experiment made it possible to conclude that adolescents with a mild degree of mental retardation have immaturity, a blurred idea of the moral category of industriousness. Statistical analysis and the identified qualitative characteristics showed the heterogeneity of ideas about moral categories. Comparison of quantitative and qualitative data made it possible to formulate the features of the representation of adolescents with a mild degree of mental retardation about the moral category of industriousness. The use of art as a diagnostic tool provides defectologists and psychologists with material on the degree of development of the idea of industriousness as one of the moral categories in adolescents with this disability. And most importantly, using paintings and literary works, it is possible to carry out the formation of ideas about the industriousness of adolescents with a mild degree of mental retardation. Using the analysis of works of art by adolescents with a mild degree of mental retardation, it was revealed that the peculiarities of their idea of industriousness are due to a violation of the mental development of children in this category. The study confirmed the hypothesis put forward about the presence of specific ideas of adolescents with a mild degree of mental retardation about industriousness.

Key words: adolescents with intellectual disabilities, mild degree of mental retardation, industriousness, paintings, literary works.

Введение. Сегодня специальное, инклюзивное образование придает значимость социокультурному становлению личности детей с разными вариантами дизонтогенеза, основанное на идеи Л.С. Выготского о необходимости «врастания» в культуру детей с нарушениями развития, где формирование культурно-нравственных представлений занимает немаловажное значение для их социализации в обществе. В качестве условия, обеспечивающего успешность решения задачи формирования общекультурных ценностей, по утверждению ряда ученых, может выступать искусство, которое обеспечивает оптимизацию психического развития, включается в процесс формирования сознания личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Н.А. Леонтьев и др.) [1, 2, 7, 8].

Анализ научных исследований в специальной психологии и педагогике (И.А. Грошенков, И.В. Евтушенко, М.В. Кудринская, Е.А. Медведева, А.С. Павлова и др.) показывает, что для детей с нарушением развития искусство создает возможность наглядно-образного познания мира, формирования нравственно-гуманистических основ личности, коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии, социокультурного становления ребенка данной категории. В процессе целенаправленных, психолого-педагогических организованных взаимодействий и коммуникации в искусстве взрослых и детей происходит изменение мотивационно-целевой системы личности, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения [5, 9, 11, 12, 13, 14].

Однако, в настоящее время в образовательной системе инклюзивной и компенсирующей направленности явно недостаточно целенаправленных теоретических и экспериментальных психологических исследований, показывающих возможности искусства в формировании социально-нравственных представлений подростков с нарушением интеллекта, обусловливающих их отношение к природному, предметному, социальному миру человека (М.В. Кудринская, Е.А. Медведева) [10, 11, 12, 13].

В то же время имеющиеся педагогические работы раскрывают содержание, формы и методы нравственного воспитания учащихся (О.С. Богданова, Т.П. Грибова, Г. Зак, А.И. Катаева, А.И. Шемшурина, А.А. Хазова и др.) [3, 6].

В связи с этим, на этапе поиска технологий психолого-педагогического сопровождения подростков с нарушением интеллекта в образовательном пространстве изучение возможностей развития личности детей данной категории, «врастание» в культуру, познание ее нравственно-гуманистических ценностей, выявление особенностей развития их представлений о нравственных категориях (в частности трудолюбия) с помощью искусства представляется нам достаточно актуальным.

Целью настоящего исследования является изучение особенностей представления подростков с легкой степенью умственной отсталости о таком нравственном понятии как трудолюбие, через анализ смыслового содержания беседы, живописного и литературного произведения.

Изложение основного материала статьи. Экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ Школа № 854. В исследовании приняло участие 60 подростков в возрасте 13-14 лет. Из них 30 подростков с нарушением интеллекта (в легкой степени умственной отсталости) (НИ), 30 подростков - с нормативным развитием (НР). Диагноз подросткам с нарушением интеллекта был подтвержден на ЦПМПК г. Москвы.

Исследование направлено на подтверждение гипотезы о том, что общее нарушение психического развития подростков с легкой степенью умственной отсталости обусловливает особенности их представления о трудолюбии, как нравственной категории, понимание смысла которого имеет значимость и для социализации, и социокультурного развития личности детей данной категории. Констатирующая часть исследования состояла из трех заданий: первое из которых - беседа, направленная на выявление представлений о понятии трудолюбие, второе задание направлено на анализ живописного произведения, третье - литературного произведения, в которых отражен труд человека.

Задание 1. Беседа « Что такое трудолюбие?».

Цель: Определение представлений о трудолюбии у подростков с нарушением интеллекта.

Стимульный материал: индивидуальная беседа.

Инструкция. Подростку предлагалось ответить на вопросы: Что такое трудолюбие? Какого человека можно назвать трудолюбивым? Как это проявляется в жизнедеятельности?

Задание 2. «Что «живет» в живописном произведении?».

Цель: Определение понимания скрытого символического выражения о трудолюбии в живописном произведении.

Стимульный материал: картина Н.К. Пимоненко «Сенокос».

Инструкция. Подростку предлагалось посмотреть на картину (назывался автор и название) и ответить на следующие вопросы: Что «живёт» в живописном произведении? (назвать нравственное понятие, которые выразил художник). Как ты понял, узнал, что в данном произведении художник выразил именно это нравственное понятие? Что тебе помогло это определить (действия образов, их орудия, пантомимику, краски, изображающие время года, эмоциональное настроение, атмосферу, отраженную в картине)?

Задание 3 « Что «живет» в литературном произведении?».

Цель: Определение понимания скрытого символического выражения о трудолюбии в литературном произведении.

Стимульный материал: Л. Воронкова «Танины дела».

Инструкция. Подростку предлагалось прочитать фрагмент литературного произведения (назывался его автор и название) и ответить на следующие вопросы: Что «живёт» в данном литературном произведении, в этом тексте (назвать нравственное понятие, которые описал писатель)? Как ты понял, узнал, что в данном тексте отражено именно трудолюбие? Что тебе помогло сделать такое заключение, какие художественные средства? (поступки, действия и слова героев, описание переживаний героев, их внешних и внутренних качества).

В случае затруднения при ответах и по живописному, и литературному произведению подросткам предоставлялся перечень нравственных понятий, записанный на отдельном листе и предъявляемый экспериментатором.

Оценка представлений подростков с нарушением интеллекта о трудолюбии проводилась на основе количественных и качественных показателей. Количественная оценка осуществлялась по трехбалльной шкале: 3 балла - высокая степень выраженности представлений о трудолюбии (адекватность ответов в беседе, в анализе живописного и литературного произведения); 2 балла - относительная степень выраженности (размытость представлений о трудолюбии, затруднения при ответах, наличие помощи взрослого при анализе); 1 балл - низкая степень выраженности (фрагментарность ответов в беседе, ограниченность понимания содержания даже с поддержкой взрослого и опорой на перечень нравственных понятий, записанных на отдельном листе).

Качественная оценка проявлялась: в беседе в самостоятельности развернутости ответов о проявлении трудолюбия в жизнедеятельности человека; в живописных произведениях пониманием смыслового содержания картины, знаков и символов, средств выразительности, раскрывающих общее настроение живописного произведения, вербальное описание действий персонажей как проявление трудолюбия; в литературном произведении - поступки, действия и слова героев.

Статистическая значимость различий по рассматриваемым признакам, характеризующих представления о трудолюбии подростков с нарушением интеллекта по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, по всем заданиям проводилась по статистической методике Манна-Уитни. Сравнение качественных и количественных данных по представлению о трудолюбии у подростков с нарушением интеллекта и нормально развивающихся сверстников показали их актуальный уровень смыслового понимания нравственного понятия детей данной категории. Статистический анализ позволил обнаружить различия в представлении о трудолюбии по всем рассматриваемым признакам у подростков с нарушением интеллекта и их сверстников с нормальным развитием на высокой степени значимости статистически достоверных различий в беседе р=0,03; в анализе живописного произведения р=0,01, в анализе литературного произведения р=0,02.

Опираясь на качественные и количественные показатели представлений о трудолюбии у подростков с нарушением интеллекта и нормативным развитием, выявленных в беседе, при анализе картины, и литературного произведения, можно условно дифференцировать их на три уровня: высокий, средний и низкий.

В беседе высокий уровень наблюдался только у 60% нормально развивающихся подростков и характеризовался наличием адекватных и достаточно полных представлений о трудолюбии человека, самостоятельным, развёрнутым вербальным описаниям признаков данного понятия, внутреннего и внешнего его проявления у человека по отношению к природе, к предметам рукотворного мира, к другому человеку. Средний уровень проявился у 40% у нормально развивающихся подростков и 30% с нарушением интеллекта и характеризовался наличием упрощенного и неполного представления о трудолюбии человека, которое опирается на конкретные примеры из жизни знакомых людей, их поступки. Отмечают больше внешне, чем внутренне выраженную мотивацию проявления у человека трудолюбия по отношению к другому человеку, к природе, к предметам рукотворного мира. Анализ содержания нравственного понятия трудолюбия через живописное произведение проводилось с помощью наводящих вопросов экспериментатора. Низкий уровень прослеживался только у 70% подростков с нарушением интеллекта и характеризовался значительной помощью экспериментатора, наличием смазанных, фрагментарных представлений о трудолюбии человека, выражался в размытости, схематичности, конкретности высказываний, опирающихся лишь на внешние проявления человека в отношении к природе, к предметам рукотворного мира, к другому человеку, связанных в основном с проявлением трудолюбия в личностно-бытовой потребности.

При анализе представлений о трудолюбии, отраженном в живописном произведении Н.К. Пимоненко «Сенокос», высокий уровень наблюдался у 10% подростков с нарушением интеллекта и у 75% подростков с нормативным развитием. При анализе картины учащиеся отмечали настроение картины, яркость красок солнечного дня, радостный и светлый колорит картины, крестьян, которые полны сил, плечом к плечу, дружно собирают скошенную траву, помогают друг другу («несмотря на изнуряющую жару, люди вышли на работу и трудятся изо всех сил»). Указывалось, что картина наполнена добром, дружбой, трудолюбием («женщины, которые изображены на картине, трудятся в поле и любят эту работу», «работают, не жалея сил»). Понимание знаково-символического выражения трудолюбия в живописном произведении на среднем уровне наблюдалось у 60% подростков с нарушением интеллекта и у 25% подростков с нормативным развитием. При анализе картины дети давали менее развернутые ответы, опираясь на вопросы взрослого («краски картины, выглядят бледно в дымке», «передают утро и туман»). При раскрытии содержания отмечали, что картина отражает труд людей, выделяли особенности рабочей одежды, инструментов для сенокоса, описывали предполагаемые цели труда («крестьяне стараются заготовить сено на зиму для скота, они не могут лениться», «много людей трудятся и убирают сено», «люди трудятся ради колхоза», «здесь показана работа в каком-то селе», «люди не поленились, проснулись рано и пошли работать в поле»). Низкий уровень понимания знаково-символического выражения трудолюбия в живописном произведении отмечался только у 30% подростков с нарушением интеллекта. При анализе картины учащиеся, опираясь на название, сюжет картины и действия персонажей, описывали кратко, односложно, называя конкретно изображенные действия («люди убирают сено», «люди собирают урожай», «люди разделили поле по частям и каждый косит свою часть»). Характеристика передачи настроения картины, передающей процесс труда сельских жителей, испытуемыми не наблюдалась.

При анализе представлений о трудолюбии, отраженном в литературном произведении Л. Воронкова «Танины дела», высокий уровень выявился только у 12% подростков с нормальным развитием и 10% с нарушением интеллекта. При анализе литературного текста учащиеся понимают ценностный смысл, заложенный автором, анализируя особенности сюжета, описания действий, поступков, слова, отражающие внутренние переживания героев, обращают внимание на средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения и т.д.). Подростки не только правильно определяют ценностный

смысл, отраженный автором произведения, но также отмечают многообразие нравственных понятий в одном и том же тесте (например, добро, щедрость и красота).

70% подростков с нарушением интеллекта и 88% подростков с нормальным развитием показали средний уровень понимания знаково-символического выражения нравственных понятий, переданных автором литературного произведения. При анализе текста подростки определяют нравственное понятие трудолюбие, при его раскрытии обращали большее внимание на сюжет, характер взаимоотношения между героями, их действия и поступки, редко отмечая описание внутреннего состояния героев и используемые средства художественной выразительности, суждение выстраивалось на основе собственного, субъективного отношения к произведению. Низкий уровень понимания знаково-символического выражения трудолюбия наблюдался только у 20% подростков с нарушением интеллектуального развития. При анализе текста подростки со значительной помощью экспериментатора обращают внимание лишь на общий сюжет, действия героев, не раскрывая смысл поступков, не отмечая внутреннего состояния персонажей, средств художественной выразительности, характеризующих трудолюбие героев.

Выводы. Составленная диагностическая программа для определения особенностей представления о трудолюбии у подростков с нарушением интеллекта оказалось информативной. Эксперимент показал, что выявленные особенности представления о трудолюбии подростков с легкой степенью умственной отсталости характеризуются: незрелостью, ограниченностью у большей части испытуемых; неоднородностью проявления и преобладания «относительной» и «слабой» степени выраженности смыслового содержания данного нравственного понятия. Использование живописного и литературного произведений создает условие более полного раскрытия особенностей представлений о трудолюбии подростков с нарушением интеллекта, нежели в беседе со взрослым на эту тему, что подтверждается статистическими данными. Результаты исследования обозначили необходимость коррекционной работы по формированию нравственных представлений у подростков данной категории, а также показали возможности использования искусства, в частности живописи и литературы, как диагностического инструментария в определении особенностей представлений о трудолюбии и других нравственных понятиях подростков с нарушением интеллекта.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - Москва: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 229 с.

2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М., 1987. - 344 с.

3. Богданова, О.С. О нравственном воспитании подростков / О.С. Богданова, Л.И. Катаева, А.И. Шемшурина. -Москва: Просвещение, 1988. - 206 с.

4. Грибова, Т.П. Нравственное развитие личности школьника: подходы и диагностика / Т.П. Грибова. - Новокузнецк: ИПК, 2001. - 64 с.

5. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе / И.А. Грошенков. - Москва: Просвещение, 1982. - 68 с.

6. Зак, Г.Г. Интегративный подход к духовно-нравственному воспитанию обучающихся с умственной отсталостью / Г.Г. Зак // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - С. 39-46.

7. Каган, М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган. - Л.: Знание, 1978. - 34 с.

8. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леоньтев / под. ред. В.В. Давыдова - Москва: Педагогика, 1983. - Т. 1. - С. 282. - Т. 2. - С. 320.

9. Медведева, Е.А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья через искусство. Познавательно-семиотическое и ценностно-ориентационное развития: теория, диагностика, практика / Е.А. Медведева. -Москва: «Перо», 2015. - 94 с.

10. Медведева, Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве / Е.А. Медведева. - Москва: Ин-т консультирования и системных решений, 2009. - 272 с.

11. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников с задержкой психического развития в художественной деятельности / Е.А. Медведева, А.С. Павлова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 2 (121). - С. 161-166.

12. Медведева, Е.А. Изучение представлений подростков с нарушением интеллекта о категории добра и зла с помощью искусства / Е.А. Медведева, М.В. Кудринская // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№ 65-3. - С. 72-74.

13. Медведева, Е.А. Изучение представлений подростков с нарушением интеллекта о дружбе и предательстве с помощью малых фольклорных форм / Е.А. Медведева, М.В. Кудринская // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-3. - С. 100-103.

14. Медведева, Е.А. К вопросу о диагностике компонентов личности детей 7-8 лет с задержкой психического развития посредством художественной деятельности / Е.А. Медведева, А.С. Павлова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-6. - С. 220-228.

Педагогика

УДК 004.9

кандидат педагогических наук, доцент Мелоян Владимир Георгиевич

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар); кандидат физико-математических наук, доцент Бегларян Маргарита Евгеньевна Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар); старший преподаватель Лузин Алексей Иванович

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар)

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье отмечается, что современное состояние экономики страны характеризуется необходимостью адаптации системы образования к изменяющимся условиям и требованиям рынка труда. Одним из важных направлений адаптации системы образования, является подготовка специалистов, готовых получать новые знания, навыки и умения, а также совершенствовать уже имеющиеся, на основе применения новых технологий обучения, в частности, метода case-study. Методы исследования включают системный анализ и моделирование процесса обучения при условии применения новых технологий в образовании.

Ключевые слова: кейс-метод, методика обучения, ситуационные методы, программные продукты, метода казусов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.