Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ'

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
384
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Городилова Светлана Александровна, Тукмачева Алина Сергеевна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью выявления особенностей половой идентичности подростков с умственной отсталостью разной степени в сравнении со сверстниками с нормальным интеллектуальным развитием, поскольку выявленные специфические особенности позволят осуществить поиск эффективных путей психолого-педагогического сопровождения подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Для проведения эмпирического исследования был использован тест «Завершение предложений» Дж. М. Сакса и методика «Рисунок человека» К. Моховера, выявляющие характерные особенности половой идентичности у подростков с умственной отсталостью. В исследовании приняло участие 80 подростков в возрасте 12-13 лет: в экспериментальную группу вошли подростки с умственной отсталостью в легкой и умеренной степени, в контрольную группу - подростки с нормальным интеллектуальным развитием. По результатам констатирующего эксперимента было установлено, что у большинства подростков с нормальным интеллектуальным развитием и у девочек с легкой степенью умственной отсталости выявлен средний уровень сформированности половой идентичности, тогда как у мальчиков с легкой степенью, мальчиков и девочек с умеренной степенью умственной отсталости преобладает низкий уровень, проявляющийся в неравномерном протекании и в менее дифференцированном характере половой идентичности. Материалы исследования могут быть использованы для организации психолого-педагогического сопровождения формирования половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Городилова Светлана Александровна, Тукмачева Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SEXUAL IDENTITY OF MENTALLY RETARDED ADOLESCENTS

The urgency of the article is due to the need to identify the features of the sexual identity of mentally retarded adolescents of varying degrees in comparison with normal intellectual development peers since the identified specific features will allow searching for effective ways of psychological and pedagogical support for mentally retarded adolescents in special (correctional) establishments. To conduct an empirical study, the test “Sentence completion” by J. M. Sachs and the method “Drawing a person” by K. Mohover were used, revealing the characteristic features of sexual identity in mentally retarded adolescents. The study involved 80 adolescents aged 12-13 years: the experimental group included adolescents with mild to moderate mental retardation, the control group - adolescents with normal intellectual development. According to the results of the ascertaining experiment, it was found that the majority of adolescents with normal intellectual development and girls with a mild degree of mental retardation showed an average level of gender identity formation, while in boys with a mild degree, boys and girls with a moderate degree of mental retardation, a low level prevails, manifested in an uneven course and in a less differentiated nature of gender identity. The research materials can be used to organize psychological and pedagogical support for the formation of sexual identity in mentally retarded adolescents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ»

11. Основы психологии : практикум / ред. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Дону : Феникс, 2006. - 704 с. - Текст : непосредственный.

12. Смит, М. Тренинг уверенности в себе / М. Смит ; пер. с англ. П. Путяты. - Санкт-Петербург : Речь, 2001. - 243 с. - Текст : непосредственный.

13. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. -Москва : Изд-во Института психотерапии, 2002. - 339 с. - Текст : непосредственный.

14. Salter, A. Conditioned Reflex Therapy / A. Salter. - New York : Capricorn Books, 1999. - Text : direct. REFERENCES

1. Bojko V.V. Jenergija jemocij v obshhenii [Energy of emotions in communication]. Moscow: Prosveshhenie, 2006. 75 p.

2. In B.G. Meshherjakova (eds.) Bol'shoj psihologicheskij slovar' [Large psychological dictionary]. Moscow, 2003. 672 p.

3. Breslav G.M. Psihologija jemocij [Psychology of emotions]. Moscow: Smysl, 2004. 544 p.

4. Valiullina E.V. Komponenty jemocional'nogo intellekta v junosheskom vozraste [Components of emotional intelligence in adolescence]. VestnikBelgorodskogo instituta razvitija obrazovanija [], 2020, vol. 7, no. 3 (17), pp. 85-93.

5. Valiullina E.V. Psihologicheskie svojstva lichnosti i uroven' assertivnosti []. Nauchnoe mnenie [Bulletin of BellED], 2018, no. 4, pp. 37-41.

6. Valiullina E.V. Trevozhnost' i assertivnost' [Anxiety and assertiveness]. Sovremennye problemy i perspektivnye napravlenija innovacionnogo razvitija nauki: sb. st. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Modern problems andprom-ising directions of innovative development of science]. Sterlitamak, 2018, pp. 50-52.

7. Garskova G.G. Vvedenie ponjatija «jemocional'nyj intellekt» v psihologicheskuju teoriju [Introduction of the concept of "emotional intelligence" into psychological theory]. Anan'evskie chtenija: tez. nauch.-prakt. konf. [Ananyev readings]. Sankt-Peterburg, 1999, pp. 25-26.

8. Gippenrejter Ju.B. Psihologija motivacii i jemocij [Psychology of motivation and emotions]. Moscow: AST, 2009. 787 p.

9. Lebedeva I.V. Psihologicheskie determinanty assertivnosti lichnosti: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Psychological determinants of personality assertiveness. Ph. D. (Psychology) thesis]. Krasnojarsk, 2014. 24 p.

10. Malkina-Pyh I.R. Psihologija povedenija zhertvy [Psychology of the victim's behavior]. Spravochnik prakticheskogo psihologa [Handbook of Practical Psychologist]. Moscow, 2006, pp. 422-423.

11. Stoljarenko L.D. (ed.) Osnovy psihologii: praktikum [Fundamentals of Psychology]. Rostov n/Donu : Feniks, 2006. 704 p.

12. Smit M. Trening uverennosti v sebe [Тренинг уверенности в себе]. Sankt-Peterburg: Rech', 2001. 243 p. (In Russ.).

13. Fetiskin N.P. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh [Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups]. Moscow: Izd-vo Instituta psihoterapii, 2002. 339 p.

14. Salter A. Conditioned Reflex Therapy]. New York: Capricorn Books, 1999. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.В. Валиуллина, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет», г. Кемерово, Россия, e-mail: valiullinajv@ya.ru, ORCID: 0000-0003-2915-7258.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.V. Valiullina, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychiatry, Narcology and Medical Psychology, Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russia, e-mail: valiullinajv@ya.ru, ORCID: 0000-0003-2915-7258.

УДК 376 Б01: 10.52772/25420291_2021_3_98

Светлана Александровна Городилова, Алина Сергеевна Тукмачева

г. Киров

Особенности половой идентичности у подростков с умственной отсталостью

разной степени

Актуальность статьи обусловлена необходимостью выявления особенностей половой идентичности подростков с умственной отсталостью разной степени в сравнении со сверстниками с нормальным интеллектуальным развитием, поскольку выявленные специфические особенности позволят осуществить поиск эффективных путей психолого-педагогического сопровождения подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальных (кор-рекционных) учреждений.

Для проведения эмпирического исследования был использован тест «Завершение предложений» Дж. М. Сакса и методика «Рисунок человека» К. Моховера, выявляющие характерные особенности половой идентичности у подростков с умственной отсталостью. В исследовании приняло участие 80 подростков в возрасте 12-13 лет: в экспериментальную группу вошли подростки с умственной отсталостью в легкой и умеренной степени, в контрольную группу - подростки с нормальным интеллектуальным развитием.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 98_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021_2542-0291

По результатам констатирующего эксперимента было установлено, что у большинства подростков с нормальным интеллектуальным развитием и у девочек с легкой степенью умственной отсталости выявлен средний уровень сформированности половой идентичности, тогда как у мальчиков с легкой степенью, мальчиков и девочек с умеренной степенью умственной отсталости преобладает низкий уровень, проявляющийся в неравномерном протекании и в менее дифференцированном характере половой идентичности.

Материалы исследования могут быть использованы для организации психолого-педагогического сопровождения формирования половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова: подростки, умственная отсталость, половая идентичность, полоролевое развитие.

Svetlana Alexandrovna Gorodilova, Alina Sergeevna Tukmacheva

Kirov

Features of the sexual identity of mentally retarded adolescents

The urgency of the article is due to the need to identify the features of the sexual identity of mentally retarded adolescents of varying degrees in comparison with normal intellectual development peers since the identified specific features will allow searching for effective ways of psychological and pedagogical support for mentally retarded adolescents in special (correctional) establishments.

To conduct an empirical study, the test "Sentence completion" by J. M. Sachs and the method "Drawing a person" by K. Mohover were used, revealing the characteristic features of sexual identity in mentally retarded adolescents. The study involved 80 adolescents aged 12-13 years: the experimental group included adolescents with mild to moderate mental retardation, the control group - adolescents with normal intellectual development.

According to the results of the ascertaining experiment, it was found that the majority of adolescents with normal intellectual development and girls with a mild degree of mental retardation showed an average level of gender identity formation, while in boys with a mild degree, boys and girls with a moderate degree of mental retardation, a low level prevails, manifested in an uneven course and in a less differentiated nature of gender identity.

The research materials can be used to organize psychological and pedagogical support for the formation of sexual identity in mentally retarded adolescents.

Keywords: adolescents, mental retardation, sexual identity, gender-role development.

В подростковом возрасте происходит формирование таких психических

новообразований как появление осознанной половой идентичности и переживание своей половой принадлежности. При этом своевременное и полное формирование образа мужчины и женщины, качеств и поведения, соответствующих определенному полу оказывает существенное влияние на принятие своего «Я», уверенность в себе, характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Половая идентичность определяется как принадлежность человека к определенному полу. По мнению В.Е. Кагана [1], половая идентичность - это аспект полового самосознания, описывающий переживания себя как представителя определенного пола, или переживание своей соотнесенности с характеристиками пола И.С. Кон [2] определяет половую идентичность как систему личностных мотивов, идеалов, ценностей, характеризующих представления человека о себе, как представителя определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления. Половая идентичность развивается в течение всей жизни: до 2-2,6 лет - психологическая бесполость; 2,6-3 лет - познание названий полов, особенностей внешнего облика (базовая идентичность); 4 года -активное отношение к окружающим как к представителям определенного пола, подготовка к возникновению половой идентификации; 5 лет -дифференциация интересов мальчиков и девочек;

6-7 лет - восприятие своего пола с точки зрения принадлежности к группе, объединенной общностью интересов; в младшем школьном возрасте - расширение и углубление полоролевой типизации переживаний и поведения (ролевая идентичность); в подростковом возрасте -познание себя в сравнении с другими, формирование личностной идентичности [4]. Обнаружено, что у умственно отсталых хронологически задерживается как физическое половое созревание, так и освоение соответствующей половой роли [6, С. 250]. Подростки с интеллектуальной недостаточностью имеют значительно меньше знаний о половых особенностях и отношениях между людьми, у них недостаточно развита половая идентификация. Следовательно, недостаточное понимание и низкая способность усвоения социальных норм, полоролевых эталонов взаимоотношений влечет за собой психосексуальные аномалии, неготовность подростков с умственной отсталостью к будущей взрослой жизни, затрудняя процесс адаптации в социуме.

В специальной психологии рассматриваются некоторые аспекты изучения половой идентичности детей, имеющих отклонения в развитии: особенности становления половой идентичности у детей, лишенных родительского попечительства (М. Лангмейер, 3. Матейчек; B.C. Мухина; A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых; Т.И. Юферева); нарушение условий

формирования половой идентичности в условиях депривации у детей дошкольного возраста (С.Б. Данилюк) и у старших подростков (Н.Н. Крыгина); развитие самопринятия в процессе идентификации с другими людьми у детей в семейной ситуации развития и в условиях детского дома (Н.К. Радина); нарушения процесса половой идентификации детей из учреждений интернатного типа (И.А. Фурманов); развитие половой идентификации у детей со сниженным интеллектом дошкольного и младшего школьного возраста (Н.Л. Белопольская), особенности половой идентичности у подростков с умственной отсталостью (Г.Л. Нугаева), особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью (Л.М. Шипицына). Немногочисленные исследовательские работы, посвященные проблемам половой идентичности, свидетельствуют о недостаточном научном освещении различных аспектов половой социализации подростков с умственной отсталостью. Следовательно знание особенностей становления половой идентичности подростков с различной степенью умственной отсталости позволит осуществить поиск эффективных путей психолого-педагогической организации этого процесса в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

В связи с актуальностью и недостаточной изученностью обозначенной проблемы была определена цель исследования - выявление особенностей половой идентичности подростков с умственной отсталостью разной степени.

Базой экспериментального исследования выступили: КОГОБУШ ОВЗ №50 г. Кирова и МБОУ СОШ с УИОП №32 г. Кирова. В исследовании

приняло участие 80 подростков в возрасте 12-13 лет. В экспериментальную группу вошли две подгруппы подростков по 20 человек (с умственной отсталостью легкой степени (УОл) и умеренной степени (УОу). Контрольную группу составили 40 подростков с нормальным интеллектуальным развитием (НИР). Все группы испытуемых были разделены на подгруппы по половому признаку.

Для выявления особенностей половой идентичности подростков с умственной отсталостью нами были использованы: 1) методика «Завершение предложений» Дж.М. Сакса [5], включающая 60 суждений по четырем областям: семья, отношение к противоположному полу и к семейной жизни, межличностные взаимоотношения и самовосприятие. Для подростков с умственной отсталостью методика проводилась индивидуально в устной форме с фиксацией ответов экспериментатором на диктофон. Диагностирование подростков с нормальным интеллектуальным развитием проводилось в групповом формате, школьникам предъявлялся бланк для записи завершающей части предложения; 2) методика «Рисунок человека» К. Моховера [3], предлагающая нарисовать человека своего и противоположного пола в одежде и без одежды.

Количественный анализ результатов диагностики по методике «Завершение предложений» Дж.М. Сакса позволила выделить четыре уровня развития половой идентичности: низкий (1 -6 баллов); средний (7-12 баллов); выше среднего (13-18 баллов); высокий (19-23 балла). Распределение девочек и мальчиков подросткового возраста с разной степенью интеллектуального развития по уровням развития половой идентичности представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни развития половой идентичности у подростков с различной степенью интеллектуального развития, в %

Уровни Мальчики Девочки

УОл УОу НИР УОл УОу НИР

низкий 60 90 35 40 80 20

средний 40 10 55 60 20 55

выше среднего - - 10 10 - 25

высокий - - - - - -

Анализ результатов исследования показал:

1) преобладание среднего уровня развития половой идентичности у большинства испытуемых (девочки с умственной отсталостью легкой степени, девочки и мальчики с нормальным интеллектуальным развитием) при отсутствии подростков с высоким уровнем развития половой идентичности, что свидетельствует о незавершенности данного процесса;

2) низкий уровень развития половой идентичности выявлен у 60% мальчиков и 40% девочек с умственной отсталостью легкой степени и у 90% мальчиков и 80% девочек с умеренной степенью

умственной отсталости. Тогда как у подростков с нормальным интеллектуальным развитием низкий уровень выявлен у 35% мальчиков и 20% девочек, при этом уровень выше среднего продемонстрировали 10% и 25% респондентов соответственно, что говорит о связи данных параметров;

3) уровень выше среднего диагностирован у девочек экспериментальной (УОл) и контрольной групп (НИР) и только у 10% мальчиков с нормальным интеллектуальным развитием. Представленные данные позволяют утверждать, что девочки подросткового возраста в отличие от сверстников противоположного пола имеют более целост-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021

ное представление о себе как человеке женского пола. У мальчиков подросткового возраста при завершении предложений присутствовали ответы, по которым невозможно определить пол испытуемых (мальчики: с легкой умственной отсталостью - 10%, с умеренной умственной отсталостью -40%), что в свою очередь может означать низкий уровень осознания своего пола, затруднения в дифференциации мужских и женских признаков.

Критерием анализа рисунков по методике «Рисунок человека» К. Моховера в нашем исследовании явилось соответствие полу изображения фигуры, одежды, аксессуаров, прически, а также анатомических признаков (первичных и вторичных половых признаков). Сформированность представлений о человеке женского и мужского пола в экспериментальных и контрольной группах представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Сформированность представлений о человеке женского и мужского пола у подростков с различной

степенью интеллектуального развития, в %

Показатели, соответствующие полу Мальчики Девочки

УОл УОу НИР УОл УОу НИР

фигура 10 - 90 20 10 100

одежда 60 10 100 90 60 100

прическа 70 30 100 80 30 100

первичные половые признаки 20 - 80 10 - 80

вторичные половые признаки 30 10 80 50 30 80

Сравнительный анализ рисунков подростков с различным уровнем интеллектуального развития позволил выявить следующие особенности:

1) зависимость от уровня интеллектуального развития: чем ниже уровень, тем по меньшему количеству признаков идентифицирует подросток свой и противоположный пол, тогда как рисунки подростков с нормальным интеллектуальным развитием по всем показателям демонстрируют признаки, соответствующие определенному полу. Рисунки у большинства подростков с интеллектуальными нарушениями имеют схематичный характер, непропорциональные, с изображением большой головы, что в свою очередь указывает на недоразвитие интеллектуальной сферы. У подростков с нормальным интеллектуальным развитием рисунки человека пропорциональные, симметричные, зачастую с тщательной прорисовкой различных деталей (в частности, детально изображены глаза, ресницы, губы), что практически отсутствует на рисунках подростков с умеренной степенью умственной отсталости и лишь половина девочек с легкой умственной отсталостью изображают элементы лица, по которым можно идентифицировать пол изображенного человека;

2) гендерные различия проявляются в том, что в рисунках девочек прослеживается большая осведомленность как о своем, так и о противоположном поле, чем у мальчиков с таким же уровнем интеллектуального развития. При этом девочки более точно отражают половые признаки своего пола при изображении прически, одежды, аксессуаров, свойственных женскому образу, рисунки более детализированы, присутствуют анатомические отличия. Тогда как мальчики полнее отражают признаки противоположного пола, прорисо-

вывая юбку как элемент женской одежды, длинные волосы/кудри, как атрибут прически;

3) на рисунках подростков экспериментальных и контрольной групп изображение половых признаков и половая идентификация в рисунках человека своего пола качественно полнее (девочки: НИР - 90% (свой пол), 80% (противоположный пол), УОл - 50% (свой пол), 40% (противоположный пол), УОу - 30% (свой пол), 10% (противоположный пол); мальчики: НИР - 90% (свой пол), 70% (противоположный пол), УОл - 50% (свой пол), 20% (противоположный пол), УОу - 20% (свой пол), 10% (противоположный пол);

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:

1) выявлена прямая зависимость уровня интеллектуального развития и уровня сформирован-ности половой идентичности: чем выше уровень интеллектуального развития, тем более развито у подростков 12-13 лет осознание себя как человека мужского/женского пола, понимание и выделение признаков, позволяющих идентифицировать свой и противоположный пол;

2) гендерные различия сформированности половой идентичности: у девочек-подростков выявлена более благополучная ситуация развития половой идентичности, тогда как у мальчиков подросткового возраста формирование половой идентичности носит менее дифференцированный характер; девочки-подростки более осведомлены о своем и противоположном поле, чем мальчики с таким же уровнем интеллектуального развития, при этом мальчики полнее отражают признаки противоположного пола;

3) осведомленность подростков с различным уровнем интеллектуального развития о своем поле выше, чем о противоположном.

Проведенный качественный анализ на основе дифференциально-диагностических критериев половой идентичности разработанных ОГ. Нугае-вой [5] позволил выделить общие и специфические особенности становления половой идентичности подростков.

Для мальчиков подросткового возраста общими особенностями становления половой идентичности являются: затруднения в выделении и словесном описании внешних данных, соответствующих своему полу; отсутствие высказываний о взаимодействии с отцом как с представителем мужского пола; отсутствие представлений об образе конкретного идеального мужчины.

К специфическим особенностям становления половой идентичности у мальчиков с интеллектуальными нарушениями мы отнесли: слабое отражение принадлежности к мужскому полу, трудности фиксации внешних данных и анатомических признаков; выделение женских качеств, затруднение в описании и отождествлении мужским характеристикам.

Общие показатели половой идентичности для девочек подросткового возраста: указание на свою половую принадлежность; внимательное отношение к атрибутам женской внешности; отождествление с матерью как с представителем одного с ней пола; наличие идеального женского образа и выделение женских качеств, необходимых для подражания.

Специфические особенности становления половой идентичности у девочек с интеллектуальной недостаточностью проявляются в указании на принадлежность к женскому полу без указания изменений в организме в подростковом возрасте; невнимание к особенностям внешнего облика и

невозможность определения половой принадлежности по объективным показателям внешности.

Анализ факторов, оказывающих влияние на становление половой идентичности подростков с интеллектуальной недостаточностью, позволил установить, что наиболее значимыми для всех групп испытуемых являются семья, противоположный пол, одноклассники и учителя.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что существуют специфические особенности формирования половой идентичности подростков, зависящие от уровня интеллектуального развития, с учетом которых необходимо организовывать психолого-педагогическое сопровождение. Половое воспитание детей и подростков с умственной отсталостью в условиях специального (коррекцион-ного) образовательного учреждения является условием формирования половой идентичности при взаимодействии всех участников образовательных отношений. Работа специального психолога должна включать диагностику сформированности половой идентичности; психологическое просвещение подростков по вопросам половой принадлежности, физиологических, психологических и социальных особенностях своего и противоположного пола; психологическое информирование родителей и педагогов по проблемам становления половой идентичности у представителей разного пола; психокоррекционную работу, направленную на предотвращение поведения, несоответствующего половой роли, пересмотр ценностных и нравственных ориентиров, существующих в подростковой психосексуальной среде, оптимизацию взаимоотношений мальчиков и девочек; психологическую профилактику, нацеленную на оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Каган, В.Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков / В.Е. Каган. - Ленинград : Художественная литература ; РПК «ЛИК», 1990. - 63 с. - Текст : непосредственный.

2. Кон, И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогический анализ / И.С. Кон. -Дубна : Феникс, 2001. - 208 с. - Текст : непосредственный.

3. Маховер, К. Проективный рисунок человека / К. Маховер. - Москва : Смысл, 2003. - 154 с. - Текст : непосредственный.

4. Нугаева, О.Г. Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / О.Г. Нугаева ; Нижегор. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2003. - 24 с. -Текст : непосредственный.

5. Сакс, Дж. Тест «Завершение предложений» / Дж. Сакс, С. Леви. - Текст : электронный // Проективная психология : пер. с англ. / Л. Беллак, Л.Э. Абт, Г.У. Оллпорт [и др.]. - Москва : Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - 528 с. - URL: https://www.nehudlit.ru/books/proektivnaya-psikhologiya.html (дата обращения: 10.09.2020).

6. Шипицына, Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - Санкт Петербург : Речь, 2005. - 477 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kagan V.E. Psihoseksual'noe vospitanie detej i podrostkov [Psychosexual education of children and adolescents]. Leningrad: Hudozhestvennaja literatura; RPK «LIK», 1990. 63 p.

2. Kon I.S. Podrostkovaja seksual'nost' na poroge XXI veka. Social'no-pedagogicheskij analiz [Teenage sexuality on the threshold of the 21 st century. Socio-pedagogical analysis]. Dubna: Feniks, 2001. 208 p.

3. Mahover K. Proektivnyj risunok cheloveka [Projective drawing of a person].Moscow: Smysl, 2003. 154 p.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 102_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021_2542-0291

4. Nugaeva O.G. Osobennosti polovoj identichnosti u podrostkov s intellektual'noj nedostatochnost'ju: avtoref. dis. kand. psihol. nauk [Features of gender identity in adolescents with intellectual disabilities. Ph. D. (Psychology) thesis]. Nizhnij Novgorod, 2003. 24 p.

5. Saks Dzh., Levi S. Test «Zavershenie predlozhenij» ["Sentence completion" test]. Bellak L., Abt L.Je., Ollport G.U., et al. Proektivnaja psihologija: per. s angl. [Projective psychology]. Moscow: Aprel' Press, JeKSMO-Press, 2000. 528 p. -URL: https://www.nehudlit.ru/books/proektivnaya-psikhologiya.html (Accessed 10.09.2020). (In Russ.)

6. Shipicyna L.M. Neobuchaemyj rebenok v sem'e i obshhestve. Socializacija detej s narusheniem intellekta [Uneducated child in family and society. Socialization of children with intellectual disabilities]. Sankt Peterburg: Rech', 2005. 477 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

С.А. Городилова, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-6101-5965.

А.С. Тукмачева, магистрант, 2 курс, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: stud118090@vyatsu.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

S.A. Gorodilova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-6101-5965.

A.S. Tukmacheva, 2nd year Master's student, 44.04.03 Special (defectological) education, Vyatka State University, e-mail: stud118090@vyatsu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.