социально ориентированы.
Литература:
1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 352 с.
2. Журавлёва И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Издательство института социологии РАН, 2002. 240 с.
3. Малозёмов О.Ю. Физкультурая деятельность в сохранении здоровья учащихся: социально-педагогический аспект: Монография. Екатеринбург: УрО РАО, УГМА, 2008. 217 с.
4. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. 607 с.
5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
6. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. 416 с.
7. Распространённость и статистика психических заболеваний. Режим доступа: https://yandex.ш/turbo?text=https%o3A%o2F%o2FШvexom.ua%o2Fhealth%o2Frasprostranennost-i-statistika-psihicheskih-zabolevaniy_108840i15956.html (дата обращения 05.11.2019)
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Педагогика
УДК: 376
доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна
Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); педагог-дефектолог Кудринская Мария Владимировна
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 854» (г. Москва)
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА О КАТЕГОРИИ
ДОБРА И ЗЛА С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности представлений подростков с нарушением интеллекта о категории добра и зла через анализ живописных и литературных произведений. Представлен диагностический инструментарий выявления особенностей представлений о добре и зле (методики, критерии оценки, уровневые качественные характеристики).
Ключевые слова: подростки с нарушением интеллекта, представления, нравственная категория добра и зла, живописные и литературные произведения.
Annоtation. This article discusses the features of representations of adolescents with intellectual disabilities about the categories of good and evil through the analysis of paintings and literary works. Diagnostic tools are presented to identify the characteristics of the ideas of good and evil (methods, evaluation criteria, level quality characteristics).
Keywords: adolescents with intellectual disabilities, representations, moral category of good and evil, paintings and literary works.
Введение. На современном этапе развития специальной педагогики и психологии особую значимость приобретают идеи Л.С. Выготского о социальном подходе к пониманию аномальности развития, необходимости «врастания в культуру» детей с разными вариантами дизонтогенеза [4].
Культура, ценности которой воплотились в науке, технике, предметах, деятельности окружающих людей, в различных видах искусства выступает социальным феноменом и мощным фактором, обусловливающим развитие ребенка. Она приобщает личность к миру человеческих ценностей и создает условия для проявления их в действительности, формирует социальную активность [1, 2, 5]. Интерес к проблеме социокультурного становления ребенка с нормальным и нарушенным развитием средствами искусства подтверждается рядом исследований (И.В. Евтушенко, Ж.И. Журавлева, И.Б. Ильина, Е.А. Медведева, А.С. Павлова, Л.Л. Редько, Р.М. Чумичева и др.). В культуре и искусстве посредством знакомства с художественными произведениями ребенок открывает мир нравственных категорий, через знаки и символы познает культурные эталоны, осмысливает нормы и правила, регулирующие действия человека в социуме. В процессе обучения взрослый формирует нравственные представления ребенка и помогает превратить их в личностные, которые проявляются в деятельности, в поведении, отношениях с окружающим [1, 3, 6].
Изложение основного материала статьи. Проведенное нами исследование направленно на изучение особенностей представлений подростков с нарушением интеллекта о нравственных категориях добра и зла через искусство. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 2016 по 2018 гг. на базе ГБОУ Школа № 854. В экспериментальном исследовании принимало участие 120 подростков в возрасте 13-14 лет. Из них 60 подростков с нарушением интеллекта (НИ), 60 подростков - с нормативным развитием (НР). Диагноз подросткам с нарушением интеллекта был подтвержден на ЦПМПК г. Москвы.
Исследование направлено на подтверждение гипотезы о том, что общее психическое недоразвитие подростков с нарушением интеллекта обусловливает особенности их представлений о нравственных категориях (добра и зла), проявляющихся по отношению к человеку, к природе и предметам рукотворного мира и затрудняет их социокультурное развитие.
Констатирующий эксперимент включал в себя задания на выявление особенностей представлений о добре и зле у подростков с НИ, которые определялись в беседе, в анализе живописных и литературных произведений. Содержание диагностического инструментария основано на литературном и иллюстративном материале, включенном в адаптированную общеобразовательную программу для учащихся с нарушением интеллекта по русскому языку, истории отечества, изобразительному искусству и профессионально-
трудовому обучению в мастерских по профилям «Слесарное дело», «Столярное дело», «Швейное дело», «Кулинария», «Декоративное садоводство и растениеводство».
Задание 1. Беседа « Что такое добро и зло?»
Цель: Определение представлений о добре и зле у подростков с нарушением интеллекта.
Стимульный материал. Индивидуальная беседа. Предлагается ответить на вопросы: Что такое добро? Что такое зло? Какого человека можно назвать добрым и злым? Как проявляется добро или зло по отношению к человеку, к природе, к предметам рукотворного мира?
Задание 2. «Что «живет» в живописном произведении?»
Цель. Определение понимания знаково-символического выражения добра и зла в живописном произведении, раскрывающем образ человека, природы, предметов.
Стимульный материал. Живописные произведения: А.А. Пластов «Когда на земле мир», Н.К. Пимоненко «Сенокос», И.Е. Репин «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году», И.И. Шишкин «Рубка леса», Ф.В. Сычков «Алма-атинские яблоки», И.И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».
Предлагается подростку определить, что живет в художественном произведении (добро или зло) и по каким признакам он это понял.
Задание 3. «Что «живет» в литературном произведении?»
Цель: Определение понимания знаково-символического выражения добра и зла в художественном литературном произведении.
Стимульный материал. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Слепой домик», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», Башкирская сказка «Золотые руки», И. Бунин «Лес, точно терем расписной...».
Предлагается подростку в знакомых литературных произведениях определить, что живет в художественном литературном произведении (добро или зло) и по каким признакам он это понял.
Оценка представлений подростков с нарушением интеллекта о добре и зле проводилась на основе количественных и качественных показателей. Количественная оценка осуществлялась по трех бальной шкале: 3 балла - высокая степень выраженности представлений о добре и зле, (самостоятельность, развернутость речи, адекватность ответов в беседе, в анализе знаково-символического выражения добра и зла в живописном и литературном произведении); 2 балла - относительная степень выраженности (односложность ответов, наличие поддержки взрослого); 1 балл - низкая степень выраженности (фрагментарность ответов в беседе, в анализе живописных и литературных произведений даже с помощью взрослого). Качественная оценка характеризовались: в беседе четкостью, полнотой и развернутостью ответов с опорой на проявления добра и зла в социуме (по отношению к человеку, к природе, к рукотворному миру); в живописном произведении понимание знаково-символического выражения добра и зла (цвет, композиция, пантомимика, действия) образа человека, природы, предметов; в литературном произведении понимание знаково-символического выражения добра и зла (в действиях, в речи, качествах характера образа) в отношении к другим людям, к природе, рукотворному миру. Статистическая значимость различий исследуемых признаков представлений о добре и зле у подростков с нарушением интеллекта по всем заданиям проводилась по методике Манна-Уитни.
Сравнение качественных и количественных данных по представлениям о добре и зле как нравственной категории у подростков с нарушением интеллекта и их нормально развивающихся сверстников показали их актуальный уровень развития данного аспекта. Статистический анализ позволил обнаружить различия сформированности представлений о добре и зле как нравственной категории по всем рассматриваемым признакам у подростков с НИ и их сверстников с НР на уровне статистической достоверных значимых различий в беседе р=0,05; в восприятии живописи р=0,02; на высоком уровне статистической значимости в восприятии литературных произведений р=0,01. Опираясь на качественные и количественные показатели представлений о категории добра и зла у подростков с нарушением интеллекта и нормативным развитием, выявленных в беседе, при анализе живописных и литературных произведений можно условно дифференцировать их на три степени выраженности (выражено, относительно, слабо).
В беседе выраженность представлений о добре и зле только у 7 % подростков с НР характеризовалась развернутостью, обобщенностью ответов, с примерами из социума о проявлении добра и зла человеком по отношению к другому человеку, к природе, к рукотворному миру. Добрый человек помогает окружающим, защищает слабых, кормит животных, помогая им выжить, бережно относится к природе, предметам, которые созданы мастерами. Злой человек совершает плохие поступки, причиняет боль людям, проявляет жестокость по отношению к окружающей природе, разрушает предметы, то, что было создано трудом человека.
А у 90 % подростков с НР и 81,0 % их сверстников с НИ проявилась относительная степень выраженности представлений о добре и зле, которая опиралась на помощь взрослого и характеризовалась анализом определенных ситуаций и поступков, односложностью ответов, отсутствием аргументированности, опорой на действия конкретных знакомых сверстников и взрослых из личного жизненного опыта подростка. Добрый человек помогает слабым, старым, переводит через дорогу, поливает растения дома, кормит птиц, животных, не ломает предметы, убирается в своей комнате. Проявление зла подростки соотносили с такими нравственными качествами человека, как ненависть, безобразие. Злой человек это тот, кто совершает плохие поступки, старается навредить, обидеть младших, толкается с одноклассниками на переменах, ломает деревья, рвет цветы, где нельзя, разрушает то (поделки, стулья и др.), что было создано другими людьми.
Слабая степень выраженности представлений о добре и зле у 3% подростков с НР и у 19 % с НИ характеризовалась схематичностью, поверхностностью представлений «добро - противоположность злу», фрагментарностью «ломают деревья» или «ломают стулья».
В анализе живописных произведений выраженность понимания добра и зла наблюдалась только у 8 % подростков с НР и характеризовалась: самостоятельностью анализа знаково-символического выражения добра и зла (в цвете, в действиях, мимике и пантомимике, в настроении), в окружающей атмосфере, изображенной на картине (о человеке, о природе, об отношении к предметам), эмоционально-личностным отношением к образам. У подростков с НИ выраженность понимания дора и зла в живописи не наблюдалась.
А у 92 % подростков с НР и у 84 % их сверстников с НИ проявилась относительная степень выраженности понимания добра и зла. Она характеризовалась односложностью вербальных высказываний, с
помощью взрослого обозначением знаково-символического выражения добра и зла в сюжете, в мимике и пантомимике образов, в общем колорите, цвете, в выделении наиболее выраженных положительных и отрицательных образов, в картине, в субъективности эмоционально-личностного отношения.
Слабая степень выраженности понимания добра и зла через знаки и символы наблюдалась у 16 % подростков с НИ и характеризовалась размытостью представлений о знаково-символическом выражении добра и зла в живописном произведении, неумением отметить данные категории в цвете, пантомимике образов, общем колорите картины, фрагментарностью высказываний, отсутствием эмоционально-личностного отношения к их изображению.
В анализе литературных произведений выраженное представление о добре и зле проявилось только у 11 % подростков с НР и характеризовалось самостоятельностью раскрытия знаково-символического выражения образов (в действиях, речи, в качествах характера) по отношению к другим людям, к природе, к рукотворному миру, определением главных и второстепенных персонажей, отражающих добро или зло, высказыванием эмоционально-личностного отношения к героям. Относительно выраженная степень понимание добра и зла наблюдалось у 89% подростков с НР и 78 % сверстников с НИ и проявилась: в опоре на помощь взрослого, односложности вербального анализа, в выделение положительных и отрицательных проявлений качества характера, действиях главных персонажей во взаимоотношениях, нежели образов второго плана, в преобладании эмоционально-личностного отношения к «миру добра», чем к «миру зла» в литературном произведении; слабая выраженность понимания добра и зла проявлялась только у 22 % подростков с НИ в фрагментарности и размытости представлений о данных нравственных категориях, выделение с помощью взрослого качеств характера и действий только главного образа, отсутствия эмоционально-личностного отношения к выражению добра и зла в произведении.
Выводы. Составленная диагностическая программа для определения представлений о добре и зле у подростков с нарушением интеллекта оказалось информативной и позволила выявить особенности их представлений о данных нравственных категориях. Эксперимент показал, что подростки с нарушением интеллекта в системе коррекционно-развивающей работы в школе имеют определенный уровень представлений о добре и зле. Однако наблюдается неоднородность выраженности представлений о добре и зле у детей данной категории и преобладания «относительной и слабой степени выраженности». Подростки с НИ испытывают большие трудности в распознавании проявления нравственных категорий в действиях и поведении персонажей литературных произведений и легче справляются с этим в беседе и в образах живописи. Результаты исследования обозначили возможности использования искусства как диагностического и коррекционного инструментария в социокультурном развитии старших школьников с нарушением интеллекта.
Литература:
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для академического бакалавриата / Е.А. Медведева, Т.Г. Богданова, Л.Н. Комиссарова, Ж.И. Журавлева, А.С. Павлова / Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Издательство Юрайт, 2018.
2. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990. - 62 с.
3. Богданова О.С. и др. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988. - 206 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М., 2006.
5. Данилюк А.Л., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
6. Коробейников И.А Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. - М., 2002.
7. Медведева Е.А. Образовательное пространство «полихудожественная среда» как условие социокультурного становления личности ребенка с легкими формами психического недоразвития // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2007. № 3. С. 15.
8. Медведева Е.А., Журавлева Ж.И. Формирование социокультурных компонентов личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства (теория, диагностика, практика) учебно-методическое пособие / Москва, 2014.
9. Медведева Е.А., Павлова А.С. Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников с задержкой психического развития в художественной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 161-166.
10. Медведева Е.А., Павлова А.С. Изучение особенностей эмоционально-чувственных проявлений как социокультурного компонента личности детей 7-8 лет с ограниченными возможностями здоровья в художественной деятельности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 2 (32). С. 93-101.