Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДОМИНИРУЮЩИЕ СТРЕСС-ФАКТОРЫ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / DOMINANT STRESS FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малозёмов Олег Юрьевич, Жданова Юлия Сергеевна, Лагунова Любовь Владимировна

В статье рассматриваются некоторые аспекты здоровьезатратных «издержек» при социально-психологической адаптации учащейся молодёжи в современных условиях. В частности акцент делается на выявление основных стресс-факторов в повседневной жизни студентов. Приведены данные по двум разновременным (2006/20019 гг.) социологическим исследованиям, отслежены некоторые стороны динамики доминирующих стресс-факторов. Затронуты также гендерные особенности данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малозёмов Олег Юрьевич, Жданова Юлия Сергеевна, Лагунова Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE DYNAMICS OF STRESS FACTORS OF EVERYDAY LIFE IN STUDENTS

The article deals with some aspects of deteriorating health "costs" in the socio-psychological adaptation of students in modern conditions. In particular, the emphasis is on identifying the main stress factors in the daily life of students. The data on two different-time (2006/20019) sociological studies are presented, some aspects of the dynamics of dominant stress factors are tracked. The gender features of this problem are also touched upon.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ»

Педагогика

УДК 613.86 + 378.17

кандидат педагогических наук, доцент Малозёмов Олег Юрьевич

Уральский государственный медицинский университет (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Жданова Юлия Сергеевна Уральский государственный лесотехнический университет (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Лагунова Любовь Владимировна

Уральский государственный медицинский университет (г. Екатеринбург)

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты здоровьезатратных «издержек» при социально-психологической адаптации учащейся молодёжи в современных условиях. В частности акцент делается на выявление основных стресс-факторов в повседневной жизни студентов. Приведены данные по двум разновременным (2006/20019 гг.) социологическим исследованиям, отслежены некоторые стороны динамики доминирующих стресс-факторов. Затронуты также гендерные особенности данной проблемы.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, доминирующие стресс-факторы.

Annotation. The article deals with some aspects of deteriorating health "costs" in the socio-psychological adaptation of students in modern conditions. In particular, the emphasis is on identifying the main stress factors in the daily life of students. The data on two different-time (2006/20019) sociological studies are presented, some aspects of the dynamics of dominant stress factors are tracked. The gender features of this problem are also touched upon.

Keywords: socio-psychological adaptation, dominant stress factors.

Введение. В современном мире появляется много быстроменяющихся факторов, усиливающих рассогласование человека как с природной и социальной средой, так и с самим собой. Это приводит к снижению саногенного личностного потенциала, к воспроизводству (в том числе и социальному) нездоровых людей, не способных даже понять, ощутить, осознать всю глубину своего нездоровья. Ещё в начале 90-х годов прошлого столетия прогнозировалось резкое увеличение в 21 веке неврогенных, психосоматических заболеваний, а к 20-м годам нынешнего столетия заболевания, связанные с психической сферой по прогнозам должны выйти на первое место, обогнав сердечно-сосудистые и онкологические. При всей сложности исследования и неоднозначности интерпретации психических процессов, психосоматических взаимосвязей, по-видимому, данные прогнозы обоснованы, поскольку неврогенных быстроменяющихся жизненных ситуаций, непредсказуемости и неопределённости становится больше. Начальные же стадии невротизации способствуют успеху в этих обстоятельствах. «Нормальный» человек в такой среде сопротивляется подобному «окультуриванию», он просто не успевает адаптироваться, а одним из последствий (возможно и способом «адаптации») в таком случае может быть невротизация личности, когда гипертрофирована степень зависимости личности от социума, от внешних обстоятельств. Сложность в том, что при невротизме (начальной, лёгкой форме) человек считается здоровым, поскольку он внешне выглядит благополучным и хорошо адаптированным, хотя испытывает внутренний дискомфорт, внутриличностный конфликт, сильно зависим от общественного мнения, а его поведение всегда подчинено поиску безопасности. Только при неврозах (тяжёлой форме целой группы нервно-психических расстройств) человек считается уже больным, его состояние характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, временным снижением умственной и физической работоспособности. В целом же для невротиков характерна эмоциональная нестабильность, с доминирующей «негативной» окраской, неуверенность в себе, своих силах, переживания, страхи, недоверие к людям, как следствие - зацикленность на себе, склонность к обвинениям и самообвинениям.

В настоящее время психическое здоровье является одной из наиболее серьёзных мировых проблем, поскольку в тот или иной период жизни подобные проблемы возникают у четверти цивилизованного населения планеты [71. Выражаясь словами В. Франкла, «ноогенные неврозы» наблюдаются всё в больших масштабах [81. По данным специалистов, сегодня в России психическим расстройствам принадлежит более 40% всех хронических заболеваний, а распространённость невротических расстройств достигает 70%.

Изложение основного материала статьи. На психосоматический статус и потенциал личности молодого человека существенным образом влияет система образования. Обусловлено это всеобщностью образования (от дошкольных образовательных учреждений до вузов и послевузовского образования). Манипуляция человеком с помощью стресса (чего в обществе и в государстве предостаточно) также вызывает невротизацию его личности. Современное же образование отстаёт от жизненных проблем молодёжи, учащихся не учат видеть биосоциальную сущность личности, противоречий эволюционного прошлого и социального настоящего человека, противоречивость его существования в обществе. Не воспитывается сопротивляемость учащейся молодёжи к здоровьезатратным способам «окультуривания», не формируются валеоустановки ресурсного (самодостаточного) типа [11.

Здоровая личность в такой нестабильной и многофакторной среде должна чётко дифференцировать реакции на многочисленные социальные стимулы, поскольку по количеству многие из них избыточны, а по самой сути являются мнимыми, явно противоречат эволюционно выработанным способам выживания и выхода из стресса. Например, та же двигательная активность является эволюционно выработанным способом выхода из стресса, т.е. практически любая стрессовая реакция в животном мире заканчивается двигательным актом. Однако, двигательная активность и деятельность у современного человека снижена, а гипокинезия начинается уже с детского и подросткового возраста. Как результат - хроническая неготовность к двигательной деятельности, а значит - неготовность к не повреждающему психосоматику природно обусловленному способу выхода из любой стрессовой ситуации.

Природную основу личности образуют её биологические особенности, но её сущностным основанием, опосредующими факторами развития являются социально значимые качества. Зачастую способы формирование многих социально значимых качеств противоречат основным валеологическим принципам. Поэтому в проблемах здоровьесбережения молодёжи актуализируются вопросы сохранения здоровья при социальной адаптации учащихся и выпускников учебных заведений. Процесс социальной адаптации всегда активен и может происходить как минимум в двух направлениях: активном изменении социальной среды или

активном самоизменении. Причём такое самоизменение, оставаясь процессом адаптации (приспособления) и решая задачи адаптации, может объективно протекать как процесс развития личности [5]. «В случае неприемлемости для личности по каким-либо причинам двух рассмотренных вариантов адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном пространстве новой среды, с высоким адаптивным потенциалом для данной личности» [6, с. 42]. Сложность, по-нашему мнению, заключается в том, что для подобного активного и не травмирующего психику поиска способа адаптации необходима достаточная степень психологической устойчивости - личностного качества, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность и сопротивляемость, позволяющее противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных сложных ситуациях [4]. Психологическая устойчивость напрямую выходит на категории здоровья и социальной адаптации.

В связи с вышеизложенным, становится интересно и полезно исследовать источники стрессорных нагрузок в среде учащейся молодёжи, проследить их динамику. Для этого в 2006-07 гг. на обширной выборке учащейся молодёжи нами было проведено исследование доминирующих стресс-факторов в жизнедеятельности учащихся [3]. За 12-13 лет жизнь в целом и социальная действительность в частности несколько изменилась, поэтому, необходимо констатировать наличие/отсутствие динамики в доминировании значимых стрессоров повседневной жизни учащихся. По данной причине в сентябре 2019 года нами было проведено абсолютно аналогичное исследование в виде анкетирования, ранжирования. В исследовании приняли участие студенты третьего курса Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ): 59 юношей, 76 девушек. Анкета представляла список из 52 стресс-факторов различной природы: физические, психологические, социальные, смешанные. Из данного списка факторов респонденты выбирали шесть наиболее значимых для них и, затем, выбранные стресс-факторы ранжировали от 1 до 6. Результаты данного выбора и ранжирования представлены в таблице. Таблица также иллюстрирует сравнение данных аналогичного исследования, проведённого в 2006 году на студенческой выборке.

Таблица

Результаты выбора учащимися наиболее значимых повседневных стресс-факторов

Репрезентативные стресс-факторы Обобщённые ранги значимости Категория фактора

юноши девушки

Недостаточность освещения -/- 1/- физический+социальный

Недостаточный сон 2/1 6/1 физический+социальный

Избыточный шум -/4 6/- физический+социальный

Запах дыма от курения -/- 6/6 физический+социальный

Рассеянное внимание 5/- 5/- физический+психологический

Материальные затруднения 6/6 -/- социальный

Зачёты, экзамены 1/3 -/2 социальный

Помехи со стороны окружающих -/- 2/- социальный

Домашние задания 6/- -/- социальный

Частые проверки 6/- -/- социальный

Конфликты во время занятий 4/- -/- социальный+психологический

Агрессивные настроения окружающих 4/- социальный+психологический

Грубое обращение друг к другу 3/- 6/- социальный+психологический

Дефицит времени -/2 -/3 социальный+психологический

Недостаток свободного времени -/5 -/4 социальный+психологический

Семейные и бытовые конфликты -/- -/5 социальный+психологический

Примечание: Представлены наиболее значимые стресс-факторы (первые шесть из пятидесяти двух рассматриваемых изначально). Знак «-» указывает отсутствие данного фактора в числе первых шести по значимости. В числителе представлены данные исследования 2019 года, в знаменателе - 2006-07 годов

Обращает на себя внимание, что в числе наиболее значимых стрессоров явное превалирование факторов социальной и социально-психологической направленности как у юношей, так и у девушек. Многие социально обусловленные стресс-факторы относятся к организации учебно-рекреационной деятельности,

например: «зачёты, экзамены», «частые проверки», «домашние задания», «конфликты во время занятий», «недостаток свободного времени». В списке, представленном в таблице, из 16 значимых стресс-факторов, 11 имеют социальную и социально-психологическую обусловленность и лишь 5 - смешанную с физической составляющей стрессорного воздействия. Социально обусловленных наиболее репрезентативных стрессоров насчитывается (в 2019 году) в чистом виде 8 из 13 представленных, и ещё 5 имеют смешанную основу с физическими причинами, а в 2006-07 годах 5 из 8 представленных, и 3 смешанных.

В исследовании 2006-07 годах не наблюдались в качестве репрезентативных следующие факторы: «недостаточность освещения», «рассеянное внимание», «помехи со стороны окружающих», «домашние задания», «частые проверки», «конфликты во время занятий», «агрессивные настроения окружающих», «грубое обращение друг к другу». В своей основе они имеют социальную и психологическую, поведенческую проблематику (особенно у юношей), во многом связанную с организацией образовательного процесса.

В 2019 году исчезли, фигурировавшие ранее, такие факторы, как «дефицит времени», «недостаток свободного времени», «семейные и бытовые конфликты». Вполне возможно, что современные третьекурсники менее активно совмещают учёбу и дополнительный заработок, поэтому времени им вполне хватает, меньше конфликтов в семье в отличие от их коллег 12-13 лет назад.

Гендерные различия наблюдаются в следующем. «Недостаточный сон» в качестве репрезентативного стрессора присутствует у всех в обоих исследования, однако несколько снизилась его значимость, особенно у девушек (6 ранг вместо 1 в 2006 году). «Запах дыма от курения» по-прежнему раздражает девушек. В 2019 году большую стрессогенность для юношей в отличие от девушек представляет учебная деятельность (зачёты, экзамены, проверки, домашние задания). Данное обстоятельство лишний раз подтверждает то, что проблемы в образовательной сфере отражаются на личностном развитии обучающихся в качестве социальных стрессоров (в нашем случае - доминирующих стрессоров!), и, вполне возможно, могут приводить к невротизации, если у личности нет возможности с данными проблемами справиться. У студентов, в отличие от школьников, «ставки» на учебную деятельность значительно выше, поскольку могут существенно нарушаться их жизненные перспективы в случае, если происходит досрочное отчисление из вуза за неуспеваемость.

Апеллирование к помехам со стороны окружающих и агрессивным настроениям окружающих более характерно для современных девушек, чем юношей. Возможно, в этом проявляется большая зависимость женского пола от гармонии/дисгармонии межличностных контактов, повышенная (в отличие от мужского пола) эмоциональность и другие аспекты гендерной специфики само- и мироощущения.

В целом, физическим стрессорам в 2019 году девушки придают большее значение, чем юноши. В 200607 годах количество репрезентативных стресс-факторов, связанных с физическими стрессорами, у юношей и девушек было одинаково (по два). По результатам же последнего исследования для юношей подобный фактор один («недостаточный сон»), для девушек такого рода факторов уже четыре: «недостаточность освещения», «недостаточный сон», «избыточный шум», «запах дыма от курения».

В 2019 году обнаруживается обратная ситуация с социальными стресс-факторами: выборов у юношей подобных стресс-факторов гораздо больше, чем у девушек. Характерно, что такой стресс-фактор как «материальные затруднения» стабильно значим для юношей, и не входит в число значимых у девушек в двух разновременных исследованиях.

Поскольку авторам представленного исследования в силу профессиональной специфики ближе всего физкультурно-оздоровительная сфера, то попытаемся акцентировать внимание на двигательной деятельности в рамках рассматриваемой тематики. Физкультурно-оздоровительная деятельность имеет положительные многосторонние последствия. Однако, чтобы она привлекала учащихся в плане последствий её выполнения, деятельность должна приводить к нивелированию отрицательного воздействия значимых стресс-факторов. В неявном виде это зачастую и происходит, но человек должен это почувствовать и главное осознать как результат индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности. Мало просто знать (как теоретическую категорию) результаты воздействия двигательной деятельности на различные стороны человеческого бытия. Необходимо добиться и прочувствовать последствия такой деятельности на социально-психологическом (в нашем случае - наиболее значимом) уровне. Противоречие в том, что положительные сдвиги в самочувствии со стороны соматики за счёт рационализации двигательной деятельности можно почувствовать достаточно быстро, поскольку маркеров физического самочувствия достаточно много. Подобные же положительные изменения на психологическом уровне (тем более - на социальном уровне) более «завуалированы» и отдалены во времени гораздо существеннее. Поэтому, последствия физкультурно-оздоровительной деятельности, отражающиеся на социально-психологическом уровне, индивиду гораздо сложнее отследить и осознать. Осознавание же проблем и путей их преодоления является основой «выживания» человека на любом уровне: физическом, психологическом, социальном, духовном и пр.

Выводы:

1. Общая ситуация превалирования у студентов стресс-факторов, относящихся к социальной и психологической составляющим личности, по результатам обоих разновременных (2006/2019 гг.) исследований сохраняется.

2. Доминирование у студентов вуза социально-психологических стресс-факторов говорит о том, что влияние социума и зависимость от степени включённости, гармоничности, адекватности межличностных и социальных взаимодействий у учащейся молодёжи стабильно велика и важна, поскольку при социальной адаптации идёт постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Накопление социального опыта происходит в подавляющем большинстве случаев методом и проб и ошибок, а значит - с сопутствующими переживаниями, стрессами, поиском наилучшего варианта взаимодействия, самопознанием, самокоррекцией, самоизменением и пр.

3. Ускоренный темп жизни, слабая предсказуемость многих действий и ситуаций, усложнение и повышенная значимость социальных влияний и связей, по-видимому, уже на уровне студентов являются источниками их невротизации. Можно сказать, что структурно-динамический дисбаланс в социальной сфере имеет существенный отклик и на уровне динамики доминирующих повседневных стресс-факторов учащейся молодёжи. Именно социальное, а не физическое выживание является для учащейся молодёжи наиболее важной стороной их жизнедеятельности. По этой причине происходит «инструментализация» ценности здоровья, когда оно становится средством достижения жизненных целей [2], которые в первую очередь

социально ориентированы.

Литература:

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 352 с.

2. Журавлёва И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Издательство института социологии РАН, 2002. 240 с.

3. Малозёмов О.Ю. Физкультурая деятельность в сохранении здоровья учащихся: социально-педагогический аспект: Монография. Екатеринбург: УрО РАО, УГМА, 2008. 217 с.

4. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. 607 с.

5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.

6. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. 416 с.

7. Распространённость и статистика психических заболеваний. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Filive.com.ua%2Fhealth%2Frasprostranennost-i-statistika-psihicheskih-zabolevaniy_108840i15956.html (дата обращения 05.11.2019)

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Педагогика

УДК: 376

доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна

Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); педагог-дефектолог Кудринская Мария Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 854» (г. Москва)

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА О КАТЕГОРИИ

ДОБРА И ЗЛА С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности представлений подростков с нарушением интеллекта о категории добра и зла через анализ живописных и литературных произведений. Представлен диагностический инструментарий выявления особенностей представлений о добре и зле (методики, критерии оценки, уровневые качественные характеристики).

Ключевые слова: подростки с нарушением интеллекта, представления, нравственная категория добра и зла, живописные и литературные произведения.

Annоtation. This article discusses the features of representations of adolescents with intellectual disabilities about the categories of good and evil through the analysis of paintings and literary works. Diagnostic tools are presented to identify the characteristics of the ideas of good and evil (methods, evaluation criteria, level quality characteristics).

Keywords: adolescents with intellectual disabilities, representations, moral category of good and evil, paintings and literary works.

Введение. На современном этапе развития специальной педагогики и психологии особую значимость приобретают идеи Л.С. Выготского о социальном подходе к пониманию аномальности развития, необходимости «врастания в культуру» детей с разными вариантами дизонтогенеза [4].

Культура, ценности которой воплотились в науке, технике, предметах, деятельности окружающих людей, в различных видах искусства выступает социальным феноменом и мощным фактором, обусловливающим развитие ребенка. Она приобщает личность к миру человеческих ценностей и создает условия для проявления их в действительности, формирует социальную активность [1, 2, 5]. Интерес к проблеме социокультурного становления ребенка с нормальным и нарушенным развитием средствами искусства подтверждается рядом исследований (И.В. Евтушенко, Ж.И. Журавлева, И.Б. Ильина, Е.А. Медведева, А.С. Павлова, Л.Л. Редько, Р.М. Чумичева и др.). В культуре и искусстве посредством знакомства с художественными произведениями ребенок открывает мир нравственных категорий, через знаки и символы познает культурные эталоны, осмысливает нормы и правила, регулирующие действия человека в социуме. В процессе обучения взрослый формирует нравственные представления ребенка и помогает превратить их в личностные, которые проявляются в деятельности, в поведении, отношениях с окружающим [1, 3, 6].

Изложение основного материала статьи. Проведенное нами исследование направленно на изучение особенностей представлений подростков с нарушением интеллекта о нравственных категориях добра и зла через искусство. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 2016 по 2018 гг. на базе ГБОУ Школа № 854. В экспериментальном исследовании принимало участие 120 подростков в возрасте 13-14 лет. Из них 60 подростков с нарушением интеллекта (НИ), 60 подростков - с нормативным развитием (НР). Диагноз подросткам с нарушением интеллекта был подтвержден на ЦПМПК г. Москвы.

Исследование направлено на подтверждение гипотезы о том, что общее психическое недоразвитие подростков с нарушением интеллекта обусловливает особенности их представлений о нравственных категориях (добра и зла), проявляющихся по отношению к человеку, к природе и предметам рукотворного мира и затрудняет их социокультурное развитие.

Констатирующий эксперимент включал в себя задания на выявление особенностей представлений о добре и зле у подростков с НИ, которые определялись в беседе, в анализе живописных и литературных произведений. Содержание диагностического инструментария основано на литературном и иллюстративном материале, включенном в адаптированную общеобразовательную программу для учащихся с нарушением интеллекта по русскому языку, истории отечества, изобразительному искусству и профессионально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.