Научная статья на тему 'Исследование восприятия студентами и курсантами факторов здоровьесбережения и жизнеобеспечения'

Исследование восприятия студентами и курсантами факторов здоровьесбережения и жизнеобеспечения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / HEALTH PROTECTION / HEALTH COMPONENTS / PHYSICAL TRAINING / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малозёмов Олег Юрьевич, Евтюхов Сергей Аркадьевич, Арканов Петр Викторович

В статье исследуется связь значимых факторов и мотивов здоровьесбережения и жизнеобеспечения, а также стресс-факторов в студенческой среде. Показано, что доминирующие факторы здоровьесбережения и жизнеобеспечения обусловлены соответственно физической и социально-психологической компонентами здоровья. Основные мотивы оздоровления и стресс-факторы у студентов (курсантов) связаны с восстановлением здоровьеобразующих компонент в психосоциальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying Student’s and Cadet’s Perception of Health Protection and Life Support Factors

The article examines the connection of significant health protection and life support factors and motives as well as stress-factors in students’ environment. The researchers prove that dominant health protection and life support factors are correspondingly connected with physical and socially-psychological health components. The main motives of student’s and cadet’s health improvement and stress-factors relate to restoring of health components in psychosocial environment.

Текст научной работы на тему «Исследование восприятия студентами и курсантами факторов здоровьесбережения и жизнеобеспечения»



/^

коррекция и регуляция состоянии

УДК 371.212-056.22

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ И КУРСАНТАМИ ФАКТОРОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

О. Ю. Малозёмов, С. А. Евтюхов, П. В. Арканов

В статье исследуется связь значимых факторов и мотивов здоровьесбережения и жизнеобеспечения, а также стресс-факторов в студенческой среде. Показано, что доминирующие факторы здоровьесбережения и жизнеобеспечения обусловлены соответственно физической и социально-психологической компонентами здоровья. Основные мотивы оздоровления и стресс-факторы у студентов (курсантов) связаны с восстановлением здоровьеобразующих компонент в психосоциальной сфере.

Ключевые слова: здоровьесбережение, компоненты здоровья, физическая культура, мотивация.

В настоящее время у российских граждан все более значимым становится фактор дефицита времени для оздоровления. Для значительной части населения в погоне за внешней социальной успешностью стимулы и результаты социализации, как правило, не связаны со здоровьесбережением. Более того, они нередко противоречат как минимум биологически полноценной жизнедеятельности. Физическая составляющая здоровья ставится большинством (особенно молодежью) в зависимость от социальной компоненты, и, прежде всего, от материального положения, статусной атрибутики, престижности сферы деятельности и успешности человека в ней. В рамках превалирующей в нашем обществе адаптационной модели здоровья 1 считаем, что степень адаптации и психологический комфорт человека напрямую связаны с индивидуальным оздоровлением. Но в этом случае необходимо знать, каковы социально-психологические ориентиры в сфере оздоровления нации и каким образом они воспринимаются молодежью.

Остановимся на рассмотрении результатов изучения в среде учащейся молодежи значимых факто-

ров и мотивов здоровьесбережения и жизнеобеспечения, а также стресс-факторов. Задачей исследования было выявление наиболее существенных критериев, определяющих различные компоненты здоровья молодого человека и их взаимосвязей.

В данном исследовании, проведенном нами в 2005-2012 гг., приняли участие учащиеся следующих категорий (всего около 3 тыс. человек): студенты, имеющие непосредственное отношение к физкультурно-спортивной деятельности (Институт физической культуры Уральского госпедуниверситета (ИФК УрГПУ)); курсанты Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России); студенты Уральского федерального университета (УрФУ), Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ) и Уральской государственной медицинской академии (УГМА); учащиеся училища олимпийского резерва; старшие школьники гимназий и лицеев. В статье мы приводим результаты анализа, проведенного в отношении студентов и курсантов вузов.

Учащиеся анализировали список из тридцати критериев, определяющих здоровье человека и отражающих физическую, психическую и социальную стороны данного феномена (по десять критериев для каждой компоненты здоровья). На первом этапе учащиеся выбирали из списка шесть наиболее значимых критериев сбережения здоровья и затем их ранжировали. Далее этот же список был снова проанализирован, из него выбирались и ранжировались только критерии, наиболее необходимые для жизнеобеспечения (табл. 1). Из сопоставления данных по критериям, определяющим здоровье, видно, что в число наиболее значимых вошли факторы, характеризующие в основном физическую сторону здоровья. Это полноценный сон; сбалансированное питание; двигательная активность, спортивная подготовка; отсутствие хронических заболеваний; физическая сила, выносливость. Наиболее репрезентативным показателем социального здоровья (влияющим непосредственно на физическое состояние человека) оказа-

Таблица 1. Результаты выбора студентами (курсантами) критериев, важных для сохранения здоровья и жизнеобеспечения

Репрезентативные критерии здоровьесбережения Обобщенные ранги Репрезентативные критерии жизнеобеспечения

Полноценный сон 1 Хорошее материальное положение

Сбалансированное питание 2 Хорошее образование

Высокая двигательная активность 3 Уверенность в себе

Отсутствие хронических заболеваний 4 Коммуникабельность, умение общаться

Хорошая экологическая обстановка 5 Хорошие отношения в семье

Физическая сила, выносливость 6 Интересная работа, хобби

Психоэмоциональная устойчивость 7 Воля, умение подчинять

Хорошее самочувствие 8 Хорошее настроение

Хорошее настроение 9 Самостоятельность, независимость

Закаливание организма. Избегание стрессов 10 Избегание стрессов. Полноценный сон

лась также и хорошая экологическая обстановка. Отметим, что у девушек значимость физической силы, выносливости в данной иерархии снижена, при повышенном значении психоэмоциональной устойчивости и хорошей экологической обстановки. Однако это вполне укладывается в рамки гендерных стереотипов.

Характерно, что большинство критериев психического и социального здоровья не попали в ранжированный учащимися список доминирующих критериев.

Если обратиться к рассмотрению выбора из того же списка факторов, наиболее важных в жизнеобеспечении, то сразу отмечается, что практически ни один из критериев физического здоровья не попал в репрезентативный список. «Исключением» является полноценный сон, который в равной степени можно считать фактором и физического, и психического здоровья. В выборах учащихся присутствуют только социально-психологические факторы, причем социальные в данном случае являются доминирующими (имеют высокие ранги значимости).

Похожие данные встречаются в некоторых публикациях 2. Обнаружено, что все исследованные студенты педагогического вуза отдают явное предпочтение развитию психологических качеств перед физическими 3. Сегодня, по мнению студентов, недостаточно развиты критичность ума и творческий ум. Для всех (и для студентов-спортсменов, и для курсантов УрИ ГПС МЧС) малозначимыми в настоящем и будущем оказались физические качества: быстрота, гибкость, ловкость, а для девушек — также сила. Единственным привлекательным физическим качеством названа выносливость, воспринимаемая больше как выживаемость.

Наше исследование показало, что в реальной жизни наиболее значимыми молодые люди считают хорошее материальное положение и хорошее образо-

вание. Затем идут социально-психологические факторы, обеспечивающие, на наш взгляд, молодому человеку базовый уровень психологического комфорта в современной сложной социальной действительности. Эти качества — уверенность в себе, коммуникабельность (воспринимаемая как умение общаться с другими людьми), самостоятельность, независимость в делах и поступках; хорошие внутрисемейные отношения.

Если касаться гендерных особенностей, то для девушек в сравнении с юношами более значимы хорошие отношения в семье, интересная работа, хобби и хорошее настроение. Юношей же характеризует большая значимость волевых качеств. Из вышеприведенного сравнения значимых критериев здоровья и жизнеобеспечения в выборах учащейся молодежи логически прослеживается следующее.

Во-первых, имеется явное отделение физического аспекта здоровья от жизненных реалий, что вполне объяснимо, поскольку здоровье не самоцель, а одно из условий (возможно, средство) гармоничного развития личности и общества. Здоровье связывается учащимися прежде всего с факторами, влияющими на соматический и двигательный статус личности. В исследовании И. Б. Бовиной констатируется, что ядро представлений о здоровье в молодежной среде связывается с такими понятиями, как спорт, красота, сила, радость бодрость, жизнь 4. Это также вполне естественно и логично, поскольку на общебытийном и научном уровнях движение, активность всегда рассматриваются как основные признаки жизни, основа поведения и жизнедеятельности человека. Однако основу жизнеобеспечения не в философском, созерцательно-умозрительном плане, а в конкретной социально-действенной обстановке, в представлениях молодых людей составляют социально-психологические факторы, позволяющие чувствовать себя и взаимодействовать в со-

Таблица 2. Результаты выбора студентами (курсантами) мотивов иметь здоровье и стресс-факторов повседневной жизни

Репрезентативные мотивы иметь здоровье Обобщенные ранги Репрезентативные стресс-факторы

Для полноценной жизни 1 Недостаточный сон

Чтобы не болеть 2 Дефицит времени

Чтобы собственные дети были здоровы 3 Зачеты, экзамены

Для достижения своих целей 4 Недостаток свободного времени

Чтобы добиться успеха 5 Избыточный шум

Чтобы долго жить 6 Материальные недостатки

Для счастья 7 Агрессивные настроения окружающих

Чтобы быть независимым 8 Духота, «спертый» воздух

Чтобы чувствовать себя уверенно 9 Семейные и бытовые конфликты

Чтобы получать сексуальное удовольствие. Чтобы быть сильным. Для любви 10 Запах дыма от курения. Травмы. Грубое обращение друг к другу

циуме уверенно и самостоятельно, с опорой на хорошее материальное положение, образованность, при этом будучи психологически защищенным устойчивыми семейными отношениями.

Во-вторых, обнаруживается проблема в привлечении молодежи к самостоятельной физкультурной деятельности как основному средству самооздоров-ления организма и значимому средству развития личности, поскольку в их восприятии главные жизнеобеспечивающие факторы находятся вне области внимания и понимания роли физической культуры личности. Фактически у молодежи доминанты жизнедеятельности явно смещены в сферы, отдаленные от физической культуры.

Другим направлением нашего исследования явилось установление доминирующих мотивов здоро-вьесбережения и стресс-факторов учащихся. Мотивация, являясь ведущим фактором регуляции активности личности, ее поведения и деятельности, представляет исключительный интерес для понимания природы человеческих поступков. Кроме того, за объективно абсолютно одинаковыми поступками человека могут стоять разные причины. Следовательно, побудительные источники этих действий, их мотивация могут отличаться.

Этот тезис очень важен для практики здоровье-сбережения учащихся средствами физической культуры, поскольку мотивы двигательной деятельности в молодом, среднем и пожилом возрасте также различны, как и средства, методы, используемые для восстановления, поддержания и формирования здоровья. Более того, на отношение к здоровью, мотивацию его сохранения влияют не только возраст, но и индивидуальные, половые, этнокультурные показатели, социально-экономические и общеисторические переменные 5.

В нашем случае мотивация сохранения здоровья и доминирующие стресс-факторы определялись так-

же методом анкетирования на основе самооценочных суждений учащихся. Обращаясь к данным табл. 2, можно говорить об основных мотивах здоровьесбере-жения учащихся. Сразу же отмечается доминирование у всех категорий учащихся (безотносительно к специфике вуза и половой принадлежности) такого мотива, как «полноценная жизнь». По нашему мнению, это может означать, что здоровье в данной смысловой плоскости фактически идентифицируется с полноценной жизнью, или является основным ее атрибутом. Без здоровья нет индивидуально-личностной полноценности ни в одной из жизненных сфер. Можно интерпретировать это обстоятельство еще и тем, что учащиеся в очередной раз поставили здоровье на вершину пирамиды инструментальных ценностей — оно является основным «инструментом» достижения полноценной жизни.

Вторым по значимости является мотив «чтобы не болеть». Если возвратиться к анализу результатов табл. 1, то в данном отношении подтверждается тезис о том, что здоровье учащимися воспринимается прежде всего с физической, соматической позиции, а не с психосоциальной и духовно-нравственной.

Третьим по значимости мотивом сохранения здоровья (особенно у девушек) оказался мотив «чтобы собственные дети были здоровые». Обратим внимание, что этот мотив попал в число шести доминирующих у всех категорий учащихся девушек и у спортивно ориентированных категорий юношей (курсанты УрИГПС МЧС и студенты ИФК УрГПУ). Для юношей УрФУ, УГЛТУ, УГМА названный мотив не проявился в числе наиболее значимых. Это, по-видимому, можно интерпретировать таким образом: у девушек данный выбор представляет гендерную особенность, поскольку и природосообразным, и социабельным является большая забота о здоровье потомства именно у женщин. У юношей, активно включенных в физкультурно-спортивную

деятельность, мотивация здоровьесбережения, по-видимому, задевает больше внутриличностных образований. Мы считаем, что сама двигательная деятельность (регулярно воспроизводимая), являясь полимотивированной, с течением времени все более приобретает характер валеоустановки, динамического стереотипа, не только становится значимым фактором самосохранительного поведения индивидуально для себя, но и распространяется на семейные отношения.

Два последующих мотива («для достижения своих целей» и «чтобы добиться успеха») носят ярко выраженный социально-психологический инструментальный характер: здоровье необходимо, чтобы проявить себя, выделиться в обществе. В этом мы усматриваем, что, следуя индивидуальной теории личности А. Адлера 6, здесь проявляется общее свойство личности — стремление к превосходству, которое может выражаться огромным числом различных способов, и каждый человек реализует его по-своему.

Интересно, что мотив здоровьесбережения «чтобы долго жить» попал в число наиболее значимых только у юношей, у девушек его нет. Вполне возможно, что и в этом случае наблюдается гендерная составляющая такого выбора, поскольку считается, что у мужчин здоровье больше ассоциируется с понятиями силы, активности, деятельности, а у женщин — с внешней красотой, привлекательностью, хорошим самочувствием и настроением. По-видимому, для мужского стереотипа понимание «долго жить» более приближено к проявлению полноценной социальной активности, а для женского — долго прожить можно, даже часто болея, не проявляя социальной активности, при достаточно пассивной жизненной позиции, ориентируясь на помощь извне, например медицины, родственников и пр.

Остальные репрезентативные мотивы здоро-вьесбережения, проявляющиеся не во всех категориях учащихся одинаково, носят ярко выраженную социально ориентированную и гедонистическую направленность. Сюда в качестве мотивов входят такие категории человеческого бытия, как счастье, независимость, любовь, удовольствия (в том числе и сексуальные), защита родных, содержание семьи, полезность обществу.

Таким образом, на данном этапе исследования можно констатировать, что основу мотивационного комплекса здоровьесохранения у учащихся составляют психологические и социальные мотивы, при доминировании последних. В связи с этим возникает закономерный вопрос: «Какого рода причин и факторов, повреждающих здоровье, больше в реальной образовательной практике и в жизнедеятельности учащихся?» Гипотетически можно предположить, что поскольку мотивы здоровьесбережения носят социаль-

но обусловленный характер, то и причины, их вызывающие, из той же сферы.

Для проверки данной гипотезы было проведено исследование по выявлению основных характерных стресс-факторов в повседневной жизнедеятельности учащихся. Из представленных в табл. 2 доминирующих стресс-факторов (полный список содержит 52 позиции), вызывающих наибольшее напряжение у учащихся, практически все можно отнести к социально обусловленным. Об этом же свидетельствуют и данные исследования о деструктивных взаимоотношениях в учебных группах 7.

В среднем, на первом по значимости (частота встречаемости в ответах) месте учащимися отмечается недостаточный сон. Вполне возможно, что отчасти причины недосыпания у молодежи не только социально обусловлены, но и являются возрастной характеристикой. Несбалансированность ритма жизни, нарушения режима дня, желание много и везде успеть, повышенная эмоциональная насыщенность деятельности и общения приводят к тому, что многие молодые люди не успевают регулярно отдохнуть и восстановиться полностью во время сна. В связи с этим у молодых людей происходит сбой околосуточного (циркадианного) ритма. У студентов же выявлены высокий уровень их предрасположенности к стрессу и неблагоприятный характер кривых циркадианных ритмов. Однако общеизвестны всеобщность, высокая устойчивость и строгая универсальность циркадианных ритмов, что позволяет считать их фундаментальным свойством живого, а саму циркадианную систему биоритмов — сопоставимой по значимости с нервной и эндокринной системами.

Таким образом, основной биологически обусловленный фактор психофизического восстановления — сон для молодежи не является полноценным в повседневной жизни (во всяком случае, именно таково восприятие качества сна учащимися). Причины этому — нередко внешние, имеющие психосоциальный повреждающий характер. Например, несбалансированность психоэмоциональных и физических нагрузок.

Поскольку мы рассматриваем категории учащейся молодежи, то, по-видимому, по этой причине вторым и третьим по значимости стресс-факторами явились «дефицит времени» и «зачеты, экзамены». Они, на наш взгляд, носят как субъективный, так и объективно обусловленный характер. Например, дефицит свободного времени можно рассматривать и как объективную причину повышенной занятости учащихся учебной деятельностью, равно как и неумение или нежелание проявить волю к самоорганизации деятельности.

Все значимые причины, вызывающие напряжение у учащихся (представленные в табл. 2), при диф-

ференцировании можно отнести к следующим сферам: учебно-организационной (зачеты, экзамены, недостаток свободного времени, духота, «спертый» воздух, запах дыма от курения, сложный, непонятный учебный материал); семейно-бытовой (материальный недостаток, семейные и бытовые конфликты); возрастной и социокультурной (недостаточный сон, дефицит времени, избыточный шум, агрессивное настроение окружающих, грубое обращение друг к другу, неуверенность в себе, невнимание со стороны товарищей, скрытые и явные доносы, унижение словом).

Таким образом, можно говорить о том, что основные факторы жизнедеятельности учащихся, вызывающие наибольшее повседневное напряжение и отрицательно сказывающиеся на их здоровье, относятся к психосоциальной сфере. Соответственно, и мотивы оздоровления у них связаны с восстановлением здоровьеобразующих компонент жизнедеятельности также в психосоциальной сфере.

Подводя итоги изложенного, приходим к закономерному вопросу (и здесь выявляется противоречие): «Каким образом вести пропаганду здоровья, здорового образа жизни среди молодежи (имея в виду, прежде всего, повышение и реализацию двигательного потенциала, обращение к своей телесности), если значимыми для учащихся оказываются социальнопсихологические критерии?» Призывы к повышению двигательной активности, принудительные мероприятия в данном направлении (учебные занятия) оказываются малоэффективными для большинства молодых людей на стадии их перехода во взрослое сообщество.

В нашем понимании выходом из создавшегося положения является учет доминирующих социальнопсихологических критериев жизнедеятельности учащихся, а также формирование необходимых и значимых для молодежи личностных качеств посредством наиболее предпочтительных для нее видов физкультурной деятельности. Только улучшая качество жизни, меняя стиль и уклад жизни, повышая уровень душевного комфорта (по Н. М. Амосову), можно привлечь большую часть молодежи к физкультурнооздоровительной сфере. Мы считаем, что для этого необходимо физкультурной деятельностью создавать ситуации, при которых усиливаются личност-но значимые социально-психологические качества учащихся, реализуются их креативные способности, происходит саморазвитие личности. На основе этого можно вначале вовлечь молодого человека в дан-

ную сферу, а уже впоследствии надеяться на закрепление и установление динамического стереотипа поведения и перехода его в вид жизнедеятельности, который принято называть здоровым стилем и образом жизни. Во всяком случае, сейчас разрабатываются психолого-педагогические технологии саморазвития личности учащегося, содействующие личностному самоопределению, средствами физической культуры 8.

В заключение можно констатировать, что приоритет психосоциальной составляющей здоровья в жизнедеятельности учащихся проявляется достаточно весомо и зримо. Учитывать это необходимо при работе специалистов по физической культуре и здоровьесбережению молодежи в сфере образования.

1 Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учеб. пособие. М., 2001. 352 с.

2 Журавлева И. В. Здоровье подростков: социологический анализ. М., 2002. 240 с. ; Степанов В. А. Самооценка психических и физических качеств будущих учителей // Педагогика. 2004. № 7. С. 45-50.

3 Рогалёва Л. Н. Содействие личностному самоопределению старшеклассников средствами физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 4. С. 73-75.

4 Бовина И. Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде // Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 90-97.

5 Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Указ. соч. ; Журавлева И. В. Указ. соч. ; Малозёмов О. Ю. Физкультурная деятельность в сохранении здоровья учащихся: социальнопедагогический аспект : монография. Екатеринбург, 2008. 215 с. ; Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003. 607 с. ; Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта : учебник. М., 2004. 400 с. ; Шилова Л. С. Трансформация самосохранительного поведения // Социологические исследования. 1999. № 5. С. 84-92 ; Щедрина А. Г. Здоровье и массовая физическая культура: методологические аспекты // Теория и практика физической культуры. 1989. № 4. С. 5-7 ; Ягодин В. В. Социально-педагогическая роль народной физической культуры : монография. Екатеринбург, 2004. 262 с.

6 Об этом см.: Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб., 2004. 416 с.

7 Адушкина И. Б. Теоретические предпосылки изучения деструктивных взаимоотношений в учебных группах образовательных учреждений МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 2(29). С. 47-50.

8 Оплетин А. А. Педагогическая технология социальнонравственного саморазвития личности учащегося (на материале физического воспитания) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 4. С. 23-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.