Научная статья на тему 'Проблема добра и зла в католицизме и в произведении Дж. Р. Р. Толкина «Сильмариллион»'

Проблема добра и зла в католицизме и в произведении Дж. Р. Р. Толкина «Сильмариллион» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1500
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
добро / зло / этические категории / католицизм / Дж.Р.Р. Толкин / Сильмариллион / J.R.R. Tolkien / the Silmarillion. / the good / the evil / ethical categories / Catholicism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафонова Олеся Сергеевна

Автор исследует особенности художественного воплощения католической интерпретации добра и зла в произведении Дж.Р.Р. Толкина «Сильмариллион». В статье говорится о понятиях добро и зло как центральных этических категориях; рассматривается основное содержание представлений о добре и зле в католическом вероучении, а также производится сопоставительный анализ сюжетной линии возникновения и противостояния добра и зла в «Сильмариллионе» и в католицизме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author searches the artistic embodiment of the tradition of the catholic interpretation of the good and the evil in «The Silmarillion» by J.R.R. Tolkien. The article talks about the concepts of « the good» and « the evil» as the central ethical categories; outlines the contents of beliefs about the good and the evil in the catholic creed, presents the comparative analysis of the storyline of the origin and confrontation of the good and the evil in «The Silmarillion» and Catholicism.

Текст научной работы на тему «Проблема добра и зла в католицизме и в произведении Дж. Р. Р. Толкина «Сильмариллион»»

Safonova O.S.

О.С. Сафонова

Сафонова Олеся Сергеевна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация:

Автор исследует особенности художественного воплощения католической интерпретации добра и зла в произведении Дж.Р.Р. Толкина «Сильмариллион». В статье говорится о понятиях добро и зло как центральных этических категориях; рассматривается основное содержание представлений о добре и зле в католическом вероучении, а также производится сопоставительный анализ сюжетной линии возникновения и противостояния добра и зла в «Сильмариллионе» и в католицизме.

Annotation:

The author searches the artistic embodiment of the tradition of the catholic interpretation of the good and the evil in «The Silmarillion» by J.R.R. Tolkien. The article talks about the concepts of « the good» and « the evil» as the central ethical categories; outlines the contents of beliefs about the good and the evil in the catholic creed, presents the comparative analysis of the storyline of the origin and confrontation of the good and the evil in «The Silmarillion» and Catholicism.

Ключевые слова:

добро, зло, этические категории, католицизм, Дж.Р.Р. Толкин, Сильмариллион.

Keywords:

the good, the evil, ethical categories, Catholicism, J.R.R. Tolkien, the Silmarillion.

разграничивают нравственное и безнравственное, определяют бескорыстное стремление совершать благо или же приносить страдания и разрушение. «Добро» и «зло» в философии рассматриваются как категории

факультет иностранных языков (2 курс)

Научный руководитель: Г.В. Валеева, канд. философ. н., доцент

ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В КАТОЛИЦИЗМЕ И В ПРОИЗВЕДЕНИИ ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА «СИЛЬМАРИЛЛИОН»

П

онятия «добро» и «зло» являются центральными в жизни каждого человека и всего человечества в целом. Они обозначают положительные и отрицательные ценности,

№1

Время науки

The Times of Science

этики, отражающие существенные элементы морали, которые, согласно Аристотелю, существуют в сознании любого человека и общества.

«Добро и зло - нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой - нравственноотрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности» [8, с. 171].

Добро и зло - противоположные категории. Они взаимно отрицают друг друга, но в то же время являются неотделимыми. Они подобно свету и тьме во Вселенной дополняют друг друга. Также нравственная философия предполагает невозможность существования человека и окружающего его мира без восприятия добра и зла. Так, «согласно Артуру Шопенгауэру, то, что движет нашей волей, есть исключительно благо и зло» [5, с. 269]. Именно они определяют и ограничивают наши стремления и желания, дают толчок развитию мира. Ведь все многообразие человеческих поступков определяется четырьмя мотивами: желание блага себе, желание блага другому, желание зла другому, желание зла себе [5, с. 269]. Они в свою очередь основаны на центральных понятиях добра и зла. А представления человека об этих понятиях определяют то, какие мотивы лежат в основе его поступков. Для того чтобы познать добро, необходимо узнать зло. Оцениваемое поведение человека соотносят, с одной стороны, с понятиями добра: благородством, мужеством, милосердием, с другой - зла:

высокомерием, трусостью, жестокостью, т.е. с имеющимися в обществе представлениями о добродетели и пороке. Главной задачей человека в условиях борьбы добра и зла является его выбор в пользу одной из противоборствующих сторон. Основную задачу - сформировать этические представления о добре и зле - берет на себя среда, в которой воспитывался человек, мифы и легенды, лежащие в основе нравственного сознания общества, а также религиозные представления.

Огромное влияние на формирование представлений о добре и зле в западной философской мысли оказал католицизм. Основой вероучения «является представление о порочности человеческой природы, наследуемой

2015

37

S a fo

nova

O.S

О.С. Сафонова

от «первородного греха». Источником нравственности <...> является Творец всего сущего и его добрая воля. Только он дарует человеку «божественный нравственный закон», который от рождения присутствует в душе каждого человека и переживается через «внутреннее чувствование» - совесть» [3]. Согласно католическому вероучению самым главным представителем и источником добра в мире является Бог, а соответствие его воле -объективным критерием блага. Чувство, из которого творится добро, -любовь. И только Бог способен обладать совершенной любовью, поскольку Бог есть начало, бытие и благо.

Абсолютным источником зла в вероучении является дьявол. Изначально Бог сотворил его ангелом в чине Херувима. Дьявол был предводителем небесного воинства, «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты» и обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез. 28:17) и пожелав быть равным Богу (Ис. 14:13-14), был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин. 8:44) - предводителем мятежа против Бога» [9]. Дьявол, впав в грех гордыни, отказался поклониться сотворенному человеку, за что утратил Божественную чистоту и сияние внутренней святости и был изгнан из рая. Его небесное имя было Люцифер, или Денница, что подразумевало светлую субстанцию («светоносец», «сын зари», «несущий свет»). После отчуждения от Творца ему было присвоено новое имя «Сатана», т. е. «враг», «лукавый» [9].

Начало же человеческой истории и возникновение зла в людском мире связано с совершением «первородного греха» прародителями Адамом и Евой. Поддавшись искушению Сатаны, они вкусили плод с дерева познания добра и зла в райском саду и тем самым нарушили по своей воле Божий запрет. Последствиями стали нарушение мироздания, изгнание людей из рая и возникновение смерти.

Также в католическом вероучении «сохраняется вера в то, что мир, созданный всемогущим Богом, включает, с одной стороны, мир ангелов, абсолютно духовных существ, посредников между Богом и материальным миром. Человек, наделенный особым сходством с Богом и созданный для

№1

Время науки

The Times of Science

блаженной жизни в совершенном общении с ним, совершил грехопадение, будучи искушенным дьяволом, т.е. ангелом, отпавшим от Бога и ставшим демоном. Ныне, как и прежде, Церковь учит, что ангелы оказывают большое воздействие на судьбы людей. Но вот ангелы, отпавшие от Бога, то есть демоны, пытаются вредить людям и влекут их на путь бунта против Бога, и только помощь Бога позволяет бороться с ними. Все беды и несчастия людей трактуются как следствие первородного греха, к которому добавлялись новые грехи» [6, с. 17].

«Зло в католицизме - категория моральная, «рукотворная», основанная на произволе. Здесь тема «свободы твари» получает последовательное и масштабное развитие. <...> Просто «быть» означает «быть во зле», а хотеть «просто быть» - значит «усугублять зло». Благо достигается через переориентацию от града земного к граду небесному» [2]. Таким образом, католическая вера утверждает происхождение зла не от Бога, а от человека, злоупотребляющего своей волей. Преодолеть зло и освободиться от греха человек может через искупление и страдание и тем самым получить спасение. Тогда возникает вопрос: почему всесильный Бог не уничтожил зло в мире или не создал мир без него? Католическое вероучение дает ответ на этот вопрос так: Бог находится вне времени и на него не распространяются обычные представления о всемогуществе. А зло, являющееся следствием свободной воли людей, будет побеждено, если истинно верующие сами приложат все усилия для этого.

Католическое вероучение стало источником вдохновения известного английского писателя Дж. Р. Р. Толкина. Его автобиограф Карпентер пишет: «Католицизм для Толкина был одной из двух важнейших составляющих его интеллектуальной жизни» [1]. Толкин искусно переносит основные идеи католического вероучения в созданный его фантазией мир Средиземья, пытается дать ответы на вопросы: какова природа добра и зла, в чем причина их вечного противостояния, что способно одержать победу над злом. «Сильмариллион» - одно из ранних произведений Дж. Толкина, в котором переплетаются не только греческая и германо-скандинавская мифология, но и библейские истории о сотворении мира, грехопадении, скитании еврейского народа. «Сильмариллион» в легендариуме Толкина

2015

39

Safonova O.S. О.С. Сафонова

предстает неким сборником легенд Средиземья, переведенным с эльфийского языка хоббитом Бильбо Бэггинсом во время его пребывания в Ривенделле и описывающим события с начала возникновения мира до начала Третей эпохи.

Повествование начинается с истории о едином Боге и его созданиях: «Был Эру, Единый, кого в Арде зовут Илуватар. Сначала он мыслью своей породил айнуров, Священных; и они были с ним, когда других созданий не существовало» [7, с. 3]. Так в основе произведения закрепляется идея теоцентризма, согласно которой единственной реальностью, определяющей все сущее, является Бог. В стихах Евангелия от Иоанна говорится: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [4]. Так и Илуватар является единым началом всего. Именно по его воле и замыслу айнуры создают песню, гармония которой постепенно порождает мир. Образы айнуров соотнесены с библейскими архангелами.

Как и в католическом вероучении, один из ангелов, охваченный чувством ревности и зависти, восстает против своего создателя и пытается разрушить гармонию только зарождающегося мира. Этим ангелом является Мелькор. Желание изменить гармонию и «дать Бытие собственным творениям» [7, с. 4], т.е. нарушить волю Единого, приводят к тому, что он теряет свое величие и порождает тьму. Как и Люцифер, «Мелькор» был превыше прочих айнуров одарен мудростью и силой, владея частицами открытого каждому из его братьев [7, с. 4]. Как и дьявол, он обратил всю свою силу и величие во зло и тиранию. И «Восстающему в Мощи» было дано новое имя Моргот или «Черный Враг Мира». Образу Мелькора в произведении противопоставлен образ другого ангела Манвэ, стоящему на стороне добра. «Манвэ и Мелькор были братьями в думах Илуватара. Самым могучим из айнуров, что пришли в мир, был изначально Мелькор; но Манвэ ближе Илуватару и яснее понимает его. Ему было предначертано стать первым из всех владык: Повелителем Арды и всего, что живет там» [7, с. 14]. Битва Моргота и айнуров, во главе с Манве, напоминает низвержение Сатаны на Землю архангелом Михаилом, который впоследствии занимает место Люцифера в небесном воинстве. Моргот покидает айнуров, и вместе с ним уходят преданные ему духи тьмы барлоги, «демоны страха». Так с

40

№1

Время науки

The Times of Science

предательства и падения Моргота начинается великое противостояние добра и зла, но именно оно дает толчок развитию мира. Помыслы Мелькора становятся лишь частью целого мира. Он создаёт жестокий, убийственный холод, но перед взорами айнуров предстает прекрасный снег и величественные горы.

История грехопадения и изгнания из райского сада первых людей переплетается с легендой о Феаноре. Искуснейший из перворожденных эльф Феанор был обманут Морготом и изгнан из Валинора вместе со своими сыновьями. Он, как и все создания Эру, обладает свободной волей и способен сам избирать свой путь. Именно поэтому Морготу удалось посеять семена зла в сердцах многих творений Илуватара и изуродовать их: «... квенди, попавшие в лапы к Мелькору, вверглись в узилище; и там, в ненависти своей вывел он в насмешку и подражание эльфам мерзкое племя орков, злейших их врагов» [7, с. 43]. Моргот после своего восстания не мог создать ничего живого, а только осквернил и извратил создания Эру, «подобно тому, как Бог творит добро, дьявол вновь и вновь тщится исказить его замысел и плодит зло» [9]. «И глубоко в темных сердцах орков живет ненависть к тому, кому они служат из страха - Господину, создавшему не их самих, но лишь их гнусность» [7, с. 43].

Однако не стоит забывать, что зло не является творением Бога, так и Илуватар замыслил свои создания изначально светлыми и чистыми, только перворожденные получили в дар бессмертие и вечную связь с миром, а «последышам», т.е. людям, была дарована смерть и возможность изменять сам мир. Сердца людей были также больше подвластны искушению, об этом говориться в части о падении Нуменора, когда, несмотря на то, что нуменорцам в награду за сражение против Мелькора была дарована долгая жизнь, они возжелали бессмертие и решили силой проложить себе путь в благословенные земли Амана. За это, как в библейском предании о Вавилонской башне, Эру обрушил на них свой гнев, и древний город был разрушен и сокрыт: «Рок этот, нежданный людям, свершился на тридцать девятый день после отплытия флота. Менельтарама извергла внезапный пламень, налетел чудовищный вихрь, и земля затряслась, небо

2015

41

Safonova O.S. О.С. Сафонова

заколебалось, и горы сдвинулись с места и Нуменор погрузился в пучину... » [7, с. 333 - 334].

Так, Дж.Р.Р. Толкин, следуя заповедям католического вероучения, отрицает всякое сопротивление и неповиновение замыслу Бога, которое должно быть наказано. Но также автор утверждает безграничную доброту творца, который карает только за совершение зла. Именно поэтому Эру не наказал айнура Ауле, который вопреки его замыслам создает семерых праотцов гномов. «Илуватар увидел смирение Ауле и сжалился над ним <...> и сказал так: - Как дал я Бытие думам айнуров в начале мира, так теперь принял я твое желание и нашел ему место; и ничего не буду менять я в твоем создании - так, как ты создал его, пусть и будет» [7, с. 34 - 35]. Именно раскаяние и смирение становятся ключом к милосердию и спасению.

Католическое вероучение также дает ответ на вопрос: почему единый Эру, обладающий безграничной властью, не смог сам искоренить зло. Как и в католицизме, Илуватар вне мира, реализуется только его первоначальный замысел. Именно поэтому Моргот сумел остаться в сотворенном Эру мире, и даже после его изгнания в Черную Бездну зло снова проникло в Средиземье. Ибо пока семена зла способны прорасти в сердцах созданий Эру, оно будет стремиться подчинить себе мир. Именно так место Мелькора занял его не менее алчный и жестокий слуга Саурон.

«Сильмариллион» - сложное произведение, которое можно бесконечно рассматривать с различных точек зрения. Но влияние католического вероучения на его создание является неоспоримым. Дж.Р.Р. Толкин, как истинный католик, продолжает основные христианские идеи о добре и зле, их вечном противостоянии. Именно его близкий нашему поколению язык помогает многим молодым людям осмыслить библейские легенды, сформировать этические представления о добре и зле и сделать выбор в пользу свершения благих поступков.

42

№1

Время науки

The Times of Science

Литература:

1. Биография Дж. Толкина. [Электронный ресурс]: Средиземье на

Tolkiensite.Narod.Ru. URL. http! // www.tolkiensite.narod.ru/tolkien.htm (дата

обращения - 03.04.2015)

2. Добро и Зло. [Электронный ресурс]: Бэкмология. URL:

http! //be cmoloqv.ru/bloq/warrior/qood evil03.htm (дата обращения:

03.04.2015)

3. Кондрашов В.А. Католическая этика // [Электронный ресурс]:

журнал «Самиздат». URL : htt p ://s amlib.ru/k/kondrashow w a /st68.sh t ml

(дата обращения - 03.04.2015)

4. Куйбышева Н. Ветхозаветный «Сильмариллион» Джона Р. Р.

Толкина. [Электронный ресурс]: CABLOOK.com. URL:

http! // www.cablook.com/inspiration/vethozavetnyi~sil marillion~dzhona~r~r~

^1к!епа/(дата обращения - 03.04.2015)

5. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. М.: Гардарики,

2004. 320 с.

6. Рашкова Р.Т. Католицизм. СПб.: Питер, 2007. 239 с.

7. Толкин Дж.Р.Р. Сильмариллион. М.: АСТ, 2013. 414 с.

8. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия,1983. 840 с.

9. Энциклопедия знаков и символов. [Электронный ресурс]: URL:

http! // www.znaki.chebnet.com /s10.php?i d — 626 (дата обра^щения - 03.04.2015)

2015

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.