Научная статья на тему 'ОБРАЗ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ДРАКОНА В ТВОРЧЕСТВЕ Дж.Р.Р. ТОЛКИНА'

ОБРАЗ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ДРАКОНА В ТВОРЧЕСТВЕ Дж.Р.Р. ТОЛКИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1204
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественный мир / фольклорное допущение / образ мифологического дракона / германо-скандинавская мифология / Дж.Р.Р. Толкин / an artistic world / a folklore assumption / the embodiment of a mythological dragon / Norse mythology / J.R.R. Tolkien

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сафонова Олеся Сергеевна, Ю.В. Назарова,

В статье говорится об образе мифологического дракона в творчестве Дж.Р.Р. Толкина как фольклорном допущении, необходимом для создания художественного мира фэнтези, рассматривается представление о драконах в германо-скандинавской мифологии, анализируются особенности художественного воплощения мифологического дракона в произведениях Дж.Р.Р. Толкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article talks about the mythological image of a dragon in the works of J.R.R. Tolkien as the folklore assumption needed for creation of the artistic world of fantasy, explores the idea of dragons in Norse mythology, analyzes the peculiarities of the artistic embodiment of a mythological dragon in the works of J.R.R. Tolkien.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ДРАКОНА В ТВОРЧЕСТВЕ Дж.Р.Р. ТОЛКИНА»

Safonova O. S.

О. С. Сафонова

Сафонова Олеся Сергеевна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого факультет иностранных языков (3 курс)

Научный руководитель: Ю.В. Назарова, д. философ. наук, доцент

ОБРАЗ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ДРАКОНА В ТВОРЧЕСТВЕ Дж.Р.Р. ТОЛКИНА

Аннотация: В статье говорится об образе мифологического дракона в творчестве Дж.Р.Р. Толкина как фольклорном допущении, необходимом для создания художественного мира фэнтези, рассматривается представление о драконах в германо-скандинавской мифологии, анализируются особенности художественного воплощения мифологического дракона в произведениях Дж.Р.Р. Толкина.

Annotation: The article talks about the mythological image of a dragon in the works of J.R.R. Tolkien as the folklore assumption needed for creation of the artistic world of fantasy, explores the idea of dragons in Norse mythology, analyzes the peculiarities of the artistic embodiment of a mythological dragon in the works of J.R.R. Tolkien.

Ключевые слова: художественный мир, фольклорное допущение, образ мифологического дракона, германо-скандинавская мифология, Дж.Р.Р. Толкин.

Keywords: an artistic world, a folklore assumption, the embodiment of a mythological dragon, Norse mythology, J.R.R. Tolkien.

Каждый писатель, создавая произведение в жанре фэнтези (англ. fantasy), творит абсолютно новый мир, который, будучи отличным от нашей реальности, тем не менее логически выстроен: в нем реализуются свои законы и действуют свои причинно-следственные связи. Авторы создают такие уникальные художественные миры, прибегая к помощи фантастических допущений.

Д. Громов и О. Ладыженский сформулировали следующую типологию фантастических допущений: научно-фантастическое допущение (Жюль Верн), мистическое допущение (Г. Лафкрафт), футурологическое (утопические и антиутопические романы), фантасмагорическое допущение (М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»), мироформаторское и фольклорное допущения [2]. Примером последних, по моему мнению, являются произведения знаменитого английского писателя XX века Дж. Р. Р. Толкина.

26

№ 1

Время науки

The Times of Science

В своих книгах автор создает особое географическое пространство -Средиземье, в названии которого есть отсылка к определенному времени -Средним векам. Но это то время, которое невозможно обнаружить в исторических источниках, оно рождено воображением художника так же, как и приметы географического ландшафта. В этом времени-пространстве и возможно особое бытие, сконструированное Дж. Р. Р. Толкином из «материала», взятого из мифов и легенд самых разных этносов.

Так, созданную собственной фантазией реальность автор населяет персонажами фольклора: гномами, эльфами, великанами, нереальными для нашего мира, но обязательными для мира фэнтези. Все жители этого мира четко разделены на сословия, народы и расы, а действия персонажей зависят от внешних условий [9]. На протяжении повествования герои сталкиваются с различными препятствиями, случайными и обязательными, врагами и неприятелями, что определяет их дальнейшую судьбу в развитии сюжета. К фольклорным допущениям Дж. Р. Р. Толкина можно отнести введение им в произведения образа мифологического дракона, который служит обязательной преградой для его персонажей на пути их борьбы добра со злом.

Образ дракона, мифического крылатого существа, предстает практически во всех культурах мира. Само слово «дракон» можно встретить в языках разных народов. Этимологи и лингвисты утверждают, что «дракон» имеет греческое происхождение и переводится как «остро видящий» (др.греч. - SpaKwv). По словам американского лингвиста Эндрю Сихлера, в английский и немецкий языки слово «dragon» и «drache» пришло как заимствование из латинского «draco» [1]. Во всех случаях название обозначает особый вид мифического змееподобного существа, обладающего фантастической силой, способного летать и изрыгать пламя. На востоке драконы олицетворяли мудрость и величие, в западных странах они выступали символом изначального зла.

Дж. Р. Р. Толкин населяет мир Средиземья драконами германо-скандинавской мифологии и наделяет их чертами, которые приписывали им жители европейских стран. Люди, верившие в магическую силу рун, придавали огромное значение изображениям этих крылатых монстров. Драконов

2016

27

Safonova O. S.

О. С. Сафонова

помещали на своих щитах скандинавские войны, а на носах своих боевых драккаров (норв. Drakkar - «корабль-дракон», от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль») они вырезали головы гигантских змеев [4, с. 99 - 101]. Дело в том, что в сознании древних народов драконы часто ассоциировались с войной и являлись символом мощи и мудрости, но в тоже время они олицетворяли и зло. Прежде всего, рождение гигантских рептилий связывается в скандинавской мифологии с воплощением мирового зла, богом Локки. Вместе с великаншей Ангрбодой он породил ужасного монстра, змея Ёрмунганда (Митградсома), который обхватил своим чешуйчатым хвостом весь мировой океан [3, с. 186 - 187]. Также древние верили, что дракон Нидхёгг, грызущий корень фантастического древа Игдрас-силя, играет важную роль в устройстве мира и судьбе его обитателей, а последняя битва Тора и Ёрмунганда предвещает конец света. Когда асов настигает Рагнарёк, Громовержец вступает в последнюю битву с драконом и разит его Мьёльниром. Змей погибает, но умирает и сам бог, отравленный ядом гиганта.

Битвы героев с драконами являются ключевым сюжетом многих скандинавских легенд. Они символизируют победу над злом, алчностью и жаждой золота. Не случайно дракон в мифологии часто предстает стражем сокровищ. В «Старшей Эдде» в песнях «Речи Регина» и «Речи Фафнира» говорится о драконе Фафнире и герое Сигурде. Гном Регин подговаривает потомка Вёльсунга убить своего брата-дракона, стерегущего золото карлика Андвари. Заклинания и волшебный шлем не спасают змея, и герой убивает дракона. Так осуществляется победа добра над злом. Однако следует заметить, что драконы - это не только бесконечный источник зла, им присущи и некоторые положительные черты. Дракон в скандинавских мифах - это существо говорящее и мудрое. Он связывается с судьбой самого мира, поэтому может предсказывать будущее и играть судьбоносную роль в жизни своих противников. В «Речах Фафнира» змей предсказывает герою не только его судьбу, но и говорит о будущем богов Асгарада. Также подтверждением мудрости и таинственных знаний дракона является момент, когда Сигурд съедает сердце монстра и начинает понимать птичью речь, а кровь ящера залечивает его раны. Но столкновение героя с драконом не проходит бесследно, и у него есть своя

28

№ 1

Время науки

The Times of Science

цена. Проклятое сокровище карла Андвари разрушает род Вёлсунгов. Печален и ужасен конец этой истории, но, не встретив на своем пути дракона Фафнира, Сигурд никогда бы не смог испытать свою храбрость и стать героем известной легенды, которая является отражением мифологического сознания народа, ее сложившего.

В XI в. христианство воцарилось в скандинавских странах, другие герои пришли на смену Тору и Сигурду, но истории о поединках языческих богов и богатырей с крылатыми змеями продолжили свою жизнь в творчестве Дж.Р.Р. Толкина. В фантастическом мире Средиземья перед нами предстают могучие крылатые рептилии, поражающие своей силой и устрашающей красотой. Имена великих драконов Средиземья Анкалагона, Глаурунга, Смауга внушают каждому читателю чувство восхищения перед их удивительной мощью и чувство страха перед неистовой яростью этих существ. В своих произведениях автор продолжил традиции скандинавских мифов и легенд, драконы Средиземья - это олицетворение зла, алчности и гордыни. Не случайно Толкин дает персонажам имена «Стремительная челюсть» (пер. с синдарина - Ancalagon), «Золотой» (пер. с синдарина -Glaurung). Ведь само происхождение этих существ тесно связано со злом и стремлением их создателя Морготом к безграничной власти и жажде драгоценных Сильмариллов.

Темный Властелин, пытаясь захватить Средиземье и прекраснейшие из драгоценностей, создает первого огнедышащего дракона Анкалагона Черного (Ancalagon the Black). Он становится предводителем небесных воинов Моргота в Войне Гнева, воплощением наступающей гибели мира. Этот дракон был настолько огромен, что закрывал своей чернотой само небо, а появление его стаи «сопровождалось великим громом, молниями и огневой бурей» [8, с. 302]. Спасает фантастический мир от гибели появление героя Эарендила, который подобно скандинавскому Тору, победившему Ёрмунганда, «примчался, пылая белоснежным пламенем» [8, с. 302] на своем корабле Вингилотэ, чтобы сразиться с ужасным змеем и одержать победу: «Перед рассветом Эарендил сразил Анкалагона

Черного, самого сильного во всем драконьем войске, и низверг его с небес,

2016

29

Safonova O. S.

О. С. Сафонова

а тот, падая, рухнул на пики Тангородрима и в предсмертном биении сокрушил их. Затем взошло Солнце... » [8, с. 302]

Но не всегда после столкновения с драконами «восходит Солнце»: в произведении «Дети Хурина» главный герой Турин сражается с праотцем драконов Глаурунгом, и эта битва заканчивается гибелью его рода. Здесь дракон олицетворяет внутренние страхи персонажа перед неотвратимостью судьбы. Проклятие Турина Турамбара (на синдарин - «победитель судьбы») заключается в том, чтобы нести погибель всем тем, кого он любит. От руки героя погибает его друг, вокруг него рушатся города. Турин пытается победить судьбу, стать другим человеком, но страшный рок продолжает преследовать героя в виде гигантского огнедышащего змея: «И настал день, когда двое лесных жителей вернулись в Эффель Брандир в великом ужасе, своими глазами видели они Великого Змия. - Воистину, господин, ныне приближается он к Тейглину и в сторону не сворачивает, - рассказывали они. - Лежал он посреди громадного пожарища, а вокруг дымились деревья. Исходит от чудища невыносимый смрад. На много лиг до самого Нарготронда протянулся его гнусный след, и сдается, путь этот, не отклоняясь, ведет прямиком к нам» [6, с. 226].

Можно сказать, что эта история не о борьбе героя с абсолютным злом, а о его борьбе с самим собой, с его собственными страхами, которые воплощает в себе мифологическое существо. В конце герой сталкивается с ними, он разит дракона, но сам погибает от собственного меча. Могила Турина и его сестры Ниэнор становится и местом погребения рода Хурина, как и в скандинавской легенде о Вёльсунгах, что символизирует закат солнца: «Не ответил Хурин, и сел он под камнем, держа Морвен в объятиях, и более не вымолвили они ни слова. Солнце закатилось, Морвен вздохнула, сжала руку мужа - и застыла недвижно, и понял Хурин: она мертва» [6, с. 262].

Можно сказать, что история детей Хурина тесно переплетается с историей богатыря Сигурда. Здесь есть герой, проклятье, смерть близких, а самое главное - дракон. В данном произведении Глаурунг предстает воплощением Фафнира, а автор наделяет этого персонажа не только огненным дыханием, но и даром гипноза. Так, дракон накладывает чары на сестру Турина Ниэнор: «.Встретилась девушка взглядом с глазами

30

№ 1

Время науки

The Times of Science

Дракона, исполненными смертоносной злобы,...померещилось ей, будто солнце потускнело и все кругом померкло; медленно сомкнулась над ней великая тьма - и заключала та тьма в себе пустоту; отныне Ниэнор ничего не знала, ничего не слышала и ничего не помнила» [6, с. 209 - 210].

Только шлем-страшило в этой истории теперь достается Турину как Шлем-реликвия дома Хадора, где изображение самого Глаурунга вселяет страх не только противникам, но и является напоминанием о преследую -щем роке.

Еще один дракон появляется в хорошо известной сказке Дж. Толкина «Хоббит». Здесь Смауг - истинный хранитель завоеванных им нечестным путем сокровищ. И персонажи этой повести сражаются с воплощением в гигантском создании жажды золота и абсолютной гордыни. Само описание дракона говорит о его бесконечной алчности, жадности и высокомерии. Опытный «взломщик» Бильбо Бэггинс пробирается через потайной ход в пещеру, бывшую некогда обителью гномов Трора, Эребор, и его взору открывается гигантский крылатый монстр с «жилетом из самоцветов», возлежащий на грудах золота. Эта сцена знаменует столкновение двух начал, добра и зла: уютная хоббичья норка, вкусный обед, зеленый Шир противопоставляются мрачной сырой «берлоге», где даже «солнечный луч, проникавший в щель между дверью и стеной, не мог разогнать тьмы» [5, с. 207], пустынной земле, протянувшейся на много лиг от обители дракона, где некогда восседал на троне Подгорный король. Хитрый змей начинает незатейливую игру со своим гостем-невидимкой и пытается выведать своими вопросами о намерениях его предполагаемых спутников, ибо «ни один дракон не удержится от соблазна поиграть в загадки» [5, с. 209].

Потомок Глаурунга «наводит чары», пытается пробудить в герое потаенные страхи и желания, настроить его против друзей. В хоббите начинают просыпаться сомнения - «а что, если гномы и вправду замыслили обмануть его. » [5, с. 211], героя начинает одолевать драконья болезнь -подозрительность, жадность и алчность. Но Бильбо преодолевает недуг и даже иронично подшучивает над собой, когда Торин вручает ему кольчугу из мифрила, сравнивая ее с бриллиантовым жилетом Смауга: «Здорово! -

2016

31

Safonova O. S.

О. С. Сафонова

обрадовался хоббит. - Но выгляжу я, наверное, нелепее не придумаешь. Вот посмеялись бы надо мной дома!» [5, с. 224]

Не место в таком добром и чутком сердце, как у маленького Бэггинса, злу и корысти. Дракону не удается развратить героя и добраться до гномов, и он летит мстить жителям Озерного города за помощь своим врагам. В главе «Вода и пламень» Смауг предстает перед читателями монстром, аналогичным скандинавским драконам, испепеляющим все на своем пути: «Из пасти Смога вырывалось пламя, и воды озера словно окрасились багрянцем на фоне ночного неба. Дракон покружил над городом, освещая поле сражение своим огнем; деревья на берегу сверкали, точно позолоченные... Дракон покружил - и вдруг кинулся вниз, не обращая внимания на стрелы, отскакивавшие от его боков» [5, с. 232].

На поле сражения появляется герой Бард, потомок Гириона, владыки Дейла. Он, как Сигурд, храбр и умен и даже понимает птичью речь. Подсказка дрозда помогает герою одолеть ужасного зверя, он попадает последней стрелой в единственное незащищенное «драгоценным жилетом» место на брюхе монстра, и дракон падает вниз «с ревом, от которого оглохли люди, повалились деревья на берегу и раскололись камни» [5, с. 234]. Но на смерти дракона история не заканчивается, героев ждет еще одна битва. И это не просто сражение с войском орков, а битва со своими внутренними чудовищами.

Торин Дубощит, лидер отряда гномов, побеждает своего внутреннего «дракона». Сначала он под влиянием «драконьей болезни» нарушает свое обещание вознаградить жителей Озерного города и отказывает им в помощи, отрекается от преданного друга и отдается жажде пылающих холодным плеском сокровищ. Но вскоре долг и честь берут вверх над алчностью и высокомерием в сердце Торина, и он, побеждая своего «золотого дракона», мчится в бой, светясь «во мраке, точно слиток золота в свете догорающего костра» [5, с. 266]. Торин погибает в битве с орками, но погибает победителем. И на смертном одре уже истинный король, отважный и честный, прощается со своим другом Бильбо: «В тебе отвага сочетается с мудростью, и сочетается дивно. Когда бы все мы ценили не только золото, а еду, веселье и песни, этот мир был бы гораздо приятнее» [5, с. 270].

32

№ 1

Время науки

The Times of Science

Последний великий дракон Средиземья побежден, и пустошь начинает покрываться зеленой листвой, озерники строят новый город, а мир наполняется звонким смехом и веселыми песнями. Дракон сыграл в этой истории немаловажную роль. Именно благодаря встрече с ним, герои проверили свою храбрость, не изменили своей чести и пришли к выводу, что стоит ценить самые обычные вещи вокруг нас: любовь, красоту и добро, ведь они намного прекраснее, чем блеск холодного золота.

Джон Толкин подарил миру Скандинавского эпоса вторую жизнь, вместе с героями его книг мы попадаем в Средиземье, представляем себя мудрыми магами, читая магические руны, и храбрыми войнами, сражаясь с ужасными чудовищами. Драконы в его книгах - это воплощение страха, алчности и гордыни, такие же как Ёрмунганд и Фафнир. Они внушают нам ужас, заставляют каждого читателя содрогнуться, но фантастический мир автора не утрачивает от этого своей необычайной привлекательности. Гигантские рептилии с чешуей из золота и драгоценных камней наполняют мир литературы мистикой и чудовищной красотой, а наше сознание - удивительными фантазиями, заставляют нас бороться со своими внутренними монстрами, чтобы мы хоть немного приблизились к своим любимым героям. И невозможно представить Средиземье без Глаурунга и Смауга, ведь только в мире, где обитают драконы, мы можем плыть на огненном драккаре на пламенный восход, учиться мечтать и создавать свои миры. Как говорил Дж.Р.Р. Толкин: «Фантазия остается правом человека: мы творим по нашим меркам и по нашим производным образцам, поскольку сами сотворены, и не просто сотворены, а сотворены по образу и подобию Творца» [7].

Литература:

1. Andrew L. Sihler. «Forwords». [Электронный ресурс]: URL: http://www.liveinternet.ru/users/stewra darkness/posti76oQ8o23 (дата обращения: 30.09.2015).

2. Мир фэнтези. [Электронный ресурс] // Зеленая лампа. Литературный дискуссионный клуб [Сайт]. URL: http://www.herzenlib.ru/greenlamp/detail.php?CODE=20ii litopis n20 1103031 (дата обращения 13.10.2015).

2016

33

Safonova O. S.

О. С. Сафонова

3. Петрухин В. Я. Мифы викингов. Мифы народов мира. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 303 с.

4. Рогалевич Н. Н. Словарь символов и знаков. Минск.: Харвест, 2004. 512 с.

5. Толкин Дж.Р. Р. Хоббит. М.: АСТ, 2015. 284 с.

6. Толкин Дж.Р. Р. Дети Хурина. М.: АСТ, 2014. 313 с.

7. Толкин Дж.Р. Р. О волшебных сказках. [Электронный ресурс] //

Кабинет профессора [Сайт]. URL:

http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/lection/fairv (дата обращения 17.10.2015).

8. Толкин Дж.Р. Р. Сильмариллион. М.: АСТ, 2013. 414 с.

9. Художественный мир фэнтези. [Электронный ресурс] // Библиотека RIN.RU [Сайт]. URL: http: //lib.rin.rU/doc/i/211651p5.html (дата обращения 15.10.2015).

34

№ 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.