Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА О ДРУЖБЕ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ С ПОМОЩЬЮ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА О ДРУЖБЕ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ С ПОМОЩЬЮ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДРУЖБЕ И НЕНАВИСТИ / МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ / ПОСЛОВИЦЫ / ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / REPRESENTATIONS ABOUT FRIENDSHIP AND HATRED / SMALL FOLKLORE FORMS / PROVERBS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Елена Алексеевна, Кудринская Мария Владимировна

В данной статье рассматриваются особенности представлений подростков с нарушением интеллекта о дружбе и предательстве через анализ малых фольклорных формы (пословиц). Представлен диагностический инструментарий выявления особенностей представлений о дружбе и ненависти (методики, критерии оценки, уровневые качественные характеристики).This article discusses the features of representations of adolescents with intellectual disabilities about friendship and betrayal through the analysis of small folklore forms (proverbs). Diagnostic tools are presented to identify the characteristics of ideas about friendship and hatred (methods, evaluation criteria, level qualitative characteristics).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА О ДРУЖБЕ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ С ПОМОЩЬЮ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ»

4. Разработка психологических основ профессиональной ориентации и профессионального обучения будущих рабочих и специалистов. На основе изучения профессионально-значимых психологических особенностей обучающихся разрабатываются методики, профессиональные консультации и профотбора на рабочие профессии.

5. Разработка физиолого-гигиенических основ учебно-воспитательного процесса. Уделяется внимание повышению работоспособности обучающихся, определению оптимальных условий для обучения и воспитания, разработке физиолого-гигиенических основ оптимизации производственного обучения.

6. Разработка научных основ профессионально-педагогической подготовки педагогов профессионального обучения и руководящих кадров. В этой связи, определяется социально-эконмические и психолого-педагогические основы подготовки педагогов профессионального обучения, разрабатываются рекомендации по повышению качества психолого-педагогической подготовки мастеров профессионального обучения в техникумах, определяются пути повышения квалификации пебдагогических кадров.

Выводы. Таким образом, можно сделать выводы:

1. Для осуществления комплексных исследований необходимы знания перспектив развития профессионального образования; систематическое изучение экономического и социального развития общества, влияние научно-технического прогресса на профессиональное образование.

2. Целесообразно создание научных групп для проведения комплексных исследований, форм умений учёных ориентироваться в проблеме и методике исследования.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Григорян К.М. Исследование содержания профессионального образования и производственного процесса // Проблемы современного педагогического образования. № 65(2). 2019 - С. 72-74

2. Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 16.

3. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 3.

4. Цыплакова С.А. Педагогическое проектирование как компонент педагогической деятельности // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2012. № 1 (1). С. 195-197.

5. Markova S.M., Sedykh E.P., Polunin V.Y., Tsyplakova S.A. Modeling of integrated content of professional education for future workers and specialists // Lecture Notes in Networks and Systems Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Plekhanov Russian University of Economics. Luxembourg, 2020. С. 1087-1095.

6. Markova S.M., Bulaeva M.N.,Bystrova N.V., Lapshova A.V., Tsyplakova S.A. Economic groups for integration of the content of vocation education // Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Plekhanov Russian University of Economics. Luxembourg, 2020 - S. 759-766

Педагогика

УДК 376

доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна

Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); педагог-дефектолог Кудринская Мария Владимировна Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 854» (г. Москва)

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА О ДРУЖБЕ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ С ПОМОЩЬЮ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности представлений подростков с нарушением интеллекта о дружбе и предательстве через анализ малых фольклорных формы (пословиц). Представлен диагностический инструментарий выявления особенностей представлений о дружбе и ненависти (методики, критерии оценки, уровневые качественные характеристики).

Ключевые слова: подростки с нарушением интеллекта, представления о дружбе и ненависти, малые фольклорные формы, пословицы.

Annotation. This article discusses the features of representations of adolescents with intellectual disabilities about friendship and betrayal through the analysis of small folklore forms (proverbs). Diagnostic tools are presented to identify the characteristics of ideas about friendship and hatred (methods, evaluation criteria, level qualitative characteristics).

Keywords: adolescents with intellectual disabilities, representations about friendship and hatred, small folklore forms, proverbs.

Введение. На современном этапе развития специального, инклюзивного образования особую значимость приобретает социокультурное становления личности, основанное на идеи Л.С. Выготского о необходимости «врастания» в культуру детей с разными вариантами дизонтогенеза, формирования мировоззрения таких детей, их ценностных ориентаций, нравственного воспитания, гуманного отношения к природному, предметному, социальному миру [4].

Проникновение ребенка из детского во взрослый мир - это сложный и пролонгированный процесс постепенного освоения способов взрослой жизнедеятельности, ценностно-ориентационного развития, формирования нравственных представлений, овладения нормами и правил поведения в обществе. И в этот жизненный период он становится личностью, у которой либо гармонизуется отношения с миром взрослых, и либо, наоборот, происходит разрушение. На пути формирования нравственных представлений детей особая роль принадлежит искусству, как подсистеме культуры, которому исторически, при возникновении проблем воспитания человека в обществе, отводилось важное место в системе жизни, образовании и культуре.

В современной специальной педагогике и психологии целый ряд исследований подтверждают возможности социокультурного развития, формирования ценностных ориентаций детей в онтогенезе и дизонтогенезе, в том числе, средствами искусства (Е.Е. Дмитриева, И.В. Евтушенко, Е.А. Екжанова, И.Б. Ильина, Е.А. Медведева и др.). Взрослый в процессе обучения и жизнедеятельности открывает через искусство ребенку мир нравственных понятий (дружбы, предательства, любви, ненависти и т.д.). Знаки и символы художественных произведений помогают детям познать культурные эталоны, осмыслить нормы и правила, регулирующие действия человека в социуме, формируют нравственные представления, помогают превратить их в личностные, которые проявляются в деятельности, в поведении, отношениях с окружающим [1, 3, 6].

Изложение основного материала статьи. Настоящее исследование направлено на изучение особенностей представлений подростков с интеллектуальными нарушениями о нравственных понятиях дружбы, предательства через анализ смыслового содержания малых фольклорных формы (пословиц). Экспериментальная работа проводилась с 2017 по 2019 гг. на базе ГБОУ Школа № 854. В исследовании приняло участие 100 подростков в возрасте 13-14 лет. Из них 50 подростков с интеллектуальными нарушениями (НИ), 50 подростков - с нормативным развитием (НР). Диагноз подросткам с интеллектуальными нарушениями был подтвержден на ЦПМПК г. Москвы.

Исследование направлено на подтверждение гипотезы о том, что общее психическое недоразвитие подростков с интеллектуальными нарушениями обусловливает особенности их представлений о нравственных понятиях (дружбы, предательства), проявляющихся в отношениях в социуме и затрудняет их социализацию и социокультурное развитие.

Констатирующий эксперимент включал в себя задания на выявление особенностей представлений о дружбе, предательства у подростков с НИ, которые определялись в беседе, в анализе содержания малых фольклорных формы (пословиц). Содержание диагностического инструментария основано на литературном материале, включенном в адаптированную общеобразовательную программу для учащихся с интеллектуальными нарушениями по русскому языку, литературе, профессионально-трудовому обучению в мастерских.

Задание 1. Беседа « Что такое дружба, предательство?».

Цель: Определение представлений о дружбе, предательстве у подростков с интеллектуальными нарушениями.

Стимульный материал. Индивидуальная беседа.

Подростку предлагалось ответить на вопросы: Что такое дружба? Что такое предательство? Какого человека можно назвать другом, а какого предателем? Как это проявляется в отношения между людьми?

Задание 2. «Что «живет» в фольклорном произведении?».

Цель: Определение понимания скрытого символического выражения дружбы, предательства в пословицах.

Стимульный материал (пословицы): «Был Филя в силе - все други к нему валили, а пришла беда - все прочь со двора» «Не копай другому яму, сам в нее попадешь» (предательство); «Артель дружбой крепка», «Без друга жить, только тужить», «Старый друг лучше новых двух» (дружба).

Подростку предлагалось в фольклорных произведениях определить, что живет в нем (дружба, предательство) и выразить понимание смыслового значения пословицы.

Оценка представлений подростков с интеллектуальными нарушениями о дружбе, предательстве проводилась на основе количественных и качественных показателей. Количественная оценка осуществлялась по трехбальной шкале: 3 балла - высокая степень выраженности представлений о дружбе, предательстве (самостоятельность, развернутость речи, адекватность ответов в беседе, в анализе фольклорного произведения, в понимании смыслового значения пословицы; 2 балла - относительная степень выраженности (односложность ответов, наличие поддержки взрослого при анализе); 1 балл - низкая степень выраженности (фрагментарность ответов в беседе, непонимание смысла пословиц даже с помощью взрослого).

Качественная оценка характеризовались: в беседе четкостью, полнотой и развернутостью ответов о проявлении дружбы и предательстве в человеческих отношения в социуме, в жизнедеятельности человека; в малых фольклорных формах (пословицах) пониманием смыслового значения пословицы, обозначения нравственных понятий, подразумеваемых содержанием пословицы.

Статистическая значимость различий исследуемых признаков представлений о дружбе, предательстве у подростков с интеллектуальными нарушениями по всем заданиям проводилась по методике Манна-Уитни.

Сравнение качественных и количественных данных по представлениям о дружбе, предательстве как нравственной категории у подростков с интеллектуальными нарушениями и нормально развивающихся сверстников показали их актуальный уровень развития данного аспекта личности детей. Статистический анализ позволил обнаружить различия в представления о дружбе, предательстве по всем рассматриваемым признакам у подростков с НИ и их сверстников с НР на уровне статистической достоверных значимых различий в беседе р=0,001; на высоком уровне статистической значимости в восприятии фольклорных произведений р=0,01. Опираясь на качественные и количественные показатели представлений о дружбе, предательстве у подростков с интеллектуальными нарушениями и нормативным развитием, выявленных в беседе, при анализе фольклорных произведений, можно условно дифференцировать их на три степени выраженности (выражено, относительно, слабо).

В беседе. Выраженность представлений о дружбе наблюдался у 30% подростков с нормативным развитием и у 20%, подростков с интеллектуальными нарушениями и характеризовалась: наличием адекватных и достаточно полных представлений о нравственных понятиях, самостоятельностью, развёрнутостью, обобщенностью ответов о проявлении дружбы (с примерами из социума), пониманием как «общность взглядов и интересов», «доверие к другому человеку», «оказание помощи и поддержки», «проявление заботы», «возможность положиться на друга в трудных жизненных ситуациях». Выраженность представлений о предательстве наблюдался только у подростков с нормативным развитием (15%), которые приводили примеры предательства как в социуме «раскрыть тайну или секрет», так и на войне «предатель -человек, который может перейти на сторону врага». Относительная степень сформированности представлений о дружбе проявилась у 60% подростков с нормативным развитием и 40% подростков с интеллектуальными нарушениями и характеризовалась: конкретностью ответов, отражающих некоторые внешние проявления дружелюбия человека. Дружба понималась как «хорошее общение людей», «любовь к

человеку своего пола», «совместное приятное времяпрепровождение», а «друг - человек, которому можно рассказать все секреты» или «с кем был найден «общий язык». Представления о предательстве относительной степени отмечались у 80% подростков с нормативным развитием и у 60% подростков с интеллектуальными нарушениями и раскрывались на конкретных примерах из своего жизненного опыта «как действия, которые несут зло» и «наносят серьезную обиду близкому человеку», «удар в спину, которого не ждешь от друзей и близких людей», «как ложь и неисполнение данных кому-то обещаний», «оставление в беде близкого человека», «поступить так, как ему выгодно в конкретной ситуации, не учитывая интересы других людей». Подростки называли предательством развод родителей, а также нежелание старых друзей продолжать общение друг с другом. Слабая степень сформированности представлений о дружбе наблюдалась у 10% подростков с нормативным развитием и у 40% подростков с интеллектуальными нарушениями и характеризовалась трудностями приведения примеров о дружбе из жизни даже с помощью взрослого, а также 5% сверстников с нормативным развитием и 40% с интеллектуальными нарушениями затруднялись объяснить смысл предательства, обозначали его внешние проявления «предатель - человек, который рассказывает другим людям доверенные ему секреты» и т.п.

При анализе малых фольклорных форм (пословицах) выраженность понимания нравственных понятий дружбы и предательства в пословицах наблюдалась только у 30% подростков с нормативным развитием и у 10% подростков с интеллектуальными нарушениями и характеризовалась правильным их обозначением, подразумеваемых содержанием пословиц, раскрытием смыслового значения пословиц с приведением примеров из жизни. При смысловом анализе пословиц (например, «Был Филя в силе - все други к нему валили, а пришла беда - все прочь со двора») присутствовало описание конкретных действий персонажей, отмечалось, что это пословица о «мнимых друзьях, которые используют человека и оставляют без помощи и поддержки в самые трудные для него минуты жизни». Понимание предательства в пословице наблюдалась только у 20% подростков с нормативным развитием.

Относительная степень выраженности осознания смысла нравственных понятий дружбы и предательства человека в пословицах отмечалась у 80% подростков с нормативным развитием и 60% подростков с интеллектуальными нарушениями и характеризовалось наличием помощи взрослого при анализе пословиц, размытостью, неточностью представлений о дружбе и предательстве человека. Смысловое значение пословиц понималось и передавалось только на конкретных примерах из жизни подростка или на примерах повседневно-бытовых ситуаций. Отмечалось, что «дружба - нужно прийти на помощь другу в трудную минуту», «нельзя ссориться и обижаться», «нужно беречь преданных друзей, потому что настоящего друга найти тяжело». Относительная степень выраженности понимания предательства наблюдалась у 50% подростков с интеллектуальными нарушениями и у 70% подростков с нормативным развитием, что качественно выражалось в проявлении сочувствии и советов главному герою пословицы: «не повезло Филе с друзьями, нужно заводить хороших друзей, а не окружать себя предателями». Слабая степень выраженности сформированности нравственных представлений при анализе содержания пословиц о дружбе была выявлена только у 30% подростков с интеллектуальными нарушениями. Понимание смысла дружбы в пословице было затруднено и сводилось к пересказу ее содержания другими словами «что друг - клад, сокровище и его необходимо беречь». При понимании пословицы о дружбе «Нет друга - ищи, а нашёл береги» никто из числа подростков с интеллектуальными нарушениями не смог подробно объяснить, заложенный в ней скрытый смысл, так как дружба у подростков данной категории носит весьма поверхностный ситуативный характер, а межличностные отношения меняются в зависимости от смены статуса человека в микрогруппе. С раскрытием скрытого смысла предательства справились 50% подростков с интеллектуальными нарушениями, но ограничились пересказом содержания пословицы.

Выводы. Составленная диагностическая программа для определения представлений о дружбе и предательстве у подростков с интеллектуальными нарушениями оказалось информативной и позволила выявить особенности их представлений о данных нравственных понятиях.

Эксперимент показал, что подростки с интеллектуальными нарушениями в системе коррекционно-развивающей работы в школе имеют определенный уровень представлений о дружбе и предательстве. Однако наблюдается неоднородность выраженности представлений о дружбе и предательстве у подростков с интеллектуальными нарушениями и преобладания «относительной и слабой степени выраженности» при анализе смыслового содержания данных нравственных понятий. Подростки с интеллектуальными нарушениями испытывают большие трудности понимания смысла пословицы, обозначения нравственных понятий, подразумеваемых их содержанием. При этом сложнее удается раскрыть смысл «предательства» и в беседе со взрослым, и в анализе пословиц. Результаты исследования обозначили возможности использования литературных произведений малых фольклорных форм как диагностического и коррекционного инструментария как в формировании познавательных процессов, так в социокультурном развитии подростков с интеллектуальными нарушениями.

Литература:

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для академического бакалавриата / Е.А. Медведева, Т.Г. Богданова, Л.Н. Комиссарова, Ж.И. Журавлева, А.С. Павлова / Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Издательство Юрайт, 2018.

2. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990. - 62 с.

3. Богданова О.С. и др. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988. - 206 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М., 2006.

5. Данилюк А.Л., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.

6. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М., 2002.

7. Медведева Е.А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья через искусство. Познавательно-семиотическое и ценностно-ориентационное развития: теория, диагностика, практика. - М., 2015.

8. Медведева Е.А., Журавлева Ж.И. Формирование социокультурных компонентов личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства (теория, диагностика, практика): учебно-методическое пособие. Москва, 2014.

9. Медведева Е.А., Павлова А.С. Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников с задержкой психического развития в художественной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 161-166.

10. Медведева Е.А., Кудринская М.В. Изучение представлений подростков с нарушением интеллекта о категории добра и зла с помощью искусства // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3.С. 72-74.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

доктор педагогических наук, профессор Николина Вера Викторовна

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ

Аннотация. В статье обсуждаются ключевые особенности реализации образовательной программы в сетевой форме. Определены специфические черты реализации программ в подобной форме: независимость участников, интеграция уникального опыта, возможность и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. На примере реализации программы по специальности 55.05.04 Продюсерство в Мининском университете были определены механизмы реализации программы в сетевой форме. Раскрыты возможности сетевых форматов, позволяющих улучшить экономику реализации образовательных программ за счет эффективного использования ресурсов организаций-партнеров.

Ключевые слова: образовательная программа, сетевая форма, управление, реализация образовательной программы.

Annotation. The article discusses the key features of implementing an educational program in a network form. Specific features of implementing programs in this form are defined: independence of participants, integration of unique experience, ability and knowledge of participants who unite around a certain project that cannot be performed by each of the partners separately. On the example of the implementation of the program in the specialty 55.05.04 Production at Minin University, the mechanisms for implementing the program in a network form were determined. The possibilities of network formats that allow improving the economy of educational programs implementation due to the effective use of resources of partner organizations are revealed

Keywords: educational program, network form, management, implementation of the educational program.

Введение. Исследования в сфере управления стали активно проводиться начиная с середины прошлого века и связаны с гуманизацией социальных процессов, в том числе и профессиональных. На основании анализа научных положений и теорий, а также при помощи изучения нормативно-правовой базы, в своем исследовании, мы попытаемся, обозначить наиболее эффективные форматы управления в сфере образования. Изучение проблем управления связано с практикой внесения преобразований в реализацию деятельности на основе научной аргументации, но не существует таких научных теорий, которые могли бы дать конкретную программу действий в достижении результата. Алгоритм внедрения новшеств может быть выработан только путем исследования конкретной деятельности и специфики ее реализации.

Открытия в сфере менеджмента обеспечили широкие возможности для применения их в управленческой практике, а также развития прикладных междисциплинарных исследований. Однако и на сегодняшний день остаются актуальными проблемы эффективного распределения и использования ресурсов в процессе реализации образовательной деятельности. Успешное функционирование учебного процесса напрямую зависит от эффективного построения системы обучения, эффективного использования ресурсов, обеспечивающих результаты обучения.

Перечисленные проблемы зачастую входят в противоречие с традиционными способами организации образовательного процесса и оперативного управления им. Внедрение инноваций в содержание, использование методов обучения и, оставляя без изменений организацию обучения в целом, не способно обеспечить эффективность, востребованность, конкурентоспособность образовательных программ, как продукта образовательной деятельности. Поэтому проблема совершенствования организации и управления образовательным процессом в настоящее время является более чем актуальной. Соответственно переход на новые форматы реализации образовательной деятельности возможен лишь на основе инноваций, в том числе и использования сетевых технологий. Таким образом, современное образование предполагает применение актуальных технологий, включая технологии сетевого взаимодействия.

Содержание нормативно-правовой документации, регламентирующей образовательный процесс, определяет сетевую форму реализации образовательной программы как возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В Федеральном законе об образовании Российской Федерации указывается, что организацией-партнером является та организация, которая может обеспечить необходимыми ресурсами для реализации образовательной программы в соответствии с ее содержанием, направленностью. Готовность системы образования к принятию вызовов современности и реализации сетевого взаимодействия нормативно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.