Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ / НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ / INTEGRATED APPROACH / SCIENTIFIC RESEARCH / PROFESSIONAL EDUCATION / INTERRELATION OF PHENOMENA / SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Бекетова Юлия Александровна, Филатова Елена Владимировна

Комплексный подход в научных исследованиях основан на всеобщей связи явлений, необходимости всестороннего изучения объекта, со всех его сторон. Комплексность реализуется через взаимодействие наук и различных форм их интеграции; синтез знаний, формирование комплексных взаимосвязанных обобщений. При комплексном подходе используются знания из различных научных дисциплин, взаимодействие, взаимозависимости различных наук. Комплексные исследования проблем профессионального образования связываются с разработкой прогнозов развития профессионального образования, с разработкой проблем экономики, с разработкой педагогических основ учебно-воспитательного процесса, с разработкой психологических основ профессиональной ориентации, с разработкой физиолого-гигиенических основ учебно-воспитательного процесса, с разработкой научных основ профессионально-педагогической подготовки педагогов профессионального обучения и руководящих кадров.An integrated approach in scientific research is based on the universal connection of phenomena, the need for a comprehensive study of the object, from all its sides. Complexity is realized through the interaction of sciences and various forms of their integration; synthesis of knowledge, the formation of complex interconnected generalizations. With an integrated approach, knowledge from various scientific disciplines, interaction, interdependence of various sciences are used. Comprehensive studies of the problems of vocational education are associated with the development of forecasts for the development of vocational education, with the development of economic problems, with the development of pedagogical foundations of the educational process, with the development of psychological foundations of vocational guidance, with the development of physiological and hygienic foundations of the educational process, with the development of scientific foundations of professional - Pedagogical training of teachers of vocational training and leading personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Бекетова Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Филатова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Комплексный подход в научных исследованиях основан на всеобщей связи явлений, необходимости всестороннего изучения объекта, со всех его сторон. Комплексность реализуется через взаимодействие наук и различных форм их интеграции; синтез знаний, формирование комплексных взаимосвязанных обобщений. При комплексном подходе используются знания из различных научных дисциплин, взаимодействие, взаимозависимости различных наук. Комплексные исследования проблем профессионального образования связываются с разработкой прогнозов развития профессионального образования, с разработкой проблем экономики, с разработкой педагогических основ учебно-воспитательного процесса, с разработкой психологических основ профессиональной ориентации, с разработкой физиолого-гигиенических основ учебно-воспитательного процесса, с разработкой научных основ профессионально-педагогической подготовки педагогов профессионального обучения и руководящих кадров.

Ключевые слова: комплексный подход, научные исследования, профессиональное образование, взаимосвязь явлений, научные знания.

Annotation. An integrated approach in scientific research is based on the universal connection of phenomena, the need for a comprehensive study of the object, from all its sides. Complexity is realized through the interaction of sciences and various forms of their integration; synthesis of knowledge, the formation of complex interconnected generalizations. With an integrated approach, knowledge from various scientific disciplines, interaction, interdependence of various sciences are used. Comprehensive studies of the problems of vocational education are associated with the development of forecasts for the development of vocational education, with the development of economic problems, with the development of pedagogical foundations of the educational process, with the development of psychological foundations of vocational guidance, with the development of physiological and hygienic foundations of the educational process, with the development of scientific foundations of professional -Pedagogical training of teachers of vocational training and leading personnel.

Keywords: integrated approach, scientific research, professional education, interrelation of phenomena, scientific knowledge.

Введение. Направленность науки на исследование комплексных проблем вызвана современными темпами развития экономики и уровня научно-технических достижений. Данный процесс проявляется через различные формы с учётом условий, видов и структуры отдельных отраслей науки, опыта исследовательской деятельности.

С развитием науки ставятся всё более широкие задачи, определяемые всё большей интеграцией научного знания. В этой связи перспективными научными исследованиями выступают комплексные научные исследования проблем профессионального образования.

По-нашему мнению, развитие профессионального образования является экономической проблемой (подготовка квалифицированных рабочих является важной межотраслевой проблемой).

Изложение основного материала статьи. Использование комплексного подхода в научных исследованиях основан на всеобщей связи явлений, необходимости всестороннего изучения объекта, со всех его сторон.

Комплексный подход ассоциируется с междисциплинарностью, многоуровневой и межуровневой ориентацией. Комплексное исследование осуществляется тогда, когда уже есть исходное знание, позволяющее создать гипотезы про внутренние и внешние его связи. Только на основе исходных знаний можно предположить законы и пути изучения какого-либо явления.

Комплексность может рассматриваться на уровне науки в целом, на уровне одной отрасли знания, на уровне совокупностей наук для исследования сложного явления внутри отдельной научной дисциплины, конкретного научного исследования.

Комплексность реализуется через взаимодействие наук и различных форм их интеграции; синтез знаний, формирование комплексных взаимосвязанных обобщений. При комплексном подходе решается вопрос как необходимо использовать знания из области различных науки, как взаимодействуют различные науки, в какие типы зависимостей они вступают, какие познавательные задачи решаются.

Комплексный подход предполагает ведение исследования одновременно по всемуфронту научного поиска, взаимообусловлено и взаимосвязано. При таком подходе требуется учитывать максимальное количество связей (внутренних и внешних), ориентировать исследователей на многостороннее воспроизведение отдельных сторон, изучаемых объектов и процессов.

Результатом исследования объекта на основе комплексного подхода является многостороннее, целостное и взаимосвязанное знание объекта. На основе комплексного подхода процесс определения проблемы включает следующие действия: формулировка проблемы, её структуры, оценка, обоснование и обозначение.

При этом выделяются: определение главного аспекта проблемы, выявление противоречия, описание предполагаемого результата.

Необходимо учитывать выделение проблемы в комплексном исследовании, изучение характеристик объекта, механизмов взаимодействия его компонентов. В связи с этим, взаимодействие ученых различных отраслей науки важно в реализации комплексной программы.

При комплексном подходе необходимо обеспечить единство комплексного и локального исследований. Логика локального исследования, сохраняя автономию, подчиняется общей логики комплексного исследования.

При этом должно выполняться требование комплексного подхода: определение общих первоначальных представлений об объекте изучения. В основе построения первоначального представления должны быть определены ведущие идеи исследования, сущностные характеристики, взаимосвязи и отношения объекта, выделена базовая дисциплина комплексного исследования.

Ещё одной особенностью комплексного исследования является тот факт, что распределение ученых, познавательных задач осуществляется на основе первоначального представления об объекте. Именно этот факт позволяет осуществлять исследования на междисциплинарном уровне.

Например, комплексные исследования проблем профессионального образования затрагивает все отрасли научного знания: социологии, экономики, профессиональной педагогики, техники, технологии, физиологии труда. Базовым научным знанием выступает профессиональная педагогика.

Социологический и экономический аспекты предполагает изучение следующих вопросов: изменение характера и содержания труда рабочих и специалистов в связи с достижениями науки и техники;

развитие профессионально-квалифицированной структуры рабочих и специалистов под действием научно-технического прогресса;

инновационные подходы производства к профессиональной подготовке рабочих и специалистов. Педагогический аспект предполагает решение следующих вопросов:

структура и содержание профессионально-квалифицированных характеристик профессий, имеющих инновационный характер;

разработка содержания образования, учебных планов и программ;

особенности организации научно-исследовательской деятельности по выявлению противоречий и путей их решения в системе профессионального образования.

Целями исследования по физиологии и гигиены является изучение режима учебной деятельности обучающихся; режима и структуры свободного времени обучающихся, их вне учебной деятельности.

Необходимо определить условия для комплексных исследований проблем профессионального образования. К ним относятся:

наличие материально-технической базы; высокий уровень квалификации педагогов; организация условий учебно-воспитательного процесса.

В качестве методологической основы для исследования проблем профессионального образования используется системный подход, обеспечивающий изучение сущностных характеристик внешних и внутренних связей объекта.

Междисциплинарный подход позволяет организовывать исследование на основе общей методики по единой программы, при выполнении которой специалисты различных отраслей научного знания связывают в единую логику свои задачи, методы и результаты.

Все комплексные исследования основываются на следующих знаниях: знания об объекте исследования;

знания о деятельности учёных специалистах в процессе комплексного исследования; знания о сущности и принципах комплектного подхода; знания о методах и средствах научного исследования; знания о логике научно-исследовательской деятельности.

Основной целью комплексного исследования является трансформация готового знания, адаптация его к новым исследованиям, задачам и условиям.

Подготовительный этап заканчивается созданием теоритической концепции, которая составляет базис единой программы комплексного исследования.

Важным условием комплексного подхода является единство цели, единство идейного замысла исследования. В связи с этим требуется специально-организованная деятельность по подготовке каждой научной группы к участию в комплексном исследовании. Для повышения качества профессиональной подготовки рабочих и специалистов необходима организация комплексных исследований в области профессионального образования по следующему направлению:

1. Разработка прогнозов основных направлений развития профессионального образования.

Решение данной проблемы обеспечивает организацию комплексных научных исследований с привлечением учёных различных отраслей научного знания. Необходимо разработать структуру и схемы исследования определить критерии эффективности научно-исследовательской деятельности.

2. Разработка проблем экономики профессионального образования, которая призвана исследовать действия экономических законов общества в системе профессионального образования.

Теоретические исследования в этой области определяют возможность единой государственной политики в области подготовки рабочих и специалистов.

3. Разработка педагогических основ учебно-воспитательного процесса профессионального обучения. Обращается внимание на решение задач профессионального воспитания, научного обоснования, форм,

методов и средств обучения.

Комплексное обеспечение образовательного процесса дидактическими наглядными и техническими средствами обучения создает предпосылки для интенсификаций учебного процесса в целом.

Комплексная программа профессионального воспитания опирается на социально-психологическую модель и структуру профессиональной деятельности рабочих и специалистов, что определяет содержательный компонент профессионального образования.

4. Разработка психологических основ профессиональной ориентации и профессионального обучения будущих рабочих и специалистов. На основе изучения профессионально-значимых психологических особенностей обучающихся разрабатываются методики, профессиональные консультации и профотбора на рабочие профессии.

5. Разработка физиолого-гигиенических основ учебно-воспитательного процесса. Уделяется внимание повышению работоспособности обучающихся, определению оптимальных условий для обучения и воспитания, разработке физиолого-гигиенических основ оптимизации производственного обучения.

6. Разработка научных основ профессионально-педагогической подготовки педагогов профессионального обучения и руководящих кадров. В этой связи, определяется социально-эконмические и психолого-педагогические основы подготовки педагогов профессионального обучения, разрабатываются рекомендации по повышению качества психолого-педагогической подготовки мастеров профессионального обучения в техникумах, определяются пути повышения квалификации пебдагогических кадров.

Выводы. Таким образом, можно сделать выводы:

1. Для осуществления комплексных исследований необходимы знания перспектив развития профессионального образования; систематическое изучение экономического и социального развития общества, влияние научно-технического прогресса на профессиональное образование.

2. Целесообразно создание научных групп для проведения комплексных исследований, форм умений учёных ориентироваться в проблеме и методике исследования.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Григорян К.М. Исследование содержания профессионального образования и производственного процесса // Проблемы современного педагогического образования. № 65(2). 2019 - С. 72-74

2. Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 16.

3. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 3.

4. Цыплакова С.А. Педагогическое проектирование как компонент педагогической деятельности // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2012. № 1 (1). С. 195-197.

5. Markova S.M., Sedykh E.P., Polunin V.Y., Tsyplakova S.A. Modeling of integrated content of professional education for future workers and specialists // Lecture Notes in Networks and Systems Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Plekhanov Russian University of Economics. Luxembourg, 2020. С. 1087-1095.

6. Markova S.M., Bulaeva M.N.,Bystrova N.V., Lapshova A.V., Tsyplakova S.A. Economic groups for integration of the content of vocation education // Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Plekhanov Russian University of Economics. Luxembourg, 2020 - S. 759-766

Педагогика

УДК 376

доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна

Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); педагог-дефектолог Кудринская Мария Владимировна Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 854» (г. Москва)

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА О ДРУЖБЕ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ С ПОМОЩЬЮ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности представлений подростков с нарушением интеллекта о дружбе и предательстве через анализ малых фольклорных формы (пословиц). Представлен диагностический инструментарий выявления особенностей представлений о дружбе и ненависти (методики, критерии оценки, уровневые качественные характеристики).

Ключевые слова: подростки с нарушением интеллекта, представления о дружбе и ненависти, малые фольклорные формы, пословицы.

Annotation. This article discusses the features of representations of adolescents with intellectual disabilities about friendship and betrayal through the analysis of small folklore forms (proverbs). Diagnostic tools are presented to identify the characteristics of ideas about friendship and hatred (methods, evaluation criteria, level qualitative characteristics).

Keywords: adolescents with intellectual disabilities, representations about friendship and hatred, small folklore forms, proverbs.

Введение. На современном этапе развития специального, инклюзивного образования особую значимость приобретает социокультурное становления личности, основанное на идеи Л.С. Выготского о необходимости «врастания» в культуру детей с разными вариантами дизонтогенеза, формирования мировоззрения таких детей, их ценностных ориентаций, нравственного воспитания, гуманного отношения к природному, предметному, социальному миру [4].

Проникновение ребенка из детского во взрослый мир - это сложный и пролонгированный процесс постепенного освоения способов взрослой жизнедеятельности, ценностно-ориентационного развития, формирования нравственных представлений, овладения нормами и правил поведения в обществе. И в этот жизненный период он становится личностью, у которой либо гармонизуется отношения с миром взрослых, и либо, наоборот, происходит разрушение. На пути формирования нравственных представлений детей особая роль принадлежит искусству, как подсистеме культуры, которому исторически, при возникновении проблем воспитания человека в обществе, отводилось важное место в системе жизни, образовании и культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.