Научная статья на тему 'Толерантность через традиции народной культуры'

Толерантность через традиции народной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / народная культура / традиции / нарушение зрения / tolerance / people’s culture / traditions / blurred vision

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинокова Наталья Александровна

В статье рассматривается актуальная проблема толерантности детей и молодежи с нарушениями зрения. Описан социально-психологический проект «В дружбе – сила!».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одинокова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE THROUGH THE TRADITION OF FOLK CULTURE

The article considers the actual problem of children and young people with visual impairments tolerance. Described socio-psychological project «Friendship is power!».

Текст научной работы на тему «Толерантность через традиции народной культуры»

УДК 316.7

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ Одинокова Наталья Александровна.

ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, доцент кафедры логопедии и детской речи, [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема толерантности детей и молодежи с нарушениями зрения. Описан социально-психологический проект «В дружбе - сила!».

Ключевые слова: толерантность, народная культура, традиции, нарушение зрения.

TOLERANCE THROUGH THE TRADITION OF FOLK CULTURE Odinokova Natalia A.

FGBOU IN Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, senior lecturer, [email protected].

Abstract. The article considers the actual problem of children and young people with visual impairments tolerance. Described socio-psychological project «Friendship is power!».

Key words: tolerance, people's culture, traditions, blurred vision.

«Друг друга поддерживать - победы одерживать!»

(народная пословица)

Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов. Тема толерантности не является открытием современности. Толерантность является результатом накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества народов, стран, культур, цивилизаций.

16 ноября 1996 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО была принята и подписана 185 государствами, включая Россию, «Декларация принципов толерантности».

Понятие толерантности раскрыто в статье 1 декларации и, в частности, означает:

- уважение прав человека и не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям;

- что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими;

- признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность;

- что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

99

Очевидно, что люди с ограниченными возможностями имеют объективные дополнительные трудности в реализации своих прав при обучении в высших учебных заведениях.

В отличие от обычных студентов им сложнее адаптироваться к новой деятельности, преодолеть в отношениях с окружающими психологический барьер, обусловленный физическими особенностями («я не такой как все»). У них отмечается снижение познавательной активности, недостаточная сформированность навыков ориентирования и мобильности, самообслуживания. В ряде случаев, при нарушениях органов зрения и слуха, значительные трудности возникают в усвоении учебного материала, его содержания, заложенного в общеобразовательной программе. У многих отсутствует опыт совместно обучения и общения с нормально развивающимися сверстниками, что затрудняет социализацию.

В формате данной статьи мы рассматриваем детей и подростков с нарушениями зрения.

Более 90 % информации люди получают с помощью зрительного анализатора. Благодаря тому, что зрительное восприятие может осуществляться мгновенно (симультанно) и дистанционно, у человека формируются правильные адекватные значимые характеристики объектов и предметов окружающего мира: величина, форма, цвет, взаимное расположение и расстояние между ними.

На сегодняшний день проблема нарушения зрения является актуальной не только у нас в стране, но и в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 150 млн человек в мире страдает значительными зрительными расстройствами. По некоторым оценкам в России от различных заболеваний органа зрения страдают 76 млн россиян. К настоящему времени четверть населения Земли (1,6 млрд людей) страдает миопией (близорукостью). По научным прогнозам к 2020 году их количество увеличится до 2,5 млрд [4, с. 35].

Люди со зрительной патологией медленнее получают знания об окружающем мире, страдает точность и полнота восприятия образов внешнего мира, предметные и пространственные представления обеднены, ограничены, фрагментарны, схематичны. Снижается количество получаемой информации и изменяется ее качество, чувственный опыт и словесное сопровождение разнятся, типичным является проявление «вербализма». Сказывается недостаточность умений обозревать зрительно-пространственные признаки и отношения, замедленность развертывания зрительного анализа. Довольно часто люди могут проявлять сверх эмоциональность, неуравновешенность, иногда даже агрессивность, нередко неуверенность в себе. Стараются избегать участия в коллективных мероприятиях, играх и занятиях, стремятся к уединению, предпочитают замкнутость. Многие отличаются неустойчивым вниманием, быстрым утомлением, чувствуют зависимость от других.

В связи с этим формирование и поддержание толерантности в учреждениях различного вида (образовательных, общественных, молодежных центрах, ВОС) в отношении данной категории представляется актуальной и насущной проблемой.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области

социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Народные традиции являются формой общественного сознания, отражая действительность через художественные образы. Именно они могут активно воздействовать на чувства и разум людей, развивать восприимчивость, эмоциональность, вызывать нравственный и эстетический отклик. Традиции являются социальным механизмом передачи ценностей народной культуры. Народная культура определяет практически все аспекты жизнедеятельности человека, которые проявляются в жизненном укладе, формах хозяйственной деятельности, обычаях, обрядах, типах семьи и воспитания, характере жилища, одежде, питании, вкусах, взглядах, преданиях, отношениях с природой и т. д.

Активное включение (инклюзия) обучающихся с нарушением зрения в проведение и организацию внеучебной деятельности, связанной с традициями народной культуры (народные праздники, творческие мастерские, тематические экскурсии и т. п.) позволит раскрыть их истинные творческие способности, развить познавательный интерес, расширить кругозор, а главное - создаст благоприятные условия для коммуникативного общения, сплотиться, стать друг другу ближе, понятнее, находить общие темы для отношений, совместных обсуждений, помочь социализироваться в общество с учетом их индивидуальных особенностей.

Социализация детей и подростков в обществе актуальна во все времена. Сегодня проблему усугубляет, во-первых, компьютерная зависимость (большее количество свободного времени подростки проводят за компьютером), во-вторых, преобладание виртуальных знакомств и общения, что приводит к неумению общаться в живую, в-третьих, недостаточное совершенство самой системы социальных отношений.

Подготовка студентов - выпускников педагогического вуза, как будущих дефектологов, исходя из реабилитационных и коррекционных задач, а также насущных проблем общеразвивающих учреждений в условиях целей и задач инклюзивного образования, должна осуществляться не просто в виде традиционных занятий, должно быть осуществлено раннее практикоориентированное включение в жизнь лиц с нарушенным зрением и их семей, позволяющее узнать больше о деятельности различных организаций, осуществляющих поддержку и сопровождение инвалидов различных категорий. Именно в ходе практических встреч начинается формирование студента как будущего специалиста, к тому же непосредственное общение с лицами разного возраста и степени нарушений, родителями практика вскрывает успехи и недочеты его теоретической подготовки [5, с. 51].

Нами был организован социально-психологический проект «В дружбе -сила!».

Цель проекта: формирование и поддержание толерантности в образовательном учреждении в отношении детей и подростков с нарушениями зрения путем организации совместной внеучебной деятельности (участия в мероприятиях

посвященным народным праздникам и традициям, спортивным фестивалям и турнирам, работы в творческих мастерских, тематических экскурсий и встреч). Задачи проекта:

1. Довести до студентов с нормой зрения первоначальные сведения об особенностях общения с людьми с ограниченным зрением.

2. Создать благоприятные условия для общения детей и подростков, имеющих нарушения зрения, с нормально видящими сверстниками.

3. Привлечь к активному участию детей и подростков с нарушением зрения во внеучебную деятельность.

4. Формирование профессионально-личностной компетенции и мотивации студентов, их самоорганизации в процессе подготовки к будущей профессии.

Участники проекта: преподаватели и студенты ФГБОУ ВО «Новосибирского государственного педагогического университета» Института детства, обучающиеся в ВУЗе в течение всего срока обучения, дети и подростки с глубокими нарушениями зрения.

Потенциал развития проекта. Проект может легко модифицироваться таким образом, чтобы решать вопросы толерантности, общения, дружбы и взаимопонимания студентов с детьми и подростками, имеющими другие нарушения: слуха, опорно-двигательного аппарата и т. д.

Механизм реализации проекта: практическая проверка результатов проекта, подготовка научной статьи, выступление на конференции.

Организация и проведение цикла развивающих, игровых, тренинговых занятий, тематических экскурсий, викторин, участия в мероприятиях посвященным народным праздникам и традициям, праздничных вечеров, встреч с интересными людьми, кинолектории.

Участие в организации и проведении праздников «Славянское подворье», «Славянское рождество».

Организация и проведение фестиваля «Единый мир, но разные традиции», целью которого явится сравнение праздников разных народов.

Предполагаемые результаты. Студенты с нормальным зрением научатся лучше понимать сверстников, имеющих различные нарушения зрения, получат первоначальные навыки общения, приобретут дополнительные знания о различиях в физических возможностях людей, расширят круг общения и получат опыт взаимодействия.

Ожидаемые социальные эффекты:

- дальнейшее развитие проекта предполагает расширение круга участников, освещение проекта в прессе, соцсетях, на сайтах;

- расширение кругозора участников, побуждение их к получению новых знаний, что, несомненно, повысит их самооценку и позволит чувствовать себя достаточно компетентными и грамотными, способствовать повышению качества успеваемости;

- выпуск буклетов для преподавателей, студентов, родителей, имеющих детей со зрительной патологией, по нравственно-этическому общению, использование традиций народной культуры;

- расширение межличностных и социальных контактов, развитие вербальной и невербальной коммуникативной толерантности между нормально видящими ребятами, детьми и подростками, имеющими глубокие нарушения зрения, способствующие их социальной адаптации и интеграции;

- разработка тематических программ и дальнейших проектов, вовлечение семей в процесс, получение положительной оценки и долгосрочной поддержки.

Оценка результативности: мониторинг результатов путем анкет, бесед, опроса, интервьюирования.

Проект позволит почувствовать каждому участнику личную значимость, осознание ответственности каждого за успех общего дела, расширит взаимодействие с семьями.

Критериями оценки также являютя: дружеские отношения, активное включение в коллективное дело людей разных поколений, сфер интересов, материального положения и состояния здоровья, улучшение качества трудоустройства и разнообразие рабочих мест (не только в образовательных организациях, но и учреждениях культуры, соцзащиты).

Проект имеет прикладное значение - буклеты, программы индивидуального маршрута сопровождения будут способствовать популяризации преодоления социально-психологических барьеров общения между участниками, имеющими различные нарушения состояния (физического и/или психического) здоровья.

Содержание проекта. Проект включает в себя ряд культурно-художественных мероприятий и представляет три этапа.

Подготовительный этап - мотивирование участников к реализации проекта. Создание инициативных групп среди преподавателей, студентов. Сбор информации, выделение студентов, имеющих нарушения зрения. Группа разрабатывает цикл основных мероприятий. Вырабатывает индивидуальные маршруты сопровождения для тех, кто имеет нарушение зрения. Формируется группа тьюторов (кураторов, сопровождающих) среди волонтеров. Презентация плана работы.

Этап реализации - непосредственное проведение внеучебных мероприятий, включающих традиции народной культуры России. Поведение 1-2 раза в месяц. Вторая половина дня. Дни недели - вторник / четверг.

Заключительный этап - подведение итогов. Общее большое совместное мероприятие. Организация общего сайта в соцсетях. Подбор фотографий, иллюстраций, работ участников.

Формы проведения: игровой коммуникативный тренинг - «Знакомство»; музыкальное развлечение - «Лесенка дружбы»; кинолекторий - «Встречи с выдающимися людьми, деятелями культуры, искусства Новосибирска»; фольклорно-игровые программы, праздники и театрализованные представления -«Лучик надежды»; спортивные состязания и турниры (народные игры); виртуальное путешествие; музейные часы - «День зрения»; выставки изобразительного и декоративного прикладного творчества. Изготовление постера «Мы разные - и в этом наше богатство» в совместной практической деятельности. Мастер-классы по изготовлению национальных блюд, элементов национальных костюмов,

изготовление национальных кукол, оберегов. Конкурс художественной самодеятельности.

Для победителей конкурсов, участников выставок предусматриваются премии и награды: дипломы, грамоты, благодарственные письма, сладкие подарки.

Библиографический список:

1. Большанина Л. В. Профессиональная компетентность преподавателя ВУЗа: критерии и направления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № Б8. - С. 7-11.

2. Воспитание толерантности и культуры межнационального общения (поликультурное воспитание в мегаполисе). Сборник материалов городского конкурса «Учимся толерантности» / авт. сост. С.В. Бобинова. Н.И. Попова. -Новосибирск: Сибпринт, 2015. - 220 с.

3. Одинокова Н. А. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих сниженные зрительные возможности: учебное пособие / Под ред. Е.А. Омельченко. - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. - 192 с.

4. Одинокова Н. А. Роль проекта «Твои горизонты» как условие формирования готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - С. 49-55.

5. Одинокова Н. А. Реализация здоровьеориентированных проектов со студентами педагогического ВУЗа в рамках их подготовки к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Актуальные исследования гуманитарных, естественных, точных и общественных наук: материалы III Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 25 ноября 2013 г.) - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2013. - С. 28-36.

6. Шевченко Е. В. Возможности развития профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей в процессе организации учебной и практической деятельности // Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей: Материалы XI (ХЬШ) Международной научно-практической конференции. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2016. - С. 127-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.