Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ ИГРА-ЭКСКУРСИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ИГРОВОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

ВИРТУАЛЬНАЯ ИГРА-ЭКСКУРСИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ИГРОВОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЕЙ / ИГРА-ЭКСКУРСИЯ / КОСМОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Татьяна Александровна, Габдулина Ирина Олеговна, Ефремцева Полина Валерьевна

В статье рассматривается возможность осуществления краеведческого образования дошкольников. Продемонстрировано как можно организовать виртуальную экскурсию в игровой форме, в рамках которой осуществляется знакомство дошкольников с государственным музеем истории космонавтики имени К.Э. Циолковского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова Татьяна Александровна, Габдулина Ирина Олеговна, Ефремцева Полина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL GAME - EXCURSION AS AN EFFECTIVE GAME TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF LOCAL HISTORY EDUCATION OF PRESCHOOLERS

The article considers the possibility of local history education of preschoolers. It is demonstrated how it is possible to organize a virtual excursion in a playful form, within the framework of which preschoolers are introduced to the K. E. Tsiolkovsky State Museum of the History of Cosmonautics.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ ИГРА-ЭКСКУРСИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ИГРОВОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Маслова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Габдулина Ирина Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Ефремцева Полина Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ВИРТУАЛЬНАЯ ИГРА-ЭКСКУРСИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ИГРОВОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация. В статье рассматривается возможность осуществления краеведческого образования дошкольников. Продемонстрировано как можно организовать виртуальную экскурсию в игровой форме, в рамках которой осуществляется знакомство дошкольников с государственным музеем истории космонавтики имени К.Э. Циолковского.

Ключевые слова: краеведение, дошкольное образование, музей, игра-экскурсия, космос.

Annotation. The article considers the possibility of local history education of preschoolers. It is demonstrated how it is possible to organize a virtual excursion in a playful form, within the framework of which preschoolers are introduced to the K. E. Tsiolkovsky State Museum of the History of Cosmonautics.

Key words: local history, preschool education, museum, game-excursion, space.

Введение. В наше время дети имеют базовые знания о стране, гимне и гербе Российской Федерации, но не имеют необходимых представлений о своем городе, в котором живут. Именно поэтому в современном обществе актуально и целесообразно развивать краеведческие знания для процесса социализации и становления личности дошкольников.

В стандарте дошкольного образования указывается образовательная область, а именно, познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках, о планете Земля как общем доме людей [51.

Поэтому необходима организация соответствующей предметно-развивающей среды, специальный подбор иллюстративно-дидактических пособий, материалов и игровых средств обучения [4]. Цель исследования, представленного в данной статье, состоит в поиске эффективных игровых средств для реализации работы по развитию краеведческих знаний у дошкольников.

Возможности развития познавательной активности, самостоятельности дошкольников через краеведческую деятельность определяются, прежде всего, тем, что краеведение позволяет изучать культурное наследие родного края, дает им знания о жизни региона, о достижениях отечественных ученых в истории человечества [2]. Важность изучения краеведческого материала с детьми рассматривалась в работах П.Ф. Каптерева, А.В. Луначарского, К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова. Ценность краеведческих знаний удалось подметить Н.В. Карамзину. По его словам, «народ, который не знает своей культуры и истории - презренен и легкомыслен». Следует заметить, Мария Монтессори также отмечала, что в словах «я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного. Напротив, они отражают существенные человеческие качества... «Местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства» [3]. Работа воспитателя по краеведению подразумевает использование разнообразных форм и средств организации деятельности. Основной формой является игровая, досуговая деятельность, развлечения, в которые включается соответствующая краеведческая тематика. Особое внимание следует уделить самостоятельной игровой деятельности и специальным играм-занятиям, развлечениям, викторинам и т.д. [1].

Изложение основного материала статьи. Поиск эффективных игровых средств для реализации работы по развитию краеведческих знаний у дошкольников привел нас к следующему решению. 12 апреля - это знаменательная дата в истории нашей страны. К этому событию мы разработали игру - экскурсию по «Государственному музею истории космонавтики имени К. Э. Циолковского». В данной статье будет представлена часть дидактического материла (карточки), который используется при проведении виртуальной экскурсии. Суть разработанной нами игры «Космическое путешествие» заключается в том, что дети виртуально отправляются в «Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского» с помощью игры - экскурсии. Каждый по очереди бросает кубик, и, делая свой ход на игровом поле, встает на «космическую станцию», обозначенную цветом (рис. 1).

Рисунок 1. Игровое поле

После этого открывается самая первая (верхняя) карточка - «Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского», где на обратной стороне карточки располагается информация о истории музея, который детям предстоит посетить (рис. 2).

Государственный л(узей истории кссыонавтлкл имени К. Э. Цлолкооского

Этот музей открылся уже через шесть лег после первого полета

человека в Космос и стал самым первым в мире музеем Космоса. Кстати, первый камень для постройки музея заложил сам легендарный Юрий Гагарин! Принимал участие в организации музея и знаменитый академик Сергей Королев.

Рисунок 2. Карточка с изображением музея

Аналогично дошкольники, попадая на круги под номерами 9, 17, 22, 33, 39, 42, 46, 49, 55, 57, 67, 71, 76, 78, 82 и 90, открывают для себя новые разделы данного музея, такие как «летательные аппараты, космические станции и корабли» (рис. 3, 4), «скафандры и костюмы космонавтов» (рис. 5), «продукты питания космонавтов и аварийный запас корабля» (рис. 6, 7), «стенд - животные в космосе» (рис. 8), «модель естественного спутника Земли - Луны» (рис. 9), а также знакомятся с космическими явлениями, наблюдаемыми в планетарии (рис. 10, 11) и с самим планетарием (рис. 12).

Базовый блок орбитальной станции мир

Макет базового блока орбитальной станции «Мир»— один из самых больших и самых популярных экспонатов Музея космонавтики. Космическая станция «Мир» была «домом на орбите» 14 лет — всего на станции побывали 104 космонавта из 12 стран в составе 28 экспедиций и было проведено более 23000 экспериментов

Рисунок 3. Карточка с изображением базового блока орбитальной станции

Космическая станция «Луна-1б»

24 сентября 70-го года советская автоматическая станция «Луна-1б» привезла на Землю образцы поверхности Луны. Б Государственном музее истории космонавтики имени Циолковского хранится точная копия станции.

Рисунок 4. Карточка с изображением космической станции

Скафандр для космической деятельности "Ястреб"'

Космический скафандр для выходов в открытый космос. Был разработан в СССР для осуществления вне корабельной деятельности экипажа и предполагаемого полета на Луну.

Рисунок 5. Карточка с изображением скафандра «Ястреб»

Рацион современного человека в космосе довольно разнообразен. Эго и различные мясные блюда, например, мясо с черносливом, жаркое с овощами или крупами, котлеты и бифштексы, мясо птицы под соусом. Разнообразие в меню вносят различные овощи и фрукты, хлеб, сыр. Кроме того, космонавты имеют возможность употреблять соки и лакомиться десертами: специально для них учёные разрабатывают рецепты печенья, шоколада и пирожных. А особо желанным блюдом, как ни странно, считается творог с орехами, рецептура приготовления которого разработана российскими учеными.

Рисунок 6. Карточка с изображением продуктов питания космонавтов

Экипаж должен быть готов к действиям в любой нештатной ситуации,

например, при приземлении в нерасчетном районе в суровых климатических условиях, что потребует максимального напряжения сил.

Б аварийном запасе собрано все самое необходимое: что может понадобиться для выживания в экстремальных условиях. Б носимый аварийный запас входят: оружие, светосигнальные средства, вода в количестве 6 литров на троих человек, высококалорийные продукты питания сублимированной сушки, аптечка и другие инструменты и устройства, которые могут пригодиться в экстремальных условиях.

Рисунок 7. Карточка с изображением аварийного запаса для корабля

Рисунок 8. Карточка с изображением стенда «Животные в космосе»

Рисунок 9. Карточка с изображением модели естественного спутника Земли

Солнце — это звезда. Без него жизнь на Земле просто невозможна. Солнце дает нам тепло формирует центр нашей Солнечной системы.

Рисунок 10. Карточка с изображением снимка Солнца

Луна — естественный спутник Земли. Это самое близкое к Земле небесное тело, ее хорошо видно, она сияет на ночном небе и постоянно меняет форму.

Рисунок 11. Карточка с изображением снимка Луны

Рисунок 12. Карточка с изображением планетария

По окончании игры в качестве самоконтроля детям предлагается распределить перемешанные карточки - экспонаты и явления в космосе относящиеся к двум ключевым частям космического комплекса К. Э. Циолковского: музей космонавтики и планетарий.

Таким образом, игра - экскурсия «космическое путешествие» дает возможность в игровой форме получить знания благодаря виртуальному посещению музея по карточкам с экспонатами и космическими явлениями.

Выводы. Игры, в рамках которых до детей доносится информация о вкладе их соотечественников в мировой прогресс, пробуждают чувство сопричастности к величию своей Родины, гордость за своих предшественников - ее героев. В этих условиях игра становится не просто развлечением, благодаря которому можно увлекательно провести время и выиграть, а пробуждает патриотические чувства ребенка. Стоит отметить, что игры - экскурсии направляют интерес ребенка на поиск необходимой информации; позволяют эффективно осваивать информацию и способствуют развитию умений познавательной деятельности, позволяют постепенно расширять и углублять круг осваиваемого, а также являются основой разнообразной деятельности детей и стимулируют отражение впечатлений в разнообразной форме; обеспечивают индивидуальный темп освоения материала. Ведущей функцией игр - экскурсий является организация взаимодействия педагога с детьми в решении задач краеведческого образования дошкольников.

Но при этом, виртуальные игры не являются заменой живого непосредственного восприятия музея ребенком. Благодаря участию в данной игре - экскурсии детям не только запомнится множество интересных фактов и экспонатов, с которыми в последствии они поделятся с родными, но и появится мотивация посетить наш музей космонавтики и планетарий имени К. Э. Циолковского.

Литература:

1. Болдырихина, Н.В. Различные направления краеведческой работы в дошкольной образовательной организации / Н.В. Болдырихина // Сборник статей победителей IV Международного научно-практического конкурса. - Пенза: Наука и Просвещение. - 2016. - С. 116-121.

2. Ефремцева, П.В. Возможности урока математики в начальной школе для осуществления патриотического воспитания (на примере урока, посвященного 60-летнему юбилею первого полета человека в космос) / П.В. Ефремцева, И.О. Габдулина // Вопросы педагогики. - 2021. - № 10-1. - С. 98-104.

3. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. учреждений высшего образования / М.Г. Сорокова - 6-е изд., стер. - Москва: Изд. центр «Академия», 2014. - 384 с.

4. Строев, К.Ф. Краеведение: учеб. пособие для студентов естественно-геогр. фак. пед. ин-тов / К.Ф. Строев. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1974. - 144 с.

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155: зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 г. Редакция от 21.01.2019].

Педагогика

УДК 376

доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); педагог-дефектолог Кудринская Мария Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 854» (г. Москва)

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРУДОЛЮБИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности представления подростков с легкой степенью умственной отсталости и их сверстников с нормативным развитием о трудолюбии как нравственной категории. Вопросы изучения особенностей нравственных представлений подростков с нарушением интеллекта рассматриваются в контексте теоретической позиции Л.С. Выготского о необходимости вхождения ребенка с нарушением развития в культуру, становления личности и мировоззрения детей данной категории. Показана значимость искусства как особой наглядно-образной формы познания культуры, способствующего социокультурному развитию такого ребенка. Раскрывается научно-теоретическая значимость изучения особенностей представления подростков с нарушением интеллекта о трудолюбии с позиции их социализации. Обосновывается актуальность изучения особенностей представлений подростков с нарушением интеллекта о трудолюбии, с одной стороны - недостаточностью психологических исследований, а с другой - значимостью данной тематики для социокультурного развития детей данной категории. Представленная диагностическая программа на основе восприятия искусства определяет особенности представления о трудолюбии у подростков данной категории в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Диагностический инструментарий включает: методики (анализ беседы, живописного и литературного произведения), критерии оценки выполнения заданий, уровневые качественные характеристики. Выявление особенностей представлений подростков с нарушением интеллекта о трудолюбии основывалось на количественных, статистических и качественных, критериальных показателях. Проведенный эксперимент позволил сделать выводы о том, что у подростков с легкой степенью умственной отсталости наблюдается незрелость, размытость представления о нравственной категории трудолюбия. Статистический анализ и выявленные качественные характеристики показали неоднородность представлений о нравственных категориях. Сопоставление количественных и качественных данных позволило сформулировать особенности представления подростков с легкой степенью умственной отсталости о нравственной категории трудолюбия. Использование искусства как диагностического инструментария дает дефектологам и психологам материал о степени развития представления о трудолюбии как одного из нравственных категорий у подростков с данным нарушением. И главное, используя живописные и литературные произведения, создается возможность осуществить формирование представлений о трудолюбии подростков с легкой степенью умственной отсталости. С помощью анализа произведений искусства подростков с легкой степенью умственной отсталости выявлено, что особенности их представления о трудолюбии обусловлены нарушением психического развития детей данной категории. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о наличии специфики представлений подростков с легкой степенью умственной отсталости о трудолюбии.

Ключевые слова: подростки с нарушением интеллекта, легкая степень умственной отсталости, трудолюбие, живописные, литературные произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.