Литература
1. Гречушкина Н. В., Арабчикова Ю. И. К вопросу о готовности преподавателей к осуществлению педагогической деятельности в ИКТ - насыщенной образовательной среде // Успехи современной науки и образования. Том 1. № 3. с. 144-146.
2. Дятлов Р. Н., Арабчикова Ю. И. Опыт использования возможностей электронной системы МооМе в высшем техническом образовании // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. Тамбов. Часть 23, 2013. С. 40-41.
Развитие творческих способностей у дошкольников через проект «Оригами в гостях у сказки» Любимова Н. В.
Любимова Наталья Владимировна /Lyubimova Natalia Vladimirovna - воспитатель первой
квалификационной категории, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Росинка», г. Омутнинск, Кировская область
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста через изготовление поделок в технике оригами и впоследствии использование их в театрализованной деятельности. Эффективность развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада обеспечивается разнообразными дидактическими средствами. Одним из таких средств является оригами. Ключевые слова: творчество, оригами, театр оригами.
Детский сад «Росинка» посещают дети с речевыми и психическими нарушениями в развитии. Вопрос о развитии творческих способностей является актуальным. Дети с ОНР имеют ряд специфических особенностей:
- низкая познавательная активность;
- низкий уровень развития воображения;
- нарушение мелкой, общей, артикуляционной моторики;
- трудности в общении.
Все вышеуказанные факторы, несомненно, отрицательным образом сказываются на развитии творчества детей. Поэтому одним из способов коррекции является использование приемов техники оригами.
Значение оригами для ребёнка трудно переоценить. Любой вид творчества способствует развитию определенных навыков, умений и способностей. Но ни один вид творчества так не многофункционален. Значение оригами для развития детей имеет огромное значение. Оригами — это вид конструирования из бумаги, который позволяет развивать творческие способности, познавательную деятельность и моторику.
Новизна проекта заключается в изготовлении поделок оригами через создание ярких образов сказочных героев. Дошкольный возраст — это тот период, когда сказка для детей близка по своему мироощущению. В сказке есть яркие волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, старается быть похожим на того или иного персонажа. По словам В. А.Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах [1, с. 51]. Поэтому сказочные оригами будут способствовать развитию творчества у детей.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами данный проект интегрирует несколько образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Методическая работа проводилась через разнообразные виды деятельности: непосредственно-образовательная деятельность по конструированию, коррекционные часы, игровая и театрализованная деятельность.
Целью данного проекта является способствовать формированию творческих способностей у дошкольников с ОВЗ через изготовление поделок в технике оригами.
Задачи:
1. Познакомить детей с техникой оригами.
2. Способствовать развитию творческого воображения, конструктивного мышления в процессе изготовления поделок в технике оригами.
3. Активизировать словарь детей терминами, используемыми при изготовлении поделок по технике оригами.
4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Для реализации поставленных задач в полной мере методическая работа строилась в тесном контакте с семьей. Для родителей были организованы консультационные мероприятия «Бумажная страна-оригами», «Откуда пришли сказки?», «Пооперационные карты и схемы», «Покажи, мне, мама, сказку» и другие. Проведены анкетирования родителей «Что такое оригами?», «Чем занимается ваш ребёнок дома?». Представлены поделки в технике оригами в совместных детско-родительских творческих выставках «В гостях у сказки», «Колобок», «Кто, кто в теремочке живет», «В сказочном лесу». Родителям предложена возможность проявить свое творчество на семинаре-практикуме «В гостях у сказки» и в литературной гостиной «Ах, уж эти сказки!», «В гостях у трех медведей». Родители отметили, что совместное изготовление поделок дает им возможность сблизиться со своим ребенком, лучше узнать его. У родителей повысился интерес к творчеству детей.
Деятельность по реализации проекта была успешна, проведена на 3 этапах (три года). Участниками были дети, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, родители.
Цель подготовительного этапа (сентябрь - октябрь первого года) - заинтересовать детей и родителей темой проекта, уточнить и расширить представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах, свойствах.
На данном этапе реализованы следующие мероприятия: первичная диагностика уровня развития моторики и воображения детей среднего дошкольного возраста; методическая подготовка кадровых ресурсов через изучение литературы по изготовлению поделок в технике оригами; разработка перспективного тематического планирования; размещение методических рекомендаций для родителей на сайте детского сада; организация «Чудесной лаборатории», предполагающей проведение детских экспериментов и опытов с бумагой.
Рис. 1 Изготовление поделки по Рис. 2 Играем в палочковый театр. Рис. 3 Играем в настольный театр
пооперационной схеме
Цель основного этапа - способствовать творческой самореализации дошкольников в изготовлении и использовании поделок в технике оригами.
На данном этапе с детьми изготовлены театры оригами: пальчиковый - «Заюшкина избушка», палочковый - «Теремок», настольный - «Репка», «Колобок», шапочковый -«Три медведя», «Теремок»; самодельная книга «Репка»; создана предметно -развивающая среда через «Мастерскую Оригамчика»; инсценирование сказок, игр -драматизаций с использованием театров оригами в самостоятельной деятельности, показ сказки малышам детского сада; проведение непосредственно - образовательной деятельности по конструированию; чтение сказок (русских народных, разных народов, авторских).
На заключительном этапе проанализированы результаты выполнения поставленных задач. Презентованы в форме «Литературной гостиной» результаты для родителей; оформлена выставка детских поделок «В гостях у сказки»; проведена итоговая диагностика уровня развития моторики и воображения детей подготовительной группы детского сада.
По истечении трех лет, достигнуты положительные результаты. Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития воображения на 19 %, а развитие моторики на 33 %, повысился познавательный интерес детей к созданию поделок, выполненных в технике оригами, в последствии которые дети используют в показе сказок.
Т.О. Изготовление поделок в технике оригами способствует развитию творческих способностей, дает положительные результаты в коррекционной работе, обогащает детско-родительские взаимоотношения опытом ведения совместной деятельности.
1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Всё об оригами. Справочник. С - Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005 г.
2. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги». М.: «Просвещение», 1992 г. 196 с.
3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974 г. 288 с.
Рис. 4. Театр оригами
Литература