Научная статья на тему 'Роль педагога ДОУ в воспитании личности младшего дошкольника через изготовление и игру пальчиковым театром'

Роль педагога ДОУ в воспитании личности младшего дошкольника через изготовление и игру пальчиковым театром Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР / ТРАДИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИКИ / ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ / НЕОДНОКРАТНАЯ ПОВТОРЯЕМОСТЬ ДЕЙСТВИЙ / FINGER THEATER / TRADITIONAL PRINCIPLES OF DIDACTICS / FROM SIMPLE TO COMPLEX / REPEATABILITY REPEATED ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулян Регеня Суреновна

Пальчиковый кукольный театр это не просто игра, а еще и прекрасное средство для всестороннего развития и воспитания ребенка, интенсивного развития речи, обогащения словаря, развития сенсомоторики, логики, мышления, воображения и творческих способностей. Стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Совместное творчество ребенка и взрослого одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль педагога ДОУ в воспитании личности младшего дошкольника через изготовление и игру пальчиковым театром»

Роль педагога ДОУ в воспитании личности младшего дошкольника через изготовление и игру пальчиковым театром Гулян Р. С.

Гулян Регеня Суреновна / Guljan Regenja Surenovna - воспитатель,

МБДОУ ДСКВ № 86 «Былинушка», г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО

Аннотация: пальчиковый кукольный театр - это не просто игра, а еще и прекрасное средство для всестороннего развития и воспитания ребенка, интенсивного развития речи, обогащения словаря, развития сенсомоторики, логики, мышления, воображения и творческих способностей. Стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Совместное творчество ребенка и взрослого - одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики.

Abstract: finger puppet theater - it’s not just a game, but also an excellent tool for comprehensive development and upbringing of the child, intensive development of speech, vocabulary enrichment, sensorimotor development, logic, thought, imagination and creativity. The desire to translate imagination is the real basis and motor force of creativity. The joint work of child and adult - one of the opportunities for implementation of humanistic pedagogy.

Ключевые фразы: пальчиковый театр, традиционные принципы дидактики, от простого к сложному, неоднократная повторяемость действий.

Keywords: finger theater, traditional principles of didactics, from simple to complex, repeatability repeated actions.

Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки.

А.А. Лелявский

Пальчиковый кукольный театр - это не просто игра, а еще и прекрасное средство для всестороннего развития и воспитания ребенка. Но главное, что может подарить кукольный театр ребенку - ощущение волшебства! А если он будет изготовлен совместно с малышом, то это даст ребенку возможность почувствовать себя настоящим «волшебником» или творцом. Так подарите детям сказку! Сделайте вместе с ними несколько кукольных театров - творите, играйте и развивайте!

Пальчиковый театр - это первый театр без каких бы то ни было атрибутов, но театр с самым главным - с героем и его жизнью.

Пальчиковый кукольный театр - это не просто игра, а еще и прекрасное средство для всестороннего развития и воспитания ребенка, интенсивного развития речи, обогащения словаря, развития сенсомоторики, логики, мышления, воображения и творческих способностей.

Мы часто забываем о старых, проверенных временем развивающих играх в угоду новейшим изобретениям в мире игрушек. Но даже самый умный робот, компьютерная приставка или «супермодная» игрушка не подарят вашему ребенку того главного, что может подарить кукольный театр - ощущение волшебства! А если кукольный театр будет изготовлены совместно с ребенком, то это даст ему возможность почувствовать себя настоящим «волшебником» или творцом.

Так подарите детям сказку! Сделайте вместе с ними несколько кукольных театров - творите, играйте, развивайте!

С чего же начать? Итак... Выбираем сказку.

В зависимости от возраста ребенка и его предпочтений выбираем сказку. Легко играются сказки «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросенка», «Три медведя» и подобные.

Читаем сказку.

Это особенно важно для маленьких ребятишек. Сказку нужно прочитать медленно, с выражением озвучивая каждого героя. Можно изменять высоту голоса, подражая каждому из персонажей. Рассмотрите с малышом героев на картинках, обсудите, какие они (какого цвета, большие или маленькие, гладкие, пушистые или колючие и т.д.), а также поговорите об их характерах (добрый герой или злой, веселый или грустный, хитрый или наивный, умный или глупый и т.д.). Обязательно ответьте на вопросы ребенка.

Делаем персонажей.

Выберите для себя и детей приемлемый вид пальчикового кукольного театра. При этом руководствуйтесь своим опытом, а также умениями и возможностями ребят, наличием материала, из которого вы будете изготавливать. Материалы могут быть разнообразные: цветная бумага и картон, картинки, коробочки, ткани, пряжа, бросовый материал и т.д.

В свою очередь я хотела бы поделиться нашим опытом изготовления пальчиковых театров:

• пальчиковый театр, связаный крючком;

• пальчиковый театр плоских головок из картона;

• пальчиковый театр головок из двух частей;

• пальчиковый театр головок из шариков для пин-понга;

• пальчиковый театр головок из соленого теста;

• пальчиковый театр головок из бумажных стаканчиков;

• пальчиковый театр головок из спичечных коробков.

Организация работы

Мастеря игрушки для кукольного театра вместе со взрослым, ребенок постепенно переходит от изготовления самой примитивной фигурки к созданию довольно сложного образа. При этом малыш делает множество открытий, пытается воплотить свой замысел, совершенствуя игрушку и способы её изготовления.

В обобщенном виде работа над театральной игрушкой-самоделкой может быть представлена следующим образом.

Начальный этап (обучающий): ребенок подражает взрослому, изготавливая игрушки из

предоставленного ему материала.

Промежуточный этап: работа стоится на основе возникающего у детей желания внести свои добавления, изменения в игрушки, создаваемые по готовому образцу.

Завершающий этап (творческий): опорой служит детское продуктивное воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к образу.

Методика организации работы с детьми дошкольного возраста основывается на традиционных принципах дидактики: от простого к сложному - неоднократная повторяемость действий, опора на сформированные ранее умения.

Мастеря игрушки для кукольного театра вместе с взрослым, ребенок постепенно переходит от изготовления самой примитивной фигурки к созданию довольно сложного образа. При этом малыш делает множество открытий, пытается воплотить свой замысел, совершенствуя игрушку и способы её изготовления.

Однако большинство поделок ребенок не может сделать самостоятельно. Поэтому на первых стадиях обучения взрослому следует свои объяснения обязательно сопровождать показом. Работа по показу (образцу), помогает совершенствовать трудовые навыки, формировать технические умения. Было бы опрометчиво толкать детей на создание игрушек по собственному замыслу до того, как они в достаточной мере овладеют техникой исполнения. Только тогда, когда малыш научится элементарным приемам сгибания, вырезания, склеивания, рисования, лепки, он сумеет сделать одну из самых простых игрушек.

Постепенно у детей возникает желание вносить свои добавления, изменения в игрушки, создаваемые по готовому образцу. Это путь к развитию творчества. Проявляя изобретательность и фантазию, ребенок может изменить последовательность изготовления поделки, добавить идеи, придумать новый обрез.

Творим, играем, развиваем

Работа над созданием игрушки - это очень увлекательное занятие. От малыша она требует наблюдательности, умения подмечать характерные черты животных и людей, видеть их образы. Игрушка, сделанная ребенком, пусть и при помощи взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Такая игрушка особенно дорога ребенку, с ней гораздо увлекательнее изображать разных героев сказок, мультфильмов, песенок, небольших рассказов и даже собственных придуманных историй.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Полученный результат - первая и очень важная ступень детского творчества. Творчество детей в ходе изготовления игрушек - это целенаправленный труд, в котором особую роль играет воображение -именно оно порождает новые образы. Как утверждал Л. С. Выгодский: «стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества».

Изготовление кукольной игрушки требует от ребенка ловких действий рук. Если вначале какими-либо неосторожным движением он мог испортить игрушку, ее оформление, то впоследствии детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся послушными и гибкими. Все это немаловажно. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации, целенаправленности движений. В. А. Сухомлинский считал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые есть источник творческой мысли».

Большое влияние труд по созданию кукольных игрушек оказывает на умственное развитие ребенка, активизирует психические процессы, стимулирует мышление.

Создавая игрушку, малыш строит образ, не только опираясь на материал, но и на словесную характеристику. Сам же процесс работы сопровождается диалогом с ребенком, объяснениями, его личными рассуждениями. Он описывает внешность, характер героя, употребляя при этом образные сравнения, разные

формы прилагательных и существительных. Развитие речи, её интонационная выразительность продолжается и во время игр-инсценировок.

Труд по изготовлению театрализованных игрушек способствует воспитанию характера. Игрушку сделать не так легко - требуются значительные волевые усилия, усидчивость, умение планировать свою деятельность.

Совместное творчество ребенка и взрослого - одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики не только в саду, но и в семье. Эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества, а не указаний, побуждает к диалогу, позволяет взрослому наблюдать за действиями ребенка, оценивать его навыки, ненавязчиво корректировать работу, как в сфере умений, так и в поиске творческих находок.

Уже давно известно, что творчество обладает целительной силой. Создание игрушек для кукольного театра помимо воспитательного процесса может иметь терапевтическое и коррекционное значение. В процессе изготовления кукол детям предоставляется право на активную позицию при выборе материалов, времени, темпа, вида и содержания работы. Ребенок сам может определить степень сотрудничества с взрослым. Изготовлением игрушки он может заниматься самостоятельно, выполнять часть работы или помогать, может просто наблюдать за деятельностью взрослого.

Во время работы над созданием театральной игрушки дошкольник, предваряя действия героя, уже в мыслях проигрывает их, невольно ставя себя на место персонажа. Тем самым он учится предвосхищать собственные действия и видеть их последствия, в какой-то мере предотвращать проблемы, возникающие во взаимоотношениях с людьми. Действуя с куклой, ребенок «проигрывает» свои переживания, в том числе и негативные.

Детские театрализованные игры и детское восприятие имеют такие особенности, которые позволяют путем переплетения реального и условного (воображаемого, невозможного) создавать чудесный мир, населенный самыми различными персонажами, и приписывать этим персонажам свойства, черты характера, отрываясь от существующих стереотипов. Направляемые фантазией ребенка кукольные герои могут наделяться любыми качествами, совершать самые невероятные действия и поступки. И как ни удивительно, эту непростую условность без труда воспринимает самый маленький ребенок, не только не имеющий знаний и жизненного опыта, но и не умеющий толком говорить, не знающий значения многих слов! Это ли не чудо!

Литература

1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками — развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008.

2. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006.

3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008.

4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009.

5. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3-х месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008.

6. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006.

7. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001.

8. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.