Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА / SUMMER SCHOOL / КАНИКУЛЫ / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАЧИ / MATH PROBLEMS FOR SUBJECT CONTESTS / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES / VACATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деев М.Е., Соловьев С.П., Соловьева Л.А., Темербекова А.А.

В статье обосновывается необходимость работы с одаренными детьми в период летних каникул.The article substantiates the necessity of working with gifted children during summer holidays

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ»

УДК 371

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN DURING THE SUMMER HOLIDAYS

Деев М. Е.,канд. физ.-мат. наук, доцент Соловьев С. П., канд. физ.-мат. наук, доцент

Соловьева Л. А., старший преподаватель Темербекова А. А., д-р пед. наук, профессор Горно-Алтайский государственный университет Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

Аннотация. В статье обосновывается необходимость работы с одаренными детьми в период летних каникул.

Ключевые слова: летняя школа, каникулы, математика, олимпиадные задачи, творческие способности.

Abstract. The article substantiates the necessity of working with gifted children during summer holidays.

Key words: summer school, vacation, mathematics, math problems for subject contests, creative abilities.

Математика - это инструмент познания мира, благодатная почва для развития творческих способностей. Без математики действительно немыслима ни одна из областей деятельности человека - без умения думать и анализировать, решать простые и самые сложные задачи не получится качественного решения любой серьезной проблемы.

Главной задачей обучения математике в школе является сознательное, качественное и основательное овладение учениками системы различных математических знаний - арифметики, алгебры, геометрии, а также и других, смежных дисциплин, для продолжения образования в средних и высших учебных заведениях.

Задача учителя - организация прочного овладения знаниями, формирование потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала, чтобы знания и умения могли бы уверенно использоваться как при изучении смежных дисциплин, так и в повседневной жизни. Однако на практике учитель связан обязательной школьной программой, необходимостью подготовки учащихся к итоговой аттестации, временными рамками урока и прочими требованиями и стандартами. В условиях дефицита времени он не может качественно развивать творческие способности у всех учащихся класса, поэтому особое внимание учитель должен уделять лишь нескольким, наиболее одаренным, школьникам. Работать с ними индивидуально, готовить к олимпиадам, написанию научных докладов. Участию в различных конкурсах.

В последнее время педагогов заинтересовала идея использовать часть летних каникул детей для их обучения и развития. Конечно, надо понимать, что на каникулах учащиеся могут усваивать материал только в том случае, когда он преподается в занимательной или игровой форме, без принуждения, так, что занятия доставляют удовольствие и развивают интерес к данному предмету.

Идея работы с одаренными школьниками не нова, и в Республике Алтай она реализовывалась в 90-х годах прошлого века. На базе физико-математического факультета Горно-Алтайского государственного университета работала заочная физико-математическая школа, и по инициативе одного из преподавателей - Соловьева Сергея Петровича, каждое лето в лагере «Лебедь» проходила десятидневная очная сессия. С одаренными детьми работали ведущие преподаватели университета: Темербекова А. А., Деев М. Е., Соловьева Л. А., Соловьев С. П., Южанинова Е. Е., Любимова Н. К. и другие, которые давали углубленные знания по отдельным разделам математики и физики. Работа летней физико-математической школы естественным образом встраивалась в жизнь лагеря, и школьники были полноправными членами своих отрядов, принимая участие во всех мероприятиях по плану этого оздоровительного учреждения.

И вот в 2018 году к этой идее вернулись: 4 июня 2018 года в Горно-Алтайском государственном университете состоялось открытие школы для одаренных детей «Эврика». Основная цель проведения школы - углубление и расширение знаний учащихся по предметам математического, гуманитарного и естественнонаучного направлений. Учащиеся школы, а это 30 учеников 7 - 8 классов разных школ республики

- победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников,

- в течение недели будут углубленно изучать математику, физику, историю, обществознание, русский язык, литературу, биологию и химию под руководством ученых и преподавателей Горно-Алтайского государственного университета.

В частности, наш физико-математический и инженерно-технологический институт принял 6 одаренных учащихся. С ними работали в течение недели три преподавателя, которые реализовали программу по углубленному изучению таких разделов математики, как метод математической индукции, делимость и малая теорема Ферма, замечательные точки и отрезки в треугольнике, олимпиадные задачи на взвешивания, разрезания, математические игры и стратегии.

По мнению ведущих преподавателей, занятия прошли с большой пользой для учащихся, а опыт работы с одаренными школьниками на летних каникулах признан положительным.

Библиографический список:

1. Деев, М. Е. Замечательные теоремы геометрии [Текст] / М. Е. Деев. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ. - Горно-Алтайск, 2017. - 75 с.

2. Коксетер, Г. С. М. Новые встречи с геометрией [Текст] / Г. С. М. Коксетер, С. П. Грейтцер. - М. : Изд-во «Наука», 1978. - 223 с.

3. Байгонакова, Г. А. Решение задач повышенной сложности (стереометрия): учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г. А. Байгонакова, А. А.Темербекова. - Горно-Алтайс к: БИЦ ГАГУ, 2017. - 108 с.

УДК 811.161.128

ЯЗЫК И ТРАНСЛЯЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ LANGUAGE AND TRANSFER OF VALUES IN THE MODERN SOCIO-CULTURAL SPACE

Калиткина Г. В., д-р филол. наук, доцент Томский государственный университет профессор Томская духовная семинария Гальцова Н. П., к. филол.н., проректор Томская духовная семинарии Слугин А. П., ст. преподаватель

Томская духовная семинария Россия, Томская область, г. Томск

Аннотация. В статье рассматривается роль семантической системы языка в сохранении и передаче в социокультурных условиях современной России выработанных лингвокультурой смыслов.

Ключевые слова: социокультурное пространство,лингвокультура, концепт.

Abstract. The article deals with the role of the semantic system of language in preserving and transmitting in the sociocultural conditions of modern Russia the meanings worked out by the linguoculture.

Key words: socio-cultural space, linguoculture, concept.

Когнитивная метафора пространства во второй половине прошлого столетия породила целый спектр терминов, прочно вошедших в современный гуманитарный дискурс. Среди них - «социокультурное пространство». В широкой трактовке оно предстает как некий результат взаимодействия людей, фундированный их социальным и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.