Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ S3DSECBUILDER'

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ S3DSECBUILDER Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / S3DSECBUILDER / ПРОГРАММА / PROGRAM / СЕЧЕНИЯ МНОГОГРАННИКОВ / SECTIONS OF POLYHEDRAL / МНОГОУГОЛЬНИКИ / S3D SECBUILDER / POLYGON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарсалямов Р.Ж., Темербекова А.А.

В статье рассматривается методика изучения сечений многогранников с помощью компьютерной программы «s3DsecBuilder». Приводятся примеры построения сечений многогранников.In the article the technique of studying the cross sections of polyhedra using the computer programs3DsecBuilder” is observed. The work gives examples of sections of polyhedra.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ S3DSECBUILDER»

УДК 371.261

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ PROBLEMS OF PREPARATION FOR THE GENERAL STATE EXAMINATIONINMATHEMATICS

Балбина Т. А., учитель математики и информатики

МБОУ «Еловская средняя школа им.Э.Палкина» Россия, Республика Алтай, Онгудайский р-он, с. Ело

Аннотация. Целью данной статьи является знакомство с опытом работы по устранению основных проблем, которые возникают у молодых педагогов при подготовке учащихся девятых классов к основному государственному экзамену по математике.

Ключевые слова: обучение, аттестация, подготовка, экзамены, школьники, задания, математика, контроль знаний.

Abstract. The task of the research is to get acquainted with the experience of eliminating the main problems that arise in young teachers in preparing students of the ninth grade for the general state examination in mathematics.

Key words: training, attestation, preparation, examinations, schoolchildren, assignments, mathematics, knowledge control.

В статье рассматриваются вопросы и проблемы, с которыми сталкивается учитель математики при подготовке учащихся 9 класса к основному государственному экзамену (ОГЭ). Автор акцентирует внимание на основных проблемах, с которыми сталкиваются молодые педагоги при подготовке к ОГЭ по математике и приводят различные варианты их решения. Данная статья может быть интересна молодым педагогам физико-математических дисциплин общеобразовательных учреждений.

Ведущая роль в организации процесса обучения математике по праву принадлежит учителю математики, который активно взаимодействует с обучающимися с целью обеспечения их знаниями, навыками и умениями, формирования ценностных ориентиров, профессионально значимых и психологических качеств личности, способов мышления и действий [1, С.126].

Учитель математики каждые 2-3 года, а иногда и ежегодно, вместе со своими учениками готовится к прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Поэтому каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки к экзамену в постоянно меняющихся условиях: уровень класса, отдельных учеников и т.д.

Конечно, хорошо работать в классах, где уровень учебной мотивации очень высокий, но чаще приходится выпускать классы, где главная цель у учеников - это получение аттестата об основном общем образовании. Как лучше работать с такими классами?

Стоит отметить, что подготовка к ОГЭ не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, причём не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения.

Учителю, работающему по любому из учебников, утвержденному Федеральным перечнем, приходится сталкиваться с тем, что задания ОГЭ и задачи из учебников в большинстве случаев почти никак не связаны. Следовательно, учитель вынужден по каждой теме подбирать задания из ОГЭ для включения их в перечень решаемых задач на уроке, чтобы дети могли знакомиться с разными формулировками и видеть всё разнообразие математических примеров, вопросов и проблем [2, С. 12].

Что необходимо считать самым важным при подготовке к ОГЭ?

1. Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором на экзамене запрещено, поэтому склоняюсь к тому, что калькуляторы и использование гаджетов - это только вред. Надо показывать ребятам способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней.

2. Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, давать на 5-7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение, либо дидактические карточки с пропуском определений или самих понятий.

3. Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. Запомнить все решения всех заданий невозможно, поэтому считаю, что разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов. Именно поэтому необходимо давать проекты по всем изученным темам, в которых нужно составить практические задания и решить их, раздав при этом памятку с формулами и основными понятиями.

4. Проверка знаний и умений учащихся. Объяснять важность выполнения тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет, рекомендовать учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме online.

5. Надо указывать на типичные ошибки при выполнении заданий и отрабатывать их.

Необходимо уже с шестого класса вводить в задания самостоятельных и

контрольных работ по 1-2 задания из банка данных ОГЭ по математике. Стараться по одной и той же теме подбирать огромное количество вариантов различных заданий, чтобы ученики привыкали к этому разнообразию.

Таким образом, основной метод подготовки - решение типовых и тренировочных заданий, которые необходимо постепенно вводить, начиная с шестого класса (их можно найти в разнообразных пособиях по ГИА и сети Интернет) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях [3, С. 25].

Особые трудности испытывают при подготовке девятиклассников к сдаче ОГЭ молодые педагоги. В школе им часто говорят: «Вам необходимо заинтересовать школьников». Вот только какими методами при этом пользоваться, чаще всего не объясняют. Начинающие педагоги, как правило, нарабатывают собственный опыт методом проб и ошибок [4; 5; 6].

Искать виноватых в низком уровне подготовки учащихся глупо, ведь предмет математика трудоемкий, требует большой самостоятельной, повседневной работы и учеников, и учителей, и родителей. Ученику необходимо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.

Следует также отметить, что усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, желания учиться, на выработку положительного отношения учеников и родителей к математике, создания ситуации успеха, ликвидации боязни решения математических задач, формированию у учащихся уверенности в своих способностях. Родители обязаны контролировать учебу своих детей, постоянно поддерживая связь со школой. Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху.

Библиографический список

1. Темербекова, А. А. Методика обучения математике: учебное пособие (для студентов высших учебных заведений) [Текст] / А. А. Темербекова, И. В. Чугунова, Г. А. Байгонакова. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2013. - С. 351.

2. Блинов, А. Д. О новой форме проведения государственной итоговой аттестации по курсу математики основной школы / А. Д. Блинов. - Математика в школе, 2011. - № 6. - С. 37-40.

3. Глизбург, В. И. Математика. Комплексная подготовка к ГИА : пособие для учителей [Текст] / В. И. Глизбург. - М. : Айрис-Пресс, 2012. - С. 178.

4. Данильцева, Н. Методика подготовки в ОГЭ по математике [Электронный ресурс] / Н. Данильцева. - URL : https://pedsovet.org/articles/article/view/id/210610 (23.01.2018).

5. Темербекова, А. А. Подготовка учителя математики в условиях информационного общества [Текст] / А. А. Темербекова // Yздiксiз б^м берудщ езект мэселелерк профессор В.К. Омарованыц мерейтойына арналган хальщар. Гыл.-практ. конф. Материалдары «Актуальные проблемы непрерывного образования) : материалы

Междунар. науч.-практ. конф. Посвящ. Юбилею проф. Омаровой В.К. / бас ред. Х.гд.. профессор А. Нухулы; жауапты ред. А. С. Ильясова. - Павлодар : ПМПИ, 2016. - 1 том. -С. 108-111.

6. Темербекова, А. А. Комплексный подход к проектированию системы непрерывного математического образования в республике Алтай [Текст] / А. А. Темербекова // Развитие личности в образовательном пространстве : Труды 13-й Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проф. С. М. Жаркову (Бийск, 26-27 марта 2015 г.) : в 2 частях.- Часть 1 / Алтайская гос. Академия образования им. В. М. Шукшина. - Бийск, 2015. - С. 60-70.

УДК 004.4

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ S3DSECBUILDER METHODOLOGY OF STUDY OF MULTIGROUND SECTIONS WITH THE PROGRAM S3D SECBUILDER

Дарсалямов Р. Ж.,студент Темербекова А. А., д-р пед. наук, профессор ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Физико-математический и инженерно-технологический институт Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

Аннотация. В статье рассматривается методика изучения сечений многогранников с помощью компьютерной программы «s3DsecBuilder». Приводятся примеры построения сечений многогранников.

Ключевые слова: обучение, s3DsecBuilder, программа, сечения многогранников, многоугольники.

Abstract. In the article the technique of studying the cross sections of polyhedra using the computer program "s3DsecBuilder" is observed. The work gives examples of sections of polyhedra.

Key words: education,s3D SecBuilder, program, sections of polyhedral, polygons.

Для развития направлений в математических исследованиях часто используется компьютерные программы, которые выступают в качестве моделирующего технического аппарата математики. Программная система компьютерных программ быстро и прочно вошли в систему средств, которыми пользуются в данное время учителя разных направлений - информатики, геометрии, математики и других учебных предметов.

В процессе обучения математике обучающиеся испытывают затруднения, прежде всего, при изучении стереометрических объектов и их сечений различными плоскостями.

Интерактивные технологии в связи с этим позволяют сформировать в сознании обучающегося стереометрические знания, пространственные представления, воображение, графическую культуру, что в целом дает возможность самостоятельно конструировать стереометрические комплексы и их элементы. Например, при изучении сечении многогранников возникают проблемы не только построений самих объектов и их сечений, но и изображений полученных математических объектов, так как умение образно представлять геометрические тела, строить их сечения помогает обучающимся решать геометрические (планиметрические и стереометрические) задачи.

К современным средствам обучения, активизирующим обучающихся при изучении стереометрических объектов, можно отнести технические средства, устройства, помогающие обеспечивать обучающихся учебной информацией, контролировать результаты обучения. К ним относятся системы мультимедиа, которые позволяют повысить уровень восприятия информации.

Наряду с такими профессиональными математическими пакетами типа «Maple» или «Mathematica», программы «Stella» для создания моделей систем динамики, сюда можно отнести и программу «s3DsecBuilder 1.0». Такие программы как «s3DsecBuilder 1.0» помогают реализовывать возможности ИКТ в практической направленности

математики. SecBuilder 1.0 - это программа для построения сечений.Позволяет выбирать один их трехмерных объектов, где можно его двигать, вращать, приближать, удалять, строить сечения.

Рассмотрим несколько примеров построений сечений многогранников с помощью программы «s3DsecBuilder 1.0»:

Пример 1. С помощью программы s3D построить сечение треугольной призмы.

Решение. Для построения правильной треугольной призмы в программе s3D достаточно взять готовую модель, что является большим плюсом программы s3D и отметить на ней три точки, чтобы построить сечение (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Сечение правильной треугольной призмы

Мы видим, что в итоге сечения правильной призмы плоскостью, параллельной основанию, в сечении образуется правильный многоугольник, равный многоугольнику, лежащему в основании.

Пример 2. Построить сечение куба с помощью программы s3D.

Решение. Отмечаем две точки на ребрах куба и одну произвольно, в нашем случае, на одной из граней куба, в итоге получилось четырехугольное сечение (см. рис. 2).

Рисунок 2 - Сечение куба

Пример 3. Воспользовавшись программой s3D, построить сечение тетраэдра. Решение. В процессе сечения с помощью программы, образовался, как мы видим, четырехугольник (см. рис. 3).

Рисунок 3 - Сечение тетраэдра

«3DsecBuNder»содержит заготовки изображений основных пространственных тел, которые можно увеличивать и уменьшать, поворачивать относительно координатных осей, включив режим анимации, наблюдать процесс вращения тела в пространстве. В любой фигуре можно построить сечение плоскостью, проходящей через три точки, лежащие на гранях тела.

Использование мультимедийной наглядности [5] при изложении учебного материала повышает мотивацию изучения материала, формирует информационную культуру и простанственное вообраэение обучающихся и педагогов.

Таким образом, использование активных образовательных компьютерных программ, как s3Dв процессе обучения стереометрии способствует лучшему усвоению знаний, умений, навыков и за счет наглядности. Способствует также формированию таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, творческая активность.

Библиографический список:

1. Темербекова, А. А. Методика обучения математике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А. А. Темербекова, И. В. Чугунова, Г. А. Байгонакова. -Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2013. - С. 189.

2. Еврилова, Е. Н. Реализация когнитивно-визуального подхода посредством интерактивной геометрической среды [Текст] / Е. Н. Еврилова. - Архангельск : Северный фед. Ун-т., 2015. - С. 144.

3. Интерактивные методы обучения и их классификация [Электронный ресурс]. -URL : http://www.rusnauka.com/16_NPRT_2013/ Pedagogica/5_138923.doc.html (25.12.17).

4. Никифорова, М. А. Основные типы компьютерных средств обучения [Электронный ресурс] / М. А. Никифорова. - URL : http://psihdocs.ru/osnovnie-tipi-kompeyuternih-sredstv-obucheniya.html (25.12.17).

5. Темербекова А. А. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики посредством использования интерактивных технологий (POLY32, S3D, SECBUILDER 1.0., SMART NOTEBOOK) [Текст] / А.А. Темербекова // Открытое и дистанционное образование. - Томск : ТГУ, 2014. - № 2 (54). - C. 11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.