Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / VIRTUAL MATHEMATICAL LABORATORY / ГЕОМЕТРИЯ / GEOMETRY / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ / METHODS OF TEACHING MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлукова С.З.

Данная статья посвящена вопросу применения виртуальной математической лаборатории на уроках геометрии в средней школе как одного из средств информационно-коммуникационных технологий. Представлены особенности 189 использования подобных сред для обучения математике. Этапы работы в лаборатории проиллюстрированы заданиями по изучению некоторых геометрических фигур.The article focuses on the application of a virtual math lab for geometry lessons in high school as a means of information and communication technologies. Features of using such environments for learning mathematics. The stages of work in the laboratory is illustrated by the tasks on the study of some geometric shapes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ»

подобной деятельности в ходе педагогического процесса. Эти методики вполне можно не только использовать, но и обучать студентов осуществлять их перенос на процесс изучения физики.

Одной из форм преобразования учебного материала в обе обозначенные стороны является построение опорных сигналов [8; 9], структурно-логических схем [10], логических конспектов [11], и восстановление на их основе исходных или преобразованных текстов.

Важно, что в условиях обучения студентов на полиязычной основе, конструктивистский подход к преподаванию оказывается особо актуальным и может способствовать не только более глубокому освоению студентами учебного материала и формированию их творческих способностей, но и проникновению в языковую культуру, овладение которой призвано перейти в личностный план.

Библиографический список:

1. Шаповалов, А. А. К вопросу об определённости понятия «методологический подход к процессу обучения» [Текст] / А. А. Шаповалов // Психодидактика высшего и среднего образования : материалы восьмой международной научно-практической конференции 16-18 ноября 2010 года. - Барнаул : АлтГПА, 2010. - С. 22-25.

2. Крутский, А. Н. Психодидактика среднего образования [Текст] / А. Н. Крутский. - Барнаул, БГПУ, 2008. - 254 с.

3. Иванов, Г. А. Профессиограмма учителя физики средней общеобразовательной школы [Текст] / Г. А. Иванов, Г. В. Комаров, А. П. Рымкевич,

A. П. Шаблыкин, А. И. Щербаков // Профессионально-педагогическая подготовка учителя физики : сб. науч. трудов. - Выпуск 1. - Л.,1977. - С. 3-43.

4. Дубенский, Ю. П. Дидактика физики: исследовательско-конструкторский подход : учебное пособие [Текст] / Ю. П. Дубенский. - Омск : Омский ун-т, 1995. - 130 с.

5. Шаповалов, А. А. Конструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики [Текст] / А. А. Шаповалов. - Барнаул : Издательство БГПУ, 1999. - 359с.

6. Краевский, В. В. Основы обучения : дидактика и методика : учеб. пособие [Текст] / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. -352 с.

7. Эсаулов, А. Ф. Психология решения задач [Текст] / А. Ф. Эсаулов. - М. : Высшая школа, 1972. - 216 с.

8. Шаталов, В. Ф. Точка опоры [Текст] / В. Ф. Шаталов. - М. : Педагогика, 1987. -

160 с.

9. Луппов, Г. Д. Молекулярная физика и электродинамика в опорных конспектах и текстах:188с. Для учителя [Текст] / Г. Д. Луппов. - М. : Просвещение, 1992. - 256 с.

10. Бетев, В. А. Структурно-логические схемы при решении задач [Текст] /

B. А. Бетев // Физика в школе - 1992. - № 5-6. - С.27-29.

11. Шаповалов, А. А. Педагогическое конструирование логических конспектов по физике : учебное пособие [Текст] / А. А. Шаповалов. - Барнаул : АлтГПУ, 2018. - 109 с.

УДК 372.851

ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ НА УРОКАХ

ГЕОМЕТРИИ

APPLICATIONS OF VIRTUAL MATHEMATICAL LABORATORY AT GEOMETRY

LESSONS

Юлукова С. З., студент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Физико-математический и инженерно-технологический институт Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу применения виртуальной математической лаборатории на уроках геометрии в средней школе как одного из средств информационно-коммуникационных технологий. Представлены особенности

использования подобных сред для обучения математике. Этапы работы в лаборатории проиллюстрированы заданиями по изучению некоторых геометрических фигур.

Ключевые слова: виртуальная математическая лаборатория, геометрия, методика преподавания математики.

Abstract. The article focuses on the application of a virtual math lab for geometry lessons in high school as a means of information and communication technologies. Features of using such environments for learning mathematics. The stages of work in the laboratory is illustrated by the tasks on the study of some geometric shapes.

Key words: virtual mathematical laboratory, geometry, methods of teaching mathematics.

Целью применения виртуальных лабораторий в учебном процессе главным образом является развитие качеств личности: логическое мышление, пространственное воображение, точность мысли, алгоритмическая культура, интуиция, критичность.

В процессе развития ученик находится в постоянном изучении нового. В некоторых случаях он получает готовую информацию, а в некоторых перед ним ставят проблемную ситуацию, разрешить которую необходимо путем проведения исследования. Программы, предназначенные для создания интерактивных чертежей по математике, сочетающих в себе конструирование, моделирование, динамическое варьирование, эксперимент, могут быть активно использованы как виртуальная математическая лаборатория в исследовательской деятельности учащихся [2, С. 44].

Главным элементом во всех программах является так называемый динамический чертеж, который, в отличие от обычного чертежа, можно трансформировать с помощью мыши при сохранении геометрических свойств фигуры. Основные возможности программ динамической геометрии позволяют создавать красочные разнообразные геометрические чертежи, которые помогают учащимся не только проиллюстрировать, но и подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу и сделать правильные выводы в исследовании. Программы дают возможность увидеть математические начала в работах, интегрированных с предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов. Ученики могут легко установить программы на своем домашнем компьютере и сами программы осваивают достаточно быстро. Использование программ «Живая математика» и GeoGebra позволяет сделать процесс работы учащихся над проектом интересным и наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и логическое мышление. Работа над ученическими проектами с применением программ динамической геометрии позволяет совершенствовать метод исследования в школе [1], при этом исследовательские работы могут быть только по математике, межпредметные и надпредметные.

Незатейливый интерфейс с классическим меню дополняют всего несколько кнопок, назначение которых понятно даже по их пиктограммам, при этом возможности программ поистине уникальны.

Возможности данных программ помогают ученикам решить поставленные перед ними задачи на современном уровне - доступном, ярком, наглядном. Работа с этими программами делает ученические проекты именно исследовательскими.

Исследование в предельно широком смысле - это поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. Его можно проводить различными способами и методами, в зависимости от ожидаемого результата.

В процессе обучения для исследовательской работы эффективно используются различные электронные ресурсы [3, С. 229]. Одним из видов таких ресурсов являются мультимедиа-ресурсы, которые позволяют представлять учебные объекты различными способами: текст, графика, фото, видео, звук, анимация.

Таким образом, используются все виды восприятия, что способствует развитию мышления и практической деятельности ребенка.

Библиографический список:

1. Баймульдин, М. К. Актуальность использования виртуальных лабораторных работ для дисциплины «Основы компьютерного моделирования» [Электронный ресурс] / М. К. Баймульдин, Э. К. Сейпишева, Б. О. Мухаметжанова, Д. Е. Сагатбекова // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 3-7. - URL : https://moluch.ru/archive/130/35996/ (25.01.2018).

2. Сыров, Е. В. О некоторых особенностях обучения школьников математике с использованием возможностей виртуальных сред [Текст] / Е. В. Сыров // Наука молодых : сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции, 17 декабря 2013 г., Выпуск 7. - Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2013. - С. 616-618.

3. Информация и образование: границы коммуникаций INFO,16 : сборник научных трудов №8 (16); под ред. А.А. Темербековой, Л.А. Альковой. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2016. - 258 с.

УДК 510.2

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ВЕКТОРНО-КООРДИНАТНОГО МЕТОДА PRACTICAL ASPECTS OF SOLVING THE STEREOMETRIC PROBLEMS WITH THE VECTOR-COORDINATE METHOD

Темербекова А. А., д-р пед. наук, профессор Байгонакова Г. А, канд. физ.-мат. наук, доцент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский Государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

Аннотация. В статье рассмотрен один из актуальных методов решения задач по стереометрии - векторно-координатный метод, который на сегодняшний день является мощным инструментом их решения. Суть его заключается во введении удобной для решения задачи декартовой системы координат и вычислении искомых элементов через векторы.

Ключевые слова: задача, математическая задача, решение, стереометрия, метод, вектор, координаты, обучение.

Abstract. In article one of relevant methods of the solution of tasks in stereometry - a vector-coordinate method, which is the powerful tool of olving such tasks, is considered. The basics of the method is in introduction of a problem of the Cartesian system of coordinates, convenient for the decision, and calculation of required elements through vectors.

Key words: task, mathematical task, decision, stereometry, method, vector, coordinates, training.

Современное состояние науки и техники постоянно требует инновационных решений, связанных с постановкой новых инженерных, технологических или научных задач и поиском путей их наиболее рационального решения. Математика в этом контексте важна не только как аппарат для решения задач в самых разных областях деятельности, но также и как общепризнанный инструмент развития логического мышления, позволяющий выработать навыки поиска решения не только чисто научных, но и практических задач.

Понятие вектора является одним из фундаментальных понятий современной математики и широко используется в различных её областях. В работах Г. Бесселя, Ж. Аргана и К. Гаусса по теории комплексных чисел установлена связь между арифметическими операциями над векторами в двумерном пространстве. В работах В. Гамильтона, Г. Грассмана, Ф. Мёбиуса понятие вектора нашло широкое применение при изучении свойств трёхмерного пространства.

Необходимо отметить, что в школьном курсе математики тема «Векторы», а вместе с ней векторный метод, появилась относительно недавно, в начале шестидесятых годов прошлого века. Тем не менее, практически сразу же понятие вектора стало одним из ведущих понятий школьного курса математики, а векторный метод- одним из основных способов решения задач и доказательства теорем.

В любом школьном учебнике изложение темы «Векторы» состоит из двух этапов: изучение векторов и векторного метода 1) в планиметрии; 2) в стереометрии, с которыми у учеников возникают определенные трудности в процессе решения задач.

В настоящее время на векторной основе излагаются линейная алгебра, аналитическая и дифференциальная геометрия, функциональный анализ. К понятию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.