Научная статья на тему 'КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВИЗМ / CONSTRUCTIVISM / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL DESIGN / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL CONTENT / ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ / TEACHING PHYSICS / ПОЛИЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MULTILANGUAGE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалов А.А., Кисабекова А.А.

В статье показываются возможности конструктивистского подхода к формированию у будущих учителей элементов содержания образования при преподавании физики в педагогическом вузе на полиязычной основе.The article shows the features of the constructivist approach to teaching future teachers educational content elements in teaching physics at a pedagogical university on multylanguage basis

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

РАЗДЕЛ 7

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ APPLIED ASPECTS OF PHYSICS AND MATHEMATICS EDUCATION

УДК 378

КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ

ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ CONSTRUCTIVIST APPROACH TO TEACHING PHYSICS AT A PEDAGOGICALUNIVERSITY

Шаповалов А. А., доктор пед. наук, профессор Алтайский государственный педагогический университет, Россия, Алтайский край, г. Барнаул Кисабекова А. А., старший преподаватель, магистр математики Павлодарский государственный педагогический университет, Казахстан, г. Павлодар

Аннотация. В статье показываются возможности конструктивистского подхода к формированию у будущих учителей элементов содержания образования при преподавании физики в педагогическом вузе на полиязычной основе.

Ключевые слова: конструктивизм, педагогическое конструирование, содержание образования, преподавание физики, полиязычное обучение.

Abstract. The article shows the features of the constructivist approach to teaching future teachers educational content elements in teaching physics at a pedagogical university on multylanguage basis.

Key words: constructivism, pedagogical design, educational content, teaching physics, multilanguage training.

Одной из широко используемых категорий дидактики является категория методологического подхода, в разных вариантах,- к обучению, обучающей и учебной деятельности, проектированию, организации, оценке, преподаванию, усвоению, изучению, формированию, процессу, разработке, построению, и т.д. [1]. Достаточно стройная система методологических подходов к разным сторонам педагогического процесса разработана в психодидактике А. Н. Крутским [2]. Им выделено и описано 14 методологических подходов, но данное множество является открытым и позволяет его расширять.

Мы полагаем, что уже разработанный перечень методологических подходов может быть дополнен за счёт введения в него конструктивистского подхода. Из области приложения этого подхода, на данном этапе, остановимся на преподавании, а конкретно, - на преподавании физики в педагогическом вузе.

Наше понимание конструктивистского подхода к преподаванию основано на идее замены педагогом в целостном педагогическом процессе трансляции знаний и формирования умений их применять в разных ситуациях, обучением студентов процессу получения знаний с параллельным созданием ими собственных практико-ориентированных педагогических конструкций, в основе которых лежат различные педагогические идеи, гипотезы, опытные данные.

Данное понимание конструктивистского подхода к преподаванию тесно примыкает к понятиям конструктивной функции учителя (профессиограмма учителя физики) [4], исследовательско-конструкторского подхода к дидактике физики (Ю. П. Дубенский) [там же], и, особенно, к конструктивно-проектировочной деятельности учителя (А. А. Шаповалов). Последняя трактуется, как «вид творческой педагогической деятельности по созданию теоретически и экспериментально обоснованных моделей целостных дидактических систем или относительно завершённых их фрагментов» [5, С. 8].

Теория и технология организации конструктивно-проектировочной деятельности учителя достаточно подробно рассмотрены применительно к системе профессионально методической подготовки учителя в педагогическом университете. Мы полагаем, что идеи конструктивистского подхода к преподаванию в педагогическом вузе должны распространяться не только на блок методических дисциплин, но и охватывать все остальные дисциплины, в первую очередь, дисциплины фундаментального блока. Для будущих учителей физики на первом месте среди таких дисциплин, естественно, стоит физика.

Согласно концепции содержания образования, в дальнейшем отражённой в компетентностном подходе к организации педагогического процесса [6], формируемые у студентов знания по физике не должны ограничиваться собственно физическим материалом. Наряду с предметными, у студентов должны формироваться знания методологического плана - знания о видах знания, их структуре, происхождении, способах проверки; опыт деятельности в стандартных и творческих ситуациях, эмоционально-чувственный опыт, влияющий на систему их ценностных ориентаций.

Решение поставленных задач рационально осуществлять поэтапно. На первом этапе у студентов должны формироваться теоретические основы осуществляемой деятельности. В случае взаимодействия преподавателей фундаментальных и методических дисциплин и решения общих задач, целесообразно теорию оставить за методистами. В случае рассогласования их деятельности, задачи реализации основ содержания образования преподаватели курсов физики могут решать на самодостаточном уровне.

На втором этапе педагогического процесса, который желательно вплотную совмещать с первым этапом, теоретические сведения должны быть реализованы в образцах, демонстрируемых преподавателем. Однако уже здесь некоторые функций преподавателя могут передаваться студентам: часть показал сам, часть поручил показать студенту; рассказал, как надо делать, попросил проделать; предложил одну форму, дал задание придумать форму другую.

Репродуктивная деятельность должна охватывать и собственно содержание учебного материала, и методы обучения, и используемые средства. По крайней мере, все они должны представляться в явном виде и, по возможности, комментироваться.

Специфика преподавания физики для будущих учителей физики может состоять в том, что в педагогическом процессе будут совмещаться процесс конструирования образовательного материала и его содержание, как результат конструирования; процесс отбора методов, средств, приёмов преподавания и их иллюстрация в процессе преподавания. В связи с этим, обязательным должен быть этап формирования опыта творческой деятельности.

Формирование творчества, в свою очередь, связывается нами с решением задач. Задачи, вслед за А. Ф. Эсауловым [7], мы понимаем, как систему информационных процессов, несогласованное или даже противоречивое соотношение между которыми, вызывает необходимость в их преобразовании.

Именно преобразование информации в процессе преподавания физики и должно являться доминирующим видом деятельности, к которому необходимо стремиться при планировании и реализации педагогического процесса, именно оно и определяет суть конструктивистского подхода к преподаванию.

Преобразовывать можно логическую структуру учебного материала, его содержание, формы и методы представления, используемые средства обучения.

Формами преобразования являются сворачивание и разворачивание информационных сообщений. Существуют и соответствующие методики осуществления

подобной деятельности в ходе педагогического процесса. Эти методики вполне можно не только использовать, но и обучать студентов осуществлять их перенос на процесс изучения физики.

Одной из форм преобразования учебного материала в обе обозначенные стороны является построение опорных сигналов [8; 9], структурно-логических схем [10], логических конспектов [11], и восстановление на их основе исходных или преобразованных текстов.

Важно, что в условиях обучения студентов на полиязычной основе, конструктивистский подход к преподаванию оказывается особо актуальным и может способствовать не только более глубокому освоению студентами учебного материала и формированию их творческих способностей, но и проникновению в языковую культуру, овладение которой призвано перейти в личностный план.

Библиографический список:

1. Шаповалов, А. А. К вопросу об определённости понятия «методологический подход к процессу обучения» [Текст] / А. А. Шаповалов // Психодидактика высшего и среднего образования : материалы восьмой международной научно-практической конференции 16-18 ноября 2010 года. - Барнаул : АлтГПА, 2010. - С. 22-25.

2. Крутский, А. Н. Психодидактика среднего образования [Текст] / А. Н. Крутский. - Барнаул, БГПУ, 2008. - 254 с.

3. Иванов, Г. А. Профессиограмма учителя физики средней общеобразовательной школы [Текст] / Г. А. Иванов, Г. В. Комаров, А. П. Рымкевич,

A. П. Шаблыкин, А. И. Щербаков // Профессионально-педагогическая подготовка учителя физики : сб. науч. трудов. - Выпуск 1. - Л.,1977. - С. 3-43.

4. Дубенский, Ю. П. Дидактика физики: исследовательско-конструкторский подход : учебное пособие [Текст] / Ю. П. Дубенский. - Омск : Омский ун-т, 1995. - 130 с.

5. Шаповалов, А. А. Конструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики [Текст] / А. А. Шаповалов. - Барнаул : Издательство БГПУ, 1999. - 359с.

6. Краевский, В. В. Основы обучения : дидактика и методика : учеб. пособие [Текст] / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. -352 с.

7. Эсаулов, А. Ф. Психология решения задач [Текст] / А. Ф. Эсаулов. - М. : Высшая школа, 1972. - 216 с.

8. Шаталов, В. Ф. Точка опоры [Текст] / В. Ф. Шаталов. - М. : Педагогика, 1987. -

160 с.

9. Луппов, Г. Д. Молекулярная физика и электродинамика в опорных конспектах и текстах:188с. Для учителя [Текст] / Г. Д. Луппов. - М. : Просвещение, 1992. - 256 с.

10. Бетев, В. А. Структурно-логические схемы при решении задач [Текст] /

B. А. Бетев // Физика в школе - 1992. - № 5-6. - С.27-29.

11. Шаповалов, А. А. Педагогическое конструирование логических конспектов по физике : учебное пособие [Текст] / А. А. Шаповалов. - Барнаул : АлтГПУ, 2018. - 109 с.

УДК 372.851

ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ НА УРОКАХ

ГЕОМЕТРИИ

APPLICATIONS OF VIRTUAL MATHEMATICAL LABORATORY AT GEOMETRY

LESSONS

Юлукова С. З., студент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Физико-математический и инженерно-технологический институт Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу применения виртуальной математической лаборатории на уроках геометрии в средней школе как одного из средств информационно-коммуникационных технологий. Представлены особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.