2. Степанов, Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики: учеб. пособие / Ю.С. Степанов. - Москва: Школа «Языки русской культуры», 2001. - С. 43-47
3. Лепшокова, Е.А. Сопоставительные методологии обучения иностранным языкам / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск, 2022. - С. 166-170
4. Лепшокова, Е.А. Роль чтения в обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2017. - С. 135-139
5. Лепшокова, Е.А. Методы исследования роли музыки в изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 198-200
6. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123
7. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136
УДК 372.8
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
студенткаАкатьева Елизавета Анатольевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);
ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. В современных реалиях общества перед школой и родителями стоит задача личностно-ориентированного развития и обучения школьников. Это может достигаться, во-первых, через приобщение детей к культуре общества, как современной, так и традиционной, во-вторых, учащийся самостоятельно может развиваться через творческую деятельность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования обозначено, что программа этого периода обучения направлена на формирование общей культуры, личностное развитие обучающихся, их саморазвитие, формирование самостоятельности и самосовершенствования, развитие творческих (в том числе художественных и других) способностей, обучающихся [8]. То есть школьное образование должно быть направлено не только на усвоение теоретических знаний и практических навыков по учебным предметам, но и на развитие индивидуальных способностей личности.
К проблеме творческих способностей личности обращались такие зарубежные исследователи как А. Бине, Э. Клапаред, Ч. Спирмен, Л.Е Тайлер, В. Штерн, и другие. Они пытались изучить влияние внешней среды, наследственной предрасположенности на формирование творческих способностей, а также пытались разработать диагностический инструментарий для измерения уровня развития тех или иных способностей.
Среди отечественных исследователей заметный вклад в проблему изучения способностей внесли В.А. Крутецкий, А.Г. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и другие. Исследователи отмечали необходимость включения в образовательную систему методов продуктивного обучения, которые бы способствовали особу типу мышления и развития творческих способностей [3], [4], [9], [12]. Большой вклад в изучение способностей внес психолог Б.М. Теплов, который рассматривал способности как индивидуально-психологические различия между людьми. По его мнению, способности включают в себя три признака: индивидуально-психологические различия людей; к способностям относят только то, что обуславливает успешность человека в какой-либо деятельности; способности не сводятся к имеющимся знаниям и навыкам [11].
Проведенный анализ исследований в области педагогики и психологии показал, что существенным и значимым потенциалом по развитию творческих способностей обучающихся обладает именно искусство. Основной целью уроков изобразительного искусства является усвоение школьниками умений, навыков и знаний в художественной сфере, развитие и формирование художественного, эстетического вкуса, а также выработки навыков самообразования, креативности. Решение данных целей дает подросткам возможность самовыражаться, общаться со сверстниками, выполнять задание не просто технически, но и проявлять себя, искать и применять новые способы решения поставленных задач.
Использование педагогами традиционных, устоявшихся форм и методов обучения не обеспечивает в полной мере развитие творческих способностей подростков, то есть обучение становится репродуктивным. Как пишет Г.А. Пичугина в своей статье: «Доминирование репродуктивного метода в обучении не гарантирует творческого развития личности, его способностей и опыта в применении теоретических знаний на практике. Эта цель достигается другой формой деятельности - продуктивной» [5, С. 16].
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей подростков и недостаточным использованием способов развития этого качества у обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Изложение основного материала исследования. В обществе понятие «творческие способности» чаще всего отождествляется с умениями рисовать, писать стихи или музыку, играть на музыкальных инструментах, то есть со способностями в какой-либо художественной деятельности. Вместе с тем, творческие способности характеризуются гораздо более широким пониманием. Изучение данного определение и уточнение его относительно уроков изобразительного искусства является целью данной статьи.
В словаре В.И. Даля способности определяются как «природная одарённость, талантливость, а также как умение и возможность производить какие-либо действия» [1, С. 541].
По А.Г. Ковалеву способности - это совокупность свойств личности, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности [2]. А.Г. Маклаков определяет творческие способности как способности изобретать, создавать новые предметы как материальной, так и духовной культуры [4]. С точки зрения педагога В.А. Сластёнина под творческими способностями понимаются способности человека, отражающие свойства индивида создавать оригинальные идеи, ценности, решения [10].
С.Л. Рубинштейн рассматривал способности с позиций принципа сознания и деятельности. По мнению советского психолога, способности являются предпосылкой для овладения знаниями, умениями и навыками. В процессе этого овладения и происходит формирование способностей [9].
Как пишет, C.B. Погодина, творческие способности - это индивидуальные особенности личности, характеризующиеся успешным овладением какой-либо творческой деятельностью, которая проявляется в эмоциональном отношении к этому процессу, способностью владеть выразительными средствами при создании творческого продукта, развитым творческим воображением [6, С. 38].
В каждом ребенке уже имеются задатки творческих способностей. Участие в творческих процессах оказывает существенное влияние на самопознание, развитие личности подростка. При этом сами творческие процессы влекут за собой развитие творческих способностей, что говорит о необходимости вовлечения подростка в творческую деятельность.
Таким образом, мы попытались дать рабочее определение «творческие способности на уроках изобразительного искусства» - это способность обучающегося создавать собственные художественные образы, основанные на восприятии искусства, проявляющиеся в стремлении к творчеству и в реализации идей через нестандартные решения, на основе этого способность создавать собственный творческий продукт.
Мы выяснили, что активизация творческих способностей учащихся происходит через активную практическую деятельность. Поэтому мы попытались подобрать несколько способов развития творческих способностей подростков на уроках изобразительного искусства.
Применение на уроках методов художественного образования. В изобразительной деятельности используются стандартные словесные методы и приемы. Наиболее популярным является беседа - это организованней обмен информацией между учителем и учеником. Учитель в ходе беседы может давать пояснения, задавать уточняющие вопросы.
Метод сравнений способствует активизации творческого мышления. Творческое мышление опирается на приобретенном опыте ребенка, поэтому важно иллюстрировать ребенку возможности решения одной и той же учебной задачи разными вариантами. Сюда можно отнести сравнительный анализ репродукций картин известных художников на одну тематику или же анализ одного и того же произведения, но в разных жанрах искусства - музыка, литературное слово, изобразительное искусство. Например, задание сравнить репродукцию картины художника В.М. Васнецова «Снегурочка» и музыкальное произведение Н.А. Римского-Корсакова «Ария Снегурочки». Детям нужно проанализировать выразительные средства изобразительного искусства и музыкального. Найти общее и различия. Проанализировать образ Снегурочки в изображении и музыке.
Метод проектов. Исследователь Е.С. Полат определяет этот метод как способ достижения учебной цели через детальную проработку проблемы обучающимися, прохождение определённых этапов, где результатом деятельности становится реальный практический результат, оформленный каким-то образом [71. Относительно урока изобразительного искусства, это могут быть реализованы мини-проекты в рамках одного урока. Необходимо отметить, что обязательным элементом такой деятельности является поиск социальной значимости самого продукта. Исходя из компонентов проектной деятельности можно сформировать следующий план работы.
Тема: «Композиция на тему праздника Великой победы»:
- на первом этапе (информационный) сообщается тема, цели проекта, формируется мотивация к выполнению творческой задачи, обговаривается общий алгоритм действий;
- на следующем этапе планирования учителю необходимо поделить детей на группы, или позволить им самостоятельно разбиться на группы. Далее дети самостоятельно между собой распределяют роли и обязанности. Кто-то выполняет набросок работы, кто-то оформляет цветовое решение, кто-то прорабатывает детали;
- следующий этап представляет собой поиск идей, концепции. Дети решают, что будут изображать: будет это пейзаж или город, фигуры одна или несколько, какое время дня, атрибуты и т.д.;
- непосредственно выполнение работы;
- заключительным этапом будет представление творческого продукта. Это может быть подготовленная сценка, рассказ;
- обязательным условием является проведение рефлексивного этапа для получения обратной связи что понравилось, что не понравилось, что было трудным, что было легко и т.д.
Метод анализа художественных произведений позволяет формировать насмотренность детей, вызывать эмоциональное отношение к произведению, а также развивать мышление, путем подробного анализа замысла художника. Анализ проводится по вопросам, например: Нравится ли Вам эта картина? Какие эмоции вызывает у Вас эта картина? Как Вы думаете, какую идею художник хотел передать? Как Вы думаете, какими выразительными средствами автор добился такого эффекта и т.д. ?
Одним из методов, позволяющих детям в полной мере проявить свои творческие способности, воплотить свои идеи и впечатления в художественном образе и выйти за рамки заданий «по образцу» является метод творческих заданий.
Возможно на уроках изобразительного искусства в сочетании с методами применение педагогических приемов обучения:
- пояснение - это устная (словесная) форма оказания влияния на сознание детей, основной целью которой является помощь в понимании и усвоении знаний и порядка организации их деятельности в ходе проведения урока, а также итога, результата их действий;
- поощрение - может быть, как устной (словесной), так и материальной (оценки, доска почета, сувенир и т.п.) формой влияния на детей в процессе обучения и является наиболее часто применяемым методическим приемом. Частое применение поощрений обусловлено в первую очередь его эффективностью. Поощрение вселяет в детей уверенность в его знаниях, правильности совершаемых поступков и действий, в достижении определенных успехов, что в свою очередь способствует повышению качества выполняемой работы и качества обучения. Данные положительные эмоции побуждают ребенка к деятельности, поддерживает активность детей.
Рассмотренные методы способствуют развитию самостоятельности подростка в поиске необходимой информации для решения творческой задачи, творческого мышления в процессе создания изобразительного образа. Самостоятельность, творческое мышление является одной из характеристик творческих способностей.
Наряду с методами также важно разнообразить и формы организации уроков. Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются организация выставок работ обучающихся, проведение конкурсов творческих работ. Это может быть выражено в форме «урока-вернисажа». При использовании данного способа организации урока происходит формирование у детей таких навыков как сотрудничество и навыки общественного созидательного труда. При решении вопроса о концепции и оформлении выставки ребенок проявляет самостоятельность и развивает креативность, что является проявлением его творческих способностей. Творческий поиск решения поставленной задачи по организации выставки вызывает у подростков эмоциональное отношение к своей работе, ведь ее будут смотреть другие люди.
Также можно выделить такие формы организации урока:
- урок-экскурсия (это может быть виртуальное путешествие на музейную выставку по теме урока);
- урок-викторина (в ходе данного занятия учащиеся объединяются в команды и отвечают на вопросы в области изобразительного искусства, подготовка может содержать самостоятельный поиск вопросов и заданий для другой команды);
- применение интегрированных уроков (особенно развитие творческих способностей будет эффективным, если использовать материалы уроков музыки, литературы).
Еще одним способом развития творческих способностей подростков может стать использование на уроках изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования. Сюда относят акватипию, граттаж, набрызги, монотипию и другие. Также возможно применение нетрадиционных материалов, например, палочки, перо. Можно использовать такой прием, как смятие бумаги, полностью намочить лист бумаги, получается рисование «по-сырому». Важно то, что дети могут комбинировать между собой способы и материалы. Техники довольно просты по своей технологии, это позволяет заинтересовать подростка. И даже дети, которые не уверены в своих силах, смогут с удовольствием выполнить задание и создать оригинальный творческий продукт. Применение нетрадиционных техник рисования позволяет подросткам осуществлять поиск нового и неординарного художественного образа, что является неотъемлемой характеристикой творческой способностей в изобразительном искусстве.
Выводы. Таким образом, рассмотренные нами способы способствуют повышению у детей интереса к изобразительному искусству, а также способствуют поиску новых оригинальных художественных образов в собственной творческой деятельности.
Аннотация. Авторы статьи обращаются к проблеме развития творческих способностей подростков на уроках изобразительного искусства. На основе анализа литературы авторы попытались уточнить определение «творческие способности на уроках изобразительного искусства». В статье выявлено, что творческие способности присущи каждому человеку, и они могут проявляться в различных видах деятельности. Отличительным признаком творческих способностей на уроках изобразительного искусства является способность создавать новый художественный образ. Учитывая возрастные особенности обучающихся данного периода были рассмотрены способы развития творческих способностей обучающихся.
Ключевые слова: способности, творческие способности, урок изобразительного искусства, подростковый возраст, методы художественного образования, формы организации урока.
Annotation. The authors of the article address the problem of the development of creative abilities of adolescents in the lessons of fine arts. Based on the analysis of the literature, the authors tried to clarify the definition of "creativity in art lessons". The article reveals that creative abilities are inherent in every person, and they can manifest themselves in various types of activities. A distinctive feature of creative abilities in art lessons is the ability to create a new artistic image. Taking into account the age characteristics of students of this period, ways of developing students' creative abilities were considered.
Keywords: abilities, creative abilities, a fine art lesson, adolescence, methods of art education, forms of lesson organization.
Литература:
1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - Москва: Олма-Пресс: Крас, пролетарий, 2004. - 700 с.
2. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - Москва: Просвещение, 1965. - 289 с.
3. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - Москва: Просвещение, 1989. - 253 с.
4. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - Санкт Петербург: Питер, 2001. - 592 с.
5. Пичугина, Г.А. Продуктивный и репродуктивный методы обучения в организации современного образования / Г.А. Пичугина // Балканско научно обозрение. - 2020. - № 4 (10). - С. 16-19
6. Погодина, С.В. Творческое становление ребенка-дошкольника в процессе ознакомления с искусством / С.В. Погодина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - № 5,- С. 37-41
7. Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. - 2006. - № 6. -С. 43-47
8. Приказ Министерства просвещения РФ от31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 20.05.2023)
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт Петербург: Питер, 2002. - 720 с.
10. Сластёнин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластениин. -Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
11. Теплов, Б.М. Психология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - Москва: Московский психолого-социального институт, НПО МОДЭК, 2004. - 312 с.
12. Шадриков, В.Д. Вопросы психологической теории способностей / В.Д. Шадриков // Психология. Журнал ВШЭ. -2010. -№3.-С.41-56
УДК 378.2
ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
кандидат педагогических наук, доцент Аксенова Марина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
Постановка проблемы. Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Российской Федерации выдвигают приоритетной целью в настоящее время коммуникативную направленность учебного процесса, так как условием успешной адаптации в наши дни является умение организовывать межличностное взаимодействие и решать коммуникативные задачи.
Сформированность универсальных учебных коммуникативных действий у младшего школьника позволяет ему учитывать позицию других людей в процессе общению или совместной деятельности, а также способствует развитию умений слышать других и вступать в продуктивный диалог; принимать участие в коллективном обсуждении проблем.
Научить школьника правильно формулировать вопросы и четко давать на них ответы, внимательно слушать и уметь участвовать в дискуссиях, давать комментарии высказываниям собеседников и аргументировать свое мнение, умение