Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фантазия / подростковый возраст / метод экспериментирования / метод ассоциаций / метод творческого задания / форма интегрированного урока / fantasy / adolescence / method experimentation / association method / creative task method / integrated lesson form

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрина Алена Александровна, Овсянникова Оксана Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме развития фантазии подростков на уроках изобразительного искусства. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «фантазия» подростков относительно развития данного качества на уроках изобразительного искусства; выявили и обосновали методы и формы развития фантазии подростков (метод экспериментирования, метод ассоциаций, метод творческого задания, форма интегрированного урока). Данные методы стимулируют развитие фантазии и воображения подростков, их личностный, культурный и творческий рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадрина Алена Александровна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the actual problem of the development of the fantasy of adolescents in the lessons of fine arts. To solve this problem, the authors clarified the concept of "fantasy" of adolescents regarding the development of this quality in the lessons of fine arts; identified and substantiated the methods and forms of adolescent fantasy development (the method of experimentation, the method of associations, the method of creative task, the form of an integrated lesson). These methods stimulate the development of fantasy and imagination of adolescents, their personal, cultural and creative growth.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

- интеграция в общество - школьная программа в сочетании с внеклассными мероприятиями способствует взаимодействию между учащимися и преподавателями, а также прививает основные ценности и социальные навыки, такие как сотрудничество, уважение и честность [2, С. 196].

Выводы. Педагогика является теоретическим и практическим предметом, касающимся процессов обучения и воспитания, который следует изучать систематически в его составных частях, учитывая его динамичный и взаимосвязанный характер, а также множество факторов, влияющих на него. Нет сомнений в том, что педагогика сама по себе является важным предметом, предполагающим всеобъемлющее обучение людей как личностей. С этой целью важно не только установить характер и цели образовательного и обучающего процессов, но и знать, как организовать, осуществлять и оценивать обучение. При этом следует также учитывать все более сложный и изменчивый социальный и культурный контекст.

Аннотация. Изучение различных образовательных подходов, объясняющих, как люди приобретают и используют информацию, принято называть педагогической наукой; эта дисциплина также изучает основные факторы и участников (педагога и учащегося), которые влияют на процесс обучения и приобретения знаний. Педагогические науки играют важную роль в педагогическом процессе, оказывая влияние на воспитание и развитие человека. В данной статье рассматриваются многочисленные функции педагогической науки, основные категории педагогики, а также влияние педагогических наук в области образования.

Ключевые слова: педагогика, учитель, обучаемый, функции, образовательный процесс.

Annotation. The study of various educational approaches that explain how people acquire and use information is commonly called pedagogical science; this discipline also studies the main factors and participants (teacher and student) that influence the learning process and the acquisition of knowledge. Pedagogical sciences play an important role in the pedagogical process, influencing the upbringing and development of a person. This article examines the numerous functions of pedagogical science, the main categories of pedagogy, as well as the influence of pedagogical sciences in the field of education.

Keywords: pedagogy, teacher, learner, functions, educational process.

Литература:

1. Бермус, А.Г. Практическая педагогика / А.Г. Бермус // Учебное пособие. - Москва, 2020. - С. 128.

2. Дрозд, К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования / К.В. Дрозд // Учебник и практикум для академического бакалавриата. - Москва, 2019. - С. 266.

3. Копылова, В.В. Методики работы на уроках в школе / В.В. Копылова // Глобус. - 2007. - С. 96-99

4. Крысько, В.Г. Основы общей педагогики и психологии / В.Г. Крысько // Теоретическая педагогика. - 2019. - № 31. -С. 472.

5. Лепшокова, Е.А. Эффективность использования информационных технологий в образовании / Е.А. Лепшокова // Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития: материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. - Карачаевск, 2021. - № 31. - С. 223-228

6. Расходова, И.А. Современные методы изучения иностранного студентами технических вузов / И.А. Расходова, М. К. Чернова // Сборник: Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых. Материалы Международной научно-практической конференции. Материалы Круглого стола. - Грозный: ЧГПУ, 2020. - С. 547-550

УДК 372.874

РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

студентка Шадрина Алена Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Одной из важных задач национального проекта «Образование» является выявление талантов детей в различных сферах деятельности, в том числе в области искусства [5]. Талантливость, одаренность в сфере изобразительного искусства соотносится со способностью создавать оригинальные художественные образы. Данная способность основана на развитии у обучающихся такой формы психической активности как фантазия.

Развитие фантазии и воображения - это основа для любой творческой деятельности человека. Проблема развития фантазии в подростковом возрасте является одной из важных проблем современной школы. У детей подросткового возраста возникают определенные проблемы с созданием оригинальных художественных образов, так как наглядно-образное мышление у них уходит на второй план и развивается абстрактно-логическое мышление. На уроках изобразительного искусства чаще всего обучающиеся также больше подвержены аналитической деятельности, связанной с анализом художественных произведений, а также с изучением различных изобразительных техник и технологий (Выготский Л.С, Мухина B.C.) [2], [4]. Недостаточное внимание уделяется развитию фантазии на уроках изобразительного искусства, редко применяются интересные формы и методы работы с подростками, способствующие развитию данного качества [3]. Поэтому важно найти новые методические способы решения данной проблемы.

Проблемой развития фантазии занимались многие исследователи: Выготский Л.С., Розет ИМ., и другие [2], [6]. По мнению И.М. Розета, фантазия трактуется как «любая продуктивная умственная деятельность независимо от сферы ее приложения, от целей, преследуемых субъектом, выполняющим эту деятельность, и, наконец, от используемого материала» [6].

Психологи рассматривали возрастные особенности подросткового возраста (Выготский Л.С., Мухина B.C.) [2], [4]. Все они отмечали следующие важные возрастные психологические особенности подростков: в подростковом возрасте мыслительные процессы становятся более углубленными, а фантазия подростков носит уже не такой творческий и оригинальный характер, по сравнению с образами, которые создают дети младшего школьного возраста.

Для решения данной проблемы проанализируем возрастные психологические особенности школьников подросткового возраста.

Изучая особенности поведения подростков, Л.С. Выготский писал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, исключительно для себя». То есть подросток прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживаетсвои фантазии» [2].

Также Л.С. Выготский утверждал, что фантазия и воображение именно в подростковом возрасте является переломным периодом. В этот момент у большинства детей исчезает интерес к рисованию, они рисуют только в школе на уроках изобразительного искусства. Ребенок начинает критично относиться к своим рисункам, они ему кажется детскими, объективными и поэтому подросток принимает решение, что рисование ему не дано и забрасывает эту сферу.

Продолжают рисовать только те дети, которые большой частью особо одаренные [2].

В общеобразовательных школах особо важна рассматриваемая проблема. К сожалению, в общеобразовательных учреждениях, на занятиях, связанных с творческой деятельностью недостаточно уделяется внимание развитию фантазии и воображения, школьники в основном создают репродуктивные образы, не вкладывая в них ничего. Поэтому важно уделять внимание исследованию процесса развития фантазии [3].

Изложение основного материала исследования. Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили рабочее определение понятия «фантазия», на которое опирались в выявлении и разработке методов развития фантазии у подростков на уроках изобразительного искусства.

Фантазию мы трактуем как психическую деятельность, связанную с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире.

Фантазия на уроках изобразительного искусства рассматривается нами как процесс представления новых, оригинальных художественных образов и воплощение их в творческих работах учащихся (например, фантазийные образы несуществующего животного, города будущего, космоса).

Нами рассмотрены возрастные особенности подростков, влияющие на развитие фантазии. Например, творческий характер фантазии подростка проявляется через новые образы, представления несуществующих предметов или воссоздание в памяти то, что видел когда-либо, но в преобразованном виде. Подросток с помощью фантазии воплощает в творческих образах свои эмоции. В подростковом возрасте возрастает потребность в самовыражении, стремление к творчеству.

Урок изобразительного искусства имеет определенные возможности в решении указанной проблемы: содержание урока позволяет учащимся самовыражаться, создавать новые художественные образы, быть уникальными, получать удовольствие от творчества.

Нами были определены методы развития фантазии подростков на уроках изобразительного искусства. Они способствуют развитию их фантазии, творческому росту.

По нашему мнению, фантазию подростков на уроках изобразительного искусства можно развивать с помощью следующих методов и форм:

- Метод экспериментирования.

- Метод ассоциаций.

- Форма интегрированного урока.

Все эти методы позволяют обучающимся быстрее включаться в процесс обучения, расширяют их образно-эмоциональную сферу, что связано с созданием новых художественных образов.

Остановимся на описании развивающих методов.

Метод экспериментирования - дает новый фантазийный образ. Для реализации метода, детям проводятся разные эксперименты. Это может быть смешение определённых красок в разных сочетаниях, стилей, жанров или использование необычных техник - все это может способствовать созданию нового, оригинального художественного образа, а значит развитию процесса фантазирования.

Благодаря этому методу у подростка не только развивается фантазия, творческие способности, но и появляется мотивации к творческому поиску и применению знаний и умений.

Приведем пример заданий:

1. Обучающиеся знакомятся с мягкими нетрадиционными материалами, такие как уголь, соус, сангина, пастель, сепия. Для того, чтобы лучше понять технику работы, подросткам предлагается задание создать новый уникальный образ, в котором они будут смешивать два и более мягких материалов, тем самым развивав свою фантазию.

2. Обучающиеся на уроке изобразительного искусства знакомятся с таким направлением, как абстрактная живопись, а также с известными художниками абстракционистами - Василий Кандинский, Марк Ротко, Джексон Поллок и многие другие. Педагог показывает различные картины и предлагает детям познакомиться с необычной техникой Флюид Арт, чтобы они смогли проявить себя в роле художника. Техника Флюид Арт знаменита своей техникой работы, благодаря ей получаются уникальные, необычные образы, формы, которые повторить невозможно. Для работы обучающимся понадобятся акриловые краски, холст, стаканы, медиум, вода, шпатель или палочка, лак. Для начала подготавливается холст, а в стаканы разливается акрил разных цветов, после его нужно будет разбавить медиумом и водой, в соотношении 2:2:1. При работе желательно не использовать больше 4 цветов. После того как все будет подготовлено, дети начинают «творить». Есть много техник, как нанести краски на холст, в данном случае используется техника монозаливка, то есть краски будут вливаться на холст небольшим количеством поочередно. После того как краски нанесены на холст, его нужно покачивать, чтобы краска стекала естественным образом, самое главное, не должно быть мало краски и должна быть заполнена вся поверхность. Так же можно добавить какие-либо узоры, использовав палочку или шпатель. Картине нужно дать высохнуть и закрепить ее лаком. Тем самым необычная и оригинальная работа закончена, дети будут увлечены процессом, задействуя свое воображение и фантазию.

Метод ассоциаций - действует на образную сферу, является одним из способов формирования идеи. Метод помогает достичь наибольшего эффекта, если фантазия ребенка обращается к различным идеям окружающей действительности.

Ассоциация - это образ, возникающий в сознании людей, когда на них действует какой-либо внешний раздражитель -звук, запах, мелодия.

На уроке изобразительного искусства детям предлагается прослушать композицию известного музыканта и с помощью фантазии и нетрадиционных материалов передать свои чувства и эмоции на листе от прослушанного произведения.

Задание: обучающиеся знакомятся с творчеством такого известного композитора, как Антонио Вивальди. Изучают его биографию, творчество, а также прослушивают две композиции «Времена года - Зима» и «Времена года - Лето». На основе прослушанных композиций, подростки выбирают одну, близкую им и воссоздают свои уникальные пейзажи, опираясь на собственные эмоции и ассоциации. Тем самым у подростков во время практического задания будет развиваться фантазия, а также за счет взятых двух композиций «зима» и «лето» будут закреплены знания о теплой и холодной цветовой гамме.

Форма интегрированного урока. Интеграция в методическом смысле - это объедение учебных предметов. Суть ее в усилении межпредметных связей, которые используются для восполнения, повторения или дополнения знаний. Наиболее эффективный результат можно получить, объединив дисциплины изобразительного искусства и литературы. Подросткам можно предложить проанализировать жизнь и творчество известного писателя и создать собственные иллюстрации к какому-либо произведению. Тем самым у детей просыпается интерес к теме урока, мотивация к активной деятельности,

активизируется образно эмоциональная сфера, а самое главное, задействуются фантазия и воображение при создании художественного образа в творческой работе на основе осмысления и преобразования литературного образа.

Пример задания на интегрированном уроке. Проводится совместный урок литературы и изобразительного искусства. Обучающиеся знакомятся с известным писателем, как Алексей Константинович Толстой, изучают его творчество и биографию. Прочтение стихотворения «Колышется море; волна за волной...». На основе прочитанного стихотворения обучающимся предоставляется задание создать собственные уникальные образы к произведению. Тем самым используется метод ассоциаций.

Выводы. Проанализировав литературу, мы уточнили рабочее определение «фантазия». Развитие фантазии у подростков на уроках изобразительного искусства ставит перед учителем ряд задач - сочетание разнообразных методов и форм обучения, а также наличие в учебных программах отдельных, непосредственно направленных на развитие фантазии обучающихся тем занятий, которые способствуют получению эффективного развивающего результата за счет расширения образно-эмоциональной сферы.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития фантазии подростков на уроках изобразительного искусства. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «фантазия» подростков относительно развития данного качества на уроках изобразительного искусства; выявили и обосновали методы и формы развития фантазии подростков (метод экспериментирования, метод ассоциаций, метод творческого задания, форма интегрированного урока). Данные методы стимулируют развитие фантазии и воображения подростков, их личностный, культурный и творческий рост.

Ключевые слова: фантазия, подростковый возраст, метод экспериментирования, метод ассоциаций, метод творческого задания, форма интегрированного урока.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the development of the fantasy of adolescents in the lessons of fine arts. To solve this problem, the authors clarified the concept of "fantasy" of adolescents regarding the development of this quality in the lessons of fine arts; identified and substantiated the methods and forms of adolescent fantasy development (the method of experimentation, the method of associations, the method of creative task, the form of an integrated lesson). These methods stimulate the development of fantasy and imagination of adolescents, their personal, cultural and creative growth.

Keywords: fantasy, adolescence, method experimentation, association method, creative task method, integrated lesson form.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1982. - 504 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПБ: Союз, 1997. - 96 с.

3. Карташева, А.Д. Развитие фантазии и воображения учащихся на занятиях по композиции / А.Д. Карташева, О.А. Овсянникова //E-SCIO.- 2021. -№ 5.-С. 623-629

4. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития / B.C. Мухина. - Москва: Академия, 2006. - 608 с.

5. Национальные проекты.рф: сайт. -2020. -URL: М1рз//национальныепроекты.рф/ (дата обращения: 29.04.2023)

6. Розетт, И.М. Психология фантазии / И.М. Розет. - Мн.: Университетское, 1991. - 342 с.

УДК 378

ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ О-РАЗВИВАЮЩИХ КАЧЕСТВ

СТУДЕНТОВ

аспирант Эркенов РадмирАсхатович Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

Постановка проблемы. Образование в условиях современной жизни является одним из доступных инструментов глубокого и гармоничного развития человеческой личности.

В целом проблема профессиональной подготовки считается одной из основных проблем педагогики. Сегодня педагогическая и психологическая науки обладает определенными знаниями в сфере формирования профессиональных компетенций, и использование этих знаний в образовательной деятельности является необходимым и важным условием формирования профессионально-квалифицированного будущего учителя.

Однако, постоянное развитие общества требует от будущих учителей не только профессиональные компетенции, но и способность быть открытой и независимой личностью, которая быстро адаптируется к изменениям в обществе. В связи с этим актуальной задачей образовательной деятельности является поиск новых методов обучения, отвечающих потребностям характера и современного общества.

Изложение основного материала исследования. Одним из современных методов обучения является личностно-развивающий подход в образовании.

Теория развития личностно-развивающих качеств личности тесно связана с гуманизацией образования. Еуманизация -это реализация мировоззренческого принципа, основой которого является уважение к людям, забота о них и вера в их огромные возможности для самосовершенствования [1].

Еуманизация образования основана на человеческой природе, признает право учащихся на всестороннее развитие и создает подходящие условия для этой цели. Еуманизация образования означает, что ориентацией учебного процесса является развитие личностных качеств и личностное развитие учащихся, приоритеты универсальных ценностей и взаимодействие между людьми и обществом.

Эта идея отражена в совместном обучении. Еумманизация воспринимается как установление человеческих отношений между участниками учебного процесса. Основное внимание в совместном обучении уделяется уникальной личности в целом и стремлению максимизировать свои способности [2].

Особенность этого метода заключается в сосредоточении внимания на характеристиках личности учащегося, формирование и развитие которых не регулируется кем-либо, а основано на его способностях. Целью является поиск методов и инструментов обучения, соответствующих индивидуальным характеристикам каждого учащегося.

На основе идей гуманизации образования строится личносто-развивающий подход в образовании.

Если традиционное обучение приближает каждого учащегося к параметрам с заданными характеристиками, то личносто-развивающее обучение основано на понимании уникальности умственного опыта учащихся как важного источникаличной жизнедеятельности [3].

Основными задачами этого метода являются:

- раскрытие личных когнитивных способностей каждого учащегося;

- развитие творческих способностей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.