Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ИСТРИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахор Т.А., Карасёва В.П., Кузнецова Ж.В.

Представлен опыт работы педагогов Истринского профессионального колледжа - филиала ГГТУ по подготовке будущих учителей начальных классов, их нацеленности на развитие творческого воображения, оригинальности реализации замысла, формированию коммуникативных навыков младших школьников при изучении ими учебных предметов. Основной акцент сделан на сохранении гуманистической составляющей творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахор Т.А., Карасёва В.П., Кузнецова Ж.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

М.:Баласс, 2002. 168 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

© Бавыкина А.И., Дронова А.Ю., Тарасенко А.И., 2022

УДК 377.8

Бахор Т.А.

канд. филол. наук, доцент, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

Карасёва В.П.

заместитель директора по учебной работе, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

Кузнецова Ж.В.

заместитель директора по УВР, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

г. Истра, Московская область, РФ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПОДГОТОВКИ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация

Представлен опыт работы педагогов Истринского профессионального колледжа - филиала ГГТУ по подготовке будущих учителей начальных классов, их нацеленности на развитие творческого воображения, оригинальности реализации замысла, формированию коммуникативных навыков младших школьников при изучении ими учебных предметов. Основной акцент сделан на сохранении гуманистической составляющей творческой деятельности.

Ключевые слова

Среднее профессиональное образование, образовательный процесс, творческие способности, коммуникативные навыки, художественное произведение, интерпретация, Истринский

профессиональный колледж.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) направлен на осуществление качественно новой личностно - ориентированной модели начальной школы, которая нацелена на становление индивидуальности человека, его самовыражение и самореализацию. Главная цель современной школы - разностороннее развитие учеников, их познавательных интересов, творческих способностей, среди которых - умение познавать новое; умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное; стремление к открытиям; умение применять в практической деятельности полученные знания, развивать творческое воображение; фантазию и интуицию, в результате которых появляются изобретение и открытия.

Как известно, ФГОС НОО (2021 г.) отражает специфику современной концепции начального образования. Развитие творческих способностей личности рассматривается в нем как основа личностного развития и саморазвития ребенка в целом. Эти положения ФГОС НОО (2021 г.) во многом определяют современную профессиональную подготовку учителей начальных классов в педагогических колледжах. Организации образовательного процесса в СПО основывается на воспитании у студентов бережного отношения к развитию творческого потенциала детей с учетом особенностей их физического и психического развития. В основе предметной подготовки обучающихся колледжа - положение

известного педагога Б.Т. Лихачева, утверждающего, что «формирование идеальных представлений об обществе, о человеке, об отношениях между людьми» является основой формирования эстетических идеалов у младших школьников, а сами занятия должны быть разнообразными и увлекательными не только по содержанию, но и по форме [1, с. 281-295]. При подготовке учителей начальных классов в содержании учебных дисциплин большое внимание уделяется не только их практическому применению в будущей профессии, но и общегуманистической составляющей в их содержании, способствующей личностному развитию ребенка.

Указывая на творческие способности обучающегося, имеем в виду, прежде всего, способности личности, позволяющие ему на основе жизненного опыта и/или познания новых сторон действительности создать нечто новое (новый продукт деятельности, новую идею, новую интерпретацию известного текста/произведения/факта и др.). Задача учителя - создание таких условий, которые позволят обучающемуся открыть/создать новое или будут способствовать этому процессу. Например, при изучении дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» необходимо показать студентам, что при изучении художественного произведения в начальной школе должны превалировать не столько репродуктивные формы работы, сколько интерпретационные и творческие. Особенно эффективными во время педагогической практики студенты считают различные формы творческой деятельности, в т.ч. и варианты «театра-экспромта», методика которого обоснована Н.Е. Щурковой [3]. Так, на уроках, посвященных чтению, осмыслению и интерпретации рассказа Н. Носова «Фантазеры» после прочтения первой половины произведения, посвященной фантазиям Мишутки и Стасика, обращаем внимание детей на характер этих фантазий. Даем заданием подумать и обозначить те важные проблемы жизни человека, которые отражены в небылицах мальчиков: длина человеческой жизни, рост человека, его физические свойства (способность переплывать океан, летать по небу), полеты в космос, естественная замена организмом пострадавших/нефункционирующих органов и др. Как видим, небылицы Мишутки и Стасика связаны с актуальными проблемами развития человека и общества середины XX века, и отражают уверенность ребят в том, что люди способны эти задачи эффективно решить. Развитию творческих способностей младших школьников (креативность, воображение, речь и др.) может способствовать игра («О чем сочиняют небылицы мои сверстники?»), посвященная острым темам и актуальным проблемам жизни нашего современника. После оформления мизансцены (пространственного оформления игры, размещения мальчиков-фантазеров, распределения ролей спорщиков и наблюдателей-арбитров, соответствующего оформления заготовок и т.д.) учитель дает сигнал к началу игры, зачитывая 2 начальных предложения рассказа, изменив имена героев (фантазеры называются именами, которых нет среди мальчиков класса), чтобы избежать всякого соотнесения с личностью кого-либо из одноклассников: «Арсений и Петр сидели в саду на скамеечке и разговаривали <...>, будто пошли на спор, кто кого переврет...».

Для развития творческого воображения и формирования коммуникативных навыков обучающихся эффективной является интерпретационная деятельность, в т.ч. и работа с иллюстрациями, отражающими диалог художника с автором. По мнению студентов, особый интерес у младших школьников вызывают иллюстрации художника И. М. Семенова, сумевшего найти одинаково звучащие образы мотивы для интерпретации полета фантазии Мишутки и Стасика в рассказе Н. Носова. И одновременно с этим, ему удалось изобразить ярко и отчетливо единение мальчиков в их неприятии откровенного вранья Игоря, оболгавшего младшую сестру Иру. Яркая индивидуальность иллюстратора позволяет обучающимся находить множество деталей, отражающих позицию художника и позволяющих читателям увидеть пропущенные при чтении рассказа акценты в системе персонажей. Рассказы о фантазиях юных читателей, как правило, размещаются в книжке - самоделке, в изготовлении которой может принять

участие весь класс (писатели, художники, редакторы, наборщики и др.).

Таким образом, будущие учителя начальных классов при освоении учебных дисциплин обучаются сочетать работу по актуализации познавательного интереса школьников с развитием их творческих способностей.

Список использованной литературы:

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций./ Под ред. В.А. Сластенина. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2021.

3. Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2019. Носов Н. Фантазеры. [Электронный ресурс]. URL: https://nukadeti.ru/skazki/nosov-fantazery (дата обращения: 15.08.2022).

© Бахор Т.А., Карасёва В.П., Кузнецова Ж.В., 2022

УДК 1082

Бахтина Т.А.

учитель-логопед, высшая квалификационная категория МБДОУ «Детский сад «Жаворонок»,

Ильина Н.А.

учитель-логопед, высшая квалификационная категория МБДОУ «Детский сад «Жаворонок»,

г. Абакан РФ

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОВЗ

Аннотация

В настоящее время одной из задач в работе учителя-логопеда стоит развитие речевой активности у дошкольников 4-5 лет. Ориентируясь на ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, учителя-логопеды активно используют различные игры. Наиболее интересными, на наш взгляд, мы считаем использование игр, направленных на познавательно-исследовательскую деятельность.

Ключевые слова:

Исследовательская деятельность, речевая активность, наглядный материал, игра.

Развитие речевой активности - одно из главных направлений в потоке общей работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении. Не редко, для плодотворной и качественной корректировки речи, приходится искать интересные формы преподнесения материала. Больше всего детям нравятся разнообразные игры. По опыту работы, можно сказать точно, что деятельность, связанная с творчеством, с исследованием предметов, с возможностью придумывать и добавлять что-то новое, для ребенка более желанна и интересна, нежели действия по шаблонам и правилам.

Даже уже знакомые игры, в новом оформлении становятся интереснее и увлекательнее. Некоторые игры мы представили в организованной образовательной деятельности с детьми среднего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.