Научная статья на тему 'КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ БАСЕН И.А. КРЫЛОВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОЛЛЕДЖЕ'

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ БАСЕН И.А. КРЫЛОВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / БАСНЯ / САТИРА / ЛИРИЗМ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ИСТРИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахор Т.А., Карасева В.П., Журавлёва Н.В.

Осмысляется опыт педагогов Истринского профессионального колледжа - филиала ГГТУ по подготовке учителей начальных классов. Представлены рекомендации по изучению басен И.А. Крылова на основе выявления их жанровых характеристик, обращения обучающихся к различным контекстам (историко-литературный, культурный, естественно-научный и др.). Большое внимание уделено определению гуманистической составляющей в идейном содержании басен, организации интерпретационной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ БАСЕН И.А. КРЫЛОВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОЛЛЕДЖЕ»

4. Последовательное воплощение элементов и поэтапное планирование педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

5. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, инструментарий измерения результатов деятельности и показатели.

Однако нельзя говорить, что технологический подход в образовательном и педагогическом процессе является универсальным. Он выступает в роли дополнения научных подходов педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и др. направлений науки и практики.

Таким образом, в оценочной деятельности учителя начальных классов, поимо традиционных методов, возможно использовать технологии, направленные на личностную ориентацию, как дополнения научных подходов.

Список использованной литературы:

1. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах)/М.М. Поташник - М.: Педагогическое общество России - 2002.

2. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агенство,1995.

3. Митина Н. А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы / Н. А. Митина // Молодой ученый. - 2013. -№1.

© Анищенко А.М., 2022

УДК 377.8

Бахор Т.А.

канд. филол. наук, доцент, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

Карасева В.П.

заместитель директора по учебной работе, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

Журавлёва Н.В. преподаватель ИПК - филиала ГГТУ г. Истра, Московская область, РФ

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ БАСЕН И.А. КРЫЛОВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация

Осмысляется опыт педагогов Истринского профессионального колледжа - филиала ГГТУ по подготовке учителей начальных классов. Представлены рекомендации по изучению басен И.А. Крылова на основе выявления их жанровых характеристик, обращения обучающихся к различным контекстам (историко-литературный, культурный, естественно-научный и др.). Большое внимание уделено определению гуманистической составляющей в идейном содержании басен, организации интерпретационной деятельности обучающихся.

Ключевые слова

Образовательный процесс, художественное произведение, интерпретация, контекстуальный анализ, басня, сатира, лиризм, иллюстрация, Истринский профессиональный колледж.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее

- ФГОС НОО), утвержденный в 2021 г., среди требований к достижению обучающимися личностных результатов указывает на соотнесенность этих результатов с «системой ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса» [3 ] и в целом к другим членам общества. В формировании такой системы взаимоотношений младших школьников к окружающим большая роль отводится литературному чтению, особенно изучению басен, нацеленность которых на духовно-нравственное воспитание читателя закреплена в их жанровой характеристике как одном из древнейших жанров словесного творчества. Размышляя о ее значении для человека, М.Л. Гаспаров подчеркивал ее практическую значимость: басня советовала древнему человеку, «как должен вести себя в этом мире» [2, с. 228]. Кроме этой древнейшей жанровой установки басни методологически важной является и установка на конфликт древнего эпического характера изображения жизненного события с лиризмом ее переживания, особенно четко проявляющимся в стихотворных баснях и отмеченным Л. Выготским в его знаменитой книге «Психология искусства» [1], в VI главе, которая полностью посвящена анализу эстетической реакции читателя на басни И.А. Крылова. Известный психолог указывает присущее стихотворному тексту влияние лирического переживания, воплощенного в стихотворении и, являющегося, по сути, основным его содержанием. Именно это лирическое переживание является преобладающим в стихотворной басне; именно оно, по мнению психолога, корректирует эпическую оценку изображаемых в басне событий или поступков героев. Этим объясняются трудности, возникающие у студентов колледжа, изучающих басни на 1 -2 курсах.

Как показывает опыт работы, обучающиеся воспринимают мораль, выраженную автором в начале или в конце басни или как основную идею текста, а весь текст рассматривают как иллюстрацию к сформулированному автором оценочному суждения, своеобразной нравственной сентенции. При этом обучающиеся не обращают внимания на то, кто это суждение произносит в басне. Например, осуждение стрекозы, прозвучавшее в басне Крылова в речи муравья, студенты оценивают как выражение открытой авторской позиции, и их не смущает тот факт, что они низводят до муравья творческую личность автора, ярко выражающего в жизни свои гуманистические взгляды.

При обучении студентов восприятию, пониманию и толкованию басен И.А. Крылова рекомендуем обратиться к контекстуальному анализу, основанному на изучении истории создания произведения и его персонажей, их взаимосвязей с художественными произведениями писателей разных стран и эпох, с биографией самого автора, фактами исторической и культурной жизни обществ и др. (разновидности задействованных контекстов определяются художественным своеобразием анализируемого произведения, его местом в историко-литературном процессе и т.п.). Так, при анализе басни «Стрекоза и Муравей» необходимо обратить внимание на то, что ее источником стала басня Жана де Лафонтена «Цикада и муравей», сюжет которой французский писатель XVII века заимствовал у Эзопа, жившего в VI веке до н.э. У древнегреческого баснописца действующие лица были мужского пола, во французском тексте они стали женщинами, у которых, как считается, эмоции преобладают над разумом. Итак, уже на этом этапе трансформации эзоповского сюжета и его бытовании в стихотворной форме о легкомысленности цикады говорит муравьиха, которая, по словам Лафонтена, «крайне редко // В долг дает, беда вся в этом...». Эта оценка, являясь выражением личной позиции персонажа, лишается присущего прозаической басне Эзопа эпического авторитета.

При интерпретации басни Крылова необходимо обратить внимание на гендерную характеристику героев: женщина обращается за помощью не просто к мужчине, но к человеку, связанному с ней тесными духовными узами («Кум милый!»). Следует напомнить студентам, что кум и кума - это крестные отец и мать ребенка по отношению к его родителям и друг другу. При актуализации такого контекста, ответ муравья студенты оценивают как изощренную, ничем не мотивированную жестокость, обрекающую на гибель стрекозу, от которой он требует такого же самоотверженного тяжелого физического труда, как от самого себя.

Рекомендуем познакомить обучающихся со следующим фактом творческой деятельности Эзопа, которая поколеблет присущий большинству современных юных читателей положительный образ муравья. В одной из басен Эзопа в образе муравьев представлены воры и разбойники, которые сами не пашут и не сеют, а воруют урожай у трудолюбивых землепашцев. Обращение к такому контексту позволит студентам увидеть не только отрицательные стороны у этого персонажа, но и положительные качества у Стрекозы, которая в воровстве не была замечена: она предпочитает униженно просить милостыню, выслушивая грубые ругательства и поучения.

Особый раздел при интерпретации художественного текста составляют иллюстрации к нему, являющиеся не столько визуализацией художественного мира произведения, его системы персонажей, сколько отражением творческого диалога художника с писателем. Каждая иллюстрация в этом диалоге с Крыловым становится полновесным высказыванием иллюстратора по проблемам, озвученным писателем. Среди иллюстраторов необходимо назвать А.П. Сапожникова, художника середины. XIX века, стремящегося в иллюстрациях изобразить героев басен Крылова, действующих на фоне характерных для средней полосы России пейзажей, как типичных представителей русского народа со всеми его достоинствами и недостатками.

Из работ художников XIX века необходимо обратить внимание студентов на картину В. Поленова «Стрекоза» («Лето красное пропела»), созданную в 1876 году. На картине изображена молодая статная красивая женщина с гитарой за спиной. Женщина стоит у каменной стены, ее волосы блестят на солнце. Лучи солнца играют в ее волосах, пронизывают деревья. Над нею высокое светло-голубое небо, у ее ног -несколько желтых листьев... Студенты отметили, что когда они смотрят на эту картину, то испытывают уверенность, что у героини все будет хорошо, ей есть что сказать миру. Так художник Василий Поленов вступает в дискуссию с теми, кто считает, что героиня -стрекоза зря потеряла время, ничего не приобрела. Просто завершился один этап ее жизненного пути, теперь пришло время осмысления его итогов, планов на новый период.

Рекомендуем привлечь к анализу работы иллюстраторов XX века (В.М. Конашевич, И.Я. Билибин, Ю. Васнецов, А.М. Лаптев, Д.С. Моор, Е.Н. Нарбут, Е.М. Рачев и др.). Особенно понравились студентам иллюстрации к изданиям басен И.А. Крылова, адресованных детям и выполненных художниками В. Пряничниковым, И. Петелиной и др. Яркий и красочный мир их иллюстраций к басне «Стрекоза и Муравей» заполнен разнообразными растениями, животными, насекомыми, знаменуя полноту и многообразие жизни во всех ее проявлениях.

Таким образом, обращение к разнообразным контекстам при изучении и интерпретации художественного произведения (в том числе и к другим видам искусства) позволяет отказаться возможности признать одно какое-либо понимание текста единственно верным, обязательным для всех. Множество разнонаправленных интерпретаций произведения, рожденных при актуализации самых разных контекстов, является показателем «живой жизни» (Л.Н.Толстой) этого произведения, его готовности и способности, взаимодействуя с современностью, отразить тенденции нашего времени, показать их значимость для сегодняшнего дня и готовность послужить будущему.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Юрайт, 2020. -414 с.

2. Гаспаров М.Л. Басни Эзопа.// Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1. О поэтах. - М.: Языки русской культуры», 1997. - С.228-258.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021. №286. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/ 0001202107050027 (дата обращения 15.07.2022).

© Бахор Т. А., Карасева В. П., Журавлёва Н. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.