Научная статья на тему 'ДИАЛОГ ИСКУССТВ КАК ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ'

ДИАЛОГ ИСКУССТВ КАК ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ИВАН БИЛИБИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахор Т.А., Липатова Н.Б., Морозова Е.А.

Представлен опыт работы педагогов и студентов Истринского профессионального колледжа - филиала ГГТУ по организации интерпретационной деятельности при изучении иллюстраций к художественным произведениям русской классической литературы. Интерпретация читателями заставок, деталей художественного пространства и костюмов персонажей позволяет им представить сложный и многогранный художественный мир текста, события которого не только не ограничиваются далекой стариной, но активно проявляют свою связь с проблемами нашего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГ ИСКУССТВ КАК ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания [2].

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Список использованной литературы:

1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015. - 112с

2. Зинкевич-Евгстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб, 2000.

3. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2000. - 256с.

4. Соколов Д. Сказки и сказкотерапии. - М.: Пресс. 2001. - 26 с.

© Баркова М.В., Криволапова А.А., 2022

УДК 377.8

Бахор Т.А.,

канд. филол. наук, доцент, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

Липатова Н.Б., преподаватель ИПК - филиала ГГТУ Морозова Е.А.,

студентка ИПК - филиала ГГТУ г. Истра, Московская область, РФ

ДИАЛОГ ИСКУССТВ КАК ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ

ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация

Представлен опыт работы педагогов и студентов Истринского профессионального колледжа -филиала ГГТУ по организации интерпретационной деятельности при изучении иллюстраций к художественным произведениям русской классической литературы. Интерпретация читателями заставок, деталей художественного пространства и костюмов персонажей позволяет им представить сложный и многогранный художественный мир текста, события которого не только не ограничиваются далекой стариной, но активно проявляют свою связь с проблемами нашего времени.

Ключевые слова

Среднее профессиональное образование, образовательный процесс, художественное произведение,

интерпретация, иллюстрация, Иван Билибин.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) важнейшей ценностью образования провозгласил становление индивидуальности человека, его самовыражение и самореализацию [3]. Формирование широких познавательных интересов обучающихся, развитие их творческих способностей и воображения, фантазии и интуиции является важнейшей составляющей процесса самоопределения личности обучающегося. Нацеленность на решение этих целей и является определяющим в профессиональной подготовке обучающихся

Истринского профессионального колледжа - филиала ГГТУ.

Так, на занятиях по детской литературе с практикумом по выразительному чтению преподаватели стремятся представить художественные тексты не только в широком историческом контексте, организуя поисковую деятельность студентов по выявлению интересных биографических и исторических фактов, способствующих пониманию юными читателями основных проблем произведения, но направляют внимание обучающихся на актуализацию таких идейно-художественных аспектов текста, которые важны и для современной молодежи.

Таковы, например, сказки А.С. Пушкина, созданные в 1830-1834 гг. и свидетельствующие о ярком таланте поэта, сумевшего остро почувствовать и определить особенности проявления в не имеющем высокого социального положения человеке личностного начала, отчетливо проявляющегося в ситуации нравственного выбора. (Здесь уместно вспомнить, что сам поэт был назначен коллежским секретарем в коллегию министерства иностранных дел, и это был самый низший чин).

Включение в программы дошкольного и начального образования пушкинских сказок, работа воспитателей и учителей с обучающимися по выявлению важнейших жизненных ориентиров может быть особенно эффективной, если к интерпретации текстов пушкинских сказок привлечь иллюстрации, выполненные известными художниками, среди которых особое место занимает Иван Билибин, неоднократно их иллюстрировавший. Подход к пониманию литературного произведения в единстве текста и средств его визуализации является в настоящее время особенно эффективным, о чем свидетельствуют многочисленные работы преподавателей вузов и колледжей [1].

Воспитатели ДОО и учителя начальной школы иллюстрации используют в основном как дидактический материал. Педагог учит детей всматриваться в художественное пространство иллюстрации, замечать отдельные детали рисунка, характеризующие сказочных героев и их взаимоотношения; определять чувства и настроение, воплощенные в иллюстрации. При такой работе следует исходить из того, что иллюстрация - это одно из первых произведений искусства, с которым знакомится ребенок, а значит, она может стать основой для развития творческих способностей детей, формирования у них художественного вкуса, расширению кругозора детей, простора для их воображения и собственного творчества. В этом контексте особенно плодотворной может быть работа над «Сказкой о рыбаке и рыбке», которую А.С. Пушкин написал всего за один день. На наш взгляд, столь быстрый творческий процесс свидетельствует о продуманности замысла и композиции текста, четкости системы персонажей, остроте поднимаемой проблемы

Стиль иллюстраций И. Билибина специалисты называют классическим: указывая следующие характерные черты: детализация и декоративность изображения, ярко выраженная узорность рисунка, широкое использование народного орнамента, стилизация используемого шрифта под русскую старину и др. Таково, например, издание «Сказки о рыбаке и рыбке 1908 г.

Этому стилю соответствуют и рисунки И. Билибина, выполненные в 1933 году яркими насыщенными красками [2]. Сравнение иллюстраций, выполненных в этот период, позволяет говорить о том, что художник стремится создать не столько визуализацию пространства и образа персонажа, сколько воплотить философский комментарий к поступкам героя. Так, на одной из иллюстраций, рыбак стоит на берегу моря. Детальная прорисовка фактуры и цвета тканей его одежды, заставляет нас думать о том, что художник создает эскиз костюма для театральной постановки. На иллюстрации изображено бушующее море, волны которого выбрасываются на берег, превращаясь из изобразительной детали художественного мира сказки в символическую: подобно этим волнам жизнь старика и старухи выходит из привычного русла с появлением золотой рыбки.

На другой иллюстрации Ивана Билибина рыбак находится не на берегу, а в лодке; в его руках -крохотная золотая рыбка. Мы отчетливо видим, что пушкинский герой собирается отпустить рыбку на волю, ведь ему от неё ничего не нужно. Именно поэтому на данной иллюстрации (в отличие от

предыдущей) море совершенно спокойно. На наш взгляд, так через картины природы художник выражает оценку действий старика, утверждает чистоту его помыслов и бескорыстность поступков. Рекомендуем обратить внимание на семантику образа моря в творчестве А.С. Пушкина: оно является символом внутренней свободы человека, глубины и тайны его жизни, непостижимости мотивов его поступков. Иллюстратор комментирует поступки персонажа, но не настаивает на том, что его оценка является единственно верной.

Таким образом, иллюстрация как порождение диалога искусств позволяет читателю увидеть в произведении современные аспекты вечного спора о том, до какой степени можно понять человека, предугадать его действия, объяснить его поступки. Список использованной литературы:

1. Кулакова Н.В., Бахор Т.А., Смагина В.Ю., Клейменова Ю.О., Брагина А.О. Интерпретация иллюстраций на уроках литературного чтения при изучении сказок Н. Абрамцевой.// Современные проблемы науки и образования. 2020. №5. С.73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44170881(дата обращения: 24.09.2022).

2. Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке. Иллюстрации Ивана Билибина. М.: Детская литература, 1933. URL: https://humus.livejournal.com/6643070.html (дата обращения: 24.09.2022).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2021.

© Бахор Т.А., Липатова Н.Б., Морозова Е.А., 2022

УДК 377.8

Бахор Т.А.,

канд. филол. наук, доцент, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

Журавлева Н.В., преподаватель ИПК - филиала ГГТУ Дубровская Я.С.,

студентка ИПК - филиала ГГТУ г. Истра, Московская область, РФ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ ЭПОХИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ 1920-Х ГОДОВ К «СКАЗКЕ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» А.С. ПУШКИНА

Аннотация

Стремление к интеграции содержания общеобразовательных дисциплин с содержанием учебных дисциплин профессиональной направленности становится основой профессиональной подготовки в организациях СПО.Осмысляется опыт работы студентов и педагогов Истринского профессионального колледжа - филиала ГГТУ по выявлению важнейших социально-политических идей 1920-х гг., воплощенных в иллюстрациях художников первой трети XX века. Основной акцент сделан на работах Владимира Конашевича.

Ключевые слова

Среднее профессиональное образование, образовательный процесс, интеграция, интерпретация,

иллюстрация, Владимир Конашевич.

Методисты и преподаватели колледжей оценивают усиливающееся стремление к интеграции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.