Научная статья на тему 'СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКОТЕРАПИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭМОЦИИ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркова М.В., Криволапова А.А.

В статье рассматривается актуальность использования сказкотерапии для детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37.01

Баркова М.В.

Воспитатель МБДОУ ДС №71 «Почемучка»

г. Старый Оскол Криволапова А.А.

Воспитатель МБДОУ ДС №71 «Почемучка»

г. Старый Оскол

СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассматривается актуальность использования сказкотерапии для детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.

Ключевые слова:

Сказкотерапия, дошкольный возраст, тревожность, эмоции, общение.

Для развития памяти дошкольников полезно читать сказки, в которых есть повторы. Для того, чтобы развивать чувства ритма необходимо читать стихи, если ребенку читать перед сном рифмованные произведения, то на них можно заменить колыбельную. Это самый детский метод психологии и самый древний. Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Сказкотерапия для детей - это психотерапевтическое воздействие, применяемое с целью коррекции детских поведенческих реакций и избавляющее от страхов, фобий [4].

Сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Процесс объективизации проблемных ситуаций. Важно создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Сказка нас учит, что не бывает событий только плохих [1].

Сказкотерапия подходит и может быть использована по отношению к любому ребенку дошкольного возраста. В том числе и к детям, имеющим поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.

В сказкотерапии применяют пять видов сказок (художественные, дидактические, медиативные, психотерапевтические, психокоррекционные).

На базе своей группы, мы провели исследования. В нем приняли участие 17 человек. Из низ 10 мальчиков и 7 девочек. В начале нашего исследования мы провели у детей тестирование на выявление тревожности.

Мы использовали методику «Лесенка», она позволяет определить отношение ребёнка с другими людьми, уровень тревожности ребёнка к типичным жизненным ситуациям.

Ребёнку показывали заранее подготовленную лесенку, где все ступени одинаковые, кроме третьей она шире. Ребёнку давали фигурку, и просили поставить на конкретную ступеньку. Данные фиксировали в специальном бланке.

Уровень тревожности

■Высокий Средний ■ Низкий

Мы выявили, что из 17 человек, которые принимали участие в исследование, 1 человек с высоким уровнем тревожности, 5 человек со средним уровнем, 11 человек с низким уровнем.

Повышенной уровень тревожности негативно влияет на развитие дошкольников, приводит к снижению самооценки, нежелание общаться, проявлять свои способности. Для того, чтобы провести коррекцию тревожности коррекции мы выбрали - сказкотерапию.

За основу сказкотерапии мы взяли занятия, которые были направлены на снижение уровня тревожности. Занятия мы разделили на 3 цикла. В первый цикл входят занятия, которые помогают ребёнку справиться с закомплексованностью и пассивностью. Второй цикл был направлен на снижение уровня тревожности. В этих занятиях ребёнок наблюдал, как делает взрослый, а после чего сам заканчивал игровые истории. Третий цикл занятий, был направлен на принятия самостоятельных решений. На каждом из занятий мы рассказывали детям сказки.

По окончанию сказкотерапии, мы вновь провели диагностику уровня тревожности у дошкольников и выявили, что с высоким уровнем тревожности детей нет, со среднем - 3 человека, с низким -14 человек.

Уровень тревожности

■ Высокий Средний ■ Низкий

Используя данный метод, нам удалось снизить уровень тревожности у детей дошкольного возраста. Задачи, которые входят в сказкотерапию:

• Развитие речи детей.

• Снижение уровня тревожности и агрессивности.

• Развитие аналитических способностей.

• Фазвитие фантазии и творческого воображения.

• Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную. Современность этой темы заключается в том, что сказки - естественная составляющая

повседневной жизни детей. Использования метода сказкотерапии с детьми дошкольного возраста

заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания [2].

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Список использованной литературы:

1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015. - 112с

2. Зинкевич-Евгстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб, 2000.

3. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2000. - 256с.

4. Соколов Д. Сказки и сказкотерапии. - М.: Пресс. 2001. - 26 с.

© Баркова М.В., Криволапова А.А., 2022

УДК 377.8

Бахор Т.А.,

канд. филол. наук, доцент, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

Липатова Н.Б., преподаватель ИПК - филиала ГГТУ Морозова Е.А.,

студентка ИПК - филиала ГГТУ г. Истра, Московская область, РФ

ДИАЛОГ ИСКУССТВ КАК ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ

ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация

Представлен опыт работы педагогов и студентов Истринского профессионального колледжа -филиала ГГТУ по организации интерпретационной деятельности при изучении иллюстраций к художественным произведениям русской классической литературы. Интерпретация читателями заставок, деталей художественного пространства и костюмов персонажей позволяет им представить сложный и многогранный художественный мир текста, события которого не только не ограничиваются далекой стариной, но активно проявляют свою связь с проблемами нашего времени.

Ключевые слова

Среднее профессиональное образование, образовательный процесс, художественное произведение,

интерпретация, иллюстрация, Иван Билибин.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) важнейшей ценностью образования провозгласил становление индивидуальности человека, его самовыражение и самореализацию [3]. Формирование широких познавательных интересов обучающихся, развитие их творческих способностей и воображения, фантазии и интуиции является важнейшей составляющей процесса самоопределения личности обучающегося. Нацеленность на решение этих целей и является определяющим в профессиональной подготовке обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.