Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ ЭПОХИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ 1920-Х ГОДОВ К "СКАЗКЕ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ" А.С. ПУШКИНА'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ ЭПОХИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ 1920-Х ГОДОВ К "СКАЗКЕ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ" А.С. ПУШКИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ВЛАДИМИР КОНАШЕВИЧ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бахор Т.А., Журавлева Н.В., Дубровская Я.С.

Стремление к интеграции содержания общеобразовательных дисциплин с содержанием учебных дисциплин профессиональной направленности становится основой профессиональной подготовки в организациях СПО.Осмысляется опыт работы студентов и педагогов Истринского профессионального колледжа - филиала ГГТУ по выявлению важнейших социально-политических идей 1920-х гг., воплощенных в иллюстрациях художников первой трети XX века. Основной акцент сделан на работах Владимира Конашевича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ ЭПОХИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ 1920-Х ГОДОВ К "СКАЗКЕ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ" А.С. ПУШКИНА»

предыдущей) море совершенно спокойно. На наш взгляд, так через картины природы художник выражает оценку действий старика, утверждает чистоту его помыслов и бескорыстность поступков. Рекомендуем обратить внимание на семантику образа моря в творчестве А.С. Пушкина: оно является символом внутренней свободы человека, глубины и тайны его жизни, непостижимости мотивов его поступков. Иллюстратор комментирует поступки персонажа, но не настаивает на том, что его оценка является единственно верной.

Таким образом, иллюстрация как порождение диалога искусств позволяет читателю увидеть в произведении современные аспекты вечного спора о том, до какой степени можно понять человека, предугадать его действия, объяснить его поступки. Список использованной литературы:

1. Кулакова Н.В., Бахор Т.А., Смагина В.Ю., Клейменова Ю.О., Брагина А.О. Интерпретация иллюстраций на уроках литературного чтения при изучении сказок Н. Абрамцевой.// Современные проблемы науки и образования. 2020. №5. С.73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44170881(дата обращения: 24.09.2022).

2. Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке. Иллюстрации Ивана Билибина. М.: Детская литература, 1933. URL: https://humus.livejournal.com/6643070.html (дата обращения: 24.09.2022).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2021.

© Бахор Т.А., Липатова Н.Б., Морозова Е.А., 2022

УДК 377.8

Бахор Т.А.,

канд. филол. наук, доцент, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

Журавлева Н.В., преподаватель ИПК - филиала ГГТУ Дубровская Я.С.,

студентка ИПК - филиала ГГТУ г. Истра, Московская область, РФ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ ЭПОХИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ 1920-Х ГОДОВ К «СКАЗКЕ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» А.С. ПУШКИНА

Аннотация

Стремление к интеграции содержания общеобразовательных дисциплин с содержанием учебных дисциплин профессиональной направленности становится основой профессиональной подготовки в организациях СПО.Осмысляется опыт работы студентов и педагогов Истринского профессионального колледжа - филиала ГГТУ по выявлению важнейших социально-политических идей 1920-х гг., воплощенных в иллюстрациях художников первой трети XX века. Основной акцент сделан на работах Владимира Конашевича.

Ключевые слова

Среднее профессиональное образование, образовательный процесс, интеграция, интерпретация,

иллюстрация, Владимир Конашевич.

Методисты и преподаватели колледжей оценивают усиливающееся стремление к интеграции

содержания общеобразовательных дисциплин с содержанием учебных дисциплин профессиональной направленности как актуальное направление развития современного среднего профессионального образования.

Особенно отчетливо это проявляется на занятиях по детской литературе с практикумом по выразительному чтению, т.к. понимание художественного текста невозможно без обращения к разнообразным его контекстам (историческому, культурному, социальному и др.). Плодотворной может стать интерпретация работ художников, если читатели имеют представление об основных проблемах эпохи создания иллюстраций, обусловивших особенности художественного стиля иллюстратора. Это характерно для эпохи 1920-30-х годов с ее непримиримым отношением к тем, кто поддерживал буржуазный образ жизни с его ярко выраженными жизненными ценностями.

Идеи неприятия тех, кто выражает враждебные Советской власти идеалы жизни, воплотил в своих иллюстрациях Владимир Конашевич, работая над «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в 1922 г. [3]. Художник неоднократно размышлял о роли графического оформления книг в усилении читательского интереса к ней [1]. Предпочитая технику акварели или цветной литографии, Конашевич создал свой неповторимый, романтический сказочный стиль, близкий по ритму и орнаментике искусству рококо.

На одной из иллюстраций, посвященной первой встрече рыбака и рыбки, художник нарушает пропорции человека и рыбы: эти персонажи почти одного размера. Осмысляя значение такого подобия, студенты предположили, что художник хотел показать бескорыстие бедного человека, великодушно отпустившего на свободу рыбу, которая на долгое время могла стать его пищей. Необходимо обратить внимание читателей и на окраску рыбки. Она здесь не золотая, как в сказке А.С. Пушкина, а многоцветная, как будто является воплощением многообразной (разноцветной) природы. Синий цвет, по мнению обучающихся, можно соотнести с цветом неба и океана, мощных природных стихий, во многом определяющих жизнь человека. Золотой цвет - символ солнца. Изображая рыбку многоцветной, художник проявляет своеобразное пренебрежение к золоту, формируемое Советской властью в 1920-е годы.

На этой же иллюстрации художник акцентирует внимание зрителя на силе и мощи героя, который у Пушкина назван стариком. Отчётливо прорисованные мускулы позволяют обучающимся говорить о том, что герой Конашевича это человек сильный, мощный, готовый много трудиться и способный вытащить из моря мощную сильную рыбу.

Для иллюстраций Владимира Конашевича характерны детализация рисунка, композиционная четкость системы персонажей, прорисованность линий. В этом стилистическом контексте изображение художником огромной рыбы не является случайным. Именно так, по мнению обучающихся, иллюстратор стремился показать равнозначность и равномощность человека и природы.

Особое место художник отводит образу старухи. Она очень отличается от старика: согбенная героиня, уставшая и уныла, представляет собой тех людей, которые мечтают о частной собственности, о том, чтобы стать владельцами корыта, дома, дворца и т.п. Изображая бушующее за избой море, иллюстратор передает символическое значение этой природной картины: даже природа выступает против жизненных ориентиров старухи. Сама избушка выглядит старой, разрушающейся, она держится на подпорке. Так художник разделяет мир собственников - разрушающийся, уходящий под землю, как эта избушка-землянка, и мир бескорыстных людей, таких как старик, который не мечтает о богатстве, а потому пространство его существования - это огромный мир свободного и счастливого будущего.

Наделяет символическим значением В. Конашевич и художественное пространство пушкинской сказки. Так, дом, возле которого сидит старуха, находится на пригорке, а старика художник изобразил внизу: он смотрит на старуху снизу вверх: старуха словно «столкнула» его вниз, оттолкнула от себя. На иллюстрации, представляющей старуху владелицей богатого дома, Конашевича расписывает подробно одежду героини, окружающий ее быт, отражающий ее социальный статус, но отказывается от детального

изображения ее лица, указывая, что личностное начало старухой утеряно.

Показательна для манеры В. Конашевича и иллюстрация, представляющая старуху, ставшую царицей. Над старухой изображены небо, радуга, солнце, словно она их себе присвоила. Это «ей светит солнце», да и солнце - это она сама. Стражники ведут себя высокомерно - они даже не смотрят на старика.

Этот эпизод проиллюстрирован И. Билибиным и В. Конашевичем. Оба художника изображают старика внизу лестницы, а старуху-царицу размещают выше него, за столом. Но если на картине И. Билибина [2] изображена ковровая дорожка, лежащая на ступеньках, по которой персонаж можно пройти к царице. У них ещё есть еще возможность пойти навстречу друг другу, а для этого нужно не только, чтобы старик поднялся и пошёл навстречу старухе, но чтобы и старуха сама из-за стола вышла. Стол между ними - преграда, отражающая их нежелание найти компромисс. На иллюстрации В. Конашевича этой дорожки нет: так художник отразил непреодолимость преграды, возникшей между стариком и старухой.

Как видим, в работах этих художников отразилось уверенность в том, что народ, опирающийся на свои традиции и обладающий физической и нравственной мощью, может противостоять всему миру, утверждая свое право самостоятельно принимать решения по основным жизненным вопросам. Список использованной литературы:

1. Депсамес Л.П., Яковлева С.И. Роль графического оформления книги в восприятии произведений художественной литературы // Карельский научный журнал. 2019. №4 (29). С. 91-93.

2. Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке. Иллюстрации Ивана Билибина. М.: Детская литература, 1933. URL: https://humus.livejournal.com/6643070.html (дата обращения: 24.09.2022).

3. Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке. Иллюстрации Вл. Конашевича. Изд. Детская литература, 1936. URL: https://baxmyp-ka.livejournal.com/ 144445.html (дата обращения: 24.09.2022).

© Бахор Т.А., Журавлева Н.В., Дубровская Я.С., 2022

УДК 37

Елецкая Н.М.,

воспитатель Зайцева С.С.,

воспитатель

МБДОУ Детский сад №19 «Антошка»

г. Белгород

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Одна из актуальных проблем современности - это эффективное развитие интеллектуальных способностей у подрастающего поколения. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Ученые установили, что в первые годы жизни ребёнок развивается стремительными темпами. Малыш очень многому учится, просто глядя на мир. Задача взрослых: установить полноценный контакт с ребёнком, без которого невозможно помочь ему развить все возможности, заложенные в него природой.

Интеллектуальный труд очень нелёгок, учитывая возрастные особенности детей нужно помнить, что основной метод развития в дошкольном возрасте - это проблемно - поисковый, а основная форма организации - игра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.