Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»

изображения ее лица, указывая, что личностное начало старухой утеряно.

Показательна для манеры В. Конашевича и иллюстрация, представляющая старуху, ставшую царицей. Над старухой изображены небо, радуга, солнце, словно она их себе присвоила. Это «ей светит солнце», да и солнце - это она сама. Стражники ведут себя высокомерно - они даже не смотрят на старика.

Этот эпизод проиллюстрирован И. Билибиным и В. Конашевичем. Оба художника изображают старика внизу лестницы, а старуху-царицу размещают выше него, за столом. Но если на картине И. Билибина [2] изображена ковровая дорожка, лежащая на ступеньках, по которой персонаж можно пройти к царице. У них ещё есть еще возможность пойти навстречу друг другу, а для этого нужно не только, чтобы старик поднялся и пошёл навстречу старухе, но чтобы и старуха сама из-за стола вышла. Стол между ними - преграда, отражающая их нежелание найти компромисс. На иллюстрации В. Конашевича этой дорожки нет: так художник отразил непреодолимость преграды, возникшей между стариком и старухой.

Как видим, в работах этих художников отразилось уверенность в том, что народ, опирающийся на свои традиции и обладающий физической и нравственной мощью, может противостоять всему миру, утверждая свое право самостоятельно принимать решения по основным жизненным вопросам. Список использованной литературы:

1. Депсамес Л.П., Яковлева С.И. Роль графического оформления книги в восприятии произведений художественной литературы // Карельский научный журнал. 2019. №4 (29). С. 91-93.

2. Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке. Иллюстрации Ивана Билибина. М.: Детская литература, 1933. URL: https://humus.livejournal.com/6643070.html (дата обращения: 24.09.2022).

3. Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке. Иллюстрации Вл. Конашевича. Изд. Детская литература, 1936. URL: https://baxmyp-ka.livejournal.com/ 144445.html (дата обращения: 24.09.2022).

© Бахор Т.А., Журавлева Н.В., Дубровская Я.С., 2022

УДК 37

Елецкая Н.М.,

воспитатель Зайцева С.С.,

воспитатель

МБДОУ Детский сад №19 «Антошка»

г. Белгород

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Одна из актуальных проблем современности - это эффективное развитие интеллектуальных способностей у подрастающего поколения. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Ученые установили, что в первые годы жизни ребёнок развивается стремительными темпами. Малыш очень многому учится, просто глядя на мир. Задача взрослых: установить полноценный контакт с ребёнком, без которого невозможно помочь ему развить все возможности, заложенные в него природой.

Интеллектуальный труд очень нелёгок, учитывая возрастные особенности детей нужно помнить, что основной метод развития в дошкольном возрасте - это проблемно - поисковый, а основная форма организации - игра.

Воспитательный потенциал игры дошкольника исследован достаточно полно. Его роль отмечается в познании детьми мира, в развитии интеллекта, накоплении опыта переживаний, физическом развитии, приобретении опыта нравственного поведения, формировании отношений: дружба, совместимость т. д.

Для педагогов игра - наиболее приемлемый метод диагностирования детей: он объективно выявляет интеллектуальные возможности, двигательный потенциал, творческие задатки, особенности характера, качества межличностных отношений детей друг с другом.

Учеными доказано, что существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышление, речи, внимания. Например, действия с предметами, ребёнок манипулирует пальцами, в это время активизируется его мыслительная деятельность.

Занимаясь с ребёнком, мы всего лишь прививаем ему стандартизированную картину мира, обучаем его тем навыкам, которые заведомо обрекут его на неудачи, поскольку успех приходит лишь к тем, кто действует и мыслит нестереотипно. Другое дело - играть с ребёнком. Играть, то есть вступать с ним в отношения на равных. У ребёнка нет разделения между жизнью и игрой, для него весь мир и всё, что в этом мире происходит - игра. Игра для ребёнка - это психологическая среда, в которой проходят первые годы его существования. Она естественна для него. Результаты специальных исследований ученых всего мира свидетельствуют о том, что недостаток игры наносит невосполнимый ущерб развитию детей в целом и отрицательно сказывается на их подготовке к школе.

Взрослый, вступая в игру с ребёнком должен знать:

• Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Радуйтесь успехам малыша;

• Ребёнка нужно заинтересовать игрой, а не принуждать в неё играть;

• Будьте предельно тактичны и деликатны, делая замечания. Ребёнок не редко воспринимает их, как упрек в непонятливости;

• Малыш должен получать от игры полноценное интеллектуально - эстетическое удовлетворение.

Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие,

дидактические, игры - драматизации, но обо всех со всей ответственностью можно сказать - они несут развивающую функцию.

Познавательная активность детей формируется в процессе предметной деятельности, которая является основной для ознакомления с окружающим миром. Важно научить детей различать цвет, форму, группировать предметы по назначению. Сенсорное воспитание направлено на полное восприятие предметов, без него знание детей будут носить поверхностный характер. Взаимозависимость математического развития и формирования логических приёмов умственных действий - одна из основных методических проблем сенсорного воспитания дошкольников. В методике под формирование логического мышления подразумевают развитие логических приёмов мыслительной деятельности, а так же умение понимать, прослеживать причинно - следственные связи, выстраивать на их основе простейшие связи.

Человеческий интеллект неразрывно связан с деятельностью рук. Совершенствование мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи. Поэтому, чтобы предупредить многие речевые проблемы необходимо использовать пальчиковые игры.

В ходе этих игр ребёнок тренирует мелкую моторику, активизирует отделы головного мозга, отвечающие за образно - ассоциативное мышление, развивает концентрацию внимания. Это элементарные игры, которые иногда не требуют дополнительных материалов, но имеют очень большой развивающий эффект.

Как средство интеллектуального развития, познавательных, психических процессов детей являются дидактические игры. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. В ходе дидактической игры дети не только

закрепляют полученные на занятиях знания, но и овладевают навыками умственной работы, развивают самостоятельность мышления.

Значительное место в жизни детей занимают игры, включающие элемент перевоплощения. Это игры в театр. Самое ценное в этих игра - это возможность напрямую взаимодействовать с другими участниками. Малыши приобретают важный опыт, когда ставят себя на место другого человека, животного или игрушки. Им приходится решать необычные задачи, например, передавать их характер, повадки и т.д. Эти игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, активизируют воображение, благоприятствуют развитию речи, расширяют кругозор детей.

В результате исследований ученые установил, что игра имеет самое непосредственное отношение в подготовке ребёнка к школе влияет на умственное и эмоционально - волевое развитие ребёнка, формирование инициативности и самостоятельности. В своей деятельности мы стараемся создать все необходимые условия для сюжетно - ролевых игр: это куклы, кукольная одежда, посуда, мебель, машины, строительные наборы, предметы - заместители. Все расположено в доступном для детей месте, что способствует свободному их использованию. Содержание детских игр стало значительно богаче, у детей сформировалось умение организованно играть небольшими подгруппами, договариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.

При организации двигательной деятельности большое место отводится спортивным играм, что повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья.

Игра должна стать стилем общения с ребёнком. Игра - это универсальная структура, с помощью которой можно объяснить ребёнку самые сложные понятия. Поэтому полноценное развитие игровой деятельности возможно лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении - семь и детского сада, что позволит совершенствовать интеллектуальные способности дошкольников.

Список использованной литературы: 1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. - М., 1969.

© Елецкая Н.М., Зайцева С.С., 2022

УДК376

Карталова Е.А.

Ефимова Е.Д.

МБДОУ д/с №89 «Центр развития ребенка «Непоседы»,

г. Белгород

«ПЕСКОГРАФИЯ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОВЗ

Аннотация

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребенка. Развитие мелкой моторики рук, является одним из показателей готовности детей к поступлению в школу. Задолго до поступления в школу с ребенком надо развивать мелкую моторику рук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.