Научная статья на тему 'ЕДИНСТВО УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ЕДИНСТВО УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ИСТРИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахор Т.А., Егоренкова И.А., Любина Е.В.

Определяются основные направления воспитательной работы в профессиональном колледже, основанной на осмыслении актуальных тенденций современного образовательного процесса, акцентированных в новом ФГОС начального общего образования (2021г.). Представлен опыт воспитательной работы при изучении учебного материала на уроках, а также во внеурочной деятельности. Охарактеризован образовательный потенциал внеурочных мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию обучающихся, при котором их интерес к художественной культуре становится основой учебно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахор Т.А., Егоренкова И.А., Любина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕДИНСТВО УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

УДК 377.8

Бахор Т.А.

канд. филол. наук, доцент, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

Егоренкова И.А. методист, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

Любина Е.В.

Методист, преподаватель ИПК- филиала ГГТУ г. Истра, Московская область, РФ

ЕДИНСТВО УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация

Определяются основные направления воспитательной работы в профессиональном колледже, основанной на осмыслении актуальных тенденций современного образовательного процесса, акцентированных в новом ФГОС начального общего образования (2021г.). Представлен опыт воспитательной работы при изучении учебного материала на уроках, а также во внеурочной деятельности. Охарактеризован образовательный потенциал внеурочных мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию обучающихся, при котором их интерес к художественной культуре становится основой учебно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова

ФГОС начального общего образования, образовательный процесс, эстетическое воспитание, проблемно-диалоговое обучение, учебное исследование, Истринский профессиональный колледж.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) приоритетным объявляет «единство учебной и воспитательной деятельности» [1], предполагающей неразрывную связь этих составляющих образовательного процесса, что позволит педагогам формировать у обучающихся «готовность к успешному взаимодействию с изменяющимся миром», а также «мотивацию к «обучению в течение всей жизни» [1]. В такой формулировке основной характеристики этого документа, определяющего ближайшее будущее российского начального общего образования, содержится и своеобразное указание на необходимость актуализации соответствующих векторов среднего профессионального образования, обеспечивающего педагогическими кадрами начальную школу. В частности, это положение необходимо учитывать при профессиональной подготовке учителей начальных классов. Особенно когда имеется в виду подготовка студентов колледжа к «организации внеурочной деятельности и общения учащихся» [2].

Педагоги Истринского профессионального колледжа - филиала Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (далее - ИПК - филиала ГГТУ) особое внимание уделяют воспитательной работе со студентами, при этом стремятся воспитывать учащихся не только во время специальных бесед и классных часов, но и на уроках, посредством изучаемого материала. Например, изучая на занятиях по методике обществознания специфику проблемно диалогического обучения, студенты формулируют проблемный вопрос, учитывая, что у него не может быть только одного правильного ответа. Вопрос о том, кого считают основателем Москвы, студенты не рекомендуют для проблемного диалога. Хотя историки в качестве основателя города называют князя Юрия Долгорукова, т.к. в письме 1147 г. он приглашает на пир в Москву князя Святослава Олеговича, но к этому времени Москва была уже крупным городом, история которого насчитывала не одно десятилетие. Вопрос о том, насколько верно приведенное выше определение кн. Юрия Долгорукова как основателя города, может

стать основой учебной дискуссии не только у студентов колледжа, но обучающихся начальной школы. Обращение к проблемному диалогу позволяет обучающимся (студентам и школьникам) постепенно осознать относительность категорических утверждений по тому или иному вопросу, у них постепенно формируется готовность выслушать другую точку зрения как достойную внимания. Для первокурсников, пришедших в колледж после 9 класса, сложно преодолеть подростковый максимализм в отношении к окружающим, но используемые преподавателями формы занятий и внеурочных мероприятий способствуют тому, что обучающиеся младших курсов приходят к осознанию многогранности окружающего мира, неоднозначности происходящих событий и взаимоотношений между людьми. Так постепенно у обучающихся формируется установка на готовность уважительно воспринимать другую точку зрения, в т. ч. и противоположную собственной.

Особое внимание в Истринском профессиональном колледже уделяется расширению культурного кругозора обучающихся. Большие возможности для этого представляет многолетнее сотрудничество колледжа с музеем «Новый Иерусалим» (г. Истра), в котором регулярно проводятся выставки работ российских и зарубежных авторов разных исторических эпох. Так, студенты 1 курса, обучающиеся по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, активно посещали выставку «Младшие Брейгели и их эпоха. Живопись золотого века» из коллекции Валерии и Константина Мауергауз (декабрь 2020г. - июнь 2021г.). Проведенная предварительная беседа об особенностях европейского искусства Средних веков и эпохи Возрождения подготовила обучающихся к восприятию творчества младших Брейгелей, следовавших в живописи традициям своего отца, открывшего жителям Северной Европы суровый, красочный, мир нидерландских крестьян и горожан, а также способствовавшего утверждению в живописи жанра пейзажа, воплощающего картины суровой природы северной Европы.

Студентов привлекла расположенная в «красном углу» выставочного зала картина Питера Брейгеля Младшего «Бобовый король» (1620). Естественным оказался вопрос о том, что хотел художник сказать своей картиной зрителям. Сопровождающий группу преподаватель предложил студентам выделить образы и детали, которые, с их точки зрения, акцентирует художник. Одни обучающиеся указали следующие детали художественного времени и пространства: зима, деревня или небольшой городок, тонкие стены дома/трактира, многолюдная компания) - все это свидетельствует о том, что отмечается какой-то общенародный праздник, важный для природы и человека. Другие студенты отметили, что праздник этот, очевидно, семейный, т.к. присутствуют взрослые и дети, мужчины и женщины. Третьих привлекло обилие предметов круглой формы: стол, блюдо, чашки, котел, сковородка, корзина, круглые шляпы гостей и др. Почти все обучающиеся указали на животных (куры, кошки, собаки). Важно, что все обучающиеся отметили блины и пироги как главные блюда этого празднества. Удивили всех ожерелье из яиц на шее у персонажа в желтой шляпе и метла у него же на плече. Таким образом, студенты верно почувствовали условность изображенной на полотне сцены, ее многозначность. Последующее осмысление указанных деталей стало темой учебных исследований. Картина оказалась своеобразным зашифрованным посланием художника, которое нужно было прочитать первокурсникам. Так возникли темы учебно-исследовательских проектов: «Символика художественного времени и пространства в живописи эпохи Возрождения», «Этнокультурные параллели в календарных обрядах разных народов», «Зимние праздники разных народов», «Блины как ритуальное блюдо народного праздника» и др. Выполненные исследования позволили выявить связь изображения с новогодними народными праздниками и Рождеством, с одной стороны, и Масленицей - с другой. Особенно интересным оказался для обучающихся образ крестьянина в круглой желтой шляпе, знаке шута (дурака, дурня). Убедительной была его связь с образами ряженых на святках, которые являются вариантом мифологемы сатиров и других спутников Диониса на празднестве божества плодородных сил земли. В этом контексте метла персонажа на картине Брейгеля может быть интерпретирована как орудие труда, способное убрать снег для предстоящего весной всхода растений. Таким образом, в празднике, ставшем темой этого полотна, студенты выявили черты, сближающие его одновременно с народными празднованиями зимнего солнцестояния и весенними празднованиями пробуждающейся природы.

Так интерес к живописному полотну стал основой активной познавательной деятельности обучающихся, позволившей им увидеть в картине П. Брейгеля младшего прославление о крестьянах как сословии, существующем в гармонии с природой, черпающем у нее силы, чтобы выжить в сложных условиях Европы XVII века.

Работа над интерпретацией картины Питера Брейгеля младшего позволила студентам осмыслить особенности учебного исследования, этапы его выполнения, правила оформления и представления его результатов. Так, решая собственные учебные задачи, студент, вовлеченный в процесс реализации учебного исследования, обучается организации и руководству этим видом деятельности.

Безусловно, знания, приобретенные обучающимися в процессе выполнения учебного исследования, могут быть ими использованы уже как учителями при изучении темы «Народные праздники» на уроках по окружающему миру. Так органично в образовательном процессе колледжа проявляется единство учебной и воспитательной деятельности Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021. №286. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/ 0001202107050027 (дата обращения 30.07.2021).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах: утв. приказом Минобрнауки России от 27.10.2014. № 1353. URL: https://edu.ru/documents/view/59902/ (дата обращения 30.07.2021).

© Бахор Т.А., Егоренкова И. А., Любина Е.В., 2021

УДК 371.4

Васильева О.А.

магистр, учитель биологии МБОУ гимназия 9,

г. Новосибирск, РФ Гоппе А.К.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация

В статье представлен опыт работы по экологическому воспитанию школьников начального, среднего и основного уровня образования.

Ключевые слова:

экология, воспитание, экологические ценности, экологическое образование

В современном веке экологическая ситуация в мире продолжает ухудшаться. Это вызывает тревогу за состояние биосферы, за условие жизни на нашей планете, что влияет на состояние живых организмов и здоровье человека. Экологическому воспитанию в Федеральном Государственном Образовательном стандарте уделено особое значение:

• формирование и развитие экологического мышления личности;

• умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

• развивает основы экологической культуры, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.