Научная статья на тему '«АНТИПЛАГИАТ» ˗ НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА И КОЛЛЕДЖА'

«АНТИПЛАГИАТ» ˗ НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА И КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТРИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ / СИСТЕМА «АНТИПЛАГИАТ» / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОКСФОРДСКИЙ РОССИЙСКИЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахор Тамара Андреевна, Зырянова Ольга Николаевна, Смагина Вероника Юрьевна

В статье предлагаются методические рекомендации по подготовке обучающихся вузов и колледжей к работе по предупреждению заимствований в учебно-исследовательских и научных работах студентов. Систематическое обращение к различным видам творческой учебно-исследовательской деятельности, итогом которой становятся работы разных жанров (сообщения/доклады рефераты, индивидуальные задания, курсовые и выпускные квалификационные работы), позволяет обучающимся не только привыкнуть к регулярным проверкам их трудов в системе «Антиплагиат», но и настроиться на серьезную самостоятельную работу, способствующую формированию их речевых умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахор Тамара Андреевна, Зырянова Ольга Николаевна, Смагина Вероника Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"ANTIPLAGIATE" ˗ NECESSARY COMPONENT OF MODERN EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY AND COLLEGE

The article offers guidelines for preparing students of universities and colleges to work to prevent borrowing in educational research and scientific works of students. A systematic appeal to various types of creative educational and research activities, the result of which are works of different genres (messages / reports, essays, individual assignments, coursework and final qualification works), allow students not only to get used to regular checks of their works in the Antiplagiat system, but and tune in to serious independent work, contributing to the formation of their speech skills.

Текст научной работы на тему ««АНТИПЛАГИАТ» ˗ НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА И КОЛЛЕДЖА»

Литература:

1. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Сулейманова Ф.М., Косцова С.А. Формы и методы художественноэстетического воспитания младших школьников в образовательном процессе начальной школы // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 317-321.

2. Быкова Е.А., Истомина С.В., Самылова О.А. Изучение психолого-педагогической компетентности педагогов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 26-29.

3. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., Дружинин В.В.Музыкальное воспитание дошкольников с ОВЗ как условие их компенсаторного развития // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 25-28.

4. Рачковская Н.А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2008. -№4. - С. 12-17.

5. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика. Дис... д-ра пед. наук. - М., 2012. - 411 с.

6. Рачковская Н.А. Теоретико-методологические основы развития эмоциональной культуры социального педагога: монография. - Москва: МГОУ, 2011. - 201 с.

7. Рачковская Н.А. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Теоретические и практические исследования XXI века: труды Международной научно-практической конференции (Дедовск, 20-23.10.2014 г.). - Москва, 2014. - С. 317-321.

8. Рачковская Н.А., Сюрин С.Н. Реализация психолого-педагогических технологий в специализированном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья и отклоняющимися формами поведения // Достижения вузовской науки: тр. Междунар. науч.-практ. конф. (Дедовск, 15-20.09.2014 г.). - Москва, 2014. - С. 336-340.

9. Столяров Б.А. Студия в пространстве художественной культуры и образования: учебное пособие. -СПб., 2017. - 340 с.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 // Электрон дан. Режим доступа Url: http://www.rg.ru/2015/06/08vospitanie - dok.html (дата обращения 16.04.2021)

11. Теленская Д.Ю. Ведущие факторы формирования художественного вкуса у студенческой молодежи средствами театрального и эстрадного искусства // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). -С. 170-171.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 96 с.

13. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В.Н. Шацкой. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 334 с.

Педагогика

УДК 37.04

кандидат филологических наук, преподаватель Бахор Тамара Андреевна

Истринский профессиональный колледж - филиал Государственного образовательного учреждения высшего образования

Московской области "Государственный гуманитарно-технологический университет" (г. Истра); кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и языковой коммуникации Зырянова Ольга Николаевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студент Смагина Вероника Юрьевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)

«АНТИПЛАГИАТ» - НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА ВУЗА И КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье предлагаются методические рекомендации по подготовке обучающихся вузов и колледжей к работе по предупреждению заимствований в учебно-исследовательских и научных работах студентов. Систематическое обращение к различным видам творческой учебно-исследовательской деятельности, итогом которой становятся работы разных жанров (сообщения/доклады рефераты, индивидуальные задания, курсовые и выпускные квалификационные работы), позволяет обучающимся не только привыкнуть к регулярным проверкам их трудов в системе «Антиплагиат», но и настроиться на серьезную самостоятельную работу, способствующую формированию их речевых умений.

Ключевые слова: образовательное пространство вуза, среднее профессиональное образование, Истринский профессиональный колледж, исследовательская деятельность, оригинальность исследовательских работ, система «Антиплагиат», интеллектуальная собственность, речевые умения обучающихся, Оксфордский Российский фонд.

Annоtation. The article offers guidelines for preparing students of universities and colleges to work to prevent borrowing in educational research and scientific works of students. A systematic appeal to various types of creative educational and research activities, the result of which are works of different genres (messages / reports, essays, individual assignments, coursework and final qualification works), allow students not only to get used to regular checks of their works in the Antiplagiat system, but and tune in to serious independent work, contributing to the formation of their speech skills.

Keywords: educational space of the university, secondary vocational education, Istra Vocational College, research activities, originality of research works, "Antiplagiat" system, intellectual property, speech skills of students, Oxford Russian Foundation.

Исследование выполнено при поддержке Оксфордского Российского фонда

Введение. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах среди важнейших умений, которые должны быть сформированы у обучающихся, указано умение «использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) в профессиональной деятельности»; <...>уметъ организовывать исследовательскую деятельность, оформлять результаты исследовательской и проектной деятельности» [7]. Эффективное решение этой задачи возможно только при корректном обращении обучающихся с научной литературой. Этот аспект обучения, оказавшийся для вчерашних школьников совершенно новым, в полной мере не реализуется при изучении отдельных дисциплин и модулей колледжа и вуза. Введенная в последнее время дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности» входит в «Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл» учебного плана. При ознакомлении с правилами работы с научной литературой на занятиях по этой дисциплине преподаватель может ориентироваться на принципы похода к проверке уникальности, которые являются основными в российской системе «Антиплагиат». Эта система, внедряемая особенно активно в течение последних пяти лет в учебную исследовательскую деятельность российских учебных организаций высшего и среднего профессионального образования, становится сейчас все более эффективным инструментом оценки оригинальности предъявляемых научному сообществу страны учебно-исследовательских и научных работ обучающихся вузов и колледжей. Исполнительный директор компании «Антиплагиат» Ю.В. Чехович, подводя итоги реализации интернет-проекта за 2005-2019 гг., подчеркнул, что их компания «обеспечивает максимальный охват области поиска в русскоязычном научном и образовательном пространств» [8].

Со времени издания Приказа Минобрнауки от 29 июня 2015 г. № 636, утвердившего в качестве обязательного «порядок размещения текстов выпускных квалификационных работ в электронно-библиотечной системе организации, проверку на объем заимствования.» [6], российские вузы приобрели заслуживающий широкого внимания опыт работы обучающихся (студентов, магистрантов) в специализированной поисковой системе «Антиплагиат». Осмысление этого опыта, представленное в трудах многих специалистов высшей школы (О.С. Кошевой, Н.И. Мартишина, Т.В. Хованская, М.Н. Сандирова и др.), позволило учреждениям среднего профессионального образования корректно внедрять систему «Антиплагиат» в образовательное пространство колледжей. Среди них - Истринский профессиональный колледж - филиал Государственного гуманитарно-технологического университета (г. Истра, Московская обл.).

Специалисты обращают внимание на то, что «в настоящее время проверка учебных и научных разработок в системе «Антиплагиат» стала постоянной составляющей работы преподавателей» [5, с. 50]. Но это «не решает проблему нарушения авторского права, связанного с интеллектуальной собственностью» [4 с. 94], представляющей собой материально выраженный результат творческой научной деятельности. Одновременно с этим в обществе постепенно зреет осознание «научной деятельности как непрерывного потока индивидуальных достижений» [5, с. 50].

Выдвинутое Министерством образования и науки Российской Федерации в 2015 году требование о проверке выпускных квалификационных работ на объем заимствования требует от современного вуза и колледжа систематизировать работу обучающихся, которая, на наш взгляд, предполагает выполнение систематических упражнений по развитию речевых навыков студентов, формируемых на протяжении всего их обучения. Эффективной эта работа может стать только при условии ее систематичности, регулярности, постепенного усложнения исследовательской составляющей, публичной апробации результатов на внутривузовских научно-практических конференциях и других научно-исследовательских форумах разных уровней (областных, краевых, всероссийских и др.).

Цель нашего исследования - разработать методические рекомендации по подготовке обучающихся вузов и колледжей к самостоятельному оформлению результатов их исследовательской деятельности, способствуя таким образом предупреждению заимствований в учебно-исследовательских и научных работах студентов. Систематическая работа над различными жанрами отчетов о творческой учебно-исследовательской деятельности, на наш взгляд, позволит обучающимся не только привыкнуть к регулярным проверкам их трудов в системе «Антиплагиат», но и настроиться на серьезную самостоятельную работу, способствующую формированию их речевых умений.

Изложение основного материала статьи. Проверка на заимствование созданных обучающимися текстов, содержащих итоги их учебно-исследовательской и научной работы, становится все более привычной деятельностью не только преподавателей, проверяющих эти тексты, но и самих студентов, не желающих получить публичное обвинение в плагиате. Вузы и колледжи, обеспечивающие профессиональное образование молодежи, всерьез озадачены тем, чтобы способствовать воспитанию у студентов уважения к чужой интеллектуальной собственности, созданию у них мотивации к стремлению корректно работать с заимствованиями, правильно их оформлять.

По нашему мнению, воспроизведение результатов интеллектуальной собственности чрезвычайно важно не только на этапе предъявления обучающимися к апробации результатов собственного исследовательского опыта, но и на этапе его трансляции в работах реферативного характера. Как известно, реферирование представляет собой разновидность работы по извлечению основных содержательных/смысловых компонентов реферируемого текста, одного из круга научных работ, составляющих методологическую базу предстоящего исследования. Безусловно, целесообразной является работа следующих видов:

- упрощение структуры предложений (из сложного предложения сделать простое, осложненное причастными и деепричастными оборотами, и др.),

- выявление наиболее важных в реферируемом тексте предложений или абзацев,

- обобщение выявленной информации в один краткий связный текст и др. Такая деятельность способствует концептуальному осмыслению студентами проблемы, изложенной в научной работе. Но на начальном этапе учебно- исследовательской деятельности обучающиеся еще не владеют такими навыками, поэтому рекомендуем преподавателю самому обозначить проблему, которая по-разному отражена хотя бы в двух статьях, т.к. прием сопоставления с последующим сравнением выявленных точек зрения позволит

обучающемуся не только отметить спорный дискурс рассматриваемой проблемы, но и определить собственную точку зрения по излагаемому в реферируемых материалах вопросу.

Современное мировое сообщество нацелено на гуманизацию и гуманитаризацию образования, что должно способствовать развитию когнитивных способностей личности, наиболее ярко проявляемых в ее речевой деятельности. Особенно значимыми являются такие коммуникативные качества речи, как: чистота, логичность, уместность, богатство и др. К сожалению, мы не можем говорить о ярко выраженном проявлении подобных качеств у современной молодежи, в т.ч. и у обучающейся в вузах и колледжах. Оскудение речи молодых людей рассматривается современными средствами массовой информации как следствие снижения уровня их общей культуры, сужения кругозора у большинства представителей поколения Z, родившихся после 2000 г. На преодоление отмеченных тенденций нацелены дисциплины культурологического цикла, которые занимают значительное место в учебных планах современного вуза и колледжа: этика, эстетика, искусство, литература, история и др. Так, вынуждены констатировать, что обучающиеся на младших курсах колледжа и вуза имеют весьма приблизительное представление о социальной структуре России в ХГХ-ХХ вв. Многие из них не могут отличить дворовых от дворян, путают купцов с помещиками, считают синонимичным обозначение социального статуса героя произведения как помещика и дворянина и т.д. К сожалению, вынуждены констатировать, что уже сказки А.С. Пушкина требуют от преподавателей колледжа и вуза предоставления в студенческой аудитории обширных комментариев. И например, объяснение того, чем чернец отличается от чернавки, является не самым востребованным. Часто встречающееся непонимание социальных различий в статусах жены рыбака, столбовой дворянки, вольной царицы, владычицы морской приводит к неверной интерпретации столкновений рыбака и его жены в пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» не только в контексте семейных и политических взглядов автора как человека первой трети XIX века, но и в контексте философии поэта, убежденного в том, что в преходящем, сиюминутном проявляются вечные законы человеческой жизни. Вовлечению обучающихся в обсуждении озвученных на занятии проблем способствует проблемный диалог, «побуждающий и подводящий» студентов, по мнению преподавателей, к эффективному решению проблемных ситуаций [2].

Особая роль формировании речевых навыков студентов отводится на занятиях по русскому языку и культуре речи, родному языку и др.. Интересно проходит работа с пословицами [3] на интегрированных занятиях [1], котрые позволяют обратиться к реконструкции пословиц, уже незнакомым в полной форме современным студентам, т.к. в массовом употреблении встречаются лишь их первые части: «Бедность не порок, а несчастье», «Яблоко от яблони недалеко падает, но далеко катится», «На обиженных (сердитых) воду возят, а на добрых - сами катаются», «Первый парень на деревне, а деревня - в два двора» и др. Так, при первоначальной интерпретации последней из приведенных пословиц первокурсники говорят о том, что в предложении «Первый парень на деревне» содержится восхваление юноши, который по каким-либо качествам превосходит других молодых односельчан (добросовестно работающий, талантливый, заботливый и др.). Звучащая далее полная форма пословицы обычно вызывает в аудитории смех, т.к. никакой похвалы парню в ней студенты не видят.

Подобная работа полезна в студенческой аудитории еще и потому, что обучающиеся признают необходимость ознакомления с полным текстом какого-либо документа (художественного произведения, словарной статьи и т.д.), а не кратким его изложением. Некоторые обучающиеся говорят о том, что на таком занятии впервые понимают ставшую затем для них очевидной мысль: любой сокращенный вариант текста есть его интерпретация, а акцентирование автором пересказа того или иного компонента сокращаемого текста отражает субъективность этого автора. На занятии звучат и слова о том, что любой реферат - также субъективное изложение реферируемого материала. Подобные занятия позволяют обучающимся зримо представить ценность интеллектуальной собственности, необходимость бережного к ней отношения.

Представленные выше занятия и формы работы с текстом позволяют обучающимся понять необходимость значение систем, выявляющих в исследовательских работах заимствования из чужих текстов: с одной стороны, они противостоят таким заимствованиям, с другой, нацеливают авторов работ на бережное отношение в использовании чужой интеллектуальной собственности.

Как правило, обучающихся впечатляет даже сам перечень сервисов проверки уникальности, используемых системой «Антиплагиат», среди которых - коллекции ЭБС, РГБ, eLIBRARY.RU, «Гарант» и др. Выполненная студентами на занятии самостоятельно проверка фрагментов курсовых и дипломных работ, найденных в сети «Интернет», показала высокий процент заимствования (до 70%). К сожалению, бесплатная версия проверки не предоставляет полного отчета, а краткий отчет не показывает: что, откуда и в каком объеме было заимствовано в том или ином документе.

Студенты имели возможность познакомиться с полным отчетом по результатам полной проверки системой «Антиплагиат» (СФУ) заимствований в одной из выпускных квалификационных работ выпускника Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета. Обучающиеся интерпретировали выделенные в представленном системой «Антиплагиат» отчете данные о заимствованиях, цитировании и самоцитировании. Особенно плодотворной оказалась работа со списком представленных в отчете текстов, из которых были произведены заимствования. Высоко оценили обучающиеся и готовность системы «Антиплагиат» к обнаружению заимствований в виде перефразирования предложений чужого текста.

Выводы. Активное внедрение систем проверки текстов на уникальность становится привычным явлением для учебного процесса вузов и колледжей, что требует от преподавателей и руководителей учебно-исследовательской деятельностью обучающихся постоянного внимания к проблеме текстовых заимствований. Включение в учебный план специальных дисциплин по основам учебно-исследовательской деятельности, постоянное внимание на занятиях к реферированию, трансформации текста, его реконструкции, систематический анализ учебно-исследовательских материалов разных жанров (сообщение/доклад, реферат, индивидуальное задание, курсовая и выпускная квалификационная работа), в основе которого - выявление заимствований из чужих текстов, позволит обучающимся не только привыкнуть к регулярным проверкам их трудов в системе «Антиплагиат», но и становится значительным стимулом к серьезной самостоятельной работе обучающихся, нацеливающим их на корректное отношение к научной интеллектуальной собственности.

Литература:

1. Бахор Т.А. Роль интегрированных занятий в формировании общепрофессиональных компетенций у будущих бакалавров педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. - 2018. -№ 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27959 (дата обращения: 11.05.2021).

2. Веккессер М.В. Проблемный диалог как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-4. -С. 40-43.

3. Давыдова О.Н., Зырянова О.Н., Веккессер М. В. Пословицы и поговорки как дидактический материал на уроках русского языка // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. -2018. - Т.9. - № 9. - С. 237-244.

4. Кошевой О.С. Особенности использования системы антиплагиат в учебном процессе вуза // Научные труды Московского университета им. С.Ю. Витте: сборник научных статей. - М., 2015. - С. 91-96.

5. Мартишина Н.И. Место системы "Антиплагиат" в саморегуляции научной деятельности // Высшее образование в России. - 2018. - №6. URL: https://cyberienmka.ru/artide/n/mesto-sistemy-antiplagiat-v-samoregulyatsii-nauchnoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.05.2021).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. N 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" (с изменениями и дополнениями). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/ 71145690/paragraph/48:0 (дата обращения: 11.05.2021).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах: утв. приказом Минобрнауки России от 27.10.2014 г. № 1353. // Российское образование: Федеральный образовательный портал. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.ru/documents/view/59902/ (дата обращения 11.05.2021).

8. Чехович Ю.В. Секреты эффективного использования системы Антиплагиат в высшей школе. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1364087673 /Antiplagiat_KPFU_Kazan_20190417.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Жидков Алексей Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гусев Евгений Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются информационные технологии в профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей и аспектов использования информационных технологий обучения в учебно-образовательном процессе. Авторами статьи были проанализированы исследования посвященные применению информационных технологий обучения в образовательном процессе. Определен перечень наиболее часто используемых информационных технологий в профессиональном образовании. Авторы считают, что информационные технологии уже доказали свою эффективность в образовании. Их применение в образовательном процессе позволяет студентам более наглядно изучать дисциплины, развивать различные типы мышления, повышать продуктивность на занятиях и получать более полные представления о профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные технологии, мультимедиа, профессиональное образование, компетенции, профессиональная подготовка, технические средства, специалист среднего звена, образовательный процесс.

Annotation. The article deals with information technologies in the professional activity of a teacher of vocational training. The purpose of the article is to reveal the possibilities and aspects of the use of information technologies of training in the educational process. The authors of the article analyzed the research devoted to the use of information technologies of training in the educational process. The list of the most frequently used information technologies in professional education is defined. The authors believe that information technologies have already proven their effectiveness in education. Their application in the educational process allows students to study disciplines more clearly, develop different types of thinking, increase productivity in the classroom and get a more complete understanding of their professional activities.

Key words: information technologies, computer technologies, multimedia, professional education, competencies, professional training, technical means, middle-level specialist, educational process.

Введение. Профессиональное образование на современном этапе предъявляет новые требования к подготовке педагогов профессионального обучения, основная задача которых, уметь применять в профессиональной деятельности современные и инновационные технологии обучения студентов среднего профессионального образования. К данным технологиям относятся информационные технологии, которые позволяют отображать информацию в электронном виде, работать с различными видами файлов и источниками информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.