Научная статья на тему 'Организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности будущих специалистов в вузе'

Организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности будущих специалистов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL-ORIENTED RESEARCH ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONAL TASKS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмин Виталий Валерьевич

В статье рассматриваются современные требования к исследовательской деятельности будущих специалистов, предлагается авторская методика профессионально-ориентированной исследовательской деятельности обучающихся в высшем учебном заведении. В статье также приводятся результаты эксперимента по разработанной методике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерёмин Виталий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANISATION OF THE PROFESSIONAL-ORIENTED RESEARCH ACTIVITY FOR FUTURE SPECIALISTS AT THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

This article deals with modern requirements to the research activity of the future specialists and the author proposes a procedure of professional-oriented research activity for people trained at higher educational institutions. Besides, some results of an experiment are given in this article according to the elaborated procedure

Текст научной работы на тему «Организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности будущих специалистов в вузе»

УДК 001.891-057.875:378

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

В. В. Ерёмин

THE ORGANISATION OF THE PROFESSIONAL-ORIENTED RESEARCH ACTIVITY FOR FUTURE SPECIALISTS AT THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

V. V. Eremin

В статье рассматриваются современные требования к исследовательской деятельности будущих специалистов, предлагается авторская методика профессионально-ориентированной исследовательской деятельности обучающихся в высшем учебном заведении. В статье также приводятся результаты эксперимента по разработанной методике.

This article deals with modern requirements to the research activity of the future specialists and the author proposes a procedure of professional-oriented research activity for people trained at higher educational institutions. Besides, some results of an experiment are given in this article according to the elaborated procedure.

Ключевые слова: профессионально-ориентированная исследовательская деятельность, профессиональные компетенции, профессиональные задачи, мотивация.

Keywords: professional-oriented research activity, professional competences, professional tasks, motivation.

Как известно, в числе основных задач высшего учебного заведения указывается необходимость развивать науки посредством научных исследований. В связи с этим особое внимание уделяется в вузах организации исследовательской деятельности будущих специалистов в области их профессиональных интересов.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривают в числе видов подготовки к профессиональной деятельности студентов-бакалавров и магистров научно-исследовательскую деятельность. Мы провели обзор стандартов по направлениям подготовки, с которыми работаем, и выделили профессиональные задачи в части научноисследовательской работы студентов, которые могут быть реализованы при изучении иностранного языка.

Профессиональные задачи:

- изучение новых научных результатов, научной литературы и научно-исследовательских проектов;

- поиск информации, сбор и анализ данных;

- разработка научных обзоров, составление рефератов и библиографии;

- анализ, оценка процессов и явлений как в России, так и за рубежом, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

- проведение статистических обследований и обработка результатов;

- участие в разработке проектных решений;

- участие в работе научных семинаров, научнотематических конференций, симпозиумов;

- подготовка научных и научно-технических публикаций.

Научно-исследовательская деятельность также отражена в профессиональных компетенциях. Эти компетенции предполагают осуществление глобальной коммуникации. Вот примеры таких компетенций.

Профессиональные компетенции:

— способность осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологи-

ческих достижениях в сети Интернет, способность взаимодействовать и сотрудничать с профессиональными сетевыми сообществами и международными консорциумами;

— способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики, выявлять тенденции изменения показателей;

— способность собирать необходимые данные, анализировать их, подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет при использовании отечественных и зарубежных источников информации.

Далее нас заинтересовало, какие современные научные выводы существуют в вопросе организации научно-исследовательской деятельности студентов?

Первый вопрос, который обращает на себя внимание: что подразумевается под исследовательской деятельностью студентов в контексте их профессиональной подготовки?

Ответ на этот вопрос дает Ю. А. Шурыгина в своем исследовании на примере педагогического вуза: «Профессионально-ориентированная исследовательская деятельность студентов педагогического вуза представляет собой процесс поиска объективно или субъективно новых знаний, направленных на решение педагогических проблем в процессе профессиональной подготовки, результатом которой является усвоение знаний методологии и методики педагогических исследований, формирование умений организации и регуляции собственного исследования и исследований учащихся» [3, с. 143].

Второй вопрос, который возникает: в чем выражается готовность осуществлять исследовательскую деятельность?

Ответ на этот вопрос в своем исследовании дает

С. М. Тутарищева: «Готовность к профессионально ориентированной научно-исследовательской деятельности является профессионально значимым личностным качеством современного специалиста, определяющим его способность и стремление эффективно

осуществлять научные исследования в профессиональной сфере. Ее структура и содержание определяются сущностью научно-исследовательской деятельности и включают содержательно-процессуальный (исследовательские знания и умения) и мотивационный (познавательные интересы) компоненты» [2, с. 124].

Мы синтезировали требования ФГОС ВПО, представленные выводы исследователей и разработали методику профессионально-ориентированной исследовательской деятельности обучающихся:

- развитие мотивации к исследовательской деятельности;

- овладение методами исследовательской деятельности;

- организация исследовательской работы обучающихся на занятиях;

- активизация самостоятельной исследовательской работы обучающихся;

- анализ деятельности и результатов исследовательской работы обучающихся.

Развитие мотивации к исследовательской деятельности

- Учет направления подготовки и личных интересов обучающихся.

Данное положение подразумевает следующее. Выбор студентом определенного направления подготовки уже подразумевает наличие определенной мотивации к освоению будущей профессии. Поэтому будет целесообразным увязывать организуемую исследовательскую работу в области межкультурной коммуникации с профессиональными дисциплинами или отдельными темами, к которым студент проявляет интерес.

- Исследование мотивации обучающихся.

Речь идет об установлении объективной картины предрасположенности студентов к исследовательской деятельности. Для этого применяется ряд диагностических средств. Например, тесты на определение преобладания у студентов определенных мотивов, уровня мотивации достижения.

- Создание на занятиях ситуаций новизны и актуальности.

Студентам предлагается сделать краткие сообщения о сфере своих профессиональных интересов. В нескольких предложениях нужно постараться отразить следующее: сущность выбранной сферы, её роль или польза в современном обществе, перспективы её дальнейшего развития и роль межкультурного сотрудничества.

Овладение технологиями и методами исследовательской деятельности

Чтобы осуществлять исследовательскую деятельность, обучающиеся должны знать, какими способами можно выполнять ту или иную работу, и уметь соблюдать организационно-процессуальные требования в ходе выполнения работы.

В связи с этим на преподавателя возлагается ответственность по ознакомлению обучающихся с технологиями и методами исследования в плане раскрытия их цели, задач, правил, регламента, ролей и т. д.

Организация исследовательской работы обучающихся на занятиях

Первые шаги в исследованиях обучающиеся делали под непосредственным руководством и контролем преподавателя на занятиях. Это помогает им осмыслить теоретические основы методов исследования и связать их с практическими шагами.

На занятиях по иностранному языку мы взяли за основу реферирование профессионально-ориентированных и научных зарубежных статей, поскольку такой вид работы позволяет обучающимся приобрести и развить многие знания и умения в научно-исследовательской деятельности, заложенные в образовательных стандартах. Речь идет, в частности, об умении находить, собирать, анализировать, интерпретировать информацию и давать ей собственную оценку.

Активизация самостоятельной исследовательской работы обучающихся

После того как у обучающихся появилось стабильное умение находить нужную информацию и анализировать ее на занятиях, была организована их самостоятельная исследовательская работа по принципу «от простого к сложному».

Так, сначала обучающиеся делали доклады, представляя информацию по существу вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Затем они составляли рефераты, содержащие творческое или критическое осмысление реферируемых источников по определенной теме.

После того как были сформированы основные навыки поиска, анализа и интерпретации информации, студенты выполняли проектные работы. Данные работы предполагали решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны - интегрирование знаний, умений из различных областей науки.

Обучающимся, демонстрирующим наибольший прогресс в исследовательской работе, мы предлагали написание тезисов или научных статей.

Анализ деятельности и результатов исследовательской работы обучающихся

Цель анализа деятельности и результатов исследовательской работы заключается в том, чтобы проверить сформированность профессиональных компетенций в части НИР, заложенных во ФГОС ВПО.

Сформированность данных компетенций можно констатировать, на наш взгляд, при следующих условиях:

- наличие устойчивой мотивации и активное участие обучающихся в исследовательской деятельности;

- владение обучающимися технологиями и методами исследования;

- умение анализировать информацию и получать необходимые знания при выполнении разных видов исследовательских работ;

- умение интерпретировать полученные данные и оформлять их в материалах научно-исследовательского характера.

На основе разработанной нами методики мы организовали профессионально-ориентированную исследовательскую деятельность будущих специалистов. Участников такой работы мы выделили в три группы по направлениям и уровням подготовки: сту-

денты неязыковых факультетов (НФ), студенты факультета романо-германской филологии (РГФ) и слушатели «Президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий и организаций Российской Федерации» (ППУК).

Первое направление педагогической деятельности - развитие мотивации к исследовательской деятельности. Здесь мы исследовали мотивацию обучения студентов и слушателей в вузе. Для этого мы применили одноименный тест Т. И. Ильиной, где мо-

Согласно результатам теста большая часть опрошенных мотивирована на овладение выбранной профессией. Значительно меньше тех, кто нацелен на приобретение знаний. Меньше всего оказалось респондентов, которых интересует главным образом получение диплома об образовании.

Тем не менее мотивы «Приобретение знаний» и «Овладение профессией» имеют определяющее значение, поскольку по итогам интерпретации результатов теста их преобладание у респондентов свидетельствует об адекватном выборе профессии и удовлетворенности ею.

По нашему мнению, одной удовлетворенности выбранной профессии недостаточно, чтобы судить о готовности студентов осуществлять исследовательскую деятельность. По нашим наблюдениям важным условием еще является стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей. Такие качества рассматриваются в психологии в структуре мотивации

На следующем этапе в ходе ознакомления с методами научного исследования осуществлялась исследовательская работа обучающихся на занятиях, которая представляла собой реферирование статей из зарубежных периодических изданий. Эта работа выглядела следующим образом. Обучающиеся готовили предварительно презентацию выбранной темы статьи в сфере своих интересов, где, так или иначе, прослеживалось

тивация обучения оценивалась по шкалам «Приобретение знаний», «Овладение профессией» и «Получение диплома».

В тестировании приняли участие 504 человека, это составляет 100 % от участников эксперимента. Результаты опрошенных мы распределили по трем основным группам: студенты факультета РГФ (РГФ), студенты неязыковых факультетов (НФ) и слушатели Президентской программы подготовки управленческих кадров (ППУК) (таблица 1).

достижения и оцениваются, в частности, в тесте А. Карелина «Шкала оценки потребности в достижении». Поэтому мы использовали данный тест в нашем исследовании.

Результаты данного тестирования показали, что во всех группах наблюдается общая тенденция - большая часть респондентов показала средний уровень потребности в достижении, а высокий уровень продемонстрировала меньшая часть (таблица 2).

Данные обоих тестов свидетельствовали о необходимости закрепления и дальнейшего развития мотивации студентов в исследовании в области своих профессиональных интересов. Для этого мы предлагали обучающимся делать краткие сообщения о сфере своих профессиональных интересов, что способствовало в целом созданию на занятиях ситуации новизны и актуальности. Это достигалось за счет того, что студенты и слушатели делали небольшие сообщения о сущности выбранной сферы, её роли и пользе в современном обществе, перспективах её дальнейшего развития.

социокультурное влияние на события или проблему. Затем на занятии они выступали перед аудиторией.

Дальнейший ход работы зависел от уровня подготовленности обучающихся по иностранному языку и рассматриваемой темы. Если уровень подготовки был низкий, то после презентации статьи аудитории предлагалось передать общее содержание статьи, а докладчикам - поделиться своими впечатлениями о выпол-

Таблица 1

Результаты определения мотивации обучения в вузе участников эксперимента

Мотивы РГФ НФ ППУК

чел. % чел. % чел. %

Приобретение знаний 23 22 92 27 20 42

Овладение профессией 52 50 201 57 24 50

Получение диплома 29 28 61 17 4 8

Таблица 2

Результаты оценки потребности в достижении участников эксперимента

ненной работе (в чем были трудности и как они преодолевались).

Если уровень подготовки был продвинутый, то на основе представленных статей разворачивалась дополнительная работа в виде дискуссии по проблеме статьи. После выступления оратору задавали вопросы. Затем присутствующие высказывали собственное мнение по проблеме статьи, о роли социокультурных особенностей в деятельности людей. По ходу дискуссии осуществлялся сбор высказанных мнений, проводилось их сравнение, анализ и в конце дискуссии подводился итог.

Самостоятельная исследовательская работа студентов и слушателей реализовывалась в ходе подго-

товки докладов, рефератов и проектов. Основным видом исследовательской работы все же стали проекты в силу их специфики - интегрирование знаний и умений из различных областей науки.

При организации проектных работ мы учитывали теоретические положения по методу проектов [1].

Особое внимание уделялось этапам подготовки проектных работ. Выполнение проектных работ оценивалось по 4-балльной шкале: 5 баллов (отлично), 4 балла (хорошо), 3 балла (удовлетворительно), 2 балла (неудовлетворительно). Результаты выполнения проектных работ представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты выполнения проектных работ

РГФ НФ ППУК

низкий чел. % средний чел. % высокий чел. % низкий чел. % средний чел. % высокий чел. % низкий чел. % средний чел. % высокий чел. %

9 9 6 00 СП 2 ’Zf 2 74 21 265 75 15 4 7 13 33 72 8 15

В ходе групповых и индивидуальных бесед, связанных с подготовкой проектных работ, были выявлен ряд особенностей выполнения работ, характерных для каждой группы. Легче всего выполнение проектных работ далось студентам факультета РГФ. Хорошие языковые и страноведческие знания, сформированные по другим дисциплинам, доступ к различным источникам информации помогли им при выполнении работ.

Слушатели, имея уже опыт специалистов и руководителей, ставили перед собой цепочку конкретных проблемных задач, что создавало для них главную трудность в подготовке работы. Эта особенность отличала их от студентов обеих групп, которые из-за отсутствия личного профессионального опыта выражали лишь субъективные представления о своей будущей

профессии и делали большей частью общие выводы в своих работах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшие трудности испытывали студенты неязыковых факультетов. Здесь был вскрыт ряд проблем. Во-первых, недостаточные языковые и страноведческие знания, что ограничивало поиск информации в первоисточниках на иностранном языке. Во-вторых, ограниченный доступ к источникам информации, прежде всего к Интернету, поскольку большинство студентов неязыковых факультетов проживают в общежитии. В-третьих, многие студенты выражали сомнение, что будут работать по своей специальности, в связи с этим у таких студентов сформировался слабый интерес к сфере профессиональной деятельности, которой они обучаются.

Литература

1. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие / Н. Э. Касаткина [и др.] / отв. ред. Н. Э. Касаткина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2011. - 184 с.

2. Тутарищева, С. М. Формирование готовности будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности в профессиональной сфере: на примере специальности - юриспруденция: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. М. Тутарищева. - Майкоп, 2006.

3. Шурыгина, Ю. А. Организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности как фактор профессионального становления студентов педагогического вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук / Ю. А. Шурыгина. - Пенза, 2011. - 23 с.

Информация об авторе:

Ерёмин Виталий Валерьевич - старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета романогерманской филологии КемГУ, 8-906-922-90-67, eremin_06@mail.ru.

Vitaly V. Eremin - Senior lecturer of the Chair of Foreign Languages at the Faculty Romance and Germanic Philology, Kemerovo State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.